Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий театрально- игровой деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать педагогические условия и методы работы по развитии. творческих способностей детей в процессе занятий театрально-игровой деятельностью.
Задачи исследования:
• Изучить условия возникновения творческой самостоятельности детей на занятиях по театрализованной деятельности.
• Проанализировать педагогические приёмы на занятиях театрализованной деятельностью детского коллектива.
• Определить место и меру применения театрального искусства в работе воспитателя ДОУ.
• Познакомиться с методикой работы педагога дополнительного образования в области дошкольной театральной педагогики.
• Проанализировать методы формирования творческих способностей детей.
• Определить методы диагностики творческих способностей дошкольников в области театральной деятельности.
• Провести педагогический эксперимент.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.1 Что такое способность, понятие способность…………………………………9
1.2 Самостоятельность и активность в театральной деятельности……………18
1.3 Преобразование природных задатков в способности ……………………....23
1.4 Театрализованная игра как вид творческой деятельности……….…………30
1.5 Значение театрализованных игр во все стронем развитие дошкольников..35
1.6 Классификация театрализованных игр……………………………………....41
Глава 2
Опытно – Экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на развитие творческие способности дошкольников .
2.1 Констатирующий эксперимент …………………………………………..
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..
2.3 Контрольный эксперимент ………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………….
Приложение
1.1 Методика диагностики творческих способностей для детей 4-5 лет ( В . Синельников , В. Кудрявцев )…………………
1.2 Игры на развитие ассоциативности мышления …………

Файлы: 1 файл

диплом правильная версия Юля.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

   Значима эта игра и для эстетического воспитания дошкольников. Гармоничное сочетание различных видов эстетической деятельности в одной игре позволяет решать единую задачу формирования художественного вкуса и творческой активности детей. Прекрасный мир художественной литературы, народной и авторской, гостеприимно встречает детей; ; в игре-драматизации используются музыкальные игры, песни, пляски, хороводы, дети участвуют в оформлении спектаклей и т.п.

   Изобразительная деятельность тесно связана с игрой-драматизацией. Суть этой взаимосвязи заключается в создании декораций, масок, костюмов, реквизита, которые всецело принадлежат театрализованной игре, способствуют созданию необходимой игровой обстановки. Декорации обеспечивают видение места действия, способствуют вхождению детей-актеров в предложенные автором текста обстоятельства, а дети-зрители получают сведения о месте и времени происходящих событий. Создание масок и элементов костюмов еще в процессе изобразительной деятельности способствует формированию зрительного представления о персонажах литературного произведения, а подготовленные для драматизации предметы реквизита — развитию действия. Содержание изобразительной деятельности, входящей в драматизацию, зависит, как и сама игра, от литературного текста, оказывает влияние на игровые действия, создаваемые образы, понимание драматизации детьми-зрителями. Изобразительная деятельность при этом носит декоративно-оформительский характер, т.е. полностью подчинена требованиям игры-драматизации. Драматизируя литературное произведение, ребенок усваивает его идейное содержание, логику и последовательность событий, их причинную обусловленность. При этом он познает разнообразные жизненные явления, знакомится с ярким, выразительным народным и литературным языком, обогащает свой словарь.

    В играх драматического типа у детей развиваются особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значения поступков человека, его чувства, стремления и желания.

   Именно в этой игре дети ближе знакомятся с театром. Вместе с героями постановок они радуются, волнуются, переживают - постигают красоту человеческого общения.

   Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в театрализованной игре, а не в какой-либо другой деятельности быть самостоятельным, по-своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

   Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает театрализованная игра (особенно педагогически направленная) для становления самостоятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

   Игра-драматизация — одна из первых форм коллективной жизни, где детей объединяют общие переживания. Они учатся действовать согласованно, подчинять свои желания и интересы желаниям и интересам всего коллектива.

   Игра-драматизация воспитывает такие качества личности, как смелость, самостоятельность, инициативность, доброжелательность и выдержку. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений. Таким образом, она способствует нравственному воспитанию детей.

   В игре-драматизации широко используются такие выразительные средства, как интонация, мимика, пантомимика, которые способствуют воссозданию конкретного образа. Передавая образ, ребенок совершенствует свои движения, делая их более точными, красивыми , выразительным.

   Большое значение в возникновении и развитии игр-драматизаций, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли, имеют:

интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности;

•    умение воспитателя  стимулировать и развивать интерес к ней у детей;

• умение воспитателя  интересно и ненавязчиво учить  детей средствам передачи образа и кукловождению;

•    организация  предметно-игровой среды;

•    наличие у  детей социокультурных умений и навыков ;

•    овладение  детьми определенными умениями и  навыками передачи образной выразительности, способами управления кукол;

•    возникновение  у детей интереса к какому-либо герою, вызванного переживаниями по поводу событий, происходящих с ним;

•    подбор педагогом  высокохудожественного произведения;

•    развитие специальных  творческих способностей.

 

Развитие этих специальных творческих способностей, необходимых для игры-драматизации, тесно связано с развитием речи детей, приобщением: их к музыке, изобразительному и театральному искусству и т.д. Для реализации этих способностей используются следующие формы работы:

—  наблюдения, экскурсии;

—  занятия по развитию речи;

— занятия по изобразительной  деятельности;

—  занятия по познанию мира;

—  музыкальные занятия;

— чтение художественной литературы;

—  рассматривание иллюстраций  к литературным произведениям;

—  самостоятельная  художественная деятельность;

—  слушание музыки, пение, танцевально-игровое творчество;

—    музыкальные, подвижные и дидактические игры;

—  игровые упражнения на развитие воображения, памяти, фантазии;

—  игровые этюды  на развитие образной выразительности;

— упражнения по развитию интонационной выразительности речи;

—  игровые упражнения по кукловождению кукол разных систем управления;

—  просмотр кукольных  спектаклей, видео-телепередач.

    В среднем дошкольном возрасте педагог должен вовремя изменять методы руководства игрой и взять на себя функции не столько обучающего, сколько организующего детскую деятельность. Формирование игры, т.е. обучение способам игровой деятельности, должно носить ярко выраженный эмоциональный характер. Отношения между взрослым и ребенком в процессе игры предполагают равенство и доверительную форму общения.

  Главная задача взрослого состоит в передаче детям способов ролевого поведения на основе целостного литературного или авторского сюжета. Инсценируя определенный сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором игровых действий и атрибутов. В руководстве игрой-драматизацией детей средней группы, воспитатель занимает позицию заинтересованного партнера, выполняет одну из ролей, вначале главную, затем второстепенную, следит, чтобы количество игровых действий в роли увеличивалось, подбирает сюжеты произведений, чтобы характер игровых действий каждого ребенка определялся персонажем, ролью, которую он выбрал. Воспитатель на этом этапе игры воспитывает у детей умения и навыки игрового общения, учета позиции своего персонажа, партнера по игре. При этом использует словесные указания в сочетании с наглядными приемами:

—  краткое напоминание;

 — использование  ситуации совместной игры с  детьми;

—  показ способа  выполнения;

— убеждение при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса;

—  упражнения;

— вопросы поискового характера;

—  показ отдельных действий;

—  игровые приемы: загадывание загадок, введение элементов соревнования.

 

Методика проведения игры-драматизации с детьми средней группы.

С детьми средней группы работа усложняется. Для игр-драматизаций берутся произведения с более широким содержанием, что дает большие возможности для организации с детьми игр-драматизаций:  русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», сказка К. Чуковского «Телефон» и т.д. Продолжая формировать у дошкольника интерес к игре-драматизации, воспитатель обращает внимание на поведение героев, их действия, побуждает к речевому и игровому взаимодействию со сверстниками. С детьми воспитатель продолжает работу по поддержанию у детей желания самим драматизировать известные стихи, потешки, сказки. Он развивает у них умение интонационно разнообразно передавать текст в зависимости от содержания. Воспитатель дает образец речи персонажей, разъясняет особенности их поведения, показывает, как надо исполнять ту или иную роль. Например, учит интонационно выделять особенности речи каждого персонажа в русской народной сказке «Колобок» (деда, бабы, Колобка, Волка, Зайца, Медведя, Лисы), воспроизводить образные слова и выражения. Убедившись, что дети знают последовательность событий, стихотворного запева, увлечены сюжетом сказки, воспитатель надевает ободки-маски на головы детей, распределяет роли сначала по желанию детей. На себя берет роль рассказчика или режиссера.

   Начиная с пятого года жизни дети прислушиваются к совету воспитателя при выборе на роль другого ребенка уже. После игры-драматизации с этим составом воспитатель меняет состав играющих. Не забывает убедить малоактивных, стеснительных детей в том, что у них хорошо получается, например, роль Лисы или Зайца. Желательно проводить игры, которые носят характер упражнений для совершенствования интонационной и образной выразительности. Работая над совершенствованием двигательных навыков, использовать такие приемы, как показ движении, упражнение с одним ребенком и целой группой: например, воспитатель читает стихотворение или потешку, а дети сопровождают текст движениями. Или воспитатель предлагает детям выбрать себе какую-нибудь игрушку и вместе придумать небольшой сюжет, а затем обыграть его.

   С детьми пятого года жизни надо работать далее над совершенствованием игровых действий, продолжая учить детей сочетать в роли движение и слово, развивать чувство партнерства, умение вести диалог в действии. При этом используют методы и приемы, постепенно усложняя их. Например, в игре «В лесу» пантомиму разыгрывают 2 — 4 действующих лица. Затем дети учатся сопровождать движения словами, следить за интонацией. Это дается не сразу. Воспитатель помогает детям, используя различные упражнения: предлагает им вести рассказ от первого лица, сопровождая слова движениями, или представить себя кем-нибудь и рассказать о себе, используя движения и речь.

  Чтобы поддержать интерес к игре-драматизации, воспитатель может предложить детям назвать любимые сказки. Затем спросить, в какую сказку они хотели бы поиграть и почему. Вместе с детьми вспомнить, о чем рассказывается в этой сказке, задать вопросы, помогающие лучше разобраться в ее содержании. После такой беседы у детей появится желание принять участие в игре-драматизаций этой сказки, так как они стали лучше понимать, как нужно сыграть ту или иную роль.

   Первоначально происходит знакомство со сказкой. Затем воспитатель рассказывает ее с показом в театре кукол. После того как дети хорошо усвоят содержание сказки, воспитатель сначала будет партнером по игре, участником игры, привлекая к игре-драматизации отрывка сказки желающих, наиболее активных детей. Необходимо, чтобы состав играющих менялся, чтобы поиграли все дети. После драматизации отрывка воспитатель предлагает детям проиграть всю сказку. При этом желательно, чтобы все дети имели возможность поучаствовать в игре, воспитатель наблюдает, чтобы дети менялись ролями. Затем можно предложить детям куклы театра на столе, театре на ширме, пальчиковые куклы для самостоятельного разыгрывания этой сказки или по сюжету сказки, которую выберут дети. Если у детей самостоятельно не получается с первого раза организовать игру-драматизацию отрывка, всего сюжета сказки, воспитатель может использовать прямые приемы руководства: руководить игрой (режиссер) или взять на себя главную или второстепенную роль (партнер по игре), становясь активным ее участником. При этом воспитатель должен помнить о поощрении детей, включении всех желающих, показывая по очереди сказку одной подгруппой другой, чтобы не осталось детей, которые не участвовали в драматизации.

  При распределении ролей нужно учитывать индивидуальные особенности детей, их возможности. Воспитателя может волновать вопрос «Как быть, если не все желающие смогут получить роль?». Можно на каждую роль назначить дублера. Это дает возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, а потом по-своему создать сказочный образ.

   Стеснительных, робких детей следует подключать к драматизации произведений, где есть небольшое количество действий, короткий сюжет, например потешек, стихов. Изображаемые в стихах  и потешках несложные действия близки жизненному опыту детей, что облегчает проведение игры.

 

3.  Игры-инсценировки

Наглядные действия персонажей кукольных спектаклей, яркие, четко  выраженные образы будят творческую инициативу детей, вызывают у них  желание либо самим играть в спектакле, либо с помощью кукол. Последнее пользуется у них большой популярностью. Беря на себя ту или иную роль, дошкольники разыгрывают услышанное или увиденное. Такое увлечение нужно поощрять, помогая детям самим ставить спектакли. Таким образом, у них воспитывается потребность в игровом творчестве, а не в игровом развлечении - потреблении. Когда дети участвуют в спектаклях, у них снимается скованность, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия. В театральных играх-постановках, представлениях дети учатся «действовать словом». Инсценирование способствует глубокому и эмоциональному восприятию художественной литературы, развитию навыков выразительного чтения текста, у детей воспитываются сенсорные навыки (в постановках с куклами), закрепляются навыки актерского мастерства (владение темпом pi интонацией речи, мимикой и пантомимикой). В игре-инсценировке у детей развивается творчество, речь, воображение, память; игра-инсценировка способствует сплочению детского коллектива, так как театральные репетиций помогают наладить контакт между отдельными его членами. Подготовка к спектаклю — это разностороннее эстетическое воспитание: тут и слово, и мимика, и пластика, и декорация, и музыка. Спектакль, сыгранный в присутствии даже младших детей, небольшого числа зрителей (помощника воспитателя, воспитателя, музыкального руководителя), является здоровой почвой для самоутверждения артистов. Игра-инсценировка, так же как и сюжетно-ролевая игра, отвечает возрастным стремлениям детей к игровой деятельности. В играх-инсценировках могут принимать участие актеры-дети, актеры-куклы.

Виды инсценирования:

•   инсценирование разными видами театра кукол  — кукольные спектакли;

•   инсценирование актерами-детьми   — драматический спектакль;

Информация о работе Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий театрально- игровой деятельностью