Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:21, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, как средство стимулирования процесса устранения смешанной дисграфии у учеников начальных классов.
Задачи исследования:
1. Изучить характерные особенности проявления смешанной дисграфии.
2. Рассмотреть основные принципы, последовательность, методы и приемы логопедической работы по преодолению смешанных дисграфий.
3. Изучить понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте.
4. Выявить уровень развития зрительной памяти и специфические особенности нарушений письменной речи при смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать педагогические условия, способствующие эффективному развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у учеников начальных классов.
6. Эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования о влиянии комплекса упражнений для развития зрительного восприятия и зрительной памяти на успешность процесса логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии у младших школьников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ
1.1 Дисграфия как предмет исследования
1.2 Своеобразие состояния письменной речи при смешанной дисграфии
1.3 Пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи при смешанной дисграфии
1.4 Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте
Выводы
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОСМЕШАННОЙ ДИСГРАФИЕЙ
2.1 Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и письменной речи младшихшкольников
2.2 Анализ результатов обследования
Выводы
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СМЕШАННЫХ ДИСГРАФИЙ
3.1 Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению недостатков письменной речи младшихшкольников
3.2 Анализ результатов коррекционно-логопедической работы
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Дипломная ппп.docx

— 112.52 Кб (Скачать)

Контрольный этап ставил своей  целью проверку уровня развития зрительной памяти младших школьников после  проведения с ними коррекционной  работы и его влияния на количество специфических дисграфических ошибок в письменных работах детей.

Эксперимент проводился на базе вторых классов школы № 104 Выборгского  района Санкт-Петербурга. По данным школьного  логопункта, дисграфия диагностирована у 18 из 24 учеников 2-Б класса и у 15 из 23 учеников 2-В класса.

В констатирующем эксперименте принимали участие 10 учеников 2-А  класса с развитием письменной речи в норме, 10 учеников 2-Б класса и 10 учеников 2-В класса, у которых  была диагностирована дисграфия.

Нам представляется оправданным  сопоставление результатов, показанных младшими школьниками с нормальным уровнем развития письменной речи с  результатами, показанными младшими школьниками того же возраста с дисграфией. В первую очередь это обусловлено тем, что основной целью коррекционной работы является максимальное приближение речевого уровня детей с патологией к нормальному уровню. И в качестве такого образца нормального развития мы принимаем уровень сформированности письменной речи детей одного возраста с детьми из экспериментальной группы.

В формирующем этапе эксперимента принимали участие 10 учеников 2-Б  класса, родители которых дали согласие на участие детей в опытно-экспериментальной  работе.

В контрольном эксперименте принимали участие 10 учеников 2-Б  класса и 10 учеников 2-В класса, у  которых была диагностирована дисграфия.

На констатирующем этапе  исследования определялось среднее  количество ошибок в письменных работах  младших школьников с развитием  письменной речи в норме и с  дисграфией, изучались специфические ошибки письма у младших школьников с дисграфией и определялся уровень развития зрительной памяти.

Состояние письменной речи младших школьников исследовалось  для того, чтобы определить, существует ли зависимость между состоянием письменной речи и уровнем развития зрительной памяти младших школьников со смешанной дисграфией и развитием письменной речи в норме.

Для определения уровня развития зрительной памяти младших школьников с развитием письменной речи в  норме и с дисграфией было проведено исследование процессов восприятия, переработки и хранения зрительно-пространственной информации. Ахутина Т.В., Меликян З.А. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития. -- М.: факультет психологии МГУ, Институт возрастной физиологии РАО, "Школьный психолог", 2002. -- С.3-6.

Процедура проведения пробы:

Детям на 30 секунд предъявляют  карточку с четырьмя невербализуемыми геометрическими фигурами и просят запомнить их по порядку. Затем образец убирают и детям предлагают нарисовать запомненные фигуры. Через 25-30 минут, заполненных другой деятельностью, детям предлагают вспомнить и нарисовать фигуры еще раз.

Стимульный материал для проведения проб на зрительную память представлен на рис. 1.

Рисунок 1. Стимульный материал к пробе на зрительную память

Система оценки пробы заключалась  в определении продуктивности выполнения задания -- то есть определялось количество правильно воспроизведенных фигур в каждом воспроизведении отдельно. Правильно воспроизведенной считается фигура, изображенная точно, зеркально или с одним изменением. При наличии нескольких изменений фигура считается искаженной и к правильным не относится.

Для анализа специфических  ошибок использовались контрольные  письменные работы школьников с дисграфией. У каждого учащегося были проанализированы один диктант и одно списывание. Контрольные письменные работы отвечали программным требованиям для 2 класса и состояли из 6-8 предложений (35-40 слов).

Фиксировались следующие  ошибки: смешения графически сходных  рукописных букв (и-у, т-п, б-д и др.); ошибки обозначения границ предложения и слова (отсутствие или неуместное написание заглавной буквы или точки в предложении, слитное написание слов или раздельное написание частей слова); пропуски букв, обозначающих согласные и гласные звуки; пропуски слогов; вставки букв и слогов; перестановки букв и слогов; антиципации букв и слогов; персеверации букв и слогов; смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки; зеркальное написание букв; аграмматизмы. Величенкова О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников.// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б.Иншаковой. -- М.: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2001. -- С.45-51.

2.2 Анализ результатов  обследования

Сравнительный анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что ошибки младших школьников с дисграфией более стойкие и значительно более частые, чем ошибки в работах детей с развитием письменной речи в норме. В среднем в одной письменной работе детей с развитием письменной речи в норме обнаружено 1,6 ошибок, а в одной письменной работе детей с дисграфией в среднем обнаружено 3,9 специфических ошибок. То есть в письменных работах детей со смешанной дисграфией ошибок в два раза больше, чем у детей с развитием письменной речи в норме.

Результаты изучения специфических  ошибок в письменных работах младших  школьников со смешанной дисграфией представлены в табл. 1.

Таблица 1

Соотношение специфических ошибок разных типов у младших школьников с дисграфией(констатирующий этап)

 

Вид ошибки

% от общего количества  специфических ошибок

 
 

2-Б

2-В

 

смешения графически сходных рукописных букв

33

32

 

ошибки обозначения границ предложения и слова

17

14

 

пропуски букв, обозначающих согласные и гласные звуки

8

10

 

пропуски слогов

2

4

 

вставки букв и слогов

1

2

 

перестановки букв и слогов

3

4

 

антиципации букв и слогов

5

5

 

персеверации букв и слогов

7

6

 

смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки

11

10

 

зеркальное написание букв

4

3

 

аграмматизмы

9

10

 
       

Для наглядности представим соотношение различных видов специфических ошибок в письменных работах младших школьников с дисграфией в виде круговых диаграмм (рис. 2, рис. 3).

Рисунок 2. Соотношение специфических ошибок разных типов у учеников 2-Б класса с дисграфией

Рисунок 3. Соотношение специфических ошибок разных типов у учеников 2-В класса с дисграфией

Как мы видим по результатам  анализа специфических ошибок в  письменных работах младших школьников со смешанной дисграфией, наибольший процент ошибок составляют смешения графически сходных рукописных букв, на втором месте ошибки обозначения границ предложения и слова. Эти виды ошибок говорят о несформированности графического образа буквы, низком уровне развития зрительно-пространственной памяти, восприятия, анализа и синтеза.

Результаты диагностики  зрительной памяти второклассников  с нормальным развитием письменной речи и с дисграфией представлены в табл. 2.

 

Таблица 2

Продуктивность выполнения проб на зрительную память младшими школьниками

 

Класс

Среднее число правильно  воспроизведенных фигур на одну пробу

 
 

Первое воспроизведение

Второе воспроизведение

 

2-А (норма)

3,3

2,8

 

2-Б (дисграфия)

2,5

1,6

 

2-В (дисграфия)

2,6

1,6

 
       

Для наглядности представим результаты диагностики зрительной памяти второклассников с нормальным развитием письменной речи и с дисграфией в виде гистограммы (рис. 4).

Как мы видим, уровень зрительной памяти младших школьников с дисграфией значительно ниже, чем у младших школьников с нормальным развитием письменной речи.

Если дети с развитием  письменной речи в норме во время  первого этапа пробы на зрительную память правильно воспроизвели в  среднем 3,3 фигуры, то дети с дисграфией -- 2,5-2,6 фигуры.

Во время второго этапа  пробы на зрительную память правильность воспроизведения фигур снизилась  у всех детей. Однако, если дети с развитием письменной речи в норме во время второго этапа правильно воспроизвели в среднем 2,8 фигуры, то дети с дисграфией -- только 1,6 фигуры.

Рисунок 4. Соотношение правильно воспроизведенных фигур по время прохождения пробы назрительную память младшими школьниками с нормальным развитием письменной речи и сдисграфией

Таким образом, можно говорить о необходимости специальной  коррекционно-развивающей работы по развитию зрительной памяти у младших  школьников со смешанной дисграфией.

Выводы

Во второй главе представлен  процесс проведения и анализ результатов  констатирующего эксперимента, который  был проведен с целью сравнения  качества письменных работ и уровня развития зрительной памяти второклассников  с дисграфией и с развитием письменной речи в норме, а также для изучения соотношения специфических ошибок письма при смешанной дисграфии.

Сравнительный анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что в среднем в одной  письменной работе детей с развитием  письменной речи в норме обнаружено 1,6 ошибок, а в одной письменной работе детей с дисграфией в среднем обнаружено 3,9 специфических ошибок. То есть в письменных работах младших школьников с дисграфией ошибок в два раза больше, чем у младших школьников с развитием письменной речи в норме.

В письменных работах младших  школьников с дисграфией наибольший процент ошибок составляют смешения графически сходных рукописных букв, на втором месте ошибки обозначения границ предложения и слова. Эти виды ошибок говорят о несформированности графического образа буквы, низком уровне развития зрительной памяти.

Результаты диагностики  зрительной памяти младших школьников показали, что уровень зрительной памяти второклассников с дисграфией значительно ниже, чем у второклассников с нормальным развитием письменной речи. Если дети с развитием письменной речи в норме во время первого этапа пробы (сразу после прекращения экспозиции стимульного материала) правильно воспроизвели в среднем 3,3 фигуры из 4, то дети с дисграфией -- 2,5-2,6 фигуры. Во время второго этапа (через 25-30 минут) дети с развитием письменной речи в норме правильно воспроизвели в среднем 2,8 фигуры, а дети с дисграфией -- только 1,6 фигуры.

Следовательно, упражнения на развитие зрительной памяти должны являться обязательными элементами коррекционной работы по устранению и профилактике смешанной дисграфии.

ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СМЕШАННЫХ ДИСГРАФИЙ

3.1 Система коррекционно-логопедического  воздействия по устранению недостатков  письменной речи младших школьников

В настоящее время разными  авторами разработаны методические указания к ведению логопедической работы по устранению нарушений процесса письма (Бенедиктова Л.В., Ефименкова П.Н., Корнев А.Н., Лалаева Р.И., Левина Р.Е., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф., Токарева О.А., Ястребова А.В. и др.). Общим для этих указаний является признание связи между развитием устной и письменной речи и развитием высших психических функций.

Следовательно, упражнения на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти должны являться обязательными элементами коррекционной  работы по устранению и профилактике дисграфии.

Из многочисленных научных  исследований известно, что ребенка  младшего школьного возраста нельзя обучать чему-либо иначе, как заинтересовав  его в этом. Отсюда следует, что  выбор технологических средств  логопедической работы с учениками  начальных классов должен осуществляться с таким расчетом, чтобы они  в первую очередь способствовали возникновению интереса и внимания к происходящему на занятиях. Следовательно, игровые приемы и разнообразные  наглядные пособия должны стать  органической частью коррекционно-логопедической работы.

В опытно-экспериментальной  работе, проведенной на формирующем  этапе данного исследования, принимали  участие 10 учеников 2-Б класса со смешанной дисграфией.

Разработанная и реализованная  в рамках данного исследования система  коррекционно-логопедического воздействия  по развитию зрительной памяти у детей  младшего школьного возраста со смешанной  дисграфией ставила перед собой следующие цели:

- развитие зрительного  восприятия, анализа и синтеза;

- расширение объема кратковременной  зрительной памяти;

- развитие умения воспроизведения  графических объектов по образцу  и после кратковременной экспозиции  по памяти;

- формирование механизма  запоминания зрительного образа  слова (зрительной эйдетики);

- развитие внимания;

- развитие звуко-буквенного анализа;

- развитие навыков работы  с текстом.

Применяемый нами на протяжении формирующего этапа исследования материал содержит коррекционно-развивающие  упражнения и игры, направленные на развитие зрительной памяти у детей  младшего школьного возраста через  систему индивидуальных занятий  в школьном логопункте.

Эти упражнения и игры также  можно применять на подгрупповых, групповых (фронтальных) логопедических занятиях и на занятиях в группах  продленного дня.

Упражнение "По порядку  становись!"

Цель: развитие зрительного  восприятия, расширение объема кратковременной  зрительной памяти.

Инструкция:

Логопед предлагает ребенку  разложить буквы, цифры, фигуры в  указанной последовательности по памяти, а при затруднении -- по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д.

Упражнение "Конструирование  фигур"

Цель: развитие зрительного  восприятия, расширение объема кратковременной  зрительной памяти, развитие умения воспроизведения  графических объектов по памяти.

Инструкция:

Информация о работе Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии