Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:21, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, как средство стимулирования процесса устранения смешанной дисграфии у учеников начальных классов.
Задачи исследования:
1. Изучить характерные особенности проявления смешанной дисграфии.
2. Рассмотреть основные принципы, последовательность, методы и приемы логопедической работы по преодолению смешанных дисграфий.
3. Изучить понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте.
4. Выявить уровень развития зрительной памяти и специфические особенности нарушений письменной речи при смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать педагогические условия, способствующие эффективному развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у учеников начальных классов.
6. Эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования о влиянии комплекса упражнений для развития зрительного восприятия и зрительной памяти на успешность процесса логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии у младших школьников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ
1.1 Дисграфия как предмет исследования
1.2 Своеобразие состояния письменной речи при смешанной дисграфии
1.3 Пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи при смешанной дисграфии
1.4 Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте
Выводы
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОСМЕШАННОЙ ДИСГРАФИЕЙ
2.1 Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и письменной речи младшихшкольников
2.2 Анализ результатов обследования
Выводы
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СМЕШАННЫХ ДИСГРАФИЙ
3.1 Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению недостатков письменной речи младшихшкольников
3.2 Анализ результатов коррекционно-логопедической работы
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Дипломная ппп.docx

— 112.52 Кб (Скачать)

Таким образом, под влиянием работы, сочетающей развитие произносительной стороны речи, звукового анализа  и графических навыков, учащиеся прочно овладевают навыками правильной письменной речи, требующей от ребенка  решения сразу двух задач -- соблюдения графических норм и сосредоточения внимания на содержании.

Известно, что у детей  с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций, в том числе и памяти.

В младшем школьном возрасте память постепенно приобретает черты  произвольности, становясь сознательно  регулируемой и опосредствованной. Младший школьник должен многое запоминать, заучивать материал буквально, уметь  пересказать его, запомнить выученное  и уметь воспроизвести его  через длительное время в устной и письменной форме.

Общеизвестно, что хорошо развитая зрительная память является гарантией школьной успеваемости. Недостаточная  сформированность зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий  уровень успеваемости ребенка, но и  может вызвать определенные трудности  письма: трудности формирования зрительного  образа буквы; трудность формирования правильной траектории движений при  выполнении графического элемента; ошибки в пространственном расположении элементов  букв; нарушение строки, неверное написание  элементов букв, замены и перестановка букв; ухудшение почерка и т.п.

Необходимо иметь в  виду, что младший школьный возраст  сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по развитию зрительной памяти является в этот период наиболее эффективной.

Таким образом, развитие зрительной памяти является обязательной частью коррекционно-развивающей работы с  детьми, страдающими различными нарушениями  речи -- как устной, так и письменной. Особое внимание развитию зрительной памяти следует уделять при работе с детьми-дисграфиками.

Цель данного исследования заключалась в определении коррекционно-педагогических условий, детерминирующих процесс  преодоления смешанной дисграфии у младших школьников.

В результате анализа материалов учебной, научной и методической литературы было сделано гипотетическое предположение о том, что работа по преодолению дисграфии будет  проходить более успешно при  специальной организации коррекционно-развивающего процесса, одним из основных условий  которого является развитие зрительного  восприятия и зрительной памяти.

Для реализации цели данного  исследования и проверки гипотезы было организовано и проведено опытно-экспериментальное  исследование.

С целью сравнения качества письменных работ и уровня развития зрительной памяти детей с дисграфией и развитием письменной речи в норме, а также для изучения соотношения специфических ошибок письменных работ младших школьников со смешанной дисграфией был проведен констатирующий эксперимент.

Сравнительный анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что в среднем в одной  письменной работе детей с развитием  письменной речи в норме обнаружено 1,6 ошибок, а в одной письменной работе детей с дисграфией в среднем обнаружено 3,9 специфических ошибок. То есть в письменных работах детей с дисграфией ошибок в два раза больше, чем у детей с развитием письменной речи в норме.

В письменных работах младших  школьников с дисграфией наибольший процент ошибок составляют смешения графически сходных рукописных букв, на втором месте ошибки обозначения границ предложения и слова. Эти виды ошибок говорят о несформированности графического образа буквы, низком уровне развития зрительной памяти.

Результаты диагностики  зрительной памяти младших школьников показали, что уровень зрительной памяти второклассников с дисграфией значительно ниже, чем у второклассников с нормальным развитием письменной речи. Если дети с развитием письменной речи в норме во время первого этапа пробы (сразу после прекращения экспозиции стимульного материала) правильно воспроизвели в среднем 3,3 фигуры из 4, то дети с дисграфией -- 2,5-2,6 фигуры. Во время второго этапа (через 25-30 минут) дети с развитием письменной речи в норме правильно воспроизвели в среднем 2,8 фигуры, а дети с дисграфией -- только 1,6 фигуры.

Следовательно, упражнения на развитие зрительной памяти должны являться обязательными элементами коррекционной работы по устранению и профилактике дисграфии.

Разработанная и реализованная  в рамках данного исследования система  коррекционно-логопедического воздействия  по развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с дисграфией ставила перед собой следующие цели: развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза; расширение объема кратковременной зрительной памяти; развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти; формирование механизма запоминания зрительного образа слова (зрительной эйдетики); развитие внимания; развитие звукобуквенного анализа; развитие навыков работы с текстом. Применяемый нами на протяжении формирующего этапа исследования материал содержит коррекционно-развивающие упражнения и игры, направленные на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти у детей младшего школьного возраста через систему индивидуальных занятий в школьном логопункте.

Для определения эффективности  проведенной опытно-экспериментальной  работы по развитию зрительной памяти в деле устранения смешанной дисграфии  мы провели сравнительный анализ результатов, продемонстрированных детьми контрольной и экспериментальной  групп, и сопоставительный анализ результатов  детей экспериментальной группы, полученных до проведения коррекционно-развивающей  работы и после нее.

Результаты пробы на зрительную память у детей контрольной группы практически не изменились по сравнению  с результатами констатирующего  этапа исследования.

Результаты детей экспериментальной  группы значительно улучшились и  приблизились к показателям детей  с развитием письменной речи в  норме. Так, среднее количество правильно воспроизведенных фигур у второклассников экспериментальной группы во время первого этапа диагностики составило 3,1 фигуры (у второклассников с развитием письменной речи в норме -- 3,3 фигуры), а среднее количество правильно воспроизведенных фигур во время второго этапа диагностики составило 2,4 фигуры (у второклассников с развитием письменной речи в норме -- 2,8 фигуры).

Сравнительный анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что в среднем в одной  письменной работе учеников экспериментальной  группы обнаружено 2,8 ошибок, а в  одной письменной работе учеников контрольной  группы в среднем обнаружено 3,7 специфических  ошибок. Несмотря на то, что качество выполнения письменных работ детьми экспериментальной группы не приблизилось к уровню работ детей с развитием  письменной речи в норме (1,6 ошибок), оно значительно повысилось по сравнению  с данными констатирующего этапа (3,9 ошибок).

Результаты изучения специфических  ошибок в письменных работах учеников вторых классов с дисграфией на контрольном этапе исследования показали, что у учеников экспериментальной группы уменьшилась доля ошибок смешения графически сходных рукописных букв и ошибок обозначения границ предложения и слов. Данные результаты говорят об улучшении процесса формирования графических образов букв, достаточном уровне развития зрительно-пространственной памяти, восприятия, анализа и синтеза.

У учеников контрольной группы наибольший процент ошибок по-прежнему составляют смешения графически сходных  рукописных букв, на втором месте ошибки обозначения границ предложения  и слова.

Очевидный прогресс в развитии зрительной памяти и сокращение количества специфических дисграфических ошибок в письменных работах детей экспериментальной группы подтверждает необходимость введения игр и упражнений на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти в программу коррекционно-логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии.

Таким образом, результаты проведенного в рамках данной дипломной работы опытно-экспериментального исследования подтверждают гипотезу данного исследования о том, что работа по преодолению  смешанной дисграфии будет проходить  более успешно при специальной  организации коррекционно-развивающего процесса, одним из основных условий которого является развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

ЛИТЕРАТУРА

Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет // Школьный психолог. -- 2001. -- № 15. -- С. 8-9.

Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. -- 1997. -- № 3. -- С. 38-42.

Ахутина Т.В., Меликян З.А. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития. -- М.: факультет психологии МГУ, Институт возрастной физиологии РАО, "Школьный психолог", 2002. -- 12 с.

Величенкова О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников.// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б.Иншаковой. -- М.: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2001. -- С.45-51.

Выгодская И.Г. Игровые  ситуации для профилактики дисграфии, дислексии. //Школа здоровья, 1996, №№ 1, 2.

Гвоздев А.Н. Вопросы  изучения детской речи. -- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -- С. 78.

Гордон Е. Б. К  вопросу о коррекции письма у  детей // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Материалы семинара "Организация службы социально-психологической помощи детям с острой школьной дезатаптацией и их семьям", Москва, 4-7 мая 1998 г.

Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. -- М.: ТЦ Сфера, 2005.

Ефименкова П. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -- М.: Просвещение, 1999.

Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей  с недостатками произношения. -- М.: Владос, 1997.

Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. -- СПб., 1995.

Корнев А.Н. Нарушения  чтения и письма у детей. -- СПб.: "Мим", 1997.

Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. -- М.: Владос, 1997.

Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. -- СПб.: Союз, 1998.

Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Учебно-методическое пособие. -- СПб.: Союз, 2004. -- 224 c.

Лалаева Р.И. Дисграфия // Логопедия. Методическое наследие. Т.4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия / Авт.-сост. Р.И.Лалаева; Под ред. Л.С.Волковой. -- М.: Владос, 2003. -- 304 с. С.263-273.

Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей // Логопедия. Методическое наследие. Т.4: Нарушения  письменной речи: Дислексия. Дисграфия / Авт.-сост. Р.И.Лалаева; Под ред. Л.С.Волковой. -- М.: Владос, 2003. -- 304 с. С.13-57.

Логопедия: Учебник  для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. -- М.: Владос, 1998. -- 680 с.

Лукина Н.А., Борисенко  М. Смотрим, видим, запоминаем: Развитие зрительного восприятия, внимания и  памяти. -- М.: Паритет, 2004. -- 128 с.

Милостивенко Л.Г. Предупреждение нарушений чтения и письма. -- С-Пб, 1997.

Немов Р.С. Психология. Учеб. Кн.1. Общие основы психологии -- М.: Просвещение, 1995. -- 576 с.

Никашина Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. / Под ред. Р.Е.Левиной. -- М.: Просвещение, 1965.

Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под ред. О.Б. Иншаковой. -- М.: МОДЭК, 2001. -- 240 с.

Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие: Изд. 2-е, доп. и перераб. -- М.: Просвещение, 1973. -- 272 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии -- СПб: Питер, 2000. -- 712 с.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и преодоление у младших школьников. -- М., 1995.

Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ. //Дефектология, 1988, № 5.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. -- М.: Академия, 1999. -- 288 с.

Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Логопедия. Методическое наследие. Т.4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия / Авт.-сост. Р.И.Лалаева; Под ред. Л.С.Волковой. -- М.: Владос, 2003. -- 304 с. С.208-223.

Филичева Т.Б. и  др. Основы логопедии: Учеб. пособие / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. -- М.: Просвещение, 1989. -- 223 с.

Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. -- М.: Аркти, 1996.

Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. -- М.: АРКТИ, 1997


Информация о работе Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии