Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:50, реферат
Целью данной работы является определить какую роль играет семья в профилактике зависимости от алкоголя у подростков. Как можно помочь семье и как бороться самим родителям, чтобы обезопасить своего ребенка
Таким образом, с семьёй нужно работать, Родителям необходимо помогать в овладении сложным искусством родительства. В организованной трезвой среде это обычно достигается просто в процессе трезвого образа жизни родителей и детей.
С детьми всех категорий профилактическая работа должна проводиться по специально разработанным программам с учетом особенностей их семейной и социальной ситуации. Важность включения родителей в профилактическую активность связана с необходимостью формирования семейной, школьной и общественной антиалкогольной политики. Для достижения этой цели родители становятся одной из ведущих и высоко мотивированных групп населения. Для семей с разными проблемами и трудностями внутрисемейных взаимоотношений специально подготовленными специалистами проводится системная семейная психотерапия.
Эффективность организации семейного досуга определяется уровнем культуры семьи, компонентами которой выступают:
уровень культуры каждого члена семьи;
культурный потенциал, сформированный предыдущими поколениями и доставшийся ей в наследство.
Каждая семья выступает не только в качестве потребителя созданных предками ценностей, но и творцом новых ценностей, становящихся фундаментом для молодой семьи следующего поколения.
В понятии «культура семьи» можно выделить два критерия:
Эти критерии имеют принципиальное значение для понимания основных законов формирования культуры семьи в сфере организации ее досуга, для укрепления здоровья членов семьи.
Культура семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они сами заполняют свое свободное время. Если у родителей есть какие-либо увлечения, дети охотно разделяют их. Но это происходит только в том случае, если они оказываются активными участниками увлечения, а не его пассивными наблюдателями. Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если родительская компания устраивает совместные походы, семейные спортивные праздники, разнообразя их играми для детей, то это откладывает отпечаток и на детское групповое проведение досуга. [4]
Выделяют следующие принципы досуговой здоровьесберегающей семьи:
Принцип интереса, обусловленный тем, что досуговая деятельность семьи диктуется личностными потребностями человека, а интерес выступает в качестве ее доминирующего мотива. Досуговая активность или пассивность человека определяется только наличием или отсутствием интереса к ней. Поэтому побуждение человека к тому или иному виду досуговой деятельности должно исходить из учета его интересов и потребностей, например таких, как:
— потребность в информации, т.е. в получении различных сведений. Любая воспринимаемая человеком информация в большей или меньшей мере эмоционально окрашивается, порождая эмоции, связанные с ней;
Принцип единства реакреации и познания. Познание — это приобщение человека к культуре. Личность живет и действует в условиях культуры, культура наполняет собой личность.
Культура как творческая и просветительская деятельность освобождает человека от монотонного следования биологическим инстинктам, многократно обогащая набор видов поведения и деятельности, духовный мир человека.
Организация встреч членов семьи с интересными людьми обладает исключительно гармоничным сочетанием просветительского и воспитательного влияния на человека, расширяет кругозор в отношении здоровья и ЗОЖ, удовлетворяет потребность в общении, обогащает новыми сведениями о способах сохранения здоровья, выступает в качестве жизненного примера для подражания.
Привлекательность таких встреч заключается в том, что ее объект — источник необычных новостей, которые окрашены личным отношением к ним человека, который сам их пережил, был сам участником того, о чем делится с аудиторией. Такая информация всегда уникальна, достоверна, индивидуально неповторима и познавательна.
С наибольшей полнотой принцип единства реакреации и познания реализуется в процессе групповой досуговой деятельности, характеризующейся долговременностью, относительной систематичностью, целенаправленным интересом и сильной мотивацией. Эти формы досуга предъявляют к человеку более высокие требования, чем обыкновенные формы развлечения и отдыха, служат активными формами использования свободного времени и играют существенную роль в развитии личности.
Принцип совместности деятельности. Досуговая деятельность, как и любой другой вид деятельности, может осуществляться человеком как индивидуально, так и вместе с другими людьми. Но «вместе» не означает «совместно». Совместность предполагает такое взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответственности.
Такая зависимость возникает, когда успех одного из членов досугового объединения определяет успешность досуговой деятельности остальных и неудача одного влияет на результат другого. Эти условия в полной мере проявляют себя в педагогически организованной досуговой деятельности самодеятельных спортивных объединений, кружков, клубов по интересам, когда удовлетворяются различные потребности лиц, принимающих участие в совместной деятельности, что, в свою очередь, стимулирует и формирует их мотивацию к ней.
Итак, семья это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности, общения и ведения правильного (здорового) образа жизни, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что недополучено в детстве, восполняется с большим трудом, а иногда и не восполняется. И потери эти во многом являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность.
Совместная семейная деятельность рождает традиции, организационную структуру, эмоциональный настрой и, в конечном счете, ведет к повышению уровня здоровья при правильно спланированной досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.
В сфере профилактики
подросткового алкоголизма роль
семьи в настоящее время
Наибольшее влияние на развивающуюся личность оказывает семья. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям, происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители оказывают влияние на своих детей через подражание, идентификацию и интериоризацию образцов родительского поведения. В семейном воспитании уникальным катализатором становятся родственные чувства.
Из всех дефектов социализации личности наиболее опасными являются семейные дефекты. Семья может быть как мощным фактором развития эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы человека и связанных с ней разнообразных личностных расстройств, отклонений в поведении, в том числе развитие зависимости от алкоголя.
Профилактическая работа должна проводиться с подростками по разработанным программам с учетом особенностей их семейной и социальной ситуации. Включение семьи в профилактическую активность является важным элементом в формировании семейной и общественной антиалкогольной политики. Семья имеет большой потенциал в предотвращении приобщения ребенка к алкоголю.
В семье человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные умения и навыки деятельности, общения и ведения образа жизни, с которыми он потом входит в мир. Все, что недополучено в детстве, восполняется с большим трудом. И потери эти во многом связаны с отсутствием в семье совместной досуговой деятельности.
Совместная семейная деятельность рождает традиции, организационную структуру, эмоциональный настрой и, в конечном счете, ведет к повышению уровня здоровья при правильно спланированной досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.
Роль включения семьи в программы профилактики алкоголизма часто недооценивается. Необходимо разрабатывать такие профилактические программы, в которых объектом воздействия выступают все члены семьи, а содержание не сводится только к информированию о признаках регулярного употребления алкоголя и его негативных эффектах. С помощью таких программ необходимо добиваться позитивного семейного окружения, развития устойчивых эмоциональных связей и привязанностей между членами семьи, четкого осознания всеми семейных ценностей и адекватной воспитательной антиалкогольной стратегии, что в совокупности может быть действенным фактором защиты от приобщения подростков к алкоголю.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра социальной педагогики
Тема реферата
Реферат
Исполнитель:
ФИО
Студентка ______ группы
Заочного отделения
___________ ____________
дата подпись
Научный руководитель:
Москалева А. С., канд. пед. наук,
Доцент кафедры социальной педагогики
Оценка: ______________
____________ _____________
дата подпись
Екатеринбург 2012
Оглавление
Информация о работе Роль семьи в профилактике зависимости от алкоголя у подростков