Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:21, дипломная работа
Предмет исследования: упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, как средство стимулирования процесса устранения смешанной дисграфии у учеников начальных классов.
Задачи исследования:
1. Изучить характерные особенности проявления смешанной дисграфии.
2. Рассмотреть основные принципы, последовательность, методы и приемы логопедической работы по преодолению смешанных дисграфий.
3. Изучить понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте.
4. Выявить уровень развития зрительной памяти и специфические особенности нарушений письменной речи при смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать педагогические условия, способствующие эффективному развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у учеников начальных классов.
6. Эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования о влиянии комплекса упражнений для развития зрительного восприятия и зрительной памяти на успешность процесса логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии у младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ
1.1 Дисграфия как предмет исследования
1.2 Своеобразие состояния письменной речи при смешанной дисграфии
1.3 Пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи при смешанной дисграфии
1.4 Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте
Выводы
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОСМЕШАННОЙ ДИСГРАФИЕЙ
2.1 Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и письменной речи младшихшкольников
2.2 Анализ результатов обследования
Выводы
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СМЕШАННЫХ ДИСГРАФИЙ
3.1 Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению недостатков письменной речи младшихшкольников
3.2 Анализ результатов коррекционно-логопедической работы
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
- преодоление отклонений
в речевом развитии (упорядочение
и формирование языковых
- восполнение пробелов
в знаниях программного
- осуществление коррекционно-
А.В. Ястребова предлагает следующую последовательность коррекционной работы. В начале работы (I этап) следует сосредоточить основное внимание на преодолении недочетов фонетической стороны речи (включая формирование фонематических представлений). Затем (II этап), по мере накопления у учащихся упорядоченных фонетических обобщений, надо восполнять пробелы в развитии лексики и грамматического строя. После этого (III этап) решаются задачи развития и совершенствования связной (контекстной) речи.
Методика логопедической
работы по устранению нарушений письменной
речи, предложенная Л.С. Волковой и С.Н.
Шаховской, включает в себя следующие
виды коррекционной работы: Логопедия:
Учебник для студентов
- развитие фонематического
восприятия при устранении
- развитие языкового анализа
и синтеза при устранении
- развитие слогового анализа и синтеза;
- развитие фонематического анализа и синтеза.
Устранению артикуляторно-
При устранении аграмматических проявлений смешанной дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.
При устранении оптических проявлений смешанной дисграфии работа проводится в следующих направлениях:
- Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).
- Расширение объема и уточнение зрительной памяти.
- Формирование пространственных представлений.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
Н.А. Никашина подчеркивает, что основной методологической предпосылкой системы устранения недостатков письма у младших школьников является позиция взаимодействия различных сторон речи, причем это взаимодействие должно протекать в процессе развития фонетико-фонематических представлений у детей. Никашина Н.А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников// Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы/ под ред. Левиной Р.Е. -- М.: Просвещение, 1965. -- С. 46-66.
Наряду с этим Н.А. Никашина выдвигает основной принцип коррекции дисграфии -- принцип правильного сочетания коррекции произношения и развития звукового анализа, тесная взаимосвязь между ними.
Оба эти раздела работы направлены на развитие у учащихся познавательных процессов, наблюдений и обобщений в области речевых звуков, на сознательное определение артикуляционных и акустических свойств звука и на усвоение его смыслоразличительной роли.
О.Б. Иншакова в работу по коррекции трудностей обучения письменной речи включает следующие этапы: Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под ред. О.Б. Иншаковой. -- М.: МОДЭК, 2001. -- С.38-40.
1. Исправление дефектных звуков (занятия с логопедом при наличии такого осложнения);
2. Работа с преподавателем русского языка по специальным методикам:
- формирование фонематического
восприятия и внимания к
- формирование звукобуквенного анализа;
- синтез слова;
- развитие способностей анализа и синтеза слов;
- развитие способностей
конструирования фраз и
- расширение словарного запаса.
3. Работа с психологом:
- развитие внимания и памяти;
- развитие вербальных
способностей и осмысление
- выявление и коррекция
нарушений мыслительных
- повышение самооценки, эмоциональной устойчивости;
- повышение учебной мотивации (снижение уровня тревожности и негативных эмоций);
- формирование процессов самоконтроля.
И.Н. Садовникова в своих работах выделяет такое нарушение письма как смешение букв по оптическому и кинетическому сходству, которое не связано ни с произносительной стороной речи, ни с правилами орфографии. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и преодоление у младших школьников. -- М., 1995.
Школьные логопеды довольно часто сталкиваются с этой проблемой. По мнению И.Н. Садовниковой, в распространенности смешений букв по оптическому и кинетическому сходству играет отрицательную роль неправомерное требование "безотрывочного" написания слов без стадии поэлементного написания букв.
Работа над исправлением подобных ошибок может быть успешной только при дополнительной коррекционной работе, проводимой логопедом, психологом, при необходимости и врачом.
Процесс устранения смешений букв по оптическому и кинетическому сходству предполагает коррекционно-логопедическую работу по следующим направлениям:
- Развитие зрительного
внимания, зрительной памяти, мыслительных
процессов как основных
- Формирование зрительно-
- Формирование зрительных представлений о графическом (зрительном) образе буквы.
- Развитие координации в системе "глаза -- рука" -- совершенствование моторной и зрительно-двигательной координации, развитие синхронных движений глаз и ведущей руки, укрепление межфункциональных связей.
- Развитие базовых графических навыков.
Р.И. Лалаева для коррекции нарушений зрительного восприятия, неточности представлений о форме, величине, цвете, недоразвитии зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудностях оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированности оптических образов букв предлагает проводить работу в следующих направлениях: Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. -- СПб.: Союз, 1998.
- развитие зрительного
восприятия и узнавания (
- уточнение и расширение объема зрительной памяти;
- формирование
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- формирование речевых
обозначений зрительно-
- дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
Все специалисты обращают внимание на то, что в деле устранения дисграфии и учитель, и логопед, и родители ребенка должны объединить свои усилия в помощи школьнику.
Учитель, знающий основные
причины возникновения
Логопед, выполняя свою основную
работу по коррекции имеющихся у
детей дефектов речи, должен создать
платформу для успешного
Очень важно, когда логопед и учитель работают в тандеме, поддерживают постоянный контакт -- логопед занимается с учеником, а учителю дает рекомендации: чего надо избегать ребенку, а на что обратить внимание. Желательно, чтобы учитель и логопед выработали единый подход к ребенку и к требованиям на занятиях.
Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению школьником материала по родному языку в целом и коррекции нарушений письменной речи в частности.
Известно, что дисграфия может сопровождаться неврологическими нарушениями (нервными тиками, ночными страхами, ночным энурезом, гипервозбудимостью, повышенной тревожностью, неврозом, ухудшением самочувствия в школе или после школы и т.д.) и поведенческими проблемами (школьной дезадаптацией, отрицательным отношением к учебе, нежеланием посещать школу, прогуливанием уроков без ведома родителей и т.п.).
Поэтому очень часто школьникам
и их родителям требуется
Следовательно, только тогда, когда вместе объединяются и учитель, и психолог, и логопед, и родители, только тогда, когда они действуют по заранее разработанной методике сообща, можно добиться положительной динамики в работе с детьми, страдающими нарушениями письменной речи
Ожидаемыми результатами
коррекционно-логопедической работы по
преодолению смешанной
1. Активизация высших психических функций, в том числе речевой памяти, внимания к языковым явлениям;
2. Улучшение навыков письма под диктовку, самостоятельного письма;
3. Повышение возможностей самоконтроля;
4. Укрепление соматического
и психологического статуса
5. Отсутствие или снижение количества ошибок, вызванных дисграфией.
Таким образом, анализ методических указаний к ведению логопедической работы по устранению нарушений процесса письма показал, что работа по преодолению смешанных дисграфий подразумевает комплексное коррекционно-логопедическое воздействие по развитию устной и письменной речи и высших психических функций.
Обязательным условием успешности
коррекционно-логопедической работы по
преодолению смешанной
1.4 Понятие зрительной
памяти и ее развитие в
Память -- основа психической деятельности. Память является процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину.
Память -- это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то -- значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию.
Мозг является генератором информации. Процесс генерации (припоминание) осуществляется по зафиксированным связям при наличии соответствующих стимулов. Без стимуляции мозг не может создавать информацию. Изоляция органов чувств (сенсорная депривация) ведет к "зависанию" памяти и к расстройству деятельности всего мозга.
Информация об объекте поступает в мозг по разным каналам восприятия. Зрительный анализатор передает очертания объекта, слуховой анализатор воспринимает звуки, издаваемые объектом, вкусовой анализатор воспринимает вкус, мышечный кожный анализатор посылает информацию об объекте в мозг через осязание.
В результате разбиения информации об объекте на части, мозг получает возможность образовать связи. И эти связи образуются естественным путем. Все, что находится в сознании в один момент времени -- связывается, то есть запоминается. В результате мозг выделяет разные характеристики объекта и автоматически образует связи между ними.
Ни одна из характеристик сама по себе не запоминается -- запоминаются только связи. Такой способ запоминания дает возможность узнавать объекты окружающего мира лишь по малой части информации о них. Мозг может образовать связи даже если информация об объекте поступает только через один анализатор. Мозг разбивает зрительный образ на части и образует связи между частями одного образа (одномодальные связи, которые образуются в пределах одной анализаторной системы, в данном случае -- зрительной).
Внутренние связи, существующие в реальных объектах, выделяются мозгом и запоминаются мозгом автоматически. В дальнейшем по части информации мозг создает целостный образ объекта. Ни сам объект, ни его характеристики мозгом не фиксируются.
Так как у человека главной анализаторной системой является зрительная анализаторная система, то, говоря о реально воспринимаемых объектах, мы прежде всего будем говорить о зрительных образах. Именно зрительные образы дают основную массу информации об окружающем мире. У зрительных образов есть и другая особенность. Человек может управлять представляемыми зрительными образами в воображении, и это очень важно.
Информация о работе Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии