Роль взрослого в развитии навыков общения у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:28, доклад

Краткое описание

В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. / Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др. /. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Оглавление

Введение
Глава 1.
1.1 Факторы, определяющие отношения детей к взрослым
1.2 Развитие общения ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения по М.И. Лисиной
1. 3 Ситуативно-деловое общение
Глава 2. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка
2.1 Общение детей в семье
2.2. Негативное влияние конфликтов в семье.
2.3 Роль отношений и общения ребенка со взрослыми.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Роль взрослого.docx

— 44.83 Кб (Скачать)

На психику и  поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей среды, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации  жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом подражания. 

Насколько взрослые члены семьи обладают культурой  взаимоотношений, свидетельствует  их поведение в конфликтных ситуациях  и спорах. 

Совершенствование жизни семьи /взрослых и детей/ - ее уклада, стиля отношений, духовной культуры - имеет существенное значение для  всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка. 

Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома и за пределами его. Общение  приносит радость и детям и  родителям. Поэтому, так велико воздействие  семьи на формирование личности малыша.  

Хорошая, дружная  семья - это первичный коллектив, члены которого живут по принципу товарищества, сочувствия, взаимопомощи. Эти ценные принципы постепенно усваиваются  вашими сыновьями и дочерьми под влиянием ваших поступков, доступных рассказов. Так, незаметно у детей начинает складываться не только любовь к семье, уважение к родителям и другим членам семьи, но и вообще к людям, к Родине.  

2.3 Роль отношений  и общения ребенка со взрослыми. 

Общение часто рассматривают  как один из видов деятельности. В возрастной психологии прослеживается, как дети разного возраста общаются со взрослыми и друг с другом. С другой стороны, развитие ребенка зависит от содержания обучения и той формы, в которой это содержание ему преподносится. Поэтому, возникает второй вопрос: как взрослые должны общаться с ребенком, чтобы обеспечить наиболее благоприятное развитие? 

Потребность в общении  у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности / по некоторым данным в 2 месяца /. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама / или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком / должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно - эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи. 

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется  или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или  в детском доме, отстают в психическом  развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют  бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся  схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них  очень поздно. Более того, даже при  хорошем гигиеническом уходе  дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия, недостатки общения в младенчестве получили название госпитализма.  

Фигура взрослого  имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Это положение является традиционным и общепризнанным в отечественной психологии. Процесс интериоризации внешних, материальных средств, которые становятся внутренними средствами ребенка, многократно исследовался российскими психологами на материале различных психических процессов - мышления, восприятия, памяти, внимания и прочее. Во всех этих исследованиях культурный опыт передается ребенку в процессе общения и взаимодействия со взрослым. В то же время сам процесс общения и отношения ребенка со взрослым оставались за рамками этих исследований. Как нечто вторичное и не имеющее прямого отношения к усвоению культурных образцов. 

Этот пробел был  восполнен в работах М. И. Лисиной  и ее учеников. Лисина внесла в отечественную  психологию новый предмет - общение  ребенка со взрослым и разработала концепцию его развития. В концепции Лисиной общение рассматривается как особый вид деятельности, имеющий свои специфические структурные компоненты: потребности, предметы, мотивы и средства. Предметом деятельности общения является другой человек -- партнер по об-щению. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. Конкретными мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качества самого человека и других людей, ради которых человек вступает в общение. Среди таких качеств выделяются деловые, познавательные и личностные. Средствами общения являются операции, с помощью которых осуществляется коммуникативная деятельность. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предмет-но-действенными и речевыми. 

На разных этапах развития ребенка данные параметры образуют устойчивые сочетания, которые представляют собой качественно своеобразные формы общения. Форма общения со взрослым является важнейшей характеристикой психического раз-вития ребенка, поскольку в процессе общения со взрослым происходит не только усвоение и присвоение культурных образцов и средств овладения собой, но и становление новых мотивов деятельности ребенка. 

М. И. Лисина сформулировала положение о том, что общение является как бы сквозным механизмом смены деятельности ребенка. Взрослый всегда является для ребенка не только носителем средств и образцов действия, но и живой, уникальной личностью, воплощающей свои индивидуальные мотивы и смыслы. Он является для ребенка как бы олицетворением тех ценностных и мотивационных уровней, которыми ребенок еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым - через общение, совместную деятельность и общие переживания. Можно полагать, что мотивация, как и всякая другая высшая психическая функция, обнаруживает себя дважды: сначала как форма взаимодействия и сотрудничества между людьми (т. е. как категория интерпсихическая), а затем как собственное, внутреннее достояние субъекта (как категория интрапсихическая). Однако способ передачи новой мотивации имеет свою специфику. Здесь невозможно сообщение новой информации, или усвоение через подражание, или демонстрация образцов действия. В этой сфере действуют другие механизмы (эмоциональное заражение, вовлечение, создание общего смыслового поля и др.), которые предполагают не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого, его субъективную включенность в общение с ребенком. Это предъявляет к педагогам и воспитателям особые требования. Нужно не просто соблюдать нормы и правила поведения, не просто владеть нужными способами действий, но уметь открыть все это для ребенка, придать этому значимость и привлекательность. 

Ведь сами по себе окружающие предметы и стимулы могут  и не стать психологическими орудиями. Звуки речи, жребий или узелок на память в своей натуральной, естественной форме не содержат ничего такого, что могло бы организовывать поведение и психику человека. Значение знаков придается им извне окружающими взрослыми, которые превращают нейтральные стимулы в мотивы собственных действий ребенка и в психологические орудия овладения собой. Д. Б. Эльконин высказал очень важную мысль о том, что знак всегда несет в себе печать другого человека, его «след». Знак всегда подразумевает действие конкретного человека и действие одного человека в отношении другого. Именно поэтому знак социален и может организовывать поведение и психику ребенка. 

Все сказанное выше еще раз подчеркивает фундаментальную роль отношений и общения ребенка со взрослым в становлении психики ребенка. Систему отношений с другими людьми, которая характерна для конкретного периода онтогенеза, Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития является важнейшей характеристикой возрастного периода. 

Заключение. 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблеме общения  ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Божович Л.А., Выготского Л.С., Коломенского Я.Л., Марковой Т.А., Пеньевской Л.А., Жуковской Р.И. и др. 

Подводя итог можно  отметить, что общение является основным условием развития ребенка, одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет  то содержание общения, в котором  у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения  уровню потребности у ребенка  возникает расположение и приязнь  к взрослому, в случае несоответствия степень привязанности ребенка  к взрослому снижается. Суть последней  причины - некорректное, неправильное отношение родителей, воспитателей к детям, их неправильное поведение  в общении с детьми. 

Неправильное - это  значит: 

без уважения к личности ребенка, т. е. в унижающих, оскорбительных формах общения с детьми; 

без учета возрастных потребностей детей в нормальном отдыхе, в эмоциональном благополучии; 

без принятия и понимания  ребенка, без доверия к нему. 

Чтобы ребенок смог понимать других, общаться со взрослыми, они должны гуманно относиться к ребенку, учить ребенка активно вступать в контакты с окружающими людьми и с уважением и любовью относиться к ребенку. Однако не всегда взрослые уделяют нужное внимание общению, как одному из специфических средств целенаправленного и активного влияния на детей. А ведь это влияние должно осуществляться через внушение и разъяснение, подражание и убеждение, приучение и упражнение, требование и контроль, поощрение и наказание. И если использование перечисленных методов не дает должного эффекта, то это нередко связано с недостатками и ошибками, допускаемыми взрослыми в общении и отношениях с детьми, что зачастую вызывает у детей неудовлетворенность и отчуждение от старших в семье. 

В раннем возрасте изменяются социальная ситуация развития и ведущая  деятельность ребенка. Ситуативно-деловое  общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка.  

А. С. Макаренко говорил, обращаясь к родителям: “ не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда  вас нет дома. Как вы одеваетесь, разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь  или печалитесь, как вы обращаетесь  с друзьями или врагами - все это  имеет для ребенка большое  значение. 

Уход из семьи  одного из родителей часто ведет  к распаду семьи, наносит травму детям, которые становятся раздражительными, грубыми, подозрительными и недоверчивыми, снижается их интерес к труду, игре и т.д. 

Своеобразные трудности  возникают в семьях при воспитании единственного ребенка. Отсутствие общения с другими детьми, близкими по возрасту и по совместной жизни  накладывает отпечаток на личность и характер такого ребенка. Нередко  у единственного ребенка формируются  негативные качества личности: эгоизм, замкнутость, неуживчивость. 

В ряде исследований, проведенных в русле социометрии, установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полученных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания / культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям и т. д. / сочетаются с высоким, а неблагоприятные - с низким социометрическим статусом дошкольника среди сверстников.

Информация о работе Роль взрослого в развитии навыков общения у дошкольников