Роль семьи в профилактике зависимости от алкоголя у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:50, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является определить какую роль играет семья в профилактике зависимости от алкоголя у подростков. Как можно помочь семье и как бороться самим родителям, чтобы обезопасить своего ребенка

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального  образования

Кафедра социальной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Роль семьи  в профилактике зависимости от алкоголя у подростков

 

Реферат

 

 

 

 

Исполнитель:

Бобровская И. В.

Студентка БС-11z группы

Заочного отделения

___________      ____________

дата                 подпись

 

 

Научный руководитель:

Москалева А. С., канд. пед. наук,

Доцент кафедры социальной педагогики

Оценка: ______________

 

____________      _____________

дата                    подпись

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Молодое поколение  России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и, не имея определенных жизненных навыков, испытывает трудности, пытаясь сохранить свою индивидуальность и сформировать эффективный жизненный стиль.

Постоянно возрастающие требования социальной среды к индивиду вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающего поведения, среди которых на одно из первых мест вышло злоупотребление алкоголем.

Антиалкогольные профилактические мероприятия проводятся среди несовершеннолетних в различных контекстах: на школьных уроках, в массовых акциях, в телевизионных марафонах, рекламных изданиях, публикациях широкой печати и в виде листовок и буклетов, а также на встречах волонтерских движений и т.п.  
Однако эффективность подобного воздействия ограничивается тем, что его объектом часто выступают неоднородные по своим установкам и восприимчивости коллективы подростков.

Наиболее успешным примером идеи здорового и гармоничного развития детей, предупреждающего их обращения к алкоголю, могут и должны быть их родители. Немаловажным является и то обстоятельство, что родители учащихся подростков, во-первых, организованный контингент, а во-вторых, обладают высокой степенью мотивации к участию в профилактике подросткового алкоголизма. Однако не каждая семья в современных условиях по разным причинам готова участвовать в подобной работе.

 Вместе с тем  обычные, не девиантные и внешне даже вполне благополучные семьи по-разному справляются со своими протекторными функциями, обладают разным профилактическим потенциалом.

Цель реферата: определить роль семьи в профилактике зависимости от алкоголя.

Задачи:

      1. Раскрыть понятие семьи и роль семейного воспитания.
      2. Изучить дезадаптивную семью как фактор, провоцирующий аддиктивное поведение.
      3. Ознакомиться с профилактикой употребления алкоголя в семье.
      4. Рассмотреть семейный отдых как средство воспитания здоровых привычек у детей.

 

Семья и семейное воспитание

 

 

«Семья — это основанная на супружеском союзе или родственных связях (т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками) малая социальная группа, члены которой живут вместе, ведут общее хозяйство, связаны взаимными обязанностями и эмоциональной близостью. Семья является отражением всех особенностей социальной структуры общества со специфическими чертами того или иного образа жизни людей». [4]

Семья отличается следующими признаками:

    1. Семья представляет собой относительно тесную, ограничивающую себя определенными пределами единицу.
    2. Семья представляет собой ассоциацию, которая сама себя воспроизводит.
    3. Она удовлетворяет важнейшие жизненные потребности людей (но не все), в том числе те, которые не может удовлетворить вторичная группа.
    4. Она формирует личность в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на нее лишь в определенных аспектах, опосредованно через семью.
    5. Ее влияние на индивида первично как по времени, так и по содержанию; ,
    6. Члены семьи находятся в постоянной взаимозависимости, поэтому любое изменение поведения одного из них влечет за собой изменения в поведении остальных.

Следует отметить также функции, структуру и динамику семьи. Функции подразделяют на: а) воспитательную; б) хозяйственно-бытовую; в) эмоциональную; г) духовного (культурного) общения; д) первичного социального контроля; е) сексуально-эротическую.

Нарушения тех  или иных функций влечет за собой  деформацию семейных отношений. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи) и хозяйственно-бытовые и экономические отношения между  членами семьи (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, 1999). [1]

Семья играет большую  роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого.

Что же касается воспитания в семье как относительно социально контролируемой социализации, то его в состоянии осуществлять относительно небольшой процент российских семей (по различным данным разброс очень велик - от 20 до 60%). [5]

Семейное воспитание – целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Воспитанием в семье  является влияние личного примера, создание соответствующей обстановки, изменения процесса формирования мышления, фантазии и действия детей.

Правильное воспитание должно формировать ответственную  самостоятельную заинтересованную личность со сложившимися ценностями и целями, жизненными планами, здоровыми способами получения удовольствия, собственным опытом побед и уважением к себе. Родители должны поддерживать доверительные отношения с ребенком, но в то же время постоянно контролировать его поведение, избегая гиперопеки. Необходимо знать окружение подростка и уметь вовремя распознать у приятелей признаки употребления алкоголя. Кроме того, родители должны обсуждать с ребенком проблемы алкоголизма, рассказывать о его воздействии на организм, о том, как отказаться от предложений «присоединиться». Такие беседы должны проводиться постоянно, так как чувство опасности может со временем притупляться, в особенности, если подросток общается со сверстниками, употребляющими алкоголь. При правильном воспитании ребенка, при его полной информированности об опасности приобщения к алкоголю, родительский контроль подкрепляется, а со временем полностью замещается, самоконтролем человека, ценящего здоровый образ жизни.

Содержание  и характер влияния семьи на ее младших членов связаны с рядом  психологических механизмов, с помощью которых наиболее эффективно происходит включение ребенка в процесс, связанный с формированием собственного здоровья.

По мнению И. С. Кона, таких механизмов три.

Подкрепление. Поощряя ребенка за правильные действия и тактично наказывая и порицая за неправильные, родители постепенно внедряют в сознание ребенка систему норм, правил, понятий, которые должны быть им осознаны и восприняты, стать его потребностью в соблюдении здорового образа жизни.

Идентификация (отождествление) себя со своими родителями, которых ребенок уважает, любит, стремится (сознательно или неосознанно) подражать им. Этот механизм основан на любви к родителям, и во имя любви ребенок стремится быть похожим на них во всем, поэтому родителям необходимо самим вести правильный образ жизни.

Понимание. Хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребенка, его побуждения и мотивы, откликаясь на его потребности и проблемы или, наоборот, игнорируя то и другое, родители формируют самосознание и личность в целом, могут активно влиять и на поступки своего ребенка. [9]

Наибольшее  значение из перечисленных механизмов имеет подкрепление. Это наиболее ранняя и в известной степени  самая простая форма взаимодействия ребенка и взрослого. Применение ее требует понимания сущности механизма. Если он используется неправильно, то результат прямо противоположен желаемому (запугивание, споры, принуждение, наказание ребенка, когда у него что-то не получается, когда он не выполняет то, что необходимо). Подкреплять успех (похвалить, дать что-то вкусное) следует сразу же, как только ребенок справился с заданием или совершил хороший поступок (сделал утром зарядку, принял перед сном душ).

Основные принципы воспитания в семье:

      1. принцип целенаправленности. Обязательные компоненты воспитания — воспитатель, воспитанник и система конкретных целей педагогического процесса. Родители часто весьма расплывчато представляют цели и задачи воспитания. Естественно, по этой причине не может быть правильно организовано воспитание здорового (физически, психологически, духовно и т.д.) ребенка в семье;
      2. принцип научности. Воспитание в семье строится большей частью на основе собственных представлений и опыта родителей, которые часто с негодованием отвергают любые вмешательства педагогов из-за недостатка культуры и низкого уровня образования. А между тем учиться беречь и ценить свое здоровье необходимо как детям, так и их родителям, прислушиваясь к рекомендациям социального педагога;
      3. принцип планомерности. Нужно ежедневно уделять время воспитанию здоровых привычек у ребенка. Желательно составить план работы с ним, анализировать ее результаты и вносить изменения в зависимости от них. Пока плановую семейную педагогику, по - видимому, невозможно найти ни в одной семье;
      4. принцип системности. Человек един во всех своих проявлениях, он не может быть сначала плохим со всеми, а завтра стать хорошим. И еще, отдельные виды воспитания (трудовое, нравственное, физическое) также не должны быть изолированными в формировании здоровой личности. Если, например, все силы уделяются только физическому воспитанию, без нравственного и интеллектуального, результат нельзя будет оценить как позитивно влияющий на здоровье ребенка;
      5. принцип конкретности. Детям присуще предметно-логическое мышление. Выводы о состоянии окружающего мира они делают (и это правильно) на основании конкретных примеров. То же и в семье. Невозможно привить ребенку навыки ведения здорового образа жизни, если он непрерывно видит и чувствует противоположное тому, что ему внушают. Воспитывают прежде всего конкретный пример, конкретная деятельность, поведение и поступки родителей и окружающих людей.

Содержание, характер и  результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.

Личностные ресурсы, в  частности уровень образования  старших членов семьи, их социальный статус, ценностные ориентации, уровень притязаний и т. п., влияют на цели и стиль семейного воспитания.

Важнейшей характеристикой  семейного воспитания является его стиль, т. е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец - более авторитарен, мать - демократична). [5]

 

Итак, семья играет первостепенную роль в процессе социального развития человека. Характер и результаты социализации определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Современные семьи  весьма разнообразны, и от этого  зависит то, каким содержанием  наполняется в них социализация. Семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а именно внутренним морально-психологическим климатом, отношениями между всеми ее членами.

Информация о работе Роль семьи в профилактике зависимости от алкоголя у подростков