Рисунок как средство выразительности изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

На становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.

Файлы: 1 файл

реферат по ИЗО - Кошелева.docx

— 27.97 Кб (Скачать)
  1. Рисунок, как средство выразительности изобразительного искусства.

Детская изобразительная деятельность дошкольника при всем ее своеобразии  сходна с аналогичной деятельностью  взрослых и постепенно приобретает  единую с ней структуру и жизненный смысл. Не всякий рисунок представляет собой художественный образ. Предназначенный для передачи информации рисунок должен быть точным, полным, документальным, отвечающий познавательным целям. Такой рисунок направлен в первую очередь на мысли человека, коллективную сферу личности. Искусство - художественное отражение человеком окружающего его мира предметов, явлений природы, общество, себя.

Так что же представляет собой детский  рисунок? Можно ли считать его  произведением искусства? Этот вопрос рассматривался в исследованиях  зарубежных и отечественных ученых: известного русского физиолога В. М. Бехтерева, искусствоведа А. В. Бакушинского, педагогов Г. В. Лабунской , Е. А. Флериной, И. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и других, психологов Е. И. Игнатьева, В. И. Кириенко, В. С. Мухиной, О. М. Дьяченко.

Так чем же привлекает нас детский  рисунок?

Много достоинства рисунка заметила Е. А. Флерина.

Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственное выражение ребенка  своих мыслей и чувств. Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма, и способы, а умение, использовать минимум средств, передать свое состояние.

Во-вторых содержательность. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листке может быть что-то изображено, все штрихи, линии, каракули приобретают значение, отражая мир, в котором он живет. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле. На бумаге каракули, но они полны

2

содержания. В рисунках старших дошкольников - все, что окружает детей,

что их волнует. Чем больше малыш  знает о мире, тем шире тематика его рисунков.

Еще одно ценное качество детского рисунка - смелость. Малыш не боится рисовать, он хочет и может нарисовать все. Для маленького ребенка нет нечего невозможного. А ведь, риск, способность к риску, смелость - непременное условие и характеристика творческой личности.

Гуманизм, оптимизм содержательность детских рисунков - показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности. В них радостное мировосприятия, ожидание добра, от него и только добра. Это удивляет и радует нас, взрослых, и в тоже время немного печалит осознание того, как трудно почти невозможно сберечь такое восприятие мира.

Детский рисунок убеждает нас в  том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и  именно поэтому их можно назвать  выразительными.

Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование их в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера.

Выразительность детских рисунков - пассивное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему.

Содержание образа воплощается  выразительными средствами в наглядной  форме. Техническая сторона художественной деятельности наряду с

3

выразительными присутствует в любом виде искусства.

Итак, выразительность - качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность - качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старших таковым не является. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла.

Одним из самых доступных для  ребенка средством выразительности  является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном  сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные  образы. Иногда ребенок отдает предпочтения какому-то одному: все рисует зеленым  или голубым. В чем причина? Ребенок - дошкольник может использовать любимый  цвет иногда не адекватно, в любом  противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае, он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» образу, как  бы украшает его. Может чередовать цвета, например малыш (5 лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги. (Моя мама красивая).

Исследователи детских рисунков отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля - всегда черная, небо - синее и т.п.

Другое свойство линия. Исследователи  отмечают, что предметы, явления, которые  близки ребенку, любимы им, он рисует старательно  и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает специально небрежной линией.

 

4

Композиция сюжетного рисунка  также бывает очень выразительной. Главный, более значительный для  него образ, дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположении отдельных элементов рисунка.

Малышу очень трудно передать движения. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно. Например: кошка мчится за мышью, вытянувшись  как струна и расправив когти.

Рисуя, малыш использует и такое средство как агглютинация - склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, средств разных предметов. Н. П. Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка многообразна посредством и способом.

По мнению Е. А. Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком, важно видеть процесс выполнения рисунка.

Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных  умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески.

Перед детьми в течение всего  срока обучения нужно ставить  задачи «на выразительность» все  более усложняющееся по содержанию и касающиеся цвета, формы, то есть всей совокупности изобразительных средств. Решая эти задачи, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий художник.

Таким образом, необходимо пробуждать у ребенка заинтересованность к  сюжетному рисованию. В этом могут  помочь задания, требующие адекватного  выражения чувства, отношения к  окружающему миру, настроения, замысла  ребенка.

 

 

 

5

  1. Особенности применения дошкольниками рисунка.

Маленький ребенок воспроизводит  плоские фигуры целостнее, чем взрослый, причем на ранних ступенях это воспроизведение сплошь, а на последующих – во многих отношениях целостнее того воспроизведения, которое имеет место у взрослого человека. Исключением могут служить разве только те случаи, когда взрослый в своем изображении стремится к сочетанию известных свойств и способов воздействия вещей в ярко выраженном экспрессионистическом направлении. Графическое выражение маленького ребенка действительно в некоторых основных чертах родственно экспрессионизму: как маленький ребенок, так и экспрессионист стремятся не столько к изображению исключительно внешне-оптических проявлений вещей, сколько к воспроизведению их целостной сущности,

а, следовательно, также и к воспроизведению оборотной стороны или оптически совершенно не воспринимаемых свойств вещи.

В рисунке весьма часто цилиндр  изображается не как сумма или  соединение

кожуха и поверхностей срезов, а  как сверху, снизу и кругом своеобразно

округленное целое, в виде одного единого  в высшей степени целостного овала. Или, например, когда ребенок изображает куб в виде квадрата, а это зачастую имеет место, квадрат этот часто означает не одну отдельно взятую поверхность всего куба, как обычно прежде предполагалось, а сжатое выражение многосторонней или даже всесторонней квадратности куба.

Дальнейшей основной чертой ранних детских рисунков, сделанных по простым планиметрическим или стереометрическим образцам, является следующее:

подлежащие передаче формы двух или трех измерений находят свое выражение не в соответствии с объектом, а главным образом в соответствии с тем воздействием, которое они оказывают на наблюдателя. Это значит, что

6

предмет не изображается в его изолированном  вещественном бытии.

Ребенок вообще не передает нечто  ему противостоящее, отделенное от него той пропастью, которая существует между нами, взрослыми, и "предметами", и которая действительно делает эти предметы чем-то "противопоставленным" по отношению к нам. Напротив, ребенок часто выражает в рисунке преимущественно способ воздействия предмета на него самого, так как для него предмет многообразно сплетен с его наблюдателем и образует с ним тесный комплекс. Здесь мы видим многочисленные, весьма своеобразные целостности, в ярко выраженном виде встречающиеся лишь в детских переживаниях. Эти целостности охватывают в переживании ребенка, с одной стороны, его психическо-телесную примитивность, а с другой стороны, самую вещь. В них часто решающее господство над целым принадлежит взаимодействующим связям между обоими полюсами, между ребенком и вещью. Это господство заходит так далеко, что нередко вещественность едва проглядывает из-под действенности отношения ребенка к вещи. Наибольшее же воздействие впечатления от оптического объекта состоит в первую очередь отнюдь не в оптически воспринятых качествах данных предметов, а преимущественно в таких особенностях, которые играют главную роль при тактильно-моторном взаимопротивопоставлении ребенка с объектами.

Таким образом, наибольшее влияние должно быть отнесено за счет качеств

предмета, могущих быть воспринятыми тактильно-моторным путем, и за счет

тактильно-моторных воздействий самого предмета на ребенка, особенно же за счет реактивных и активных ответных проявлений самого ребенка.

Таким образом, становится ясным, что детское графическое изображение этих переживаний, имеющих своим основным моментом, как правило, не оптически-предметное, отнюдь не заключается в непосредственной

7

передаче или в копии изолированно-оптического. Графически выражая эти свои переживания, ребенок часто стремится уловить каким бы то ни было образом преимущественно неоптическое. Для нас, взрослых, в общем, превалирующее значение имеют оптические свойства и задачи оптического изображения при графической передаче предмета. Однако, основываясь на этом, мы отнюдь не должны отыскивать преимущественно оптического осознавания предмета в графическом изображении его ребенком. Напротив того, способы выражения, имеющие место в детской графике, носят значительно более опосредствованный характер. Они являются

посредником между нами и тем  чрезвычайно многим и разнообразным, что не может быть передано непосредственно оптическим путем уже по одному тому, что оно само содержит очень многое, часто почти исключительно неоптическое. Наилучшими примерами примитивного выражения такого взаимопротивопоставления ребенка и объекта может служить изображение углов, например, у ромба, треугольника или у куба, или передача острия конуса. Заостренность всех этих форм передается на ранних ступенях развития повсюду в виде своеобразного выражения динамики углов и заострений и того, главным образом, тактильно-моторного взаимного противопоставления, которое существует между ними и ребенком, а вовсе не в виде копирующего срисовывания соответствующих линий

или поверхностей, образующих данный угол или заострение. Как графическое выражение острия мы здесь встречаем: один или даже несколько лучей, острые наросты, вздутые, колючие выступы или, очень часто, одну основательную точку, помещенную в направлении действия острия. Во всех этих случаях находит свое выражение не только то фигурное или пространственное, что присуще углу или острию, но и взаимодействие между углом или острием, с одной стороны, и рукой ребенка, с другой. Часто

8

даже подчеркивается почти исключительно это взаимодействие, причем перевес находится на стороне то одних, то других черт соответствующего переживания, объединенного в один тесный комплекс. Или, например, фигура, состоящая из квадратной решетки, охотно передается в

виде конгломерата маленьких квадратов  или кружков, которые должны выражать наличие дырок в фигуре, и даже самый момент проникания через эти дырки. Или при передаче круглых предметов в детском решении обычно участвует то, что эти предметы могут кататься, и что есть возможность их постижения кругом со всех сторон. Короче говоря, всякий раз, тем или иным способом, привлекается для участия в графическом изображении то жизненное, деятельное, нередко многостороннее взаимопротивопоставление, которое имеет место между ребенком и объектом и нередко играет почти исключительную, решающую роль в этом деле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Содержание

         

           Введение                                                                                             стр. 1 .

 

  1. Рисунок, как средство выразительности изобразительного искусства 

                                                                                                               стр. 2 – 5.                                                       

Информация о работе Рисунок как средство выразительности изобразительного искусства