Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий театрально- игровой деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать педагогические условия и методы работы по развитии. творческих способностей детей в процессе занятий театрально-игровой деятельностью.
Задачи исследования:
• Изучить условия возникновения творческой самостоятельности детей на занятиях по театрализованной деятельности.
• Проанализировать педагогические приёмы на занятиях театрализованной деятельностью детского коллектива.
• Определить место и меру применения театрального искусства в работе воспитателя ДОУ.
• Познакомиться с методикой работы педагога дополнительного образования в области дошкольной театральной педагогики.
• Проанализировать методы формирования творческих способностей детей.
• Определить методы диагностики творческих способностей дошкольников в области театральной деятельности.
• Провести педагогический эксперимент.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.1 Что такое способность, понятие способность…………………………………9
1.2 Самостоятельность и активность в театральной деятельности……………18
1.3 Преобразование природных задатков в способности ……………………....23
1.4 Театрализованная игра как вид творческой деятельности……….…………30
1.5 Значение театрализованных игр во все стронем развитие дошкольников..35
1.6 Классификация театрализованных игр……………………………………....41
Глава 2
Опытно – Экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на развитие творческие способности дошкольников .
2.1 Констатирующий эксперимент …………………………………………..
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..
2.3 Контрольный эксперимент ………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………….
Приложение
1.1 Методика диагностики творческих способностей для детей 4-5 лет ( В . Синельников , В. Кудрявцев )…………………
1.2 Игры на развитие ассоциативности мышления …………

Файлы: 1 файл

диплом правильная версия Юля.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

Показывали свои сказки и детям младших групп, а однажды  в литературной викторине в роли “Сказочника” играла мама одного ребенка, и ей самой это тоже очень понравилось. А как дети радовались аплодисментам, сколько в их глазах при этом было счастья! Особый интерес проявляется, когда они сами играют свои роли и ждут новых репетиций. Вместе с детьми подготовили и показали театрализованные спектакли по сказкам “Волк и семеро козлят” “Репка”, “Рукавичка”, “Кто сказал МЯУ?”, “Лесной пожар”, в которых играли сами малыши, что вызывало у них большой восторг от игры.

 

3.3.Контрольный  эксперимент

 

На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых или условий их музыкального развития. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.

Цель:

Задание№1

1)Прослушать музыку  П.И.Чайковского «Подснежник».

Детям дана прослушать музыку П.И.Чайковского «Подснежник».Музыку прослушали до конца все дети, некоторые дети попросили еще раз прослушать музыку. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыки и выразительности музыки смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину смогли только две девочки. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№2

1)Прослушать музыку  Г.Свиридова «Тройка»

Детям дана прослушать музыку Г.Свиридов «Тройка». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания  воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению и проиграть на музыкальном инструменте, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину смогли только две девочки. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№3

1)Прослушать музыку  Е.Тиличеевой «О чем плачет  дождик»

Детям дана прослушать музыка Е.Тиличеевой «О чем плачет дождик». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению и прохлопать, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину смогли только две девочки. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№4

1)Прослушать музыку  Э.Григ "Кобольд".

Детям дана прослушать музыка Э.Григ «Кобольд». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания  воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению, прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину смогли только две девочки. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№5

1)Прослушать музыку  Е.Тиличеевой «Котик и козлик» 

Детям дана прослушать музыку Е.Тиличеевой «Котик и козлик». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину смогли только две девочки. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённая работа с  детьми, показала, что дети охотно и  живо откликаются на творческую игровую  работу с воспитателем.

    Театрально-игровая  деятельность увлекательна и  значима для развития творческих  способностей детей. В процессе овладения театрально-игровой деятельностью ребенок более полно и глубоко познает мир. У него появляются знания о малоизвестных явлениях, предметах, которые он получает благодаря содержанию произведений, проигрывания роли.

    Рассмотрев  наиболее важные функции театрально-игровой деятельности, мы пришли к выводу, что данная деятельность является многогранным явлением в жизни ребенка дошкольного возраста, средством удовлетворения его потребностей, средством получения знаний и умений, средством выражения и развития личности.  Театрально-игровая деятельность является той деятельностью, в которой душа и ум ребенка получает эмоциональное подкрепление, заряд активности,  той средой, вне которой ни одни ребенок не может развиваться полноценно, поэтому в  этой работе определены основные принципы организации этой деятельности.

    Развитие творческих  способностей, необходимых для игры-драматизации, тесно связано с развитием  речи детей, приобщением их  к музыке, изобразительному  и  театральному искусству и т.д.        

    Воспитание  творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том  случае, если оно будет представлять  собой целенаправленный процесс,  в ходе которого решается ряд  частных педагогических задач,  направленных на достижение конечной  цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, театра, он постепенно тоже признает музыкальные и творческие ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям.

    Таким образом,  наша гипотеза нашла своё подтверждение.

    Необходимо  совершенствовать театрально-игровое  воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, и, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театрально-игровой деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры .-М., 1991.
  4. Беркинблит М. Б., ПетровскийА. В. Фантазия и реальность. М. Политиздат, 1968г.
  5. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение, 1991г

 

  1. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. науч. трудов.-М., 1992.
  2. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
  3. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. №2 1980г.

 

  1. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.-М., 2001.

 

  1. .  Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002.

 

  1. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М. Просвещение., 1986г.

 

  1. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.

 

  1. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 1979г.

 

  1. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996г

 

  1. Лейтес. Н Бывают выдающиеся дети... Н. Семья и школа, №3 1990г. стр. 33.
  2. Воспоминания, размышления, беседы.  Психологический журнал. т. 13,№ 1,1992г., стр. 147-165.
  3. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.
  4. Маханева М. Д. «Театральные занятия в детском саду».
  5. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.-М., 1981.
  6. Менджерицкая Д.В., Творческие игры в детском саду.-Минск, 1953.
  7. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // – 1989. - №1.
  8. Новоселова С.Л. Игра дошкольника / - М., 1989.
  9. Родари Дж. Грамматика фантазии.– М., 1989.
  10. .  Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989.
  11. .  Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.
  12. Силивон В.А. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций //  – 1983. - №4.
  13. Солнцева О. Играем в сюжетные игры //  2005.-№4.
  14. .  Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры» // методические пособия.

  1. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».
  2. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
  3. Эйнон Д. Творческая игра. – М.: Педагогика-Пресс, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Сценарий сказки “Кто сказал “ Мяу”?

(Для детей старшей  группы).

Цель: познакомить со сказкой В.Сутеева "Kто сказал "мяу"?"; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; сформировать представления детей о животном мире и местах обитания животных; развивать воображение при работе с символами; формировать умения имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопровождение; развивать мыслительные операции анализа (установление различий, исключение лишнего и т.п.).

Музыкальный репертуар: В.Шаинского.

Действующие лица: Ведущая, Щенок, Кошка, Собака (Мама), Петух, Лягушка, Пчела.

(В центре зала стоит домик с окном. На полу возле дома лежит коврик.)

Ведущий:

Жил в домике Щенок

Веселый, озорной.

Он поиграть бы мог

С тобою и со мной.

Он лаял очень звонко,

Нисколько не скучал

И мамочку родную

Совсем не огорчал.

(Появляется Щенок  с мамой Песенка Щенка Муз.В.Шаинского)

Щенок:

Гав, гав, гав! Давайте  же будем

Вместе весело играть.

Вместе бегать, вместе прыгать.

Кто же будет начинать?

(Танец Щенка с мамой  Муз.В.Шаинского ).

Вед:

Наш Щенок был очень  весел,

Очень боек, очень скор,

Но устал. И вот, зевая,

Спать улегся на ковер.

(Мама укладывает Щенка  спать. Он сворачивается клубочком на коврике возле домика. Вбегает Кошка, подкрадывается к Щенку).

Кошка:

Спать улегся без обеда…

Разбужу-ка я соседа.

Погоди-ка милый мой,

Пошучу я над Тобой

Мяу-мяу! (убегает).

Щенок: (просыпается)

“Мяу!” кто сейчас сказал?

Кто поспать Щенку не дал?

Вед:

Выглянул во двор Щенок,

Видит: Петя-Петушок.

В красных новеньких  сапожках

Учит всех играть на ложках.

Петушок:

Ко-ко-ко, Ку-ка-ре-ку!

Научить я всех могу.

(Игра на ложках).

Щенок:

“Мяу!” Ты сейчас сказал?

Ты поспать Щенку  не дал?

Петушок:

Я кричу: Ку-ка-ре-ку!

По-другому не могу. (Уходит).

Вед:

Загрустил совсем Щеночек

Поскорей узнать он хочет.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий театрально- игровой деятельностью