Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:21, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования: упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, как средство стимулирования процесса устранения смешанной дисграфии у учеников начальных классов.
Задачи исследования:
1. Изучить характерные особенности проявления смешанной дисграфии.
2. Рассмотреть основные принципы, последовательность, методы и приемы логопедической работы по преодолению смешанных дисграфий.
3. Изучить понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте.
4. Выявить уровень развития зрительной памяти и специфические особенности нарушений письменной речи при смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать педагогические условия, способствующие эффективному развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у учеников начальных классов.
6. Эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования о влиянии комплекса упражнений для развития зрительного восприятия и зрительной памяти на успешность процесса логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии у младших школьников.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ
1.1 Дисграфия как предмет исследования
1.2 Своеобразие состояния письменной речи при смешанной дисграфии
1.3 Пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи при смешанной дисграфии
1.4 Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте
Выводы
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОСМЕШАННОЙ ДИСГРАФИЕЙ
2.1 Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и письменной речи младшихшкольников
2.2 Анализ результатов обследования
Выводы
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СМЕШАННЫХ ДИСГРАФИЙ
3.1 Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению недостатков письменной речи младшихшкольников
3.2 Анализ результатов коррекционно-логопедической работы
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Дипломная ппп.docx

— 112.52 Кб (Скачать)

Логопед предлагает ребенку  рассмотреть фигуру на рисунке, а  затем выложить точно такую же из счетных палочек по памяти, а  при затруднении -- по образцу.

Дидактическая игра "Чего не стало?"

Цель: развитие зрительного  восприятия, расширение объема кратковременной  зрительной памяти

Инструкция:

На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает  глаза, и логопед убирает один предмет или картинку. Ребенок  называет, чего не стало.

Игра постепенно усложняется -- убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.

Дидактическая игра "Запомни  рисунки"

Цель: развитие зрительного  восприятия, расширение объема кратковременной  зрительной памяти.

Инструкция:

Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки, представленные в приложении 1. Логопед дает инструкцию примерно следующего содержания:

-- На верхней картинке  представлены разные фигуры. Постарайся  запомнить их. Затем по моей  команде закрой верхнюю картинку  листом бумаги и постарайся  найти эти фигуры на нижней  картинке.

Время экспозиции верхней  картинки составляет 20-30 сек.

Дидактическая игра "Шалунишка"

Цель: развитие зрительного  восприятия, расширение объема кратковременной  зрительной памяти, развитие умения воспроизведения  графических объектов по памяти.

Инструкция:

Логопед пишет на доске, в  зависимости от этапа коррекционной  работы, различные линии (непрерывные, пунктирные, волнистые), изображения (буквы, цифры, фигуры), слова, словосочетания или предложения из 3-5 слов. "Шалунишка"-губка почти вслед за ним стирает написанное. Ребенок должен воспроизвести по памяти написанное на доске у себя в тетради.

Упражнение на срисовывание фигур

Цель: развитие зрительного  восприятия, расширение объема кратковременной  зрительной памяти, развитие умения воспроизведения  графических объектов по образцу  и после кратковременной экспозиции по памяти.

Инструкция:

Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки, представленные в приложении 2. Логопед дает ребенку инструкцию запомнить расположение фигур и воспроизвести его в пустых квадратах.

Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал. При более сложном варианте время экспозиции картинки составляет 20-30 секунд, после чего рисунок закрывается и ребенок воспроизводит расположение фигур по памяти.

Упражнение "Что где  было?"

Цель: развитие восприятия положения  в пространстве, развитие зрительной памяти.

Инструкция:

В нарисованном на магнитной  доске квадрате из 9 ячеек закрепляют различные магнитные картинки (например, как в приложении 3). Детям предлагают секунд 10 внимательно посмотреть на квадрат и запомнить расположение фигур. Логопед снимает магнитные  фигуры с доски.

После некоторого времени, занятого другой деятельностью (которое постепенно увеличивают с 5 до 30 минут), логопед  предлагает ребенку разложить магнитные  фигуры в первоначальной последовательности.

Дидактическая игра "Что  изменилось"

Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.

Инструкция:

На доске закрепляется плакат с геометрическими фигурами (приложение 4). Ряд фигур закрывается  рамкой с окошком, в котором видна  только одна фигура.

Логопед:

-- Посмотрите на первую  фигуру. Как называется эта геометрическая  фигура? А какого она цвета?  А теперь посмотрите на следующую  фигуру (рамка перемещается правее). Чем она отличается от предыдущей? Что изменилось (форма, цвет, размер)? А что изменилось в третьей фигуре?

Упражнение на поиск заданных слов (букв) в тексте

Цель: формирование способности  воспринимать целостные зрительные образы слов и опираться на них  в задаче поиска, развитие зрительной памяти.

Инструкция:

Зрительно задаются одно-три  слова (буквы), которые ребенок должен как можно быстрее найти в  тексте. Желательно, чтобы эти слова  встречались в тексте по несколько  раз. Отыскав их, ребенок может  их подчеркнуть, зачеркнуть или обвести  кружками.

Дидактическая игра "Найди  сходство и различие"

Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.

Инструкция:

Ребенку предъявляют какую-либо сюжетную картинку (например, как в  приложении 5), содержание которой ребенок  должен детально изучить и потом  воспроизвести в памяти. Затем  предъявляют схожую картинку, в которой  недостает каких-то деталей или, напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должен уловить  ребенок.

Упражнение "Словарные  слова на карточках"

Цель: развитие зрительной памяти, формирование механизма запоминания  зрительного образа слова (зрительной эйдетики), облегчение процесса запоминания  словарных слов.

Инструкция:

Первый тип карточек: на карточках печатными буквами  или прописями пишутся словарные  слова, а те буквы, которые труднее  всего запомнить и легче всего  перепутать, выделяются цветом.

Например: МЕДВЕДЬ, СУББОТА, ПЕНАЛ, МОЛОКО, ВОКРУГ.

Второй тип карточек отличается тем, что наиболее "уязвимые и  ошибочные'' буквы выделяются с помощью  рисунка: таким образом, создаются  целостные зрительные образы слов, которые ярче запоминаются детьми.

Например: в слове ВОСХОД буква "О" изображена в виде солнца; в слове СНЕГ буква "Г" нарисована как висящая зимой сосулька с  падающими на все слово снежинками; в слове ХОРОШО буквы "О" нарисованы как воздушные шары на веревочках; в слове ЛОПАТА буква "О" нарисована в виде лопаты; в словах ОГУРЕЦ и  ОГОРОД буквы О имеют вид огурца; в слове САПОГИ буква "А" нарисована в красных резиновых сапогах (буква получается вдвое выше самого слова).

Логопед дает ребенку инструкцию следующего содержания:

-- Я сейчас покажу тебе  несколько карточек. На них будут  написаны разные знакомые и  незнакомые тебе слова. В каждом  слове одна или несколько букв  выделены цветом. Когда я буду  называть слово и показывать  карточку, ты это слово повтори  про себя и глазами хорошенько  запомни. Обрати особое внимание  на цветные буквы в словах. Когда ты просмотришь и проговоришь  про себя это слово, я попрошу  тебя в своей тетради написать  его. А потом мы сверим свои  записи.

Игра "Дорога домой"

Цель: развитие зрительной памяти и пространственных представлений.

Инструкция:

Логопед задает ребенку направление  по лабиринту (приложение 6). Ребенку  предлагается рассмотреть картинку-схему (внизу в рамке), после чего картинку-схему  закрывают, и ребенок на карте  карандашом отмечает дорожку к нужному  дому. Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал.

Упражнение "Корректурная проба"

Цель: формирование способности  воспринимать целостные зрительные образы букв и опираться на них  в задаче поиска, развитие зрительной памяти.

Инструкция:

В течение 3-5 минут ребенок  в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Сначала одну букву, далее можно усложнить задание (например, букву "а" зачеркнуть, а букву "о" обвести). Желательно задавать те буквы, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы (например, ч-щ, с-ш, з-ж).

Дидактическая игра "Пирамида"

Цель: развитие зрительной памяти и звуко-буквенного анализа.

Инструкция:

Ребенку дается задание воспроизвести  по памяти "пирамиду" из слов с  различным количеством букв, например, как в приложении 8. Время экспозиции плаката с "пирамидой" составляет 20-30 секунд.

Игра "Поле чудес"

Цель: развитие зрительной памяти и звуко-буквенного анализа

Инструкция:

На доске вывешивается плакат со словами, например:

КЛЮЧ, ВЕДРО, ПТИЦА, ИГРУШКА,

ЧАШКА, ДЕРЕВО, ПУГОВИЦА, АРБУЗ.

Доска закрывается. Ребенку  предлагают выбрать карточку с вопросами:

- Сколько букв в предпоследнем слове?

- Какие два слова начинались  с гласной буквы?

- Назови третье с начала  слово.

- Напиши два слова,  оканчивающиеся на согласные.

- Встречалась ли в названных  словах буква "Ц"?

- Было ли среди слов  название ягоды?

В начале коррекционной работы можно предлагать ребенку отвечать только на 1-2 вопроса, постепенно увеличивая количество вопросов.

Игра "Брейн-ринг"

Цель: развитие зрительной памяти и навыков работы с текстом.

Инструкция:

Ребенок читает один раз  текст, например:

Между Цветочным городом  и Ромашковой поляной восемь остановок. Если вы сядете на пятнадцатый трамвай  и сойдете на третьей остановке  с конца, которая называется "Сосновая улица", перед вами будет магазин "Игрушки". На третьей полке  слева от входа сидит полосатый  зверь по имени Тигр. Купите его, пожалуйста, в подарок своей тете.

После прочтения текста ребенок  выбирает конверт с одним из следующих  вопросов:

- Сколько остановок от  Цветочного города до Сосновой  улицы?

- Какой трамвай идет  до Сосновой улицы?

- Как называется конечная  остановка трамвая?

- На какой полке сидит  нужная нам игрушка?

- Какому родственнику  предназначается подарок?

- Какое слово было первым  в нашем рассказе?

В процессе коррекционной  работы количество вопросов постепенно увеличивается.

Упражнение "Бордюр"

Цель: развитие зрительной памяти и графо-моторных навыков.

Инструкция:

По заданному образцу  ребенок должен воспроизвести в  тетради в клетку узоры-"бордюры" по памяти, а при затруднении -- с опорой на образец (приложение 7).

Упражнение "Списывание без  пробелов"

Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.

Инструкция:

Ребенку предлагается переписать себе в тетрадь короткие тексты. В наглядном образце тексты даны без пробелов, например:

- Наступилаосень.Частоидутдожди.Птицыулетают.

- Зимапришла.Выпалпушистыйснег.Замерзлиреки.Какаякрасиваязима.

- Детииграют.Мамаготовитобед.Бабушкавяжет.Папаработает.

Ребенок должен записать тексты в тетрадь правильно -- с пробелами.

Упражнение "Списывание без  ошибок"

Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.

Инструкция:

Ребенку предлагается прочитать  на доске и записать в тетрадь  по памяти заведомо неверное по смыслу предложение, например:

- Медведь боится волка.

- Папа младше сына.

- Кошка спряталась от  мышки в норку.

Ребенок на свое усмотрение или записывает в тетрадь сначала  неправильный вариант, а потом исправляет его, или же сразу пишет исправленный вариант предложения. Время экспозиции предложения -- около 10 секунд.

Игра "Шифровка"

Цель: развитие зрительной памяти, развитие оптико-пространственных представлений, формирование графических образов  букв.

Инструкция:

Ребенку дается шифр тех  букв, при воспроизведении которых  он совершает ошибки, например, пары смешиваемых букв:

- "д" -- v "б" -- ^

- "п" -- // "т" -- ///

- "з" -- < "е" -- >

Шифр демонстрируется  на доске некоторое время, затем  доска закрывается. Ребенок должен списать в тетрадь предложения, "проблемные" буквы в которых  заменены шифром. Например:

- ^а^ушка лю^ит со^ирать гри^ы. vеvушка уvит ры^у. На vу^е растут желуvи. В зоопарке ^ыли зе^ры, о^езьяны, ^егемот и крокоvил.

- //аша рисуе/// ///анк. //е///р был на прогулке в //арке. Он //ринес ве///ки ///о//оля.

- <автра у <ины д>нь рожд>нья -- <ин> исполнится д>вять л>т. <ам>р<ший <айчонок спрятался под >ловой в>ткой. В <оопарк> были <>бры, <убры, об><ьяны и б>г>мот.

Упражнение "Вставь пропущенные  слова"

Цель: развитие зрительной памяти, внимания и навыков работы с текстом.

Инструкция:

Ребенок читает один раз  небольшой текст. Например:

Долго ли, коротко ли шел  принц по тропинке, и вот, наконец, он увидел маленькую перекосившуюся избушку на курьих ножках.

После этого ребенку дается этот же текст, но с пропущенными словами.

Например:

Долго ли, коротко ли шел  принц по тропинке, и вот, наконец, он _____________ маленькую перекосившуюся _____________ на курьих ножках.

Ребенок должен по памяти вставить в текст пропущенные слова.

Пропуски должны быть двух видов: такие, заполнение которых возможно на основе сложившихся целостных  речевых штампов (избушка на курьих ножках), и такие, заполнение которых  возможно лишь с учетом более или  менее широкого смыслового контекста (в нашем примере слово "увидел").

3.2 Анализ результатов  коррекционно-логопедической работы

Для того чтобы оценить  эффективность опытно-экспериментальной  работы, был проведен контрольный  эксперимент, в котором принимали  участие дети экспериментальной (10 учеников 2-Б класса) и контрольной  групп (10 учеников 2-В класса), у которых  была диагностирована смешанная  дисграфия.

На контрольном этапе  исследования определялся уровень  развития зрительной памяти, определялось среднее количество ошибок в письменных работах и изучались специфические  ошибки письма младших школьников со смешанной дисграфией.

Для определения эффективности  проведенной опытно-экспериментальной  работы по преодолению смешанной  дисграфии мы провели сравнительный  анализ результатов, продемонстрированных детьми контрольной и экспериментальной  групп, и сопоставительный анализ результатов  детей экспериментальной группы, полученных до проведения коррекционно-развивающей  работы и после нее.

С целью контрольной проверки мы применяли те же методики, что  и на констатирующем эксперименте.

Для определения изменения  уровня развития зрительной памяти младших  школьников с дисграфией, принимавших участие в исследовании, была проведена повторная диагностика зрительной памяти (табл. 3).

Как мы видим, результаты пробы  на зрительную память у детей контрольной  группы практически не изменились по сравнению с результатами констатирующего  этапа исследования.

Информация о работе Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии