Сенсорное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выяснить, как сенсорное воспитание влияет на формирование личности ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить и теоретически обосновать влияние сенсорного воспитания на ребенка;
2. Выявить особенности и уровень развития сенсорного воспитания у детей раннего возраста;
3. Разработать и экспериментально апробировать пути влияния сен-сорного воспитания на формирование личности.

Оглавление

I. Введение. 2 - 3
II Теоретическая часть 4 - 52
1. Сенсорное воспитание - одна из задач интеллектуально-
познавательной деятельности ребенка. Понятие и значение
сенсорного воспитания в формировании личности ребенка 4 - 11
2. Психолого-педагогические исследования сенсорного
воспитания. 12 - 18
3. Особенности сенсорного развития детей. 19 - 26
4. Содержание сенсорного воспитания в разных возрастных
группах. Понятие о сенсорных эталонах. 27 - 41
5. Методика сенсорного воспитания. 42 - 52
III Практическая часть 53 - 56
IV. Выводы и рекомендации. 57
V. Заключение. 58
VI. Библиография. 59
VII. Приложения 60

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

Пятый год жизни

В средней группе игры и упражнения, помогающие детям узнать о различных свойствах предметов, усложняются в нескольких направлениях. Дошкольники продолжают знакомиться с цветами спектра и оттенками по светлоте, используют полученные знания при определении цвета предметов. На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью, узнают о возможности получения некоторых цветов путем смешения других, выделяют голубой цвет. Учатся смешивать краски на палитре. Палитрой может быть кафельная или керамическая белая плитка. При смешивании красок на палитру сначала наносится самая светлая из них, затем понемногу добавляется краска более темного цвета. Воспитатель следит за тем, чтобы дети смешивали краски до тех пор, пока не получится однородный цвет.

Знакомство с формой предполагает введение дополнительной к пяти уже известным фигурам  двух новых фигур и, что особенно существенно, усвоение детьми представлений о разновидностях треугольников, овалов. Одним из наиболее эффективных видов заданий становятся задания на самостоятельное изготовление фигур детьми. Новыми являются также задания на взаимосвязь зрительного и осязательного обследования форм.

На пятом году жизни  детей учат анализировать сложные (составные) формы, раскладывать их на элементы, соответствующие геометрическим образцам.

В средней группе, знакомя  дошкольников с величиной, рекомендуется  предлагать им более сложные, чем  в предыдущей возрастной группе задания: выделять высоту, ширину предметов  и другие параметры величины.

После усвоения детьми программного материала они выполняют комплексные задания, когда требуется ориентироваться одновременно на два признака предмета - форму и цвет.

В средней группе дети в основном овладевают действиями с  дидактическими игрушками и материалами. У них развивается способность дольше сосредоточиваться на нанизывании колец, чередуя их по цвету и размеру. Дети с удовольствием собирают многоместные матрешки, при этом они улавливают более тонкие различия в оттенках цвета, градациях величины, формы вкладышей. Они с удовольствием играют в игры типа «Кто быстрее соберет башенку», «Кто быстрее найдет пару», «Кто правильнее разложит предметы по форме (назначению, материалу и т.д.)», «Где что найдешь?» (См. приложение 18), «Кому что подойдет?» (См. приложение 19). В этих играх дети объединяются уже не только одинаковым у всех материалом (у всех матрешки или башенки), но и общим игровым действием — элементом соревнования.

Новое у детей этой группы — возрастающий интерес и  возможности самостоятельно играть в несложные настольно-печатные игры: различные предметные лото и другие игры с картинками («Соберем урожай» (См. приложение 14), «Цветное домино» (См. приложение 13), «Магазин» (См. приложение 3). В основе этих игр все те же принципы подбора маленьких парных карточек-картинок к аналогичным изображениям на больших картах лото или домино.

Шестой  год жизни.

В старшей группе рекомендуется  дальнейшее усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины предметов.

Продолжается усвоение детьми оттенков цвета по светлоте, вводятся тонкие градации таких оттенков (до 4-5). Впервые дошкольники знакомятся с оттенками по цветовому тону (промежуточными между цветами спектра), учатся их получать и называть, выделять в реальных предметах. Углубляются представления детей о системе хроматических цветов, их взаимосвязи. Дополнительно они знакомятся с делением цветов на группы теплых и холодных.

Дети шестого года жизни должны овладеть способами  обследования сложной формы предметов, научиться давать ее последовательное словесное описание и узнавать по словесному описанию.

В этот период дошкольники  выполняют действия, требующие умения различать на глаз довольно сложные  разновидности одной и той  же геометрической формы. Задания на анализ сложной формы, расчленение ее на составные элементы усложняются за счет перехода от анализа изображений, состоящих из элементов разной формы, к анализу изображений, включающих элементы одинаковой формы и величины.

В старшей группе расширяются  знания детей о величине предметов. Воспитанники выполняют задания  на построение рядов из десяти элементов, расположенных по степени убывания (или возрастания) одного из параметров величины, установление соответствия между двумя-тремя рядами.

Существенное внимание в работе с детьми старшей группы следует уделять творческим заданиям, пробуждающим фантазию, воображение ребят. Это задания на получение новых оттенков цвета, на придумывание и складывание по собственному замыслу фигурок из элементов мозаики.

По сенсорному содержанию особое значение в старшей группе приобретают игры и упражнения, в которых, дети закрепляют свои представления о многообразии свойств предметов и явлений окружающей действительности.

Детям 5—6 лет становятся доступными достаточно сложные настольно-печатные игры, основной задачей которых является развитие у детей умения обобщать, группировать предметы по общим свойствам, сопоставлять их с соответствующими эталонами. («Подбери пару» (См. приложение 15), «Времена года», «Семь в ряд», «Геометрическое лото», «Собери букет» (См. приложение 16), «Что из чего сделано?» (См. приложение 22), «Собери урожай» (См. приложение 25) и др.), словесные игры  («Отгадай, о каком предмете так можно сказать», «Назови предметы... формы... цвета», «Скажи наоборот», «Магазин» (См. приложение 4), «Распутай путаницу» (См. приложение 17) и др.), словесно-подвижные («Чей домик», «Чье звено быстрее подберет предметы» и т.д.). Большое организующее значение приобретают в этой возрастной группе (как и в подготовительной к школе) игры и упражнения для развития глазомера и координации движений («Летающие колпачки», «Кто больше», «Настольный кольцеброс»), а также игры-головоломки («Загони шарик», «Сложи картинку», «Наведи порядок» и др.), игра в шашки.

III. Система сенсорных эталонов:

Одной из важнейших задач  сенсорного воспитания является формирование у детей представления о сенсорных эталонах.

Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю история своего развития. Или это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта.

Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности:

    • основные цвета спектра;
    • геометрические фигуры;
    • эталоны пространственного положения и направления;
    • эталоны величины;
    • длительность времени;
    • высота музыкальных звуков в нотах;
    • эталоны мер веса.

Усвоение детьми сенсорных  эталонов - длительный и сложный  процесс. Полное овладение ими происходит в школьном возрасте. В период же дошкольного детства в процессе специального обучения дети овладевают подобными системами лишь в первоначальной форме. В работах Л.А. Венгера дан содержательный анализ последовательных этапов этого процесса - от усвоения отдельных элементов системы к усвоению некоторых признаков построения таких систем. Венгер вычленил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов - перцептивный и интеллектуальный. Выделение перцептивного пути имеет важное значение для разработки способов сенсорного воспитания младших дошкольников, которым еще недоступен интеллектуальный путь овладения такого рода системами.

Системы сенсорных эталонов, будучи усвоены ребенком, выступают в  качестве средств осуществления  перцептивных действий. Сопоставляя  вновь воспринятые качества предметов с соответствующими элементами этих систем, ребенок точнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленность и организованность. Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень.

А.В. Запорожец считает, что набор мерок, эталонов необходимо давать в дошкольном возрасте. Владея этими мерками, дети будут соотносить с ними любое воспринятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения» ребенок полнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер.

В первые годы жизни у  детей формируются предпосылки  сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсорные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.).

В дошкольном возрасте ребенок  пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определенными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка» и др.) Обычно этот период длится до границы между пятым и шестым годом жизни, но может задержаться, если взрослые «насаждают» предметные эталоны в деятельность ребенка. Между тем исследования показали, что в стадии дошкольного возраста дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце, как шар, лимон и огурец овальной формы. Для ребенка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - система геометрических фигур, для слухового восприятия - решетка фонем родного языка, звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др.

По системе М. Монтессори ощущения и восприятия развиваются  у детей с помощью специального материала на занятиях - уроках. Отечественная система сенсорного воспитания строится на признании необходимости развивать восприятие ребенка в процессе содержательной деятельности, организуемой не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Когда, например, знакомить детей со свойствами воды? Неужели проводить для этого специальное занятие? Конечно, нет! Во время умывания, игр с водой в групповой комнате, на участке педагог обучает воспитанников действиям обследования, которые помогают познать свойства воды (прозрачная, не имеет запаха, вкуса, своей формы, бывает разной температура, замерзает на морозе и др.).

На первом году жизни  ребенка задачи сенсорного воспитания (развитие слуха, зрения, формирование предметности восприятия) успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная. В каждом из этих видов деятельности - своя сенсорная основа. В изобразительной деятельности - это восприятие и различение цвета, оттенков, формы, величины, пропорций; в трудовой деятельности - восприятие и различение особенностей материалов, их пластичности, фактуры и других свойств. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Особенно отчетливо эта зависимость прослеживается в художественных вида деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.

В зависимости от содержания деятельности, ее мотивов, меняются острота, точность ощущений, поскольку различные признаки предметов выступают в своем жизненном значении. Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности, ребенок использует его в других видах деятельности.

В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретенный ребенком сенсорный опыт, обобщает его. «Это шарик. Он круглый, он катится»,-говорит воспитатель годовалому малышу. По мере того, как ребенок овладевает речью, его ощущения приобретают новое качество, слово помогает вычленять новый признак, видеть его в других предметах. Введение в словарь ребенка названий разных признаков помогает развивать способность к сравнению - важнейшей мыслительной операции. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчетливому различению.

Так, автор всемирно известной  системы сенсорного воспитания Мария  Монтессори сводит развитие ребенка  исключительно к развитию сил  и способностей организма: развитию мускулов, зрения, слуха, обоняния и т.п. Разработанные ею дидактические материалы, подобранные соответствующим образом, дают детям дошкольного возраста сенсорные стимулы, упражняющие органы чувств. По идее Монтессори ребенок работает с ее материалами самостоятельно, поскольку они построены на принципах авто дидактизма. Педагог не обучает, не «мешает» естественному ходу развития, не навязывает свое понимание, не уточняет словом то, что ребенок ощущает. В результате ребенок, тонко различая, например, цвета и оттенки, не может их назвать, сравнить, обобщить, применить к другим видам деятельности, выходящим за рамки упражнений с дидактическим материалом.

Таким образом, роль руководства  взрослого велика. Без руководства  взрослого богатый сенсорный  опыт не становится фундаментом для развития мышления ребенка. Воспитатель помогает раскрывать детям те стороны явлений, которые могут остаться незамеченными, вырабатывать отношение детей к этим явлениям. Правильно организованная жизнь детей в детском саду даёт им возможность достаточно много разнообразных впечатлений.

 

 

5. Методика сенсорного  воспитания.

«Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности.

Л.С. Выготский

Развитие ощущений и  восприятий происходит успешнее в условиях целенаправленной содержательной деятельности.

Условия сенсорного воспитания:

1) Содержательная деятельность дошкольника.

Информация о работе Сенсорное воспитание