Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:21, дипломная работа
Предмет исследования: упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, как средство стимулирования процесса устранения смешанной дисграфии у учеников начальных классов.
Задачи исследования:
1. Изучить характерные особенности проявления смешанной дисграфии.
2. Рассмотреть основные принципы, последовательность, методы и приемы логопедической работы по преодолению смешанных дисграфий.
3. Изучить понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте.
4. Выявить уровень развития зрительной памяти и специфические особенности нарушений письменной речи при смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать педагогические условия, способствующие эффективному развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у учеников начальных классов.
6. Эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования о влиянии комплекса упражнений для развития зрительного восприятия и зрительной памяти на успешность процесса логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии у младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ
1.1 Дисграфия как предмет исследования
1.2 Своеобразие состояния письменной речи при смешанной дисграфии
1.3 Пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи при смешанной дисграфии
1.4 Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте
Выводы
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОСМЕШАННОЙ ДИСГРАФИЕЙ
2.1 Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и письменной речи младшихшкольников
2.2 Анализ результатов обследования
Выводы
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СМЕШАННЫХ ДИСГРАФИЙ
3.1 Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению недостатков письменной речи младшихшкольников
3.2 Анализ результатов коррекционно-логопедической работы
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Контрольный этап ставил своей целью проверку уровня развития зрительной памяти младших школьников после проведения с ними коррекционной работы и его влияния на количество специфических дисграфических ошибок в письменных работах детей.
Эксперимент проводился на базе вторых классов школы № 104 Выборгского района Санкт-Петербурга. По данным школьного логопункта, дисграфия диагностирована у 18 из 24 учеников 2-Б класса и у 15 из 23 учеников 2-В класса.
В констатирующем эксперименте принимали участие 10 учеников 2-А класса с развитием письменной речи в норме, 10 учеников 2-Б класса и 10 учеников 2-В класса, у которых была диагностирована дисграфия.
Нам представляется оправданным сопоставление результатов, показанных младшими школьниками с нормальным уровнем развития письменной речи с результатами, показанными младшими школьниками того же возраста с дисграфией. В первую очередь это обусловлено тем, что основной целью коррекционной работы является максимальное приближение речевого уровня детей с патологией к нормальному уровню. И в качестве такого образца нормального развития мы принимаем уровень сформированности письменной речи детей одного возраста с детьми из экспериментальной группы.
В формирующем этапе эксперимента
принимали участие 10 учеников 2-Б
класса, родители которых дали согласие
на участие детей в опытно-
В контрольном эксперименте принимали участие 10 учеников 2-Б класса и 10 учеников 2-В класса, у которых была диагностирована дисграфия.
На констатирующем этапе исследования определялось среднее количество ошибок в письменных работах младших школьников с развитием письменной речи в норме и с дисграфией, изучались специфические ошибки письма у младших школьников с дисграфией и определялся уровень развития зрительной памяти.
Состояние письменной речи младших школьников исследовалось для того, чтобы определить, существует ли зависимость между состоянием письменной речи и уровнем развития зрительной памяти младших школьников со смешанной дисграфией и развитием письменной речи в норме.
Для определения уровня развития зрительной памяти младших школьников с развитием письменной речи в норме и с дисграфией было проведено исследование процессов восприятия, переработки и хранения зрительно-пространственной информации. Ахутина Т.В., Меликян З.А. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития. -- М.: факультет психологии МГУ, Институт возрастной физиологии РАО, "Школьный психолог", 2002. -- С.3-6.
Процедура проведения пробы:
Детям на 30 секунд предъявляют карточку с четырьмя невербализуемыми геометрическими фигурами и просят запомнить их по порядку. Затем образец убирают и детям предлагают нарисовать запомненные фигуры. Через 25-30 минут, заполненных другой деятельностью, детям предлагают вспомнить и нарисовать фигуры еще раз.
Стимульный материал для проведения проб на зрительную память представлен на рис. 1.
Рисунок 1. Стимульный
Система оценки пробы заключалась в определении продуктивности выполнения задания -- то есть определялось количество правильно воспроизведенных фигур в каждом воспроизведении отдельно. Правильно воспроизведенной считается фигура, изображенная точно, зеркально или с одним изменением. При наличии нескольких изменений фигура считается искаженной и к правильным не относится.
Для анализа специфических ошибок использовались контрольные письменные работы школьников с дисграфией. У каждого учащегося были проанализированы один диктант и одно списывание. Контрольные письменные работы отвечали программным требованиям для 2 класса и состояли из 6-8 предложений (35-40 слов).
Фиксировались следующие ошибки: смешения графически сходных рукописных букв (и-у, т-п, б-д и др.); ошибки обозначения границ предложения и слова (отсутствие или неуместное написание заглавной буквы или точки в предложении, слитное написание слов или раздельное написание частей слова); пропуски букв, обозначающих согласные и гласные звуки; пропуски слогов; вставки букв и слогов; перестановки букв и слогов; антиципации букв и слогов; персеверации букв и слогов; смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки; зеркальное написание букв; аграмматизмы. Величенкова О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников.// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б.Иншаковой. -- М.: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2001. -- С.45-51.
2.2 Анализ результатов обследования
Сравнительный анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что ошибки младших школьников с дисграфией более стойкие и значительно более частые, чем ошибки в работах детей с развитием письменной речи в норме. В среднем в одной письменной работе детей с развитием письменной речи в норме обнаружено 1,6 ошибок, а в одной письменной работе детей с дисграфией в среднем обнаружено 3,9 специфических ошибок. То есть в письменных работах детей со смешанной дисграфией ошибок в два раза больше, чем у детей с развитием письменной речи в норме.
Результаты изучения специфических ошибок в письменных работах младших школьников со смешанной дисграфией представлены в табл. 1.
Таблица 1
Соотношение специфических
Вид ошибки |
% от общего количества специфических ошибок |
||
2-Б |
2-В |
||
смешения графически сходных рукописных букв |
33 |
32 |
|
ошибки обозначения границ предложения и слова |
17 |
14 |
|
пропуски букв, обозначающих согласные и гласные звуки |
8 |
10 |
|
пропуски слогов |
2 |
4 |
|
вставки букв и слогов |
1 |
2 |
|
перестановки букв и слогов |
3 |
4 |
|
антиципации букв и слогов |
5 |
5 |
|
персеверации букв и слогов |
7 |
6 |
|
смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки |
11 |
10 |
|
зеркальное написание букв |
4 |
3 |
|
аграмматизмы |
9 |
10 |
|
Для наглядности представим соотношение различных видов специфических ошибок в письменных работах младших школьников с дисграфией в виде круговых диаграмм (рис. 2, рис. 3).
Рисунок 2. Соотношение
Рисунок 3. Соотношение
Как мы видим по результатам анализа специфических ошибок в письменных работах младших школьников со смешанной дисграфией, наибольший процент ошибок составляют смешения графически сходных рукописных букв, на втором месте ошибки обозначения границ предложения и слова. Эти виды ошибок говорят о несформированности графического образа буквы, низком уровне развития зрительно-пространственной памяти, восприятия, анализа и синтеза.
Результаты диагностики зрительной памяти второклассников с нормальным развитием письменной речи и с дисграфией представлены в табл. 2.
Таблица 2
Продуктивность выполнения
Класс |
Среднее число правильно воспроизведенных фигур на одну пробу |
||
Первое воспроизведение |
Второе воспроизведение |
||
2-А (норма) |
3,3 |
2,8 |
|
2-Б (дисграфия) |
2,5 |
1,6 |
|
2-В (дисграфия) |
2,6 |
1,6 |
|
Для наглядности представим результаты диагностики зрительной памяти второклассников с нормальным развитием письменной речи и с дисграфией в виде гистограммы (рис. 4).
Как мы видим, уровень зрительной памяти младших школьников с дисграфией значительно ниже, чем у младших школьников с нормальным развитием письменной речи.
Если дети с развитием письменной речи в норме во время первого этапа пробы на зрительную память правильно воспроизвели в среднем 3,3 фигуры, то дети с дисграфией -- 2,5-2,6 фигуры.
Во время второго этапа
пробы на зрительную память правильность
воспроизведения фигур
Рисунок 4. Соотношение
Таким образом, можно говорить
о необходимости специальной
коррекционно-развивающей
Выводы
Во второй главе представлен процесс проведения и анализ результатов констатирующего эксперимента, который был проведен с целью сравнения качества письменных работ и уровня развития зрительной памяти второклассников с дисграфией и с развитием письменной речи в норме, а также для изучения соотношения специфических ошибок письма при смешанной дисграфии.
Сравнительный анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что в среднем в одной письменной работе детей с развитием письменной речи в норме обнаружено 1,6 ошибок, а в одной письменной работе детей с дисграфией в среднем обнаружено 3,9 специфических ошибок. То есть в письменных работах младших школьников с дисграфией ошибок в два раза больше, чем у младших школьников с развитием письменной речи в норме.
В письменных работах младших школьников с дисграфией наибольший процент ошибок составляют смешения графически сходных рукописных букв, на втором месте ошибки обозначения границ предложения и слова. Эти виды ошибок говорят о несформированности графического образа буквы, низком уровне развития зрительной памяти.
Результаты диагностики зрительной памяти младших школьников показали, что уровень зрительной памяти второклассников с дисграфией значительно ниже, чем у второклассников с нормальным развитием письменной речи. Если дети с развитием письменной речи в норме во время первого этапа пробы (сразу после прекращения экспозиции стимульного материала) правильно воспроизвели в среднем 3,3 фигуры из 4, то дети с дисграфией -- 2,5-2,6 фигуры. Во время второго этапа (через 25-30 минут) дети с развитием письменной речи в норме правильно воспроизвели в среднем 2,8 фигуры, а дети с дисграфией -- только 1,6 фигуры.
Следовательно, упражнения на развитие зрительной памяти должны являться обязательными элементами коррекционной работы по устранению и профилактике смешанной дисграфии.
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СМЕШАННЫХ ДИСГРАФИЙ
3.1 Система коррекционно-
В настоящее время разными авторами разработаны методические указания к ведению логопедической работы по устранению нарушений процесса письма (Бенедиктова Л.В., Ефименкова П.Н., Корнев А.Н., Лалаева Р.И., Левина Р.Е., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф., Токарева О.А., Ястребова А.В. и др.). Общим для этих указаний является признание связи между развитием устной и письменной речи и развитием высших психических функций.
Следовательно, упражнения на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти должны являться обязательными элементами коррекционной работы по устранению и профилактике дисграфии.
Из многочисленных научных исследований известно, что ребенка младшего школьного возраста нельзя обучать чему-либо иначе, как заинтересовав его в этом. Отсюда следует, что выбор технологических средств логопедической работы с учениками начальных классов должен осуществляться с таким расчетом, чтобы они в первую очередь способствовали возникновению интереса и внимания к происходящему на занятиях. Следовательно, игровые приемы и разнообразные наглядные пособия должны стать органической частью коррекционно-логопедической работы.
В опытно-экспериментальной работе, проведенной на формирующем этапе данного исследования, принимали участие 10 учеников 2-Б класса со смешанной дисграфией.
Разработанная и реализованная
в рамках данного исследования система
коррекционно-логопедического
- развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
- расширение объема
- развитие умения
- формирование механизма
запоминания зрительного
- развитие внимания;
- развитие звуко-буквенного анализа;
- развитие навыков работы с текстом.
Применяемый нами на протяжении формирующего этапа исследования материал содержит коррекционно-развивающие упражнения и игры, направленные на развитие зрительной памяти у детей младшего школьного возраста через систему индивидуальных занятий в школьном логопункте.
Эти упражнения и игры также можно применять на подгрупповых, групповых (фронтальных) логопедических занятиях и на занятиях в группах продленного дня.
Упражнение "По порядку становись!"
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Инструкция:
Логопед предлагает ребенку разложить буквы, цифры, фигуры в указанной последовательности по памяти, а при затруднении -- по образцу. Начать можно с чередования палочек по цвету: синяя, красная, желтая и т.д.
Упражнение "Конструирование фигур"
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.
Инструкция:
Информация о работе Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии