Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:52, дипломная работа
Цель исследования - проанализировать педагогические условия и методы работы по развитии. творческих способностей детей в процессе занятий театрально-игровой деятельностью.
Задачи исследования:
• Изучить условия возникновения творческой самостоятельности детей на занятиях по театрализованной деятельности.
• Проанализировать педагогические приёмы на занятиях театрализованной деятельностью детского коллектива.
• Определить место и меру применения театрального искусства в работе воспитателя ДОУ.
• Познакомиться с методикой работы педагога дополнительного образования в области дошкольной театральной педагогики.
• Проанализировать методы формирования творческих способностей детей.
• Определить методы диагностики творческих способностей дошкольников в области театральной деятельности.
• Провести педагогический эксперимент.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.1 Что такое способность, понятие способность…………………………………9
1.2 Самостоятельность и активность в театральной деятельности……………18
1.3 Преобразование природных задатков в способности ……………………....23
1.4 Театрализованная игра как вид творческой деятельности……….…………30
1.5 Значение театрализованных игр во все стронем развитие дошкольников..35
1.6 Классификация театрализованных игр……………………………………....41
Глава 2
Опытно – Экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на развитие творческие способности дошкольников .
2.1 Констатирующий эксперимент …………………………………………..
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..
2.3 Контрольный эксперимент ………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………….
Приложение
1.1 Методика диагностики творческих способностей для детей 4-5 лет ( В . Синельников , В. Кудрявцев )…………………
1.2 Игры на развитие ассоциативности мышления …………
Творчество детей в
театрально-игровой
Условия для проявления самостоятельности и творчества детей в театрализованных играх следующие (О.Солнцева):
• содержание игр должно
соответствовать интересам и возможностям
детей;
• педагогическое сопровождение строить
с учетом постепенного нарастания самостоятельности
и творчества ребенка;
• театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся,
а в ее создании принимают участие дети.
Педагог создает условия
для коллективных режиссерских игр.
В предметно-игровой среде
Ребенку предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок.
На занятиях театрализованной
деятельностью у ребенка развив
В младшем до школьном возрасте происходит так же расцвета режиссерской игры с помощью cовместной деятельности. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.
На начальном этапе освоения сюжетосложения необходимо, чтобы игровой материал помогал ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию, выступал в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения.
Педагог, не принимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?». Его позицию можно определить как помощник в реализации детьми игровых замыслов.
Развитие воображения
позволяет ребенку занять особую
внутреннюю позицию, предоставляющую
ему возможность
Организации игр предшествует общий замысел. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме. Задача педагога – научить детей согласовывать замыслы. Это требует от него установления связей между событиями, придуманными разными детьми. Он обращает внимание на то, что сочинять интересно когда каждый продолжает часть истории, придуманную другими. Педагог выступает как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приема «как будто».
Так же у детей в этом возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка (О.Солнцева).
У детей - «сочинителей» творческие проявления связаны прежде всего с созданием игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они рано переходят к фантазированию.
Дети-«исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.
Дети-«режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию.
Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним. Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности.
Педагогическое сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагог стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы (О.Солнцева).
1.3 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ЗАДАТКОВ В СПОСОБНОСТИ
При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального развития и обучения, но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой всей его образовательной деятельности, а также определили бы дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мертвым грузом или будут творчески реализованы .
Психологи признают известную роль природных, биологических факторов как природных предпосылок развития способностей. Такие природные предпосылки развития способностей называют задатками.
Задатки - некоторые врожденные анатомо – физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми.
Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей облегчает их развитие. Разумеется, только наличием особо благоприятных задатков и особо благоприятных условий жизни и деятельности объясняются чрезвычайно высокие уровни достижений.
К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов. В качестве задатков выступают также типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В настоящее время установлено, что наряду с тем, что типологические свойства ( сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов ) характеризует нервную систему в целом, они могут совершенно по – другому характеризовать работу отдельных областей коры ( зрительной, слуховой, двигательной и т.д).
В этом случае типологические свойства являются парциальными (“парциальны” в переводе с латинского означает “ частичный”, “отдельный”), так как характеризует работу лишь отдельных участков коры мозга. Парциальные свойства уже более определенно можно считать задатками способностей, связанных с работой зрительного или слухового анализатора, с быстротой и точностью движений.
В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношения первой и второй сигнальной систем. В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И.П Павлов различал три специально человеческих типов высшей нервной деятельности: художественный тип с относительным преобладанием первой сигнальной системы; мыслительный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы; средний тип с относительной уравновешенностью сигнальных систем. Для людей художественного типа характерна яркость непосредственных впечатлений, образность восприятия и памяти, богатство и живость воображения, эмоциональность.
Люди мыслительного типа склонны к анализу и систематизации, к обобщенному, абстрактному мышлению.
Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга.
Следует помнить, что задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития Задатки – это только одно из условий формирования способностей. Ни один человек, какими бы благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся музыкантом, художником, математиком, поэтом, не занимаясь много и настойчиво соответствующей деятельностью. В жизни много примеров, когда люди с весьма благоприятными задатками так и не смогли реализовать в жизни своих возможностей и оставались заурядными исполнителями как раз в той деятельности, в которой они могли бы добиться больших успехов, если бы по-иному сложилась их жизнь. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый человек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой- либо деятельности может добиться в ней известных успехов.
Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой определенный задаток. Задатки многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатков могут выработаться разные способности.
Например, на основе такого задатка, как быстрота точность, тонкость и ловкость движения, могут в зависимости от условия жизни и деятельности выработаться и способность к плавным и координированным движениям тела гимнаста, и способность к тонким и точным движениям руки хирурга, и способность к быстрым и пластичным пальцам скрипача.
На основе художественного типа могут сложится способности актера, и писателя и художника, и музыканта, на основе мыслительного типа - способности и математика, и лингвиста, и философа.
При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребенка, например, музыкальные, литературные, художественно изобразительные, математические, могут формироваться очень рано и развиваться весьма быстро ( что и создает иногда иллюзию врожденности способностей).
По утверждению Р.С. Немова условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни:
1. Наличие общества, социально-культурной
среды, созданной трудом
2. Отсутствие природных задатков
к пользованию
3. Необходимость участия в различных сложных и высоко- организованных видах человеческой деятельности.
4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки, располагая при этом соответствующими средствами обучения и воспитания.
5. Отсутствие с рождения у
человека жестких,
Каждое из этих обстоятельств является необходимым для превращения человека как биологического существа, с рождения располагающего элементарными способностями, свойственными и многим высшим животным, в социальное существо, приобретающее и развивающее в себе собственно человеческие способности, социально- культурная среда развивает способности (пользование предметами, материальная и духовная культура).
Учителю, вдумчиво изучающему учеников, для правильной организации учебно- воспитательного процесса и индивидуального подхода в обучении и воспитании важно знать, к чему обнаруживает способности его ученик, и в какой мере выражены эти способности. О способностях ученика можно судить, наблюдая его проявления в соответствующей деятельности. Практически судить о способностях можно по совокупности следующих показателей:
1) по быстрому продвижению
(темп продвижения) ученика в
овладении соответствующей
2) по качественному уровню его достижений;
3) по сильной, действенной
и устойчивой склонности
Успешное осуществление той или иной деятельности даже при наличии способностей зависит от определенного сочетания качеств личности. Одни только способности, не сочетающиеся с соответствующей направленностью личности, ее эмоционально-волевыми свойствами, не могут привести к высоким достижениям. Прежде всего способности тесно связаны с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность, в жизненную потребность в этом виде деятельности.