Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:28, доклад
В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. / Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др. /. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.
Введение
Глава 1.
1.1 Факторы, определяющие отношения детей к взрослым
1.2 Развитие общения ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения по М.И. Лисиной
1. 3 Ситуативно-деловое общение
Глава 2. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка
2.1 Общение детей в семье
2.2. Негативное влияние конфликтов в семье.
2.3 Роль отношений и общения ребенка со взрослыми.
Заключение.
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема общения
детей раннего возраста со взрослыми
очень актуальна и злободневна. Исследованиями
выдающихся отечественных психологов
доказано, что общение - важнейший фактор
психического развития ребенка / Венгер
Л. Я., Коломенский Я. П., Лисина М. И., Запорожец
А. А. И др. / Изучением этой проблемы они
начали заниматься с 50-х годов. Как известно,
общение - это первая человеческая деятельность,
возникающая на заре становления человеческого
общества. Человек общался по поводу /
мотиву / добывания средств к существования
/ охота, приготовление пищи, одежды и др.
/
В исследованиях
ведущих отечественных
Вне человеческого
общения невозможно развитие личности
ребенка /подтверждением того являются
дети – маугли /. Дефицит общения взрослого
с ребенком, по мнению специалистов, ведет
к различным нарушениям: в одних случаях
к возникновению задержки психического
развития, в других - к педагогической
запущенности, а в более тяжелых случаях
- даже к гибели детей на ранних этапах
онтогенеза / в младенческом и раннем возрасте
/. Также отсутствие общения с детьми приводит
к следующим результатам: как свидетельствуют
многочисленные факты, будучи лишенным
общения с себе подобными, человеческий
индивид, даже если он, как организм вполне
сохранен, тем не менее остается биологическим
существом в своем психическом развитии.
Достоверными еще являются факты, свидетельствующие
о том, что недостаточное общение или полное
его отсутствие пагубно сказывается на
развитии детей. Например, явление госпитализма,
возникающее в закрытых детских учреждениях
: из - за дефицита общения со взрослыми
дети начинают резко отставать в развитии.
Если бы с рождения ребенок был лишен возможности
общаться со взрослыми и сверстниками,
то он ни стал бы культурно и нравственно
развитым человеком, был бы до конца жизни
обречен оставаться полуживым, лишь внешне,
анатомо - физиологически напоминающим
человека.
Психическое развитие
ребенка начинается с общения. Это
первый вид социальной активности,
который возникает в онтогенезе
и благодаря которому ребенок получает
необходимую для его индивидуального
развития информацию.
Общение - один из важнейших
факторов общего психического развития
ребенка. Только в контакте со взрослыми
людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического
опыта человечества.
В настоящее время
внимание многих психологов во всем мире
привлечено к проблемам раннего
детства. Этот интерес далеко не случаен,
так как обнаруживается, что первые
годы жизни являются периодом наиболее
интенсивного и нравственного развития,
когда закладывается фундамент
физического, психического и нравственного
здоровья. От того, в каких условиях
оно будет протекать, во многом зависит
будущее ребенка. Еще не родившийся
ребенок - это формирующееся человеческое
существо. Влияние отношений матери
к еще не родившемуся ребенку
исключительно важно для его
развития. Также важны взаимоотношения
матери и отца.
Любовь, с которой
мать вынашивает ребенка; мысли, связанные
с его появлением; богатство общения,
которое мать делит с ним, оказывают
влияние на развивающуюся психику
ребенка.
Многие исследователи
(Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв
ребенка от матери в первые годы жизни
вызывает значительные нарушения в психическом
развитии ребенка, что накладывает неизгладимый
отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд,
описывая эмоциональное развитие детей,
отмечал, что способность ребенка любить
окружающих тесно связана с тем, сколько
любви он получил сам и в какой форме она
выражалась.
Л. С. Выготский считал,
что отношение ребенка к миру
- зависимая и производная
Поэтому так важно
заложить основу доверительных отношений
между ребенком и взрослым, обеспечив
эмоционально и психологически благоприятные
условия для гармоничного развития
ребенка.
Делая выводы из вышесказанного,
хочется отметить, что общение
должно занимать не последнее место,
общаться с ребенком надо с самого
младенчества, тем самым создаются
условия для развития творческой,
гармонической, всесторонне развитой
личности.
Учитывая эти данные,
тема курсовой работы является актуальной.
Цель данной работы
состоит в том, чтобы на основе
полученных в ходе изысканий информации,
определить роль и место общения
ребенка со взрослыми в ходе его психического
развития.
В соответствии с
целью данной работы, определяются
следующие задачи:
1. Изучить психолого-
2. Раскрыть основные
особенности общения детей с
взрослыми.
3. Определить влияние
общения на психическое
В данной работе использованы
следующие методы:
· анализ научно-педагогической
и методической литературы;
· педагогический эксперимент
(наблюдения, беседы с родителями и
детьми).
Глава 1.
1.1 Факторы, определяющие
отношения детей к взрослым
Под общением понимается
информационное, эмоциональное и
предметное взаимодействие, в процессе
которого реализуются, проявляются
и формируются межличностные
взаимоотношения. В процессе общения
складываются определенные взаимоотношения.
От характера отношений ребенка
с окружающим во многом зависит, какие
именно личностные качества сформируются
у него. Отношения дошкольников со
взрослыми могут быть, например, приязненными
и доверчивыми, заинтересованными или
равнодушными, спокойными и неспокойными.
Чем определяется отношение
детей к взрослым? Что лежит в его основе?
Эти вопросы являются до сих пор мало исследованными.
Существует несколько подходов к их решению.
Так, например, неофрейдисты Дж. Боулби,
Р. Спитц подчеркивают решающую роль в
этом процессе матери, которая вскармливает
младенца, тем самым удовлетворяет его
“ оральную “ потребность. Но чем объяснить
тогда случаи, когда разлученные с матерью
дети развивались физически и психически
благоприятно! Как понять описанные в
научной литературе факты глубокой привязанности
младенцев и детей более старшего возраста
к взрослому, который только разговаривал
и играл с ребенком, не осуществляя при
этом никакого ухода за ним? Психоаналитический
подход, преувеличивающий влияние биологического
фактора, роль самого первого этапа жизни
на психическое развитие, не дает ответа
на эти вопросы. Сторонники теории “импритинга”
- запечатления также отводят первостепенную
роль раннему опыту ребенка в формировании
его отношений к окружающим. Сущность
ее заключается в переносе механизма ”импритинга”
/ описанного впервые К.Лоренцом на основе
наблюдений над птенцами / без должных
оснований и на поведение ребенка. Согласно
гипотезе “импритинга”, у детей раннего
возраста происходит запечатление особенностей,
свойственных взрослому, ухаживающему
за ними, - его внешности, голоса, одежды,
запаха. Они и составляют образ, вызывающий
у ребенка привязанность по аналогии с
образом матери или другого взрослого,
заменяющего ее.
Сторонники другого
направления в современной
Экспериментальные
исследования, проведенные под руководством
М.И.Лисиной, показали, что на протяжении
первых семи лет жизни последовательно
возникают и сменяют друг друга несколько
форм общения детей и взрослых. Основные
из них: непосредственно - эмоциональное
общение, деловое, внеситуативно - познавательное,
внеситуативно - личностное.
1.2 Развитие общения
ребенка со взрослыми на протяжении
детства. Формы общения по М.И. Лисиной
Развитие общения
ребенка со взрослым от рождения до
7 лет М. И. Лисина представляла как смену
нескольких целостных форм общения.
Формой общения
является коммуникативная деятельность
на определенном этапе ее развития,
которая характеризуется следующими параметрами:
В результате исследований
были выделены четыре основные формы общения,
характерные для детей определенного
возраста.
Первая форма - ситуативно-личностное
общение - характерна для младенчества.
Общение в это время зависит
от особенностей сиюминутного взаимодействия
ребенка и взрослого, оно ограничено
узкими рамками ситуации, в которой
удовлетворяются потребности
Непосредственно-эмоциональные
контакты являются основным содержанием
общения, поскольку главное, что
привлекает ребенка, - это личность
взрослого, а все остальное, включая
игрушки и прочие интересные предметы,
остается на втором плане.
В раннем возрасте ребенок
осваивает мир предметов. Ему
по-прежнему необходимы теплые эмоциональные
контакты с мамой, но этого уже
не достаточно. У него появляется потребность
в сотрудничестве, которая, вместе с
потребностями в новых
С появлением первых
вопросов ребенка: “почему?”, “зачем?”,
“откуда?”, “как?”,- начинается новый
этап в развитии общения ребенка
и взрослого. Это внеситуативно -
познавательное общение, побуждаемое
познавательными мотивами. Ребенок вырывается
за рамки наглядной ситуации, в которой
раньше были сосредоточены все его интересы.
Теперь его интересует гораздо больше:
как устроен открывшийся для него мир
природных явлений и человеческих отношений?
И главным источником информации, эрудитом,
знающим все на свете, становится для него
все тот же взрослый человек.
В середине или в
конце дошкольного возраста должна
возникнуть еще одна форма - внеситуативно
- личностное общение. Взрослый для ребенка
- высший авторитет, чьи указания, требования,
замечания принимаются по-деловому, без
обид, без капризов и отказа от трудных
заданий. Эта форма общения важна при подготовке
к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам,
ребенок будет психологически не готов
к школьному обучению.
Отметим, что позже,
в младшем школьном возрасте, сохранится
и упрочится авторитет
Общение с другими
детьми, первоначально практически
не влияет на развитие ребенка / если в
семье нет близнецов или детей близкого
возраста /. Даже младшие дошкольники в
3-4 года еще не умеют по-настоящему общаться
друг с другом. Как пишет Д. Б. Эльконин
они “играют рядом, а не вместе”. О полноценном
общении ребенка со сверстниками можно
говорить, только начиная со среднего
дошкольного возраста. Общение, вплетенное
в сложную ролевую игру, способствует
развитию произвольного поведения ребенка,
умения учитывать чужую точку зрения.
Определенно влияние на развитие оказывает
включение в коллективную учебную деятельность
- групповая работа, взаимная оценка результатов
и т. д. А для подростков, пытающихся освободиться
от оценки взрослых, общение со сверстниками
становится ведущей деятельностью. В отношениях
с близкими друзьями они / так же, как и
старшеклассники / способны на глубокое
интимно-личностное, “исповедальное”
общение.
Информация о работе Роль взрослого в развитии навыков общения у дошкольников