Сенсорное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выяснить, как сенсорное воспитание влияет на формирование личности ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить и теоретически обосновать влияние сенсорного воспитания на ребенка;
2. Выявить особенности и уровень развития сенсорного воспитания у детей раннего возраста;
3. Разработать и экспериментально апробировать пути влияния сен-сорного воспитания на формирование личности.

Оглавление

I. Введение. 2 - 3
II Теоретическая часть 4 - 52
1. Сенсорное воспитание - одна из задач интеллектуально-
познавательной деятельности ребенка. Понятие и значение
сенсорного воспитания в формировании личности ребенка 4 - 11
2. Психолого-педагогические исследования сенсорного
воспитания. 12 - 18
3. Особенности сенсорного развития детей. 19 - 26
4. Содержание сенсорного воспитания в разных возрастных
группах. Понятие о сенсорных эталонах. 27 - 41
5. Методика сенсорного воспитания. 42 - 52
III Практическая часть 53 - 56
IV. Выводы и рекомендации. 57
V. Заключение. 58
VI. Библиография. 59
VII. Приложения 60

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.doc

— 316.00 Кб (Скачать)

План:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение.

Я выбрала эту тему, так как проблемы умственного  развития ребенка дошкольного возраста занимают одно из центральных мест в современных исследованиях. Это объясняется огромным значением, которое имеют приобретения в умственном развитии, достигнутые в период дошкольного детства не только для успешного обучения в школе, но и для всей последующей жизни человека. Вряд ли можно охарактеризовать продвижение ребенка в умственном развитии в каких-либо количественных мерках. Дело не в количестве, а в качестве, в тех неповторимых возможностях, которые создает каждый возрастной период для определения средств и сторон умственной деятельности ребенка.

Если с этой точки зрения посмотреть на дошкольный возраст, то его основной особенностью является преобладание образных сторон познания действительности - восприятие, образное мышление, воображение. Именно для их формирования этот возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности. А это значит, что и основной задачей умственного воспитания дошкольника является всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности.

Я считаю, что влияние сенсорного воспитания на формирование личности ребенка огромно. Личность - это человек в совокупности социально приобретенных характеристик, относительно устойчивых, определяющих его поступки, значимые для него, обладает самосознанием и самоконтролем. Ребенок рождается индивидом - биологическим существом человеческого рода, а личностью он становится. А для этого необходимо многое. И чтобы сформировать ребенка как личность, надо начать с сенсорного воспитания. Ведь сенсорное воспитание направлено на развитие всех чувств ребенка. Чтобы понять, как сенсорное воспитание влияет на формирование личности ребенка, я и выбрала эту тему.

Объектом моей курсовой работы является исследование влияния сенсорного воспитания на детей раннего возраста.

Предметом - процесс влияния сенсорного воспитания на формирование личности ребенка.

Цель: выяснить, как сенсорное воспитание влияет на формирование личности ребенка.

Задачи исследования:

    1. Изучить и теоретически обосновать влияние сенсорного воспитания на ребенка;
    2. Выявить особенности и уровень развития сенсорного воспитания у детей раннего возраста;
    3. Разработать и экспериментально апробировать пути влияния сенсорного воспитания на формирование личности.

Методы исследования:

    1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
    2. Наблюдение за детьми;
    3. Опытно-экспериментальная работа;
    4. Беседа;
    5. Изучение передового опыта воспитателей.

 

 

 

1. Сенсорное  воспитание - одна из задач интеллектуально-познавательной деятельности ребенка. Понятие и значение 
сенсорного воспитания в формировании личности ребенка

«Умственное воспитание необходимо

человеку не только для того, чтобы он

применял знания в труде, но и для того,

чтобы умел ценить богатства культуры

и искусства».

В.А. Сухомлинский

Важнейшим средством  развития дошкольника является интеллектуально-познавательная деятельность.

Интеллектуально-познавательная деятельность - это:

1) интеллект - это системное  количество относительно устойчивых  способностей человека;

2) ум - это совокупность  познавательных процессов от  ощущений и восприятий до мышления и воображения;

3) познание - это активность  ребенка, направленная на получение  знаний.

Интеллектуально-познавательная деятельность - это деятельность, направленная на развитие ума, умственных способностей и приобретения знаний.

Ребенок, согласно теории Павлова, рождается с рефлексом «Что это такое?» (ориентировочный). Это значит, что каждому из нас природа дала стартовое начало для познания мира. Интеллектуально-познавательная деятельность имеет огромное значение:

- способствует накоплению знаний об окружающем мире;

- способствует овладению  ребенком простейшими мыслительными  операциями;

- учит устанавливать  причинно-следственные связи;

- развивает умственную  активность и самостоятельность;

- большое значение  имеет в подготовке детей к школе.

Психолого-педагогические исследования показывают, что интеллект  ребенка и познание мира осуществляется только в деятельности. Вне деятельности нет развития, причем познание мира будет богаче, если оно пройдет через чувственную практически-познавательную деятельность. Поэтому задача педагога в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы создать для этого специальные условия:

- создать развивающую  предметную среду;

- знакомство детей  со свойствами предметов, способами  действия и их назначением;

- приобщение детей к различным видам деятельности (бытовой, трудовой);

- необходимо развивать  и совмещать основные виды  деятельности (общение, предметную, игровую).

Познавательная деятельность может проходить самостоятельно, или может быть организована взрослыми  как совместная деятельность. В ходе познавательной деятельности дети познают окружающий мир, узнают все о предметах.

Так как для полноценного умственного развития ребенка, с  первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления, важнейшими задачами интеллектуально-познавательной деятельности являются:

    1. Сенсорное воспитание;
    2. Овладение или развитие мыслительной деятельности детей - овладение детьми основными мыслительными операциями (уметь обобщать, сравнивать), а также познавательными процессами и способностями (мышление, память, воображение);
    3. Становление речи:

Для этого необходимо:

- накопление словаря;

- воспитание звуковой  культуры речи;

- формирование грамматического  строя речи;

- развитие связной  речи.

    1. Формирование познавательных мотивов:

Это воспитание любознательности у детей, развитие их познавательных интересов.

    1. Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Теоретическая разработка системы сенсорного воспитания и  внедрения ее в практику детского сада имеет важное значение для решения проблем умственного воспитания дошкольников. В работах А.В. Запорожца, А.А. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгера сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Одним из важнейших моментов сенсорного воспитания является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых качествах предметов.

Овладение систематизированными знаниями о чувственных качествах  происходит в процессе определенной организации познавательной деятельности детей. При этом особую роль играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов, которые могут быть использованы в процессе познания многих качеств определенного рода. От способов обследования предметов зависит структура формируемых образов и особенности их функционирования. Чем универсальнее функциональные возможности сформированного образа, тем большую роль он может сыграть в умственном и сенсорном воспитании.

Тесная связь умственного  развития с сенсорным воспитанием  обуславливается тем, что сенсорное воспитание осуществляется в процессе различных видов детской продуктивной деятельности: изобразительной, конструирования, труда и т.д., которые требуют активного участия как сенсорных, так и умственных процессов в их тесном взаимодействии.

Сформированный у детей  общий способ обследования формы  предметов важен для последующего развития мыслительных процессов: сравнения предметов и выделения их общих признаков. В начале дети сравнивают предметы по их общей форме, затем последовательно выделяют основные части предметов и сравнивают их в соответствующем порядке. После этого развертывается сравнение взаимосвязей частей и т.д. Такой путь обеспечивает высокую результативность процесса сравнения; дети легко замечают сходство и различие форм двух или нескольких предметов, как в целом, так и по отдельным частям, по пространственному положению частей. А.В. Запорожец, критикуя формальный характер зарубежных систем сенсорного воспитания, выдвинул положение о повышении уровня осмысленности процессов восприятия детей путем подведения их к пониманию связи внешних свойств предметов с внутренними, скрытыми свойствами. При этом восприятие внешних свойств предметов выступает важным подготовительным этапом процесса отражения внутренних скрытых свойств вещей. При ознакомлении детей с тем или иным качеством вещи (формой, цветом, величиной) их подводят к пониманию того, что это внешнее качество может служить определенным проявлением другого свойства, которое от нас скрыто. Например, цвет плода выступает как признак его зрелости, по форме предмета можно судить о его назначении.

Сформированное у детей  умение вычленять существенные признаки формы значительно облегчает им выявление зависимости между формой предмета и его функцией. Усвоение этой общей зависимости играет положительную роль не только в умственном воспитании детей, но и в развитии детской продуктивной деятельности.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире - ощущения. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнает о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которыми ребенок непосредственно соприкасается, действует.

С восприятия предметов  и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

            И.М. Сеченов писал, что корни  мысли ребенка лежат в чувствовании. Правомерно предполагать, что богатство  ощущений и восприятия - предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ» (К.Д. Ушинский).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и  других свойств предметов, в частности  игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства, музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем и др. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей.

Развивать анализаторы ребенка - значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями. С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства: поглаживает, чтобы узнать, какова поверхность, сжимает, чтобы определить твердость и т.д.

Задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям. Обобщенные способы обследования предметов  имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Значение сенсорного развития в  раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, А.П. Усова, И.П. Сакулина, Е.И. Тихеева) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Информация о работе Сенсорное воспитание