Роль семьи в профилактике зависимости от алкоголя у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:50, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является определить какую роль играет семья в профилактике зависимости от алкоголя у подростков. Как можно помочь семье и как бороться самим родителям, чтобы обезопасить своего ребенка

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

 

Таким образом, с семьёй нужно работать, Родителям необходимо помогать в овладении сложным искусством родительства. В организованной трезвой среде это обычно достигается просто в процессе трезвого образа жизни родителей и детей.

С детьми всех категорий профилактическая работа должна проводиться по специально разработанным программам с учетом особенностей их семейной и социальной ситуации. Важность включения родителей в профилактическую активность связана с необходимостью формирования семейной, школьной и общественной антиалкогольной политики. Для достижения этой цели родители становятся одной из ведущих и высоко мотивированных групп населения. Для семей с разными проблемами и трудностями внутрисемейных взаимоотношений специально подготовленными специалистами проводится системная семейная психотерапия.

 

Совместный семейный отдых как средство воспитания здоровых привычек у детей

 

 

Эффективность организации семейного досуга определяется уровнем культуры семьи, компонентами которой выступают:

уровень культуры каждого члена семьи;

культурный  потенциал, сформированный предыдущими  поколениями и доставшийся ей в наследство.

Каждая семья  выступает не только в качестве потребителя  созданных предками ценностей, но и творцом новых ценностей, становящихся фундаментом для молодой семьи следующего поколения.

В понятии «культура  семьи» можно выделить два критерия:

  • способность к отбору наиболее совершенных духовных ценностей, существующих в обществе, и к их оптимальному освоению и усвоению;
  • способность к упрочению культуры семьи, созданной предшественниками, и умение развить ее, усовершенствовать и заинтересовать своих детей делом развития их собственной культуры здоровья.

Эти критерии имеют  принципиальное значение для понимания основных законов формирования культуры семьи в сфере организации ее досуга, для укрепления здоровья членов семьи.

Культура семейного  досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они  сами заполняют свое свободное время. Если у родителей есть какие-либо увлечения, дети охотно разделяют их. Но это происходит только в том случае, если они оказываются активными участниками увлечения, а не его пассивными наблюдателями. Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если родительская компания устраивает совместные походы, семейные спортивные праздники, разнообразя их играми для детей, то это откладывает отпечаток и на детское групповое проведение досуга. [4]

Выделяют следующие принципы досуговой здоровьесберегающей семьи:

Принцип интереса, обусловленный тем, что досуговая деятельность семьи диктуется личностными потребностями человека, а интерес выступает в качестве ее доминирующего мотива. Досуговая активность или пассивность человека определяется только наличием или отсутствием интереса к ней. Поэтому побуждение человека к тому или иному виду досуговой деятельности должно исходить из учета его интересов и потребностей, например таких, как:

— потребность  в информации, т.е. в получении различных сведений. Любая воспринимаемая человеком информация в большей или меньшей мере эмоционально окрашивается, порождая эмоции, связанные с ней;

  • изменение социальной роли, желание хотя бы временно побыть «другим», что позволяет человеку вести себя раскованно, раскрепощенно, этим объясняется привлекательность карнавалов, маскарадов, костюмированных балов;
  • стремление к самоутверждению. В сфере досуга удовлетворить это стремление позволяет спортивная игра, где соревновательность, состязательность — один из сильнейших стимулов жизнедеятельности. Успех в игре придает уверенность в собственных силах, поднимает настроение, повышает общий тонус организма.
 Будучи ярко выраженной развлекательной формой досуговой деятельности, игра обладает еще и существенным познавательным значением.

Принцип единства реакреации и познания. Познание — это приобщение человека к культуре. Личность живет и действует в условиях культуры, культура наполняет собой личность.

Культура как  творческая и просветительская деятельность освобождает человека от монотонного следования биологическим инстинктам, многократно обогащая набор видов поведения и деятельности, духовный мир человека.

Организация встреч членов семьи с интересными людьми обладает исключительно гармоничным сочетанием просветительского и воспитательного влияния на человека, расширяет кругозор в отношении здоровья и ЗОЖ, удовлетворяет потребность в общении, обогащает новыми сведениями о способах сохранения здоровья, выступает в качестве жизненного примера для подражания.

Привлекательность таких встреч заключается в том, что ее объект — источник необычных  новостей, которые окрашены личным отношением к ним человека, который сам их пережил, был сам участником того, о чем делится с аудиторией. Такая информация всегда уникальна, достоверна, индивидуально неповторима и познавательна.

С наибольшей полнотой принцип единства реакреации и познания реализуется в процессе групповой досуговой деятельности, характеризующейся долговременностью, относительной систематичностью, целенаправленным интересом и сильной мотивацией. Эти формы досуга предъявляют к человеку более высокие требования, чем обыкновенные формы развлечения и отдыха, служат активными формами использования свободного времени и играют существенную роль в развитии личности.

Принцип совместности деятельности. Досуговая деятельность, как и любой другой вид деятельности, может осуществляться человеком как индивидуально, так и вместе с другими людьми. Но «вместе» не означает «совместно». Совместность предполагает такое взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответственности.

Такая зависимость  возникает, когда успех одного из членов досугового объединения определяет успешность досуговой деятельности остальных и неудача одного влияет на результат другого. Эти условия в полной мере проявляют себя в педагогически организованной досуговой деятельности самодеятельных спортивных объединений, кружков, клубов по интересам, когда удовлетворяются различные потребности лиц, принимающих участие в совместной деятельности, что, в свою очередь, стимулирует и формирует их мотивацию к ней.

 

Итак, семья это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности, общения и ведения правильного (здорового) образа жизни, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что недополучено в детстве, восполняется с большим трудом, а иногда и не восполняется. И потери эти во многом являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность.

Совместная  семейная деятельность рождает традиции, организационную структуру, эмоциональный настрой и, в конечном счете, ведет к повышению уровня здоровья при правильно спланированной досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.

 

 

Заключение

 

 

В сфере профилактики подросткового алкоголизма роль семьи в настоящее время особенно важна, т. к. самоустранение семьи в вопросах профилактики алкоголизма и делегирование антиалкогольного воспитания специалистам лишает этот процесс индивидуализации, что снижает его эффективность.

Наибольшее влияние на развивающуюся личность оказывает семья. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям, происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители оказывают влияние на своих детей через подражание, идентификацию и интериоризацию образцов родительского поведения. В семейном воспитании уникальным катализатором становятся родственные чувства.

Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Семья может быть как мощным фактором развития эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы человека и связанных с ней разнообразных личностных расстройств, отклонений в поведении, в том числе развитие зависимости от алкоголя.

Профилактическая работа должна проводиться с подростками  по разработанным программам с учетом особенностей их семейной и социальной ситуации. Включение семьи в профилактическую активность является важным элементом в формировании семейной и общественной антиалкогольной политики. Семья имеет большой потенциал в предотвращении приобщения ребенка к алкоголю.

В семье человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности, общения и ведения  образа жизни, с которыми он потом входит в мир. Все, что недополучено в детстве, восполняется с большим трудом. И потери эти во многом связаны с отсутствием в семье совместной досуговой деятельности.

Совместная  семейная деятельность рождает традиции, организационную структуру, эмоциональный настрой и, в конечном счете, ведет к повышению уровня здоровья при правильно спланированной досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.

Роль включения семьи в программы профилактики алкоголизма часто недооценивается. Необходимо разрабатывать такие профилактические программы, в которых объектом воздействия выступают все члены семьи, а содержание не сводится только к информированию о признаках регулярного употребления алкоголя и его негативных эффектах. С помощью таких программ необходимо добиваться позитивного семейного окружения, развития устойчивых эмоциональных связей и привязанностей между членами семьи, четкого осознания всеми семейных ценностей и адекватной воспитательной антиалкогольной стратегии, что в совокупности может быть действенным фактором защиты от приобщения подростков к алкоголю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А. В. Гоголева. 2-е изд., стер. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.
  2. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] :  учеб. пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений / Д. Д. Еникеева. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 1999. - 143 с. - (Педагогическое образование)
  3. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней [Текст] : Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / В. В. Марков. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
  4. Митяева А.М. Здоровый образ жизни [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Социал. педагогика » / А. М. Митяева. – М.: Академия, 2008. – 144 с. – (Высшее профессиональное образование). – Библиогр.: с. 134-138. – Рек. учеб.-метод. об-нием.
  5. Мудрик А. В. Социальная педагогика [Текст]: Учеб. для студ. пед. вузов/ А. В. Мудрик; Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
  6. Подросток в эпоху перемен (Жизненные проблемы подростков С. Петербурга) // Психология современного подростка. / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб, 2005. – с. 7-27.
  7. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними : Сб. программ / Мин. образов. РФ / Науч. ред. Л.М. Шипицына. - СПб. : Изд-во "Образование-Культура", 2003. - 384 с.
  8. Сирота Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
  9. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. — 256 с.
  10. Шиханцoв Г. Г. Юридическая психология [Текст] : учебник для вузов / Г. Г. Шиханцoв. – М.: Зерцало, 1998. – 352 с.

 

Приложение 1

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального  образования

Кафедра социальной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Тема реферата

 

Реферат

 

 

 

 

Исполнитель:

ФИО

Студентка ______ группы

Заочного отделения

___________       ____________

дата                 подпись

 

 

Научный руководитель:

Москалева А. С., канд. пед. наук,

Доцент кафедры социальной педагогики

Оценка: ______________

 

____________      _____________

дата                    подпись

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

Приложение 2

Оглавление

 




Информация о работе Роль семьи в профилактике зависимости от алкоголя у подростков