Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:21, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, как средство стимулирования процесса устранения смешанной дисграфии у учеников начальных классов.
Задачи исследования:
1. Изучить характерные особенности проявления смешанной дисграфии.
2. Рассмотреть основные принципы, последовательность, методы и приемы логопедической работы по преодолению смешанных дисграфий.
3. Изучить понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте.
4. Выявить уровень развития зрительной памяти и специфические особенности нарушений письменной речи при смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать педагогические условия, способствующие эффективному развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у учеников начальных классов.
6. Эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования о влиянии комплекса упражнений для развития зрительного восприятия и зрительной памяти на успешность процесса логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии у младших школьников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ
1.1 Дисграфия как предмет исследования
1.2 Своеобразие состояния письменной речи при смешанной дисграфии
1.3 Пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи при смешанной дисграфии
1.4 Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте
Выводы
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОСМЕШАННОЙ ДИСГРАФИЕЙ
2.1 Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и письменной речи младшихшкольников
2.2 Анализ результатов обследования
Выводы
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СМЕШАННЫХ ДИСГРАФИЙ
3.1 Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению недостатков письменной речи младшихшкольников
3.2 Анализ результатов коррекционно-логопедической работы
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Дипломная ппп.docx

— 112.52 Кб (Скачать)

Связи, образуемые мозгом между  сигналами разных анализаторных  систем -- называются разномодальными связями (модальность -- это орган чувств). Разномодальные связи образуются мозгом автоматически во время изучения объекта. На разномодальных связях основано все естественное обучение человека. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии -- СПб: Издательство "Питер", 2000 -- С.204-210.

Память бывает непроизвольная и произвольная.

Непроизвольная память -- информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Произвольная память -- информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов.

Запоминание является собственно более или менее сознательной фиксацией достигнутого в настоящий  момент познания действительности в  целях использования его в  будущей практической или теоретической  деятельности, так же как припоминание является извлечением знаний, добытых  или усвоенных в прошлом, для  практической или теоретической  деятельности, протекающей в настоящем.

Эффективность произвольной памяти зависит: Немов Р.С. Психология. Учеб. Кн.1. Общие основы психологии -- М.: Просвещение, 1995. -- С.184-193.

1. От целей запоминания  (насколько прочно, долго человек  хочет запомнить). Если цель -- выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель -- выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2. От приемов заучивания:

- механическое дословное  многократное повторение -- работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память -- это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

- логический пересказ, который  включает: логическое осмысление  материала, систематизацию, выделение  главных логических компонентов  информации, пересказ своими словами -- работает логическая память (смысловая) -- вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Существенным условием запоминания является понимание. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической;

- образные приемы запоминания  (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) -- работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

- мнемотехнические приемы  запоминания (специальные приемы  для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную  память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную  память, которая обеспечивает запоминание  однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью  либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память ограничена по объему, в среднем  с одного раза человек может запомнить  от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: долговременная память с  сознательным доступом (т.е. человек  может по своей воле извлечь, вспомнить  нужную информацию); долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении  участков мозга может получить к  ней доступ и актуализировать  во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память -- вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память -- обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который не высыпается, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические  процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает  черты произвольности, становясь  сознательно регулируемой и опосредствованной. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. -- М.: Академия, 1999. -- С.38-40.

Младший школьник должен многое запоминать, заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме  того, помнить выученное и уметь  воспроизвести его через длительное время как устно, так и письменно. Неумение ребенка запоминать не только сказывается на его учебной деятельности, но и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Общеизвестно, что хорошо развитая зрительная память является гарантией школьной успеваемости. Существует прямая зависимость успешности обучения от объема зрительной памяти. В усвоении знаний наибольший объем зрительной памяти характерен для детей со средней  успешностью обучения, что связано, по-видимому, с преобладанием процессов  запоминания над процессами осмысления учебного материала у данной группы. Специфика влияния эйдетической памяти на эффективность обучения заключается в зависимости успешности детей в учебной деятельности (усвоение знаний) от объема и точности воспроизведения образов. В учебной деятельности успешность обучения прямо связана со скоростью воспроизведения образов, что подтверждает вывод о ведущей роли процессов памяти в обучении детей дошкольного возраста. Таким образом, эффективность обучения школьников существенно зависит от развития зрительной памяти.

В развитии зрительной памяти младших школьников необходимо выделить еще один аспект, связанный с овладением в этом возрасте знаковыми и символическими средствами запоминания, прежде всего  письменной речью и рисунком.

Недостаточная сформированность зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности письма: Величенкова О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников.// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б.Иншаковой. -- М.: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2001. -- С.45-51.

- трудности формирования  зрительного образа буквы (трудность  запоминания конфигурации графического  элемента);

- трудность формирования  правильной траектории движений  при выполнении графического  элемента

- ошибки в пространственном  расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо);

- ребенок не "видит"  строку, нарушает соотношение элементов  буквы, путает буквы "в -- д", пишет "лишние элементы": "и -- ш", "л -- м" или, наоборот, недописывает;

- ухудшение почерка, замены  и т.п. при списывании.

У младших школьников (как  и у дошкольников) хорошо развита  непроизвольная память, фиксирующая  яркие, эмоционально насыщенные для  ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать ребенку в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. -- М.: Академия, 1999. -- С.38-40.

Младший школьный возраст  сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по развитию зрительной памяти является в этот период наиболее эффективной. Именно в начальной школе каждый ученик должен научиться запоминанию и усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.

Вне зависимости от того, какой вид памяти развивается, необходимо придерживаться определенного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем -- воспроизведения, наконец -- избирательности памяти. Лукина Н.А., Борисенко М. Смотрим, видим, запоминаем: Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти. -- М.: Паритет, 2004. -- С.74.

При развитии зрительной памяти на этапе формирования процесса узнавания  алгоритм следующий: ребенок запоминает 2-6 изображений предметов, цифр, букв, слов. Затем эталонные стимулы  убираются; ему надо узнать (найти) их среди большего числа аналогичных.

В ходе формирования избирательности  любого вида памяти ребенку предлагается запоминаемый материал, затем следует  показать ему такой же ряд, но с  иным расположением эталонных стимулов или с измененными элементами (фигуры с недорисованными фрагментами, слова со сходным звучанием и  т.п.). Ребенку необходимо восстановить нужный порядок, указать, что неправильно, заменить ошибочный вариант верным.

Таким образом, развитие зрительной памяти связано с запоминанием и  последующим полноценным узнаванием или воспроизведением эталона. При  этом происходит обучение ребенка разным мнемотехникам, т.е. способам опосредования мнестического процесса.

Нет сомнения в том, что  заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая  познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти. Следовательно, для развития памяти ребенка полезны не только специальные  упражнения на запоминание, но и формирование интереса к знаниям, к отдельным  учебным предметам, развитие положительного отношения к ним.

Таким образом, развитие зрительной памяти является обязательной частью коррекционно-развивающей работы с  детьми, страдающими различными нарушениями  речи -- как устной, так и письменной. Особое внимание развитию зрительной памяти следует уделять при работе с детьми-дисграфиками.

Выводы

В первой главе рассмотрены  теоретические основы проблемы исследования.

Для обозначения недостатков  письменной речи употребляют термин "дисграфия" -- от лат. "графо" -- пишу, частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса.

Дисграфия -- частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма.

Выделяются следующие  виды дисграфий: артикуляторно-акустическая дисграфия; дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия); дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическая дисграфия; оптическая дисграфия. Указанные виды дисграфии в чистом виде встречаются редко, чаще наблюдается картина смешанной дисграфии.

Дисграфия является одним  из проявлений системного недоразвития речи, которое охватывает все стороны  речевого развития ребёнка, а также  ряд его неречевых функций. В данном случае становится очевидной важность своевременной коррекционной работы с логопедом.

Последовательность работы по преодолению смешанных дисграфий подразумевает комплексное коррекционно-логопедическое воздействие по формированию и развитию навыков, которые являются необходимой основой для формирования письменной речи. А именно: работу над звукопроизношением; развитие зрительного анализа и синтеза; развитие графических навыков; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; развитие слогового анализа и синтеза; развитие языкового анализа и синтеза; расширение словарного запаса; работа по развитию грамматического строя речи; развитие связной устной и письменной речи.

Таким образом, под влиянием работы, сочетающей развитие произносительной стороны речи, звукового анализа  и графических навыков, учащиеся прочно овладевают навыками правильной письменной речи, требующей от ребенка  решения сразу двух задач -- соблюдения графических норм и сосредоточения внимания на содержании.

Известно, что у детей  с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических функций, в том числе и памяти.

В младшем школьном возрасте память постепенно приобретает черты  произвольности, становясь сознательно  регулируемой и опосредствованной. Младший школьник должен многое запоминать, заучивать материал буквально, уметь  пересказать его, запомнить выученное  и уметь воспроизвести его  через длительное время в устной и письменной форме.

Общеизвестно, что хорошо развитая зрительная память является гарантией школьной успеваемости. Недостаточная  сформированность зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий  уровень успеваемости ребенка, но и  может вызвать определенные трудности  письма: трудности формирования зрительного  образа буквы; трудность формирования правильной траектории движений при  выполнении графического элемента; ошибки в пространственном расположении элементов  букв; нарушение строки, неверное написание элементов букв, замены и перестановка букв; ухудшение почерка и т.п.

Необходимо иметь в  виду, что младший школьный возраст  сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по развитию зрительной памяти является в этот период наиболее эффективной.

Таким образом, развитие зрительной памяти является обязательной частью коррекционно-развивающей работы с  детьми, страдающими различными нарушениями  речи -- как устной, так и письменной. Особое внимание развитию зрительной памяти следует уделять при работе с детьми-дисграфиками.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИЕЙ

2.1 Организация  и методика проведения обследования  состояния зрительной памяти  и письменной речи младших  школьников

В соответствии с целью  и задачами исследования был разработан план опытно-экспериментальной работы, который включал три этапа.

Целью констатирующего этапа  являлось изучение специфических ошибок письма, уровня развития зрительной памяти младших школьников и определение  взаимосвязи между ними.

На формирующем этапе  проводилась работа по развитию зрительной памяти у детей экспериментальной  группы с дисграфией. Дети контрольной группы обучались по действующей типовой программе.

Информация о работе Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии