Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:21, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, как средство стимулирования процесса устранения смешанной дисграфии у учеников начальных классов.
Задачи исследования:
1. Изучить характерные особенности проявления смешанной дисграфии.
2. Рассмотреть основные принципы, последовательность, методы и приемы логопедической работы по преодолению смешанных дисграфий.
3. Изучить понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте.
4. Выявить уровень развития зрительной памяти и специфические особенности нарушений письменной речи при смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать педагогические условия, способствующие эффективному развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у учеников начальных классов.
6. Эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования о влиянии комплекса упражнений для развития зрительного восприятия и зрительной памяти на успешность процесса логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии у младших школьников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ
1.1 Дисграфия как предмет исследования
1.2 Своеобразие состояния письменной речи при смешанной дисграфии
1.3 Пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи при смешанной дисграфии
1.4 Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте
Выводы
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОСМЕШАННОЙ ДИСГРАФИЕЙ
2.1 Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и письменной речи младшихшкольников
2.2 Анализ результатов обследования
Выводы
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СМЕШАННЫХ ДИСГРАФИЙ
3.1 Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению недостатков письменной речи младшихшкольников
3.2 Анализ результатов коррекционно-логопедической работы
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Дипломная ппп.docx

— 112.52 Кб (Скачать)

Дипломная работа

Тема: Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ
    • 1.1 Дисграфия как предмет исследования
    • 1.2 Своеобразие состояния письменной речи при смешанной дисграфии
    • 1.3 Пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи при смешанной дисграфии
    • 1.4 Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте
    • Выводы
  • ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОСМЕШАННОЙ ДИСГРАФИЕЙ
    • 2.1 Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и письменной речи младшихшкольников
    • 2.2 Анализ результатов обследования
    • Выводы
  • ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СМЕШАННЫХ ДИСГРАФИЙ
    • 3.1 Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению недостатков письменной речи младшихшкольников
    • 3.2 Анализ результатов коррекционно-логопедической работы
    • Выводы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в общеобразовательных  школах заметно возросло количество детей, страдающих расстройствами письма и чтения.

Нарушения процесса развития письменной речи у детей -- дисграфия -- это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений не только в начальной школе, но и на последующих этапах обучения русскому языку -- при изучении морфологии и синтаксиса. Письменная речь школьника-дисграфика отличается от письма его сверстников большим количеством своеобразных устойчивых ошибок.

По данным А.Н.Корнева, нарушения  письма выявляются у 6-7 % учеников общеобразовательных  школ, 18-20 % -- речевых школ, у 35-40 % учеников вспомогательных школ. У мальчиков  нарушения чтения выявляются в 4-6 раз  чаще, чем у девочек.

По данным Л.Г.Парамоновой, результаты исследования, проведенного психолого-педагогическим центром "Здоровье" в Петроградском районе Санкт-Петербурга в 2000 году показали, что дисграфические ошибки имели место у 30 % учащихся общеобразовательных школ, а предпосылки того или иного вида дисграфии имели от 10,5 % до 55,5 % детей старшего дошкольного возраста (акустической -- 10,5 %; артикуляторно-акустической -- 16,7 %; на почве несформированности звукового анализа и синтеза -- 25 %; оптической -- 45,8 %; аграмматической -- 55,5 %). Большинство детей имели предпосылки сразу нескольких видов дисграфии, то есть смешанной дисграфии.

Вышеуказанные цифры свидетельствуют  о том, что более половины детей  заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку. Более того, дети с нарушениями письменной речи обычно оказываются не в состоянии полностью  овладеть письмом и чтением в  условиях массовой школы. В таких  случаях овладение грамотой происходит медленно, с большими затруднениями и требует длительной специальной помощи.

Симптоматика и классификация  дисграфии, методика ее устранения рассмотрены  в работах Т.Б.Филичевой, Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.Н.Корнева, И.К.Колповской, Л.Ф.Спировой, А.В.Ястребовой, Р.Е.Левиной, И.К.Колповской, Р.И.Лалаевой, Л.В.Бенедиктовой, О.А.Токаревой и др. Все авторы сходятся на том, что, как и при многих других речевых расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание квалифицированной логопедической помощи значительно повышают шансы на коррекцию или даже устранение симптомов дисграфии.

В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием  устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения дисграфии необходима единая система коррекционно-логопедического воздействия, учитывающая механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка.

Актуальность темы данного  исследования заключается в том, что именно в начальной школе  особое внимание должно уделяться проблемам  нарушения процесса письма, своевременной  коррекционной работе.

В связи с этим, цель данного  исследования заключается в определении  коррекционно-педагогических условий, детерминирующих процесс преодоления  смешанной дисграфии у младших  школьников.

Общеизвестно, что хорошо развитые зрительное восприятие и зрительная память являются гарантией школьной успеваемости. Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности письма: трудности формирования зрительного образа буквы; трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента; ошибки в пространственном расположении элементов букв; нарушение строки, неверное написание элементов букв, замены и перестановка букв; ухудшение почерка и т.п.

Следовательно, развитие зрительного  восприятия и зрительной памяти является обязательной частью коррекционно-развивающей  работы с детьми, страдающими различными нарушениями речи -- как устной, так и письменной. Особое внимание развитию зрительного восприятия и зрительной памяти следует уделять при работе с детьми-дисграфиками.

Именно поэтому коррекционно-логопедическая работа по преодолению смешанной  дисграфии должна носить комплексный  характер и включать в себя работу по развитию фонематического и звуко-слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия и зрительной памяти, грамматического строя речи. Однако в результате анализа материалов учебной, научной и методической литературы стало очевидно, что развитию зрительного восприятия и зрительной памяти уделяется недостаточно внимания при проведении коррекционно-логопедической работы.

Гипотеза исследования: работа по преодолению смешанной дисграфии  будет проходить более успешно  при специальной организации  коррекционно-развивающего процесса, одним из основных условий которого является развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Объект исследования: процесс  коррекционно-логопедической работы по устранению смешанной дисграфии  у учеников начальных классов.

Предмет исследования: упражнения, направленные на развитие зрительного  восприятия и зрительной памяти, как  средство стимулирования процесса устранения смешанной дисграфии у учеников начальных классов.

Задачи исследования:

1. Изучить характерные  особенности проявления смешанной дисграфии.

2. Рассмотреть основные  принципы, последовательность, методы  и приемы логопедической работы  по преодолению смешанных дисграфий.

3. Изучить понятие зрительной  памяти и ее развитие в младшем  школьном возрасте.

4. Выявить уровень развития  зрительной памяти и специфические  особенности нарушений письменной  речи при смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста.

5. Разработать педагогические  условия, способствующие эффективному  развитию зрительного восприятия  и зрительной памяти у учеников  начальных классов.

6. Эмпирическим путем  проверить гипотезу данного исследования  о влиянии комплекса упражнений  для развития зрительного восприятия  и зрительной памяти на успешность  процесса логопедической работы  по преодолению смешанной дисграфии  у младших школьников.

В ходе выполнения данной дипломной  работы использовались материалы учебной, научной и методической литературы, результаты практических исследований отечественных специалистов-логопедов, публикации в специализированных периодических  изданиях, посвященные проблеме преодоления  дисграфии.

Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы, которое проводилось  в три этапа.

На первом этапе исследования была изучена и проанализирована литература по проблеме исследования; определены цель, гипотеза, задачи исследования, основные теоретические и методические положения.

На втором этапе были изучены  особенности зрительной памяти у  детей младшего школьного возраста с дисграфией и специфические ошибки их письма, разработаны план и методика экспериментальной работы, ее методическое обеспечение. На этом этапе была реализована основная программа экспериментальной работы.

На третьем этапе была проведена статистическая обработка  данных, полученных в ходе исследования, теоретически осмыслены, обобщены и  оформлены результаты, сформулированы выводы и рекомендации по развитию зрительной памяти детей младшего школьного возраста в процессе коррекционно-развивающей работы по преодолению дисграфии.

Эксперимент проводился на базе школы № 104 Выборгского района Санкт-Петербурга. В эксперименте принимали  участие ученики вторых классов (8-9 лет).

На каждом этапе, в зависимости  от решаемых задач, применялись различные  методы изыскания:

- теоретические: анализ  психолого-педагогической и методической  литературы по проблеме исследования, методы теоретического обобщения;

- эмпирические: опытно-экспериментальная  работа, анализ продуктов деятельности  детей;

- статистическая обработка  результатов эксперимента; качественный  и количественный анализ экспериментальных  данных.

Таким образом, цель, задачи, гипотеза и методы исследования данной дипломной работы определили круг рассматриваемых  вопросов и логическую схему ее построения.

Работа состоит из введения, теоретической главы, двух практических глав, заключения, списка литературы и  приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируются  его цели и задачи, описываются  предмет, объект, гипотеза исследования, а также использованные в работе методы.

В первой главе рассматриваются  теоретические основы проблемы исследования: специфические особенности нарушений  письменной речи при смешанной дисграфии, пути диагностики и коррекции  нарушений письменной речи при смешанной  дисграфии, понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте.

Во второй главе представлен  процесс изучения особенностей письменной речи и зрительной памяти младших  школьников со смешанной дисграфией и младших школьников с развитием письменной речи в норме, и сравнение полученных результатов.

В третьей главе представлен  процесс проведения практического  исследования возможностей специальных  упражнений по развитию зрительной памяти в деле устранения смешанной дисграфии  и анализ его результатов.

В заключении даются краткие  выводы, к которым пришел автор  в результате анализа данных опытно-экспериментальной  работы.

В список литературы включены библиографические описания источников, которые использовались в процессе написания данной дипломной работы.

В приложении содержатся некоторые  дополнительные материалы практического  исследования.

Научная новизна и теоретическая  значимость исследования заключаются  в том, что автором данной работы впервые было проведено исследование влияния степени развития зрительной памяти на процесс логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что  в соответствии с обоснованными  теоретическими положениями экспериментально подтверждена взаимосвязь особенностей развития зрительной памяти и успешности логопедической работы по преодолению  смешанной дисграфии. Результаты исследования могут использоваться в практической деятельности студентами педагогических высших и средних учебных заведений, логопедами, учителями начальных  классов, родителями учащихся.

ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ  ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И  КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ

1.1 Дисграфия как  предмет исследования

Для обозначения недостатков  письменной речи употребляют термин "дисграфия" -- от лат. "графо" -- пишу, частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. -- М.: Просвещение, 1973. -- С.249-252.

Дисграфия -- частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма.

Дисграфия у детей -- это, в большинстве случаев, частичное нарушение формирования и полноценного использования письма, т.е. стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие грубых нарушений зрения или слуха. У взрослых -- расстройство навыка письма.

Дисграфия -- большей частью врожденное расстройство, процесс письма изначально формируется искаженно. В случае приобретенной дисграфии письмо было сформировано, а затем навык пострадал или исчез.

Симптоматика дисграфии  проявляется в стойких и повторяющихся  ошибках в процессе письма, которые  можно сгруппировать следующим  образом: искажения и замены букв; искажения звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.

Информация о работе Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии