Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:56, курсовая работа
Цель: выяснить, как сенсорное воспитание влияет на формирование личности ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить и теоретически обосновать влияние сенсорного воспитания на ребенка;
2. Выявить особенности и уровень развития сенсорного воспитания у детей раннего возраста;
3. Разработать и экспериментально апробировать пути влияния сен-сорного воспитания на формирование личности.
I. Введение. 2 - 3
II Теоретическая часть 4 - 52
1. Сенсорное воспитание - одна из задач интеллектуально-
познавательной деятельности ребенка. Понятие и значение
сенсорного воспитания в формировании личности ребенка 4 - 11
2. Психолого-педагогические исследования сенсорного
воспитания. 12 - 18
3. Особенности сенсорного развития детей. 19 - 26
4. Содержание сенсорного воспитания в разных возрастных
группах. Понятие о сенсорных эталонах. 27 - 41
5. Методика сенсорного воспитания. 42 - 52
III Практическая часть 53 - 56
IV. Выводы и рекомендации. 57
V. Заключение. 58
VI. Библиография. 59
VII. Приложения 60
План:
Я выбрала эту тему, так как проблемы умственного развития ребенка дошкольного возраста занимают одно из центральных мест в современных исследованиях. Это объясняется огромным значением, которое имеют приобретения в умственном развитии, достигнутые в период дошкольного детства не только для успешного обучения в школе, но и для всей последующей жизни человека. Вряд ли можно охарактеризовать продвижение ребенка в умственном развитии в каких-либо количественных мерках. Дело не в количестве, а в качестве, в тех неповторимых возможностях, которые создает каждый возрастной период для определения средств и сторон умственной деятельности ребенка.
Если с этой точки зрения посмотреть на дошкольный возраст, то его основной особенностью является преобладание образных сторон познания действительности - восприятие, образное мышление, воображение. Именно для их формирования этот возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности. А это значит, что и основной задачей умственного воспитания дошкольника является всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности.
Я считаю, что влияние сенсорного воспитания на формирование личности ребенка огромно. Личность - это человек в совокупности социально приобретенных характеристик, относительно устойчивых, определяющих его поступки, значимые для него, обладает самосознанием и самоконтролем. Ребенок рождается индивидом - биологическим существом человеческого рода, а личностью он становится. А для этого необходимо многое. И чтобы сформировать ребенка как личность, надо начать с сенсорного воспитания. Ведь сенсорное воспитание направлено на развитие всех чувств ребенка. Чтобы понять, как сенсорное воспитание влияет на формирование личности ребенка, я и выбрала эту тему.
Объектом моей курсовой работы является исследование влияния сенсорного воспитания на детей раннего возраста.
Предметом - процесс влияния сенсорного воспитания на формирование личности ребенка.
Цель: выяснить, как сенсорное воспитание влияет на формирование личности ребенка.
Задачи исследования:
Методы исследования:
«Умственное воспитание необходимо
человеку не только для того, чтобы он
применял знания в труде, но и для того,
чтобы умел ценить богатства культуры
и искусства».
В.А. Сухомлинский
Важнейшим средством развития дошкольника является интеллектуально-познавательная деятельность.
Интеллектуально-познавательная деятельность - это:
1) интеллект - это системное
количество относительно
2) ум - это совокупность познавательных процессов от ощущений и восприятий до мышления и воображения;
3) познание - это активность
ребенка, направленная на
Интеллектуально-познавательная деятельность - это деятельность, направленная на развитие ума, умственных способностей и приобретения знаний.
Ребенок, согласно теории Павлова, рождается с рефлексом «Что это такое?» (ориентировочный). Это значит, что каждому из нас природа дала стартовое начало для познания мира. Интеллектуально-познавательная деятельность имеет огромное значение:
- способствует накоплению знаний об окружающем мире;
- способствует овладению
ребенком простейшими
- учит устанавливать причинно-следственные связи;
- развивает умственную
активность и
- большое значение
имеет в подготовке детей к шко
Психолого-педагогические исследования показывают, что интеллект ребенка и познание мира осуществляется только в деятельности. Вне деятельности нет развития, причем познание мира будет богаче, если оно пройдет через чувственную практически-познавательную деятельность. Поэтому задача педагога в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы создать для этого специальные условия:
- создать развивающую предметную среду;
- знакомство детей
со свойствами предметов,
- приобщение детей к различным видам деятельности (бытовой, трудовой);
- необходимо развивать и совмещать основные виды деятельности (общение, предметную, игровую).
Познавательная деятельность
может проходить
Так как для полноценного умственного развития ребенка, с первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления, важнейшими задачами интеллектуально-познавательной деятельности являются:
Для этого необходимо:
- накопление словаря;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
Это воспитание любознательности у детей, развитие их познавательных интересов.
Теоретическая разработка системы сенсорного воспитания и внедрения ее в практику детского сада имеет важное значение для решения проблем умственного воспитания дошкольников. В работах А.В. Запорожца, А.А. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгера сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Одним из важнейших моментов сенсорного воспитания является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых качествах предметов.
Овладение систематизированными знаниями о чувственных качествах происходит в процессе определенной организации познавательной деятельности детей. При этом особую роль играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов, которые могут быть использованы в процессе познания многих качеств определенного рода. От способов обследования предметов зависит структура формируемых образов и особенности их функционирования. Чем универсальнее функциональные возможности сформированного образа, тем большую роль он может сыграть в умственном и сенсорном воспитании.
Тесная связь умственного развития с сенсорным воспитанием обуславливается тем, что сенсорное воспитание осуществляется в процессе различных видов детской продуктивной деятельности: изобразительной, конструирования, труда и т.д., которые требуют активного участия как сенсорных, так и умственных процессов в их тесном взаимодействии.
Сформированный у детей общий способ обследования формы предметов важен для последующего развития мыслительных процессов: сравнения предметов и выделения их общих признаков. В начале дети сравнивают предметы по их общей форме, затем последовательно выделяют основные части предметов и сравнивают их в соответствующем порядке. После этого развертывается сравнение взаимосвязей частей и т.д. Такой путь обеспечивает высокую результативность процесса сравнения; дети легко замечают сходство и различие форм двух или нескольких предметов, как в целом, так и по отдельным частям, по пространственному положению частей. А.В. Запорожец, критикуя формальный характер зарубежных систем сенсорного воспитания, выдвинул положение о повышении уровня осмысленности процессов восприятия детей путем подведения их к пониманию связи внешних свойств предметов с внутренними, скрытыми свойствами. При этом восприятие внешних свойств предметов выступает важным подготовительным этапом процесса отражения внутренних скрытых свойств вещей. При ознакомлении детей с тем или иным качеством вещи (формой, цветом, величиной) их подводят к пониманию того, что это внешнее качество может служить определенным проявлением другого свойства, которое от нас скрыто. Например, цвет плода выступает как признак его зрелости, по форме предмета можно судить о его назначении.
Сформированное у детей умение вычленять существенные признаки формы значительно облегчает им выявление зависимости между формой предмета и его функцией. Усвоение этой общей зависимости играет положительную роль не только в умственном воспитании детей, но и в развитии детской продуктивной деятельности.
Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире - ощущения. С помощью ощущений ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнает о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес и др. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которыми ребенок непосредственно соприкасается, действует.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
И.М. Сеченов писал, что корни
мысли ребенка лежат в
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства, музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем и др. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.
Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей.
Развивать анализаторы ребенка - значит
обучать его действиям
Задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям. Обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В. Запорожец, А.П. Усова, И.П. Сакулина, Е.И. Тихеева) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития является одной из основных сторон дошкольного воспитания.