Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:28, доклад
В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. / Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др. /. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.
Введение
Глава 1.
1.1 Факторы, определяющие отношения детей к взрослым
1.2 Развитие общения ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения по М.И. Лисиной
1. 3 Ситуативно-деловое общение
Глава 2. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка
2.1 Общение детей в семье
2.2. Негативное влияние конфликтов в семье.
2.3 Роль отношений и общения ребенка со взрослыми.
Заключение.
На психику и
поведение ребенка могут влиять
разнообразные явления
Насколько взрослые
члены семьи обладают культурой
взаимоотношений, свидетельствует
их поведение в конфликтных
Совершенствование
жизни семьи /взрослых и детей/ - ее
уклада, стиля отношений, духовной культуры
- имеет существенное значение для
всестороннего воспитания детей, формирования
основ личности ребенка.
Взаимодействие взрослых
и детей многообразно. Оно осуществляется
и дома и за пределами его. Общение
приносит радость и детям и
родителям. Поэтому, так велико воздействие
семьи на формирование личности малыша.
Хорошая, дружная
семья - это первичный коллектив,
члены которого живут по принципу
товарищества, сочувствия, взаимопомощи.
Эти ценные принципы постепенно усваиваются
вашими сыновьями и дочерьми под
влиянием ваших поступков, доступных рассказов.
Так, незаметно у детей начинает складываться
не только любовь к семье, уважение к родителям
и другим членам семьи, но и вообще к людям,
к Родине.
2.3 Роль отношений
и общения ребенка со взрослыми.
Общение часто рассматривают
как один из видов деятельности.
В возрастной психологии прослеживается,
как дети разного возраста общаются
со взрослыми и друг с другом. С другой
стороны, развитие ребенка зависит от
содержания обучения и той формы, в которой
это содержание ему преподносится. Поэтому,
возникает второй вопрос: как взрослые
должны общаться с ребенком, чтобы обеспечить
наиболее благоприятное развитие?
Потребность в общении
у ребенка появляется рано, примерно
в 1 месяц, после кризиса новорожденности
/ по некоторым данным в 2 месяца /. Он
начинает улыбаться маме и бурно радоваться
при ее появлении. Мама / или другой близкий
человек, ухаживающий за ребенком / должна
как можно более полно удовлетворять эту
новую потребность. Непосредственно -
эмоциональное общение со взрослым создает
у ребенка радостное настроение и повышает
его активность, что становится необходимой
основой для развития его движений, восприятия,
мышления, речи.
Что же происходит, если
потребность в общении не удовлетворяется
или удовлетворяется
Фигура взрослого
имеет решающее значение в психическом
развитии ребенка. Только взрослый для
маленького ребенка является носителем
человеческой культуры, и только он может
передать ее ребенку. Это положение является
традиционным и общепризнанным в отечественной
психологии. Процесс интериоризации внешних,
материальных средств, которые становятся
внутренними средствами ребенка, многократно
исследовался российскими психологами
на материале различных психических процессов
- мышления, восприятия, памяти, внимания
и прочее. Во всех этих исследованиях культурный
опыт передается ребенку в процессе общения
и взаимодействия со взрослым. В то же
время сам процесс общения и отношения
ребенка со взрослым оставались за рамками
этих исследований. Как нечто вторичное
и не имеющее прямого отношения к усвоению
культурных образцов.
Этот пробел был
восполнен в работах М. И. Лисиной
и ее учеников. Лисина внесла в отечественную
психологию новый предмет - общение
ребенка со взрослым и разработала
концепцию его развития. В концепции Лисиной
общение рассматривается как особый вид
деятельности, имеющий свои специфические
структурные компоненты: потребности,
предметы, мотивы и средства. Предметом
деятельности общения является другой
человек -- партнер по об-щению. Потребность
в общении состоит в стремлении к познанию
оценке других людей, а через них и с их
помощью - к самопознанию и самооценке.
Конкретными мотивами, побуждающими коммуникативную
деятельность, являются те качества самого
человека и других людей, ради которых
человек вступает в общение. Среди таких
качеств выделяются деловые, познавательные
и личностные. Средствами общения являются
операции, с помощью которых осуществляется
коммуникативная деятельность. Эти средства
могут быть экспрессивно-мимическими,
предмет-но-действенными и речевыми.
На разных этапах
развития ребенка данные параметры образуют
устойчивые сочетания, которые представляют
собой качественно своеобразные формы
общения. Форма общения со взрослым является
важнейшей характеристикой психического
раз-вития ребенка, поскольку в процессе
общения со взрослым происходит не только
усвоение и присвоение культурных образцов
и средств овладения собой, но и становление
новых мотивов деятельности ребенка.
М. И. Лисина сформулировала
положение о том, что общение является
как бы сквозным механизмом смены деятельности
ребенка. Взрослый всегда является для
ребенка не только носителем средств и
образцов действия, но и живой, уникальной
личностью, воплощающей свои индивидуальные
мотивы и смыслы. Он является для ребенка
как бы олицетворением тех ценностных
и мотивационных уровней, которыми ребенок
еще не обладает. На эти уровни он может
подняться только вместе со взрослым -
через общение, совместную деятельность
и общие переживания. Можно полагать, что
мотивация, как и всякая другая высшая
психическая функция, обнаруживает себя
дважды: сначала как форма взаимодействия
и сотрудничества между людьми (т. е. как
категория интерпсихическая), а затем
как собственное, внутреннее достояние
субъекта (как категория интрапсихическая).
Однако способ передачи новой мотивации
имеет свою специфику. Здесь невозможно
сообщение новой информации, или усвоение
через подражание, или демонстрация образцов
действия. В этой сфере действуют другие
механизмы (эмоциональное заражение, вовлечение,
создание общего смыслового поля и др.),
которые предполагают не только «активность
присвоения» со стороны ребенка, но и «активность
отдачи» со стороны взрослого, его субъективную
включенность в общение с ребенком. Это
предъявляет к педагогам и воспитателям
особые требования. Нужно не просто соблюдать
нормы и правила поведения, не просто владеть
нужными способами действий, но уметь
открыть все это для ребенка, придать этому
значимость и привлекательность.
Ведь сами по себе
окружающие предметы и стимулы могут
и не стать психологическими орудиями.
Звуки речи, жребий или узелок на
память в своей натуральной, естественной
форме не содержат ничего такого, что
могло бы организовывать поведение и психику
человека. Значение знаков придается им
извне окружающими взрослыми, которые
превращают нейтральные стимулы в мотивы
собственных действий ребенка и в психологические
орудия овладения собой. Д. Б. Эльконин
высказал очень важную мысль о том, что
знак всегда несет в себе печать другого
человека, его «след». Знак всегда подразумевает
действие конкретного человека и действие
одного человека в отношении другого.
Именно поэтому знак социален и может
организовывать поведение и психику ребенка.
Все сказанное выше
еще раз подчеркивает фундаментальную
роль отношений и общения ребенка со взрослым
в становлении психики ребенка. Систему
отношений с другими людьми, которая характерна
для конкретного периода онтогенеза, Л.
С. Выготский назвал социальной ситуацией
развития. Социальная ситуация развития
является важнейшей характеристикой возрастного
периода.
Заключение.
Анализ психолого-
Подводя итог можно
отметить, что общение является основным
условием развития ребенка, одним из
наиболее важных моментов, определяющих
развитие отношения детей к взрослым.
Более всего ребенка
Неправильное - это
значит:
без уважения к личности
ребенка, т. е. в унижающих, оскорбительных
формах общения с детьми;
без учета возрастных
потребностей детей в нормальном
отдыхе, в эмоциональном благополучии;
без принятия и понимания
ребенка, без доверия к нему.
Чтобы ребенок смог
понимать других, общаться со взрослыми,
они должны гуманно относиться к ребенку,
учить ребенка активно вступать в контакты
с окружающими людьми и с уважением и любовью
относиться к ребенку. Однако
не всегда взрослые уделяют нужное внимание
общению, как одному из специфических
средств целенаправленного и активного
влияния на детей. А ведь это влияние должно
осуществляться через внушение и разъяснение,
подражание и убеждение, приучение и упражнение,
требование и контроль, поощрение и наказание.
И если использование перечисленных методов
не дает должного эффекта, то это нередко
связано с недостатками и ошибками, допускаемыми
взрослыми в общении и отношениях с детьми,
что зачастую вызывает у детей неудовлетворенность
и отчуждение от старших в семье.
В раннем возрасте изменяются
социальная ситуация развития и ведущая
деятельность ребенка. Ситуативно-деловое
общение со взрослым становится формой
и средством организации предметной деятельности
ребенка.
А. С. Макаренко говорил,
обращаясь к родителям: “ не думайте,
что вы воспитываете ребенка только
тогда, когда с ним разговариваете,
или поучаете его, или приказываете
ему. Вы воспитываете его в каждый
момент вашей жизни, даже тогда, когда
вас нет дома. Как вы одеваетесь,
разговариваете с другими людьми
и о других людях, как вы радуетесь
или печалитесь, как вы обращаетесь
с друзьями или врагами - все это
имеет для ребенка большое
значение.
Уход из семьи
одного из родителей часто ведет
к распаду семьи, наносит травму
детям, которые становятся раздражительными,
грубыми, подозрительными и
Своеобразные трудности
возникают в семьях при воспитании
единственного ребенка. Отсутствие
общения с другими детьми, близкими
по возрасту и по совместной жизни
накладывает отпечаток на личность
и характер такого ребенка. Нередко
у единственного ребенка
В ряде исследований,
проведенных в русле
Информация о работе Роль взрослого в развитии навыков общения у дошкольников