Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:28, доклад
В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. / Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др. /. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.
Введение
Глава 1.
1.1 Факторы, определяющие отношения детей к взрослым
1.2 Развитие общения ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения по М.И. Лисиной
1. 3 Ситуативно-деловое общение
Глава 2. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка
2.1 Общение детей в семье
2.2. Негативное влияние конфликтов в семье.
2.3 Роль отношений и общения ребенка со взрослыми.
Заключение.
1. 3 Ситуативно-деловое
общение
В конце первого
года жизни социальная ситуация слитности
ребенка и взрослого взрывается изнутри.
В ней появляются два противоположных,
но взаимосвязанных полюса - ребенок и
взрослый. К началу раннего возраста ребенок,
приобретая стремление к самостоятельности
и независимости от взрослого, остается
связанным с ним и объективно (поскольку
ему необходима практическая помощь взрослого),
и субъективно (поскольку нуждается в
оценке взрослого, его внимании и отношении).
Это противоречие находит свое разрешение
в новой социальной ситуации развития
ребенка, которая представляет собой сотрудничество,
или совместную деятельность ребенка
и взрослого.
Общение ребенка
со взрослым теряет свою непосредственность
уже во 2-й половине младенчества: оно начинает
опосредоваться предметами. На втором
году жизни содержание предметного сотрудничества
ребенка со взрослым становится особенным.
Содержанием их совместной деятельности
становится усвоение общественно-выработанных
способов употребления предметов. Своеобразие
новой социальной ситуации развития, по
словам Д. Б. Эльконина, заключается в том,
что теперь ребенок «...живет не вместе
со взрослым, а через взрослого, с его помощью.
Взрослый делает не вместо него, а совместно
с ним». Взрослый стано-вится для ребенка
не только источником внимания и доброжелательности,
не только «поставщиком» самих предметов,
но и образцом человеческих, специфических
предметных дей-ствий. И хотя на протяжении
всего раннего возраста форма общения
со взрослым по-прежнему остается ситуативно-деловой,
характер делового общения существенно
меняется. Такое сотруд-ничество уже не
сводится к прямой помощи или к демонстрации
предметов. Теперь необходимо соучастие
взрослого, одновременная практическая
деятельность вместе с ним, выполнение
од-ного и того же дела. В ходе такого сотрудничества
ребенок одновременно получает и внимание
взрослого, и его участие в действиях ребенка,
и главное - новые, адекватные способы
действия с предметами. Взрослый теперь
не только дает ребенку в руки предметы,
но вместе с предметом передает способ
действия с ним.
Достижения ребенка
в предметной деятельности и признание
их со стороны взрослых становятся для
него мерой своего Я и способом утверждения
собственного достоинства. У детей появляется
отчетливое стремление к достижению результата,
продукта своей деятельности. Конец этого
периода знаменуется кризисом 3-х лет,
в котором выражает себя возросшая самостоятельность
ребенка и целенаправленность его действий.
Глава 2. Роль и влияние
общения в семье на психическое
развитие ребёнка
Рассмотрим специфику
общения ребенка со взрослыми в раннем
детстве. Основными достижениями, которые
определяют развитие психики ребенка
в этом периоде являются: овладение телом
и речью, а также развитие предметной деятельности.
Среди особенностей общения ребенка этого
возраста можно выделить то, что ребенок
начинает входить в мир социальных отношений.
Это происходит благодаря изменению форм
общения со взрослыми. В предметной деятельности
через общение со взрослыми создается
основа для усвоения значений слов и связывания
их с образами предметов и явлений. Бывшая
раньше эффективной форма общения со взрослыми
(показ действий, управление движениями,
выражение желаемого с помощью жестов
и мимики) становиться уже недостаточной.
Возрастающий интерес ребенка к предметам,
их свойствам и действиям с ними побуждает
его постоянно обращаться ко взрослым.
Но обратиться к ним он может только овладев
речевым общением.
2.1 Общение детей
в семье
Начало формы
Семья - основанная на
браке или кровном родстве
малая группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной моральной
ответственностью и взаимопомощью.
В браке и семье отношения,
обусловленные различием полов
и половой потребностью, проявляются
в форме нравственно-
Ребёнок неразрывно
связан с обществом, с другими
людьми. Эти связи, выступая в качестве
условий и обстановки его жизнедеятельности,
формируют его духовный мир, поведение.
Важнейшее место в этом процессе
принадлежит семье - первому коллективу,
который дает человеку представления
о жизненных целях и ценностях,
о том, что нужно знать и
как надо себя вести. Ребёнок получает
первые практические навыки применения
этих представлений во взаимоотношениях
с другими людьми, усваивает нормы,
которые регулируют поведение в
различных ситуациях
Стиль отношения
взрослых к ребенку влияет не только
на становление тенденции к
Именно с близкими
взрослыми (мамой, папой, бабушкой и
другими) ребенок встречается на
первых этапах своей жизни и именно
от них и через них знакомится
с окружающим миром, впервые слышит
человеческую речь, начинает овладевать
предметами и орудиями своей деятельности,
а в дальнейшем и постигать
сложную систему человеческих взаимоотношений.
Известно немало примеров, когда дети,
по каким-либо причинам лишенные возможности
общаться со взрослыми первые несколько
лет своей жизни, потом так и не смогли
научиться «по-человечески» мыслить, говорить,
не смогли адаптироваться в социальной
среде.
Столь же ярким примером
является феномен «госпитализации»,
при котором взаимодействие ребенка
со взрослым ограничивается лишь формальным
уходом за детьми и исключается возможность
полноценного эмоционального общения
между ребенком и взрослым человеком (это
происходит при помещении ребенка раннего
возраста в дом ребенка).
Доказано, что такие
дети во многом отстают от своих
сверстников как в физическом,
интеллектуальном, так и в эмоциональном
развитии: они позже начинают сидеть,
ходить, говорить, их игры бедны и
однообразны и часто
2.2. Негативное влияние
конфликтов в семье.
В нормальной обыденной
жизни ребенок окружен
Формирующийся, таким
образом, внутренний, неразрешимый и
невротизирующий ребенка конфликт имеет
несколько тесно связанных друг с другом
уровней:
-социально-психологический,
мотивированный неудачами общения и затруднениями
в достижении социально значимой позиции;
-психологический,
обусловленный
-психофизиологический
как следствие невозможности отвечать
(соответствовать) повышенным требованиям
и ожиданиям взрослых.
При наличии неразрешимых
для детей переживаний следует
говорить о хронической
Положение осложняется
тем, что дети с неврозами не могут
из-за своего ограниченного и уже
психогенно деформированного жизненного
опыта, условий воспитания и отношений
в семье эмоционально отреагировать
на накапливающееся нервно-
В психологической
литературе выделены, и достаточно
глубоко проанализированы факторы,
оказывающие влияние на психическое
здоровье ребенка и, в частности,
на возникновение невротических
реакций. Большинство из этих факторов
носят социально-
Проблеме супружеских
и детско-родительских отношений
уделяется пристальное внимание
как в отечественной, так и в зарубежной
литературе. Выделяются причины и характер
внутрисемейных конфликтов, рассматриваются
пути их коррекции.
Дошкольный возраст
характеризуется тесной эмоциональной
привязанностью ребенка к родителям
(особенно к матери), причем не в виде
зависимости от них, а в виде потребности
в любви, уважении, признании. В этом
возрасте ребенок еще не может
хорошо ориентироваться в тонкостях
межличностного общения, не способен понимать
причины конфликтов между родителями,
не владеет средствами для выражения
собственных чувств и переживаний.
Поэтому, во-первых, очень часто ссоры
между родителями воспринимаются ребенком
как тревожное событие, ситуация опасности
(в силу эмоционального контакта с матерью),
во-вторых, он склонен чувствовать себя
виноватым в возникшем конфликте, случившемся
несчастье, поскольку не может понять
истинных причин происходящего и объясняет
все тем, что он плохой, не оправдывает
надежд родителей и не достоин их любви.
Таким образом, частые конфликты, громкие
ссоры между родителями вызывают у детей
постоянное чувство беспокойства, неуверенности
в себе, эмоционального напряжения и могут
стать источником их психического нездоровья.
Психическое здоровье
или нездоровье ребенка неразрывно
связаны также со стилем родительского
воспитания, зависят от характера
взаимоотношений родителей и
детей.
Счастлива семья, в
которой созданы нравственно
ценные взаимоотношения между
Информация о работе Роль взрослого в развитии навыков общения у дошкольников