Роль семьи в профилактике зависимости от алкоголя у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:50, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является определить какую роль играет семья в профилактике зависимости от алкоголя у подростков. Как можно помочь семье и как бороться самим родителям, чтобы обезопасить своего ребенка

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Дезадаптированная семья, как фактор, провоцирующий аддиктивное поведение

 

 

Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних, в том числе употребление алкоголя, имеют в своей основе один источник — социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Социально дезадаптированный подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили.

Согласно принятому  определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Говоря о  социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать, что детство — это период интенсивного физического, психического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии.

Одной из основных причин социальной дезадаптации несовершеннолетних, лежащие в основе аддиктивного поведения является дисфункциональность семьи.

Социализация в семье предполагает усвоение ребенком образцов нормативного, социально одобряемого поведения родителей. Их поведение до определенного возраста становится эталоном для подражания. Знание родительских норм-образцов и моделей поведения позволяет подростку не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной среде и усвоенными личностью шаблонами. Семейные ритуалы (свадьба, похороны, прием гостей и пр.) в наибольшей степени связаны с нормами-образцами, поскольку степень стандартизированности, повторяемости ситуаций повседневной семейной жизни чрезвычайно высока. Нестандартные ситуации регулируются с помощью норм-принципов, определяющих ценностную направленность действий ребенка и всех членов семьи. Нормативное воздействие в семье принимается подростком во имя сохранения межличностного статуса и получения одобрения других членов семьи. Однако это не означает, что подросток во всех случаях обязательно разделяет принимаемые им мнения. В семье закладываются основы умения быстро переключаться со «своего» на «чужое» и обратно.

Семьи, для которых  характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление алкоголя. Выделяют следующие типы дисфункциональных неблагополучных семей: 

      1. Псевдоблагополучная семья, применяющая  неправильные методы воспитания. 
      2. Неполная семья, отличающаяся дефектами в структуре.
      3. Проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой.
      4. Аморальная семья, характеризующаяся алкогольной, аморальной и сексуальной деморализацией.
      5. Криминогенная семья. [10]

 

Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений (держать всех в «ежовых рукавицах»), применением физического наказания как основного средства воспитания.

Особый вред развитию личности ребенка и особенно подростка наносят частые физические наказания. Психологически этот вред заключается в следующем:

        1. Родители (отец, мать, опекун, попечитель), систематически наказывающие ребенка, подростка физически, выступают для него в качестве антиидеала. Он никогда не будет уважать такого родителя, брать с него пример, вследствие этого у подростка задерживается формирование «идеального» Я.
        2. Частые физические наказания вызывают у ребенка, подростка состояние фрустрации. Накапливающаяся у него обида, раздражительность, злобность вымещаются на доступных ему людях, прежде всего на сверстниках. В результате этого у него развивается агрессивное поведение во всех фрустрирующих ситуациях.
        3. Частое физическое наказание наносит ущерб самооценке личности подростка, вследствие чего у него развивается болезненно чувствительное самосознание, легко ранимое самолюбие.

Систематическое физическое наказание в раннем детстве  может привести к утрате отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям часто вырабатывается негативизм, который перерастает во враждебность. [10]

 

Неполная  семья. Дефекты в структуре родительской семьи могут отрицательным образом сказаться на формировании личности подростка и способствуют его десоциализации. Один из негативных факторов неполной семьи — эмоциональный дискомфорт. Он характеризуется комплексом психологических реакций и переживаний у подростка: чувством собственной неполноценности, ущербности, зависти, эмоционального голода и пр. Такая ситуация вызывает у детей повышенный интерес к своим переживаниям с пренебрежением к переживаниям взрослых, недоброжелательное, порой агрессивное отношение к отцу или матери, бросившим семью.

Наибольший эмоциональный  дискомфорт испытывают мальчики, воспитывающиеся без отцов. Отец нужен мальчику, и прежде всего подростку, как образец для подражания, для формирования мужской роли поведения. Именно у отца мальчик учится таким качествам, как мужество, смелость, решительность, благородство, уважительное отношение к женщине. В семьях без отца возрастает  опасность феминизации мальчиков, которые бессознательно боятся этого и начинают демонстративно проявлять маскулинность в поведении: они склонны к агрессивности, драчливости, грубости.

Очень болезненно отражается на воспитании ребенка развод родителей. На подростка развод родителей действует сильнее, чем на детей всех других возрастов. Однако следует заметить, что факт расторжения семейных уз сам по себе не всегда означает вред. Ребенку не нужны жестокие, грубые родители, родители-алкоголики, отцы-деспоты. Поэтому нередко освобождение от жестокой, аморальной личности приносит ребенку облегчение, а оставшемуся с ним взрослому — отцу или матери — покой и нормальные условия для воспитания.

Разводу предшествует общее  ухудшение семейных отношений. Ребенок становится свидетелем скандалов между родителями, видит сцены грубости, унижения, насилия. В этих условиях он чувствует себя отчужденным в семье и старается как можно больше времени проводить вне дома. Возникает бесконтрольная ситуация, так как роль воспитателя берет на себя улица.

Проблемная  семья является разновидностью неблагополучной семьи. Она характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми. Господствующая в семье конфликтная ситуация создает постоянную атмосферу напряженности, которая является непереносимой для детей, подростков, и они стремятся как можно меньше находиться дома, «улизнуть» под любым предлогом на улицу, где и проводят большую часть времени. В проблемных семьях нарушается процесс социального контроля, отсутствуют эмоциональные связи между родителями и детьми.

Аморальная семья. В ней наблюдаются такие отрицательные факторы, как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей. Алкоголизм родителей вызывает обнищание семьи, ухудшение быта и полное искажение норм поведения. Дети оказываются заброшенными, у них пропадает привязанность и уважение к родителям, развивается мрачный, озлобленный характер. Каждый из перечисленных факторов в отдельности способен исказить процесс социализации ребенка, но все вместе они практически исключают полноценное развитие личности.

Такие семьи  калечат детей не только нравственно, физически, но и интеллектуально. Дети не обеспечены оптимальными условиями для физического, интеллектуального и эмоционального развития. В этих семьях формируются психопатические черты характера, своевременно не выявляются различного рода заболевания, родители причиняют детям травмы в результате побоев, выгоняют их из дома. В школу они приходят плохо или совсем не подготовленными из-за скандалов, устраиваемых пьяными родителями. Вследствие этого они резко отстают в учебе. Нередко в классе их называют «тупицами», что порождает у них обиду, повышенную чувствительность и душевную ранимость, приводит к ожесточению и агрессии. Оказавшись в позиции изолированных или пренебрегаемых, они не находят поддержки среди одноклассников и педагогов, в семье и школе, они начинают искать товарищей на стороне, в уличных компаниях, где собираются точно такие же сверстники. 

Криминогенная семья — такая семья, члены которой совершают преступления. Преступное поведение взрослых членов семьи демонстрирует детям, подросткам «нормы-образцы», «нормы-принципы» антиобщественного поведения, порождает или углубляет внутрисемейные конфликты, усиливает ее криминогенный потенциал. 

В криминогенных  и аморальных семьях дефекты социализации наиболее рельефно выступают в структуре общения. Между родителями и детьми отсутствуют или искажены эмоциональные связи, практически отсутствует социальный контроль, искажается процесс усвоения социальных ролей, норм-образцов и норм-принципов поведения, что в итоге приводит к формированию у детей и подростков деформированной структуры потребностей, ее примитивизации, таким образом, идет формирование асоциальной личности.

Формирование  такой личности происходит, как правило, в виде реакции протеста против родителей, учителей, школы и даже против общества в целом. Это приводит к выбору референтной группы или лица с асоциальной направленностью, в отношениях с которыми подросток вынужден усваивать их ценности, поведение, роли и пр. 

 

Итак, процесс социализации в подростковом возрасте приобретает особо острые формы. Родительские требования и дисциплинарное воздействие либо отсутствие их сильно сказываются на социализации ребенка. Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Отношения дисфункциональной семьи отражаются на всех сферах жизнедеятельности ребенка: снижается школьная успеваемость, уличная компания заменяет родительский авторитет, в ней ребенок получает признание. Все это приводит к социальной и педагогической запущенности ребенка, иногда к задержкам психического развития и психическим отклонениям, следствием этого становятся употребление алкоголя.

 

 

 

Профилактика употребления алкоголя в семье

 

 

Базовой концепцией семейной профилактики является концепция социальной поддержки. Именно формирование семьи как социально-поддерживающей системы является основой профилактической деятельности. В рамках семейной профилактики используются различные программы первичной и вторичной профилактики.

С родителями детей и  подростков, включенных в профилактическую программу, работа ведется в следующих направлениях:

  • мотивация на включение в программную деятельность; анализ внутрисемейных отношений; изменение деструктивных паттернов поведения на конструктивные;
  • проведение профилактических тренингов (для родителей и всех членов семьи);
  • индивидуальная работа;
  • организация «родительских экспертных советов», в задачи которых входит экспертиза профилактических программ, проводимых с их детьми, оценка ее эффективности, безопасности; определение замечаний; разъяснение другим родителям и детям смысла и задач профилактической деятельности.

В рамках профилактической работы с родителями и семьей в  целом весьма эффективны семинары-тренинги, цель которых:

  • осознание и понимание смысла детско-родительских отношений;
  • осознание ролевых позиций (Я-ребенок, Я-взрослый, Я-родитель) и внутрисемейных стратегий построения взаимоподдерживающих отношений;
  • работа с самоидентификацией и Я-концепцией родителей;
  • разрешение личностных проблем, берущих начало из детства и семейных стереотипов родителей;
  • осознание ответственности за собственную позицию в семье и свое поведение, а также за развитие позитивных изменений в семейной системе;
  • развитие личностных и личностно-средовых ресурсов, на основании которых может быть сформировано более эффективное поведение и система семейных взаимоотношений;
  • развитие поддерживающих стратегий поведения в семье.

Примером таких тренинговых  программ могут служить «субботние» семейные программы. Тренинговая профилактическая работа проводится по субботам в течение четырех часов: тренинг с родителями; тренинг с детьми; детско-родительский тренинг; индивидуальные консультации и ответы на вопросы (каждый тренинг длится один час).

Интересным опытом являются программа для учеников 11 классов средней школы «Когда я захочу иметь семью» и программа для студентов высших учебных заведений «Готовность к построению семейных взаимоотношений».

Особое место в системе  семейной профилактики должны занимать социально значимые программы. Это связано со следующими обстоятельствами.

    1. Чрезвычайно загруженные работой родители проводят мало времени со своими детьми, уделяя им недостаточно внимания и слабо осуществляя мониторинг их времяпровождения. Это повышает риск поведенческих проблем и связанной с ними зависимости от алкоголя у подростков.
    2. В современном обществе существует проблема, связанная с изменением нормативных воспитательных и ролевых позиций в семье, увеличением числа чрезвычайно загруженных работой женщин, в семьях которых смещены родительские роли. Воспитанием детей в таких семьях часто занимаются посторонние люди — воспитатели, няни и т.д., т.е. отсутствует родительская ролевая модель. Это ситуация особого риска поведенческих нарушений.
    3. Дети, воспитывающиеся преимущественно бабушками и дедушками, также менее стрессоустойчивы и адаптивны, чем их сверстники, воспитывающиеся родителями. У них существует риск деформации Я-концепции и слабого развития личностных копинг - ресурсов.
    4. Дети, живущие в семьях с одним родителем, чаще имеют эмоциональные проблемы, трудности успеваемости и адаптации в школе, чем их сверстники, воспитывающиеся в полной семье, что является выраженным фактором риска формирования зависимостей.
    5. Дети с нарушенным развитием и формирующейся патологией характера во много раз чаще употребляют алкоголь. [8]

Информация о работе Роль семьи в профилактике зависимости от алкоголя у подростков