Роль взрослого в развитии навыков общения у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 22:28, доклад

Краткое описание

В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. / Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др. /. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Оглавление

Введение
Глава 1.
1.1 Факторы, определяющие отношения детей к взрослым
1.2 Развитие общения ребенка со взрослыми на протяжении детства. Формы общения по М.И. Лисиной
1. 3 Ситуативно-деловое общение
Глава 2. Роль и влияние общения в семье на психическое развитие ребёнка
2.1 Общение детей в семье
2.2. Негативное влияние конфликтов в семье.
2.3 Роль отношений и общения ребенка со взрослыми.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Роль взрослого.docx

— 44.83 Кб (Скачать)

1. 3 Ситуативно-деловое  общение 

В конце первого  года жизни социальная ситуация слитности ребенка и взрослого взрывается изнутри. В ней появляются два противоположных, но взаимосвязанных полюса - ребенок и взрослый. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с ним и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь взрослого), и субъективно (поскольку нуждается в оценке взрослого, его внимании и отношении). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого. 

Общение ребенка  со взрослым теряет свою непосредственность уже во 2-й половине младенчества: оно начинает опосредоваться предметами. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится особенным. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д. Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок «...живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним». Взрослый стано-вится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих, специфических предметных дей-ствий. И хотя на протяжении всего раннего возраста форма общения со взрослым по-прежнему остается ситуативно-деловой, характер делового общения существенно меняется. Такое сотруд-ничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение од-ного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное - новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним. 

Достижения ребенка  в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для него мерой своего Я и способом утверждения собственного достоинства. У детей появляется отчетливое стремление к достижению результата, продукта своей деятельности. Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражает себя возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. 

Глава 2. Роль и влияние  общения в семье на психическое  развитие ребёнка 
 

Рассмотрим специфику  общения ребенка со взрослыми в раннем детстве. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.  

2.1 Общение детей  в семье 

Начало формы 

Семья - основанная на браке или кровном родстве  малая группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов  и половой потребностью, проявляются  в форме нравственно-психологических  отношений. Как социальное явление  семья претерпевает изменения в  связи с развитием общества; однако прогресс форм семьи обладает относительной  самостоятельностью. 

Ребёнок неразрывно связан с обществом, с другими  людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семье - первому коллективу, который дает человеку представления  о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и  как надо себя вести. Ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в  различных ситуациях повседневного  общения. Объяснения и получения  родителей, их пример, весь уклад в  доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и  критерии оценки добра и зла, допустимого  и порицаемого, справедливого и  несправедливого. Оптимальные возможности  для интенсивного общения ребенка  со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.). Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности. 

Стиль отношения  взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному  стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность  ребенка в положительном отношении  к себе взрослого или, наоборот, уверенность  именно в неактивной оценке его как  личности провоцирует подавленную  агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как  негативное, то попытки взрослого  побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним  из взрослых и ребенком порождает  неуверенность последнего в положительном  отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия. Под  влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей.  

Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и  другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать  сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности  общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде. 

Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором взаимодействие ребенка  со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка). 

Доказано, что такие  дети во многом отстают от своих  сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном  развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и  однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они  являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей. 

2.2. Негативное влияние  конфликтов в семье. 

В нормальной обыденной  жизни ребенок окружен вниманием  и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов  для беспокойства. Однако и среди  детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент  психических заболеваний, в том  числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. 

Формирующийся, таким  образом, внутренний, неразрешимый и  невротизирующий ребенка конфликт имеет несколько тесно связанных друг с другом уровней: 

-социально-психологический, мотивированный неудачами общения и затруднениями в достижении социально значимой позиции; 

-психологический,  обусловленный несовместимостью  с некоторыми сторонами отношения  родителей и угрозой потери  «я»; 

-психофизиологический как следствие невозможности отвечать (соответствовать) повышенным требованиям и ожиданиям взрослых.  

При наличии неразрешимых для детей переживаний следует  говорить о хронической психотравмирующей  ситуации как источнике постоянного  психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические  травмы - эмоциональные потрясения усиливают патогенность жизненной  ситуации, поскольку ребенок не может  справиться с ними, пережить их. Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в области общения и неблагоприятным  стечением жизненных обстоятельств  в целом, это позволяет говорить о появлении неудачного, травмирующего  жизненного опыта, иди состояния  хронического дистресса, как основном источнике патогенного (болезненного) напряжения при неврозах.  

Положение осложняется  тем, что дети с неврозами не могут  из-за своего ограниченного и уже  психогенно деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений  в семье эмоционально отреагировать  на накапливающееся нервно-психическое  напряжение. Они вынуждены подавлять  его, что превышает предел адаптационных  возможностей и изменяет нервно-психическую  реактивность организма. Когда длительно действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, своевременно разрешить травмирующую ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенность в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничижения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других, сверстников. 

В психологической  литературе выделены, и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое  здоровье ребенка и, в частности, на возникновение невротических  реакций. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер. 

Проблеме супружеских  и детско-родительских отношений  уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и характер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции.  

Дошкольный возраст  характеризуется тесной эмоциональной  привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности  в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может  хорошо ориентироваться в тонкостях  межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения  собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья. 

Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского  воспитания, зависят от характера  взаимоотношений родителей и  детей.  

Счастлива семья, в  которой созданы нравственно  ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь  семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих  сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять разностороннюю заботу. Семья  для ребенка-дошкольника - первое и  основное звено, которое связывает  его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная  семья не может существовать вне  связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям - залог того, что ребенок уже  в раннем возрасте начинает приобщаться  к целям, идеалам, стремиться и дома, и в детском саду следовать  тем нормам поведения, которые усваивает  от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с  братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным  и т. д.  

Информация о работе Роль взрослого в развитии навыков общения у дошкольников