Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:21, дипломная работа
Предмет исследования: упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, как средство стимулирования процесса устранения смешанной дисграфии у учеников начальных классов.
Задачи исследования:
1. Изучить характерные особенности проявления смешанной дисграфии.
2. Рассмотреть основные принципы, последовательность, методы и приемы логопедической работы по преодолению смешанных дисграфий.
3. Изучить понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте.
4. Выявить уровень развития зрительной памяти и специфические особенности нарушений письменной речи при смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать педагогические условия, способствующие эффективному развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у учеников начальных классов.
6. Эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования о влиянии комплекса упражнений для развития зрительного восприятия и зрительной памяти на успешность процесса логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии у младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ
1.1 Дисграфия как предмет исследования
1.2 Своеобразие состояния письменной речи при смешанной дисграфии
1.3 Пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи при смешанной дисграфии
1.4 Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте
Выводы
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОСМЕШАННОЙ ДИСГРАФИЕЙ
2.1 Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и письменной речи младшихшкольников
2.2 Анализ результатов обследования
Выводы
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СМЕШАННЫХ ДИСГРАФИЙ
3.1 Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению недостатков письменной речи младшихшкольников
3.2 Анализ результатов коррекционно-логопедической работы
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей возникают в результате отклонений в развитии устной речи: несформированности в полной мере фонематического восприятия или, что бывает чаще, недоразвития всех ее компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического). Такое объяснение причин нарушений письменной речи у детей прочно утвердилось в отечественной логопедии и принято большинством зарубежных исследователей. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.-- М.: Просвещение, 1989. -- С.172-174.
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. Выделяются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая дисграфия; дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия); дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическая дисграфия; оптическая дисграфия. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Владос, 1998. -- С.464-471.
Артикуляторно-акустическая дисграфия -- дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание.
Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Пишет так, как произносит. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам в устной речи. Часто наблюдается при дизартрии, ринолалии, сложной дислалии.
Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи. В данном случае можно предположить, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы еще четкие кинестетические образы звуков. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. Это обусловлено тем, что в ряде случаев происходит компенсация за счет сохранных функций (например, за счет четкой слуховой дифференциации, за счет сформированности фонематических функций).
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания, иначе называемая акустической дисграфией -- дисграфия, обусловленная расстройством дифференциации фонем и проявляющаяся в заменах букв при письме, соответствующих фонетически близким звукам. При этом звуки в устной речи произносятся правильно.
При акустической дисграфии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.
Чаще всего при акустической дисграфии заменяются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, аффрикаты и их компоненты: ("ч" -- "ть", "ч" -- "щ", "ц" -- "т", "ц" -- "с"). Дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания проявляется также и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных: "писмо". Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении: (туча -- "точа").
В наиболее ярком виде дисграфия
на основе нарушений фонемного
В зависимости от того, какое звено фонемного распознавания нарушено, также выделяют следующие подвиды дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания: акустическую, кинестетическую, фонематическую.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза -- дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова: пропуски согласных при их стечении (диктант -- "дикат"), пропуски гласных (собака -- "сбака"), перестановки букв (тропа -- "прота"), добавление букв (таскали -- "тасакали"), пропуски, добавления, перестановки слогов (стакан -- "ката").
Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению.
Нарушение деления предложений
на слова при дисграфии на почве
нарушения языкового анализа
и синтеза проявляется в
Аграмматическая дисграфия -- дисграфия, связанная с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Аграмматическая дисграфия может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса -- лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых.
В связной письменной речи при аграмматической дисграфии выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между предложениями.
На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула -- "нахлестнула", козлята -- "козленки"), изменении падежных окончаний ("много деревов"), нарушении предложных конструкций (над столом -- "на столом"), изменении падежа местоимений (около него -- "около ним"), числа существительных ("дети бежит"), нарушении согласования, нарушении синтаксического оформления речи, трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
Оптическая дисграфия -- дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова -- отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками, в различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы: п -- к, п -- и, с -- о, и -- ш, л -- м.
В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы.
При литеральной форме
оптической дисграфии у ребенка
нарушается зрительный образ буквы
и наблюдается нарушение
Описанные выше виды дисграфии в чистом виде встречаются редко, чаще наблюдается картина смешанной дисграфии.
1.2 Своеобразие состояния письменной речи при смешанной дисграфии
Письмо представляет собой
сложную форму речевой
А.Р.Лурия в работе "Очерки психофизиологии письма" определяет следующие операции письма. Процесс письма начинается с побуждения, мотива. Человек знает, для чего пишет, мысленно составляет план письменного высказывания, начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения, предложения разбиваются на составляющие их слова, затем совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов проводится звуковой анализ слова (проговаривание). Следующая операция -- соотнесение выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Затем следует моторная операция письма -- воспроизведение движением руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль, подкрепляющийся по мере написания букв и слов, зрительным контролем, чтением написанного. Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. -- М.: Владос, 1997. -- С.8.
В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из этих функций может привести к нарушению процесса овладевания письмом, т.е. к дисграфии.
Дисграфия -- это специфическое, избирательное расстройство. Дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме. Ее наличие не означает снижение обучаемости вообще. Страдают вполне определенные навыки, механизмы которых оказались несформированными. Особенность этого вида нарушений письма проявляется в наличии особых или специфических ошибок, не свойственных здоровым детям и детям, неполно усвоившим программный материал.
Характеристика специфических ошибок письменной речи. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Владос, 1998. -- C.461-471.
1. Ошибки на уровне буквы и слога:
1.1. Пропуски букв и
слогов. Они говорят о том, что
ученик не выделяет в составе
слова всех его компонентов.
Чаще всего пропускаются буквы,
1.2. Вставление лишних букв в слово. Чаще всего это случается при стечении согласных, например, "тигр" -- "тигар", "зубр" -- "зубер".
1.3. Перестановки букв и слогов, например, "дрова" -- "двора", "вертолёт" -- "ветролёт".
1.4. Застревание на определённых буквах и слогах, например, "ходила" -- "ходидила", "дерево" -- "девево".
1.5. Замены букв. Указывают
на то, что ученик выделил в
составе слова звук, но для
его обозначения выбрал
- при нечётком различении глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных, "лифт" -- "ливт", "любит" -- "лубит". Очень распространённым является смешение свистящих и шипящих звуков, "старушка" -- "старуска", "железо" -- "зелезо";
- при недостаточном закреплении
связи между звуком и
У некоторых детей эти ошибки переходят и в чтение.
2. Ошибки на уровне слова:
2.1. Раздельно написание частей слова наблюдается в таких случаях
- когда приставка или
начальная буква слова
- при стечении согласных, "брали" -- "б рали".
2.2. Слитное написание слов:
- слитное написание предлога
или союза с последующим
- слитное написание двух самостоятельных слов, "все дети" -- "вседети". В тяжёлых случаях все слова в предложении сливаются в одно, "Ягулялнаулице".
2.3. Морфологические ошибки.
Неправильное словообразование
при помощи приставки и
3. Ошибки на уровне предложения и словосочетаний:
3.1. Отсутствие заглавной буквы в начале предложения.
3.2. Отсутствие точки в конце предложения.
3.3. Неправильная связь
слов в предложении или
- неумение правильно
- неправильный порядок
слов в предложении ("Мы
Описанные типы специфических ошибок при дисграфии в чистом виде встречаются крайне редко. Обычно наблюдается смешанная картина.
У ребенка дисграфия часто бывает связана с различными нарушениями речи: дислалиями, дизартриями, алалиями -- и выражается в особых трудностях овладения письменной речью. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. -- М.: Просвещение, 1973. -- С.249-252.
Информация о работе Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии