Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа
Цель: выяснить, как сенсорное воспитание влияет на формирование личности ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить и теоретически обосновать влияние сенсорного воспитания на ребенка;
2. Выявить особенности и уровень развития сенсорного воспитания у детей раннего возраста;
3. Разработать и экспериментально апробировать пути влияния сен-сорного воспитания на формирование личности.
I. Введение. 2 - 3
II Теоретическая часть 4 - 52
1. Сенсорное воспитание - одна из задач интеллектуально-
познавательной деятельности ребенка. Понятие и значение
сенсорного воспитания в формировании личности ребенка 4 - 11
2. Психолого-педагогические исследования сенсорного
воспитания. 12 - 18
3. Особенности сенсорного развития детей. 19 - 26
4. Содержание сенсорного воспитания в разных возрастных
группах. Понятие о сенсорных эталонах. 27 - 41
5. Методика сенсорного воспитания. 42 - 52
III Практическая часть 53 - 56
IV. Выводы и рекомендации. 57
V. Заключение. 58
VI. Библиография. 59
VII. Приложения 60
В истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.
Сенсорное содержание представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Этот объем определяется:
- многообразием особенностей окружающего мира;
- разнообразием видов
Таким образом, теория сенсорного воспитания включает:
Важным является умение воспринимать и представлять действия не только в целом, но и выделять в них отдельные движения, соблюдать их последовательность, длительность, направление, величину размаха движения, усилие и т.д. и регулировать на этой основе свои действия. Это необходимо в любой деятельности для усвоения действий, операций.
Первый год жизни.
При воспитании маленьких детей почти все внимание взрослых направлено на своевременное кормление, организацию сна малыша прогулок. Во время бодрствования ребенка кормят, проводят различные гигиенические процедуры, что совершенно закономерно. Но достаточно ли для малыша только осуществление гигиенического ухода и кормления? Конечно, нет. Чем раньше взрослые начнут проводить специальные игры, способствующие успешному развитию младенца, тем лучше.
Во время бодрствования малыша взрослые часто разговаривают с ним, улыбаются ему, что способствует, пусть не сразу, появлению ответной улыбки, радостных голосовых проявлений - гуканья, оживленных движений рук и ног.
Ребенок очень быстро привыкает к общению с взрослыми, начинает проситься на руки, так как на руках у взрослого открывается совершенно другой мир - лучше видно окружающее, да и перемена позы очень существенна для малыша, ведь ребенок устает все время лежать, надоедает однообразный вид из кроватки.
При воспитании малыша
Прежде всего, надо выделить
специальное место для
Во время бодрствования
Игры с ребенком можно проводить тогда, когда он спокоен, но не очень устал. Лучше всего после кормления, когда ребенка ничего не беспокоит.
7 - 9-дневной ребенок бодрствует
очень мало, но и в эти небольшие
промежутки необходимо
Современные психологические исследования свидетельствует о больших возможностях ребенка раннего возраста. При целенаправленном обучении двухнедельный ребенок следит за перемещающимися предметами, в 3 недели он внимательно рассматривает предметы окружающей обстановки, различает даже близкие цветовые тона: красный и оранжевый, оранжевый и желтый и т.д. Малыш в возрасте одного месяца по-разному реагирует на веселую и грустную мелодию: затихает при грустной и оживленно двигает руками и ногами при веселой мелодии. При звучании грустной мелодии у малыша можно наблюдать печальное выражение лица, уголки рта опускаются вниз.
Своевременное начало деятельности всех органов чувств ребенка позволяет ему успешно развиваться в дальнейшем.
Очень важно то обстоятельство, что малыши, с которыми систематически проводятся игры с предметами, подолгу спокойно бодрствует, не просясь на руки, так как они умеют сами найти для себя интересное занятие, конечно, если взрослые предоставят соответствующие игрушки.
Второй год жизни.
Дети второго года жизни действенным
путём познают различные
На втором этапе путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или разной формы в соответствующих гнездах.
Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесения разнородных предметов по цвету. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнять задание правильно. Более сложными становятся и движения рук детей. Если раньше ребенок просто раскладывал предметы или размещал довольно крупные вкладыши в соответствующих гнездах, то теперь, чтобы «посадить» в маленькое отверстие грибок, необходимы тонкие движения руки под контролем зрения и осязания.
Задания на группировку предметов по величине, форме, цвету становятся доступными детям, когда они могут удерживать в памяти условия выполнения действия. Дети запоминают, что они должны не только брать предметы двух типов и раскладывать их в разные места, но при этом учитывать их величину, форму или цвет.
Первоначально детям предлагаются дополнительные ориентиры: на узкой дорожке раскладываются маленькие кружки, на большой - большие и т.п. Малыши довольно быстро привыкают к заданиям с двумя условиями и в дальнейшем переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров.
Третий год жизни
Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Нередко и группировка и соотнесение входят в одну игру-занятие. (См. приложение 6,7)
Задания по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в элементарную продуктивную деятельность - рисование, выкладывание мозаики. Учитывая возросшие возможности детей, им предлагается осуществлять выбор двух разновидностей предметов из четырех возможных.
Выполнение заданий на соотнесение однородных предметов одновременно и по величине и по форме вполне доступно для детей третьего года жизни. Допуская отдельные ошибки, малыш может сам их исправить, если взрослый задает ему вопрос: «Посмотри, что неправильно?».
Размещение вкладок разной величины и формы дети осуществляют двумя способами. В первом случае отбирают вначале предметы одной разновидности, затем раскладывают по гнездам оставшиеся вкладыши, этот способ не только более простой, но и более экономичный по времени. Во втором случае дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо. Желательно, чтобы каждый ребенок научился обоим способам. Дети, не владеющие вторым способом, в дальнейшем затрудняются в чередовании предметов по тому или иному признаку.
Раскладывая мозаику, ребенок не только учитывает разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Еще более сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию.
К концу третьего года жизни у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании. Особенно по замыслу, выкладывании мозаики и т.д. (См. приложение 8)
При проведении игр-занятий воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Четвертый год жизни
Игры и упражнения, предлагаемые для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами, отношением трех-пяти однородных объектов по величине. Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах, что предполагает обобщение цвета, формы, отношения величин.
Особое внимание в
этом возрасте уделяется усвоению и
правильному употреблению названий
свойств предметов (цвета, формы, величины).
Часть заданий направлена на то,
чтобы научить детей применять
После ознакомления с шестью цветами спектра дошкольники начинают знакомиться со светлотными оттенками цветов. Воспитатель заботится о том, чтобы представления детей о цветах спектра уточнялись и обобщались (любой цвет может иметь разные оттенки).
Ознакомление детей второй младшей группы с величиной предполагает, кроме усвоения отношений величин, развитие глазомера - умения подбирать на глаз предметы одинаковой величины.
Таким образом, все предполагаемые задания можно разделить на следующие типы:
Желательно, чтобы при выборе игр и упражнений воспитатель использовал указанные типы заданий.
Кроме названных заданий рекомендуется два комплексных, при выполнении которых необходимо учитывать одновременно два свойства предметов, форму и цвет. В большинстве предшествующих игр и упражнений детям предлагалось целиком сосредоточиться лишь на одном свойстве предметов, отвлечься от других свойств. В раннем возрасте это действительно необходимо для полноценного усвоения представлений о каждом свойстве. Но в дальнейшем ребенок должен научиться видеть все свойства предмета, ориентироваться на любое из них или на два-три одновременно в зависимости от стоящей перед ним задачи. Выработка такого умения и является целью комплексных заданий. Той же цели служит и последовательность предлагаемых детям игр и упражнений.
Лучшим периодом для организаций дидактических игр является вторая половина дня. В это время дети могут спокойно и длительно заниматься разными играми, а воспитатель, удовлетворяя их интересы, играет с ними, оказывает помощь, учит новой игре.
В играх с детьми четвертого года жизни используется более сложный, чем в предыдущей группе, дидактический материал, с большим количеством деталей, вкладышей – до 5—6 и 6—8, усложняются сенсорные задачи – дается подбор деталей по 2—3 признакам, предлагается чередовать разные цвета (См. приложение 9); разнообразятся геометрические фигуры и т.д., а также вводятся новые игры и упражнения с предметами обихода («Кто как кричит» (См. приложение 10), «Магазин» (См. приложение 2), «Что изменилось?» (См. приложение 11), «Фонарики» (См. приложение 12), «Подбери к своему цвету?» (См. приложение 20), «Разноцветные мячи» (См. приложение 21), «Кто что выберет из мешочка?» (См. приложение 23). В этой возрастной группе самостоятельная игра в одних случаях поддерживается и контролируется тем, что, играя с картинками, предметами, ребенок находит пару, в других случаях он накладывает картинки цветных овощей на их контурное изображение; в третьих — находит и накладывает предметы на их изображение. Формирование у детей умения действовать с игрушками и материалами, правильно их использовать, доводить начатое до конца, употребляя все детали, вкладыши, остается важной задачей педагога. Индивидуальная игра, игра рядом — залог развития совместной игры малышей. Вместе с тем надо активнее развивать у детей умение играть вместе, вступать в несложные взаимодействия: организовать прокатывание шаров в одни ворота, предложить собирать шарики в одну корзину, нанизывать кольца на один стержень и др.