Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 20:21, дипломная работа
Предмет исследования: упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, как средство стимулирования процесса устранения смешанной дисграфии у учеников начальных классов.
Задачи исследования:
1. Изучить характерные особенности проявления смешанной дисграфии.
2. Рассмотреть основные принципы, последовательность, методы и приемы логопедической работы по преодолению смешанных дисграфий.
3. Изучить понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте.
4. Выявить уровень развития зрительной памяти и специфические особенности нарушений письменной речи при смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать педагогические условия, способствующие эффективному развитию зрительного восприятия и зрительной памяти у учеников начальных классов.
6. Эмпирическим путем проверить гипотезу данного исследования о влиянии комплекса упражнений для развития зрительного восприятия и зрительной памяти на успешность процесса логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии у младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ
1.1 Дисграфия как предмет исследования
1.2 Своеобразие состояния письменной речи при смешанной дисграфии
1.3 Пути диагностики и коррекции нарушений письменной речи при смешанной дисграфии
1.4 Понятие зрительной памяти и ее развитие в младшем школьном возрасте
Выводы
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОСМЕШАННОЙ ДИСГРАФИЕЙ
2.1 Организация и методика проведения обследования состояния зрительной памяти и письменной речи младшихшкольников
2.2 Анализ результатов обследования
Выводы
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СМЕШАННЫХ ДИСГРАФИЙ
3.1 Система коррекционно-логопедического воздействия по устранению недостатков письменной речи младшихшкольников
3.2 Анализ результатов коррекционно-логопедической работы
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Результаты детей
Так, среднее количество
правильно воспроизведенных фигур
у второклассников
Таблица 3
Продуктивность выполнения
Группа детей Этапы исследования |
Среднее число правильно воспроизведенных фигур на одну пробу |
||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Констатирующий этап |
|||
Первое воспроизведение |
2,5 |
2,6 |
|
Второе воспроизведение |
1,6 |
1,6 |
|
Контрольный этап |
|||
Первое воспроизведение |
3,1 |
2,6 |
|
Второе воспроизведение |
2,4 |
1,7 |
|
Для наглядности представим динамику развития зрительной памяти второклассников экспериментальной группы и сопоставим ее с показателями детей с нормальным развитием письменной речи (рис. 5).
Очевидный прогресс в развитии зрительной памяти и сокращение специфических дисграфических ошибок в письменных работах детей экспериментальной группы показывают необходимость продолжения коррекционно-развивающей работы по развитию зрительной памяти, а также введения игр и упражнений на развитие зрительной памяти в программу коррекционно-логопедической работы детей с дисграфией.
Рисунок 5. Соотношение
Для анализа специфических ошибок использовались контрольные письменные работы школьников со смешанной дисграфией. У каждого учащегося были проанализированы один диктант и одно списывание. Контрольные письменные работы отвечали программным требованиям для 2 класса и состояли из 6-8 предложений (35-40 слов).
Сравнительный анализ письменных работ под диктовку и списывания показал, что ошибки второклассников контрольной группы более стойкие и частые, чем ошибки второклассников экспериментальной группы. В среднем в одной письменной работе учеников 2-Б класса обнаружено 2,8 ошибок, а в одной письменной работе учеников 2-в класса в среднем обнаружено 3,7 специфических ошибок.
Сравним среднее количество
ошибок в письменных работах учеников
контрольной и
Рисунок 6. Сравнительный
Как мы можем видеть, несмотря на то, что качество выполнения письменных работ детьми экспериментальной группы не приблизилось к уровню работ детей с развитием письменной речи в норме (1,6 ошибок), оно значительно повысилось по сравнению с данными констатирующего этапа (3,9 ошибок).
Результаты изучения специфических ошибок в письменных работах учеников вторых классов с дисграфией на контрольном этапе исследования представлены в табл. 4.
Таблица 4
Соотношение специфических
Вид ошибки |
% от общего количества специфических ошибок |
||
2-Б |
2-В |
||
смешения графически сходных рукописных букв |
11 |
31 |
|
ошибки обозначения границ предложения и слова |
10 |
12 |
|
пропуски букв, обозначающих согласные и гласные звуки |
14 |
11 |
|
пропуски слогов |
5 |
5 |
|
вставки букв и слогов |
3 |
2 |
|
перестановки букв и слогов |
6 |
3 |
|
антиципации букв и слогов |
8 |
6 |
|
персеверации букв и слогов |
8 |
6 |
|
смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки |
13 |
10 |
|
зеркальное написание букв |
7 |
4 |
|
аграмматизмы |
15 |
10 |
|
Для наглядности представим соотношение различных видов специфических ошибок в письменных работах учеников вторых классов с дисграфией из экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе исследования в виде круговых диаграмм (рис. 7, рис. 8).
Рисунок 7. Соотношение
Как мы видим по результатам анализа специфических ошибок в письменных работах, у учеников экспериментальной группы уменьшилась доля ошибок смешения графически сходных рукописных букв и ошибок обозначения границ предложения и слов. Данные результаты говорят об улучшении процесса формирования графических образов букв, достаточном уровне развития зрительно-пространственной памяти, восприятия, анализа и синтеза.
Наибольший процент ошибок в письменных работах второклассников экспериментальной группы после проведения коррекционной работы составляют аграмматизмы, пропуски букв и смешения букв, обозначающих близкие по артикуляционно-акустическим признакам звуки. Данные недостатки письменной речи могут быть исправлены в дальнейшем процессе обучения и логопедической работы.
Рисунок 8. Соотношение
У учеников контрольной группы наибольший процент ошибок по-прежнему составляют смешения графически сходных рукописных букв, на втором месте ошибки обозначения границ предложения и слова.
Таким образом, результаты контрольного
эксперимента говорят об эффективности
проведенной коррекционно-
Занятия по тренировке зрительного восприятия и зрительной памяти не требуют дорогостоящего оборудования и не занимают много времени. Систематические упражнения не только повышают уровень зрительного восприятия и зрительной памяти, но и оказывают влияние на развитие мышления, тренируют внимание, стимулируют познавательную активность и воображение, приучают детей к выполнению разнообразных заданий, способствуют преодолению дисграфии. Можно сказать, что эти упражнения всесторонне влияют на развитие младшего школьника.
Выводы
В третьей главе представлены материалы формирующего и контрольного этапов исследования.
Разработанная и реализованная посредством индивидуальных занятий в школьном логопункте система коррекционно-логопедического воздействия по развитию зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с дисграфией ставила перед собой следующие цели: развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза; расширение объема кратковременной зрительной памяти; развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти; формирование механизма запоминания зрительного образа слова (зрительной эйдетики); развитие внимания; развитие звукобуквенного анализа; развитие навыков работы с текстом.
Для определения эффективности
проведенной опытно-
Результаты пробы на зрительную память у детей контрольной группы практически не изменились по сравнению с результатами констатирующего этапа исследования.
Результаты детей
Сравнительный анализ письменных
работ под диктовку и списывания
показал, что в среднем в одной
письменной работе учеников экспериментальной
группы обнаружено 2,8 ошибок, а в
одной письменной работе учеников контрольной
группы в среднем обнаружено 3,7 специфических
ошибок. Несмотря на то, что качество
выполнения письменных работ детьми
экспериментальной группы не приблизилось
к уровню работ детей с развитием
письменной речи в норме (1,6 ошибок),
оно значительно повысилось по сравнению
с данными констатирующего
Результаты изучения специфических ошибок в письменных работах учеников вторых классов со смешанной дисграфией на контрольном этапе исследования показали, что у учеников экспериментальной группы уменьшилась доля ошибок смешения графически сходных рукописных букв и ошибок обозначения границ предложения и слов. Данные результаты говорят об улучшении процесса формирования графических образов букв, достаточном уровне развития зрительно-пространственной памяти, восприятия, анализа и синтеза. У учеников контрольной группы наибольший процент ошибок по-прежнему составляют смешения графически сходных рукописных букв, на втором месте ошибки обозначения границ предложения и слова.
Очевидный прогресс в развитии зрительной памяти и сокращение количества специфических дисграфических ошибок в письменных работах детей экспериментальной группы подтверждает необходимость введения игр и упражнений на развитие зрительной памяти в программу коррекционно-логопедической работы по преодолению смешанной дисграфии.
Таким образом, результаты проведенного
в рамках данной дипломной работы
опытно-экспериментального исследования
подтверждают гипотезу данного исследования
о том, что работа по преодолению
смешанной дисграфии будет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для обозначения недостатков письменной речи употребляют термин "дисграфия" -- от лат. "графо" -- пишу, частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса.
Дисграфия -- частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма.
Выделяются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая дисграфия; дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия); дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическая дисграфия; оптическая дисграфия. Указанные виды дисграфии в чистом виде встречаются редко, чаще наблюдается картина смешанной дисграфии.
Дисграфия является одним из проявлений системного недоразвития речи, которое охватывает все стороны речевого развития ребёнка, а также ряд его неречевых функций. В данном случае становится очевидной важность своевременной коррекционной работы с логопедом.
В настоящее время разными
авторами разработаны методические
указания к ведению логопедической
работы по устранению нарушений процесса
письма. Общим для этих указаний
является признание связи между
развитием устной и письменной речи
и необходимости теснейшей
Основными принципами логопедической
работы по преодолению дисграфии
являются патогенетический принцип (принцип
учета механизма данного
Из многочисленных научных
исследований известно, что ребенка
нельзя обучать чему-либо иначе, как
заинтересовав его в этом. Отсюда
следует, что выбор технологических
средств логопедической работы должен
осуществляться с таким расчетом,
чтобы они в первую очередь
способствовали возникновению интереса
и внимания к происходящему на
занятиях. Следовательно, игровые приемы
и разнообразные наглядные
Последовательность работы
по преодолению смешанных
Информация о работе Развитие зрительной памяти как средство коррекции смешанной дисграфии