Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий театрально- игровой деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать педагогические условия и методы работы по развитии. творческих способностей детей в процессе занятий театрально-игровой деятельностью.
Задачи исследования:
• Изучить условия возникновения творческой самостоятельности детей на занятиях по театрализованной деятельности.
• Проанализировать педагогические приёмы на занятиях театрализованной деятельностью детского коллектива.
• Определить место и меру применения театрального искусства в работе воспитателя ДОУ.
• Познакомиться с методикой работы педагога дополнительного образования в области дошкольной театральной педагогики.
• Проанализировать методы формирования творческих способностей детей.
• Определить методы диагностики творческих способностей дошкольников в области театральной деятельности.
• Провести педагогический эксперимент.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.1 Что такое способность, понятие способность…………………………………9
1.2 Самостоятельность и активность в театральной деятельности……………18
1.3 Преобразование природных задатков в способности ……………………....23
1.4 Театрализованная игра как вид творческой деятельности……….…………30
1.5 Значение театрализованных игр во все стронем развитие дошкольников..35
1.6 Классификация театрализованных игр……………………………………....41
Глава 2
Опытно – Экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на развитие творческие способности дошкольников .
2.1 Констатирующий эксперимент …………………………………………..
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..
2.3 Контрольный эксперимент ………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………….
Приложение
1.1 Методика диагностики творческих способностей для детей 4-5 лет ( В . Синельников , В. Кудрявцев )…………………
1.2 Игры на развитие ассоциативности мышления …………

Файлы: 1 файл

диплом правильная версия Юля.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

•   инсценирование актерами-детьми совместно с актерами-куклами в руках детей, т.е. элементы кукольного театра гармонично сосуществуют с элементами драматического  - синтетический спектакль;

•   инсценирование актерами-детьми совместно с актерами-взрослыми (педагогами, родителями) в «живом плане» и в куклах.

Приобщая детей к  игре-инсценировке, воспитатель ставит с детьми средней группы коротенькие миниатюры, постепенно подводит к организации несложных спектаклей.  

   Инсценирование литературных произведений осуществляется последовательно. Начинать нужно с выбора или составления сценария. При этом педагоги могут использовать готовые сценарии, воспользовавшись книгами. Михайлова, М.А. Праздники в детском саду: Сценарии, игры, аттракционы. Также педагоги могут, проявив творчество, создать новые сценарии, учитывая ниже перечисленные особенности их составления. Работая с детьми воспитатель может предложить им самим придумать, сочинить сценарий для будущего спектакля. Воспитатель записывает придуманные истории, потом, зачитывая их, предлагает детям выбрать понравившиеся, по которым они будут ставить спектакль. Помня о том, что художественное слово активно вовлекает ребенка в мир социальных чувств, Приобщает его к жизни взрослых, при выборе сценария и отборе художественных произведений для его составления следует иметь в виду, что они должны отвечать следующим требованиям:

•   соответствовать  возрастным возможностям детей, быть доступными их восприятию, пониманию

•   способствовать воспитанию моральных качеств детей;

•   быть высокохудожественными произведениями;

•   доставлять детям  радость и удовольствие при инсценировании;

•   сюжеты произведений, выбранный сценарий должны соответствовать виду инсценировки, техническим возможностям передачи характерных примет облика персонажей, их действий.

Рекомендации по составлению  сценария

   Необходимо знать, что сюжет сценария строится по законам композиции. Начинается произведение с экспозиции, в которой происходит короткое знакомство с действующими лицами, раскрываются обстоятельства, в которых будут происходить действия. За экспозицией следует завязка. Развитие действия достигает наивысшего напряжения в кульминации. Заканчивается все развязкой.

Воспитателю при составлении  сценария необходимо учитывать, что:

•   сценарий включает не только текст, который произносят актеры (герои произведения), но и мизансцены (указания о расположении актеров на сцене во время действия спектакля), а также ремарки (описание обстановки, характера переживаний, поступков, жестов, интонаций действующих лиц, выход и уход их со сцены);

•   для составления  сценария можно взять один или  несколько литературных источников: сказки, рассказы;

•   сюжет произведения должен быть увлекателен, динамичен  в развитии действия, с конфликтными ситуациями;

•   выбирая литературный источник для сценария, воспитателю следует внимательно прочитать его, понять идею и замысел автора, особенности его стиля, разобраться во взаимоотношениях героев, выявить художественные особенности;

•   при составлении  сценария необходимо сохранить всю художественную ценность выбранного произведения;

•   выбрав вид сценического воплощения, автор сценария решает, необходима ли роль ведущего или можно построить сюжет без него;

•   из текста источника  можно взять прямую речь, наиболее интересные обороты, слова-повторы и перенести их в сценарий;

•   для того чтобы  подчеркнуть яркость образа какого-либо героя, особенно в сценариях по мотивам русских народных сказок, в него включаются народные песенки, потешки, загадки, прибаутки;

•   описания событий  в художественном произведении, повествование от автора в сценарии частично переводятся в ремарки, в поступки персонажа, но в большей мере  — в прямую речь действующих лиц, чтобы дети правильно воспринимали суть происходящих событий, например: начало сказки  «Лисичка-сестричка и серый волк» лучше дать как монолог лисы, а не от автора: дети сразу же включатся в действие, с особой остротой будут следить за тем, что произойдет дальше. В сказке «Заяц, лиса и петух» авторскую фразу «Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает» надо реализовывать не только в действиях персонажа, но и в прямой речи зайца, чтобы полнее раскрыть его состояние, настроение: «Ох, горе мне, горе... выгнала меня лиса... где же я теперь жить буду?»;

•   возможен отбор  конкретных эпизодов из источника для сценария. Если сюжет сложен по форме, а содержание нравится детям и они желают его сыграть, то можно исключить некоторые эпизоды, сократить диалоги и даже действующие лица. Следует взять только главную линию действия. При выборе эпизодов следует учитывать причинную зависимость действий, их хронологическую последовательность. Можно заимствовать эпизоды из других, близких по содержанию сказок: от этого сценарий может стать более острым, динамичным;

•   в разработанный  сценарий можно включать для активизации детского восприятия прямые обращения к детям в зале, если это необходимо.

   После выбора или составления сценария воспитатель зачитывает его всем детям. Затем проводится работа по усвоению содержания, определяется место и время действия событий, количество персонажей и т.д. Детям средней группы  воспитатель помогает выделить, если нужно, основную идею спектакля, проследить, как она выражается в действии пьесы. Воспитатель заранее думает над тем, что надо подчеркнуть и даже повторить, чтобы ребенок правильно мог разобраться в происходящих событиях: кто из действующих лиц поступает хорошо, кто плохо, где зло, где добро, где героем допущена ошибка и т.д. Все это дети должны понять. После того как дети поняли основную мысль сюжета сценария, воспитатель обсуждает с ними декорации, костюмы, атрибуты, реквизит, при необходимости изготовление оборудования для будущего спектакля, а также подбор музыкального оформления.

   С детьми пятого года жизни воспитатель уже на занятиях по изобразительной деятельности вовлекает их в подготовку атрибутов, декораций, элементов костюмов, необходимых для игры-инсценировки. В вечерние часы обсуждает художественное решение некоторых сцен, характер и способ изготовления декораций, содействуя этим приобретению детьми опыта совместного художественного творчества.

   В детском спектакле важно творческое участие детей: не заученные по наставлению взрослых слова, стихи, песни, движения, а свобода, радость, интерес. Для этого необходимо:

•   увлечь ребенка сюжетом игры-спектакля;

•   дать ребенку  самому выбрать, кем бы он хотел быть в спектакле, т.е. найти свое место  в инсценировке;

•   предоставить ребенку  возможность выбрать костюм персонажа;

•   предложить ребенку  продумать, что он хотел бы спеть, станцевать, находясь в этом образе, и т.д.;

•   предоставить детям  возможность меняться ролями: показывать спектакль сначала с одним составом, а затем с другим;

•   при отказе ребенка играть роль отрицательного персонажа взрослый может сам сыграть ее или заменить актера-ребенка театральной куклой, (ребенок имеет право и не участвовать в инсценировке как актер, если он не хочет, если он не увлекся,   — быть зрителем тоже искусство).

Чтобы игры-инсценировки приобретали самостоятельный характер, воспитатель учит детей овладевать различными организационными формами работы, т.е. учит быть ведущими, режиссерами-постановщиками, художниками-декораторами.

   Начиная с пятого года жизни совет воспитателя, выбрать на роль других ребят воспринимается лучше. При распределении ролей воспитатель предлагает использовать считалки, найти себе замену, дублера на эту роль. Этот прием дает возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, по-своему создать сказочный образ. В процессе коллективного обсуждения воспитатель подчеркивает смелость, инициативность детей, особенно малоактивных.

   Игры-инсценировки, игры-драматизации создают условия для современной художественной творческой деятельности детей, создают возможность для проявления индивидуального своеобразия личности каждого ребенка в группе, условие для самовыражения, для коррекции эмоционального состояния, для регуляции их межличностного общения, для приобщения к искусству.

 

4.  Игры-импровизации

Импровизация (в переводе с латинского неожиданный, внезапный) - особый вид творчества, в котором сочинение происходит непосредственно в процессе его исполнения (в музыке, танце, театре, искусстве, поэзии и др.). В игре-импровизации ребенок без предварительного обдумывания импровизирует на какую-либо тему, находит новое решение в создании образа, сюжета, быстро реагирует па возникающие задачи. Для игр-импровизаций характерно единство средств вербального и невербального взаимодействия.

   Игры-импровизации - довольно сложный, но интересный вид театрализованных игр. В первую очередь для развития наблюдательности, двигательной памяти, раскованности движений и, конечно, фантазии проводятся игровые упражнения, в которых педагог сначала подсказывает действия ребенку:

«А сейчас ты будешь изображать жеребенка:

•   ты маленький  жеребенок: скачешь, высоко поднимая ноги;

•   ты укладываешься спать рядом с мамой лошадью;

•   ты боишься, потому что остался один, оглядываешься.

•   теперь ты взрослая лошадь:

•   ты смелый, гордый конь;

•   ты отдыхаешь, пасешься на лугу;

•   ты старая, старая лошадка.

Ты цыпленок. Покажи, как  ты живешь внутри яйца.

•   а теперь разбиваешь скорлупу и вылупливаешься.

•   помаши маленькими крылышками, расправь их.

•   а теперь ты впервые  увидел мир и очень удивился.

•   покажи, как ты, цыпленок, удивляешься.

•   вот летит  огромная птица, и цыпленок испугался.

•   покажи, как цыпленок испугался.

•   теперь цыпленок голоден и клюет зернышко. Представь, что ты артист.

•   ты выступаешь (можешь спеть, рассказать стихотворение, станцевать).

•   ты с улыбкой  принимаешь цветы, раскланиваешься».

   Различными человеческими чувствами и эмоциями дети в играх овладевают при помощи волшебного слова «как будто», которое имеет для них особую магическую притягательность. К.С. Станиславский считал, что именно в предлагаемых обстоятельствах заключается мощный творческий импульс. С целью развития игры-импровизации ребенку можно предложить множество заданий:

-  подойти к столу  и посмотреть на него, как будто это высокая гора, маленький красивый цветок, стог сена и т.д.;

-  пройти через болото, как будто по кочкам, перешагнуть, как будто через ручей, пройти по прямой линии, как будто по канату, пройти, как будто по узкой извилистой тропинке и т.д.;

-  покружится, как будто  волчок, снежинка, балерина и т.д.

   Чтобы у ребенка появились потребность и желание играть, педагогу необходимо также поощрять словотворчество, игры с рифмами, сочинение сравнений, стихов, способствовать развитию монологов, диалогов, поиску выразительных средств создания образа, стимулировать к проявлению творческого воображения, способности действовать в условных обстоятельствах.

   Главным условием успеха при организации игр - импровизации служит удачный сюжет, тема, содержание. Они могут быть самыми разнообразными по форме и по содержанию: стихи, проза, песни и т.д.

   Вначале педагог является ведущим сочинителем и исполнителем. Затем ребенку предлагается самостоятельно выбрать героя, придумать рассказ и разыграть его при помощи эмоциональных средств выразительности. Темы для монологов могут быть самые разнообразные: «История жизни снеговика»; «Как белка запасала орешки и грибы на зиму» и т.д. Постепенно усложняется и тема, и повествовательная задача.

     В процессе игры-импровизации у ребенка формируется способность сопереживать, проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, а также осмысливать свои действия и состояния.

 

Глава 3 Опытно экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на развитие творческие способности дошкольников.

 

Экспериментальная работа, в которой я принимала участвие, проводилась на базе МДОУ №178 «Аленький цветочек» г. Новосибирска. Детский сад работает по программе «Детство». В детском саду 6 групп (2 ясельные: 1-я ясельная от 1,5 до 2,5 лет,2-я ясельная от 2,5 до 3 лет; одна младшая от 3 до 4 лет; одна средняя от 4 до 5 лет; одна старшая от 5 до 6 лет; и одна подготовительная от 6 до 7 лет). В ДОУ один актовый зал, где проводятся музыкальные и физкультурные занятия. Музыкальные занятия ведет музыкальный руководитель 1 категории Степанова Надежда Анатольевна, физкультурные занятия - руководитель 1-й категории Киселева Надежда Георгиевна. Актовый зал находится на первом этаже.

Экспериментальная работа проходила в старшей дошкольной группе. В которой 27 детей списочного состава. В данной группе есть музыкальный уголок в котором находятся музыкальные инструменты, портреты композиторов, дидактические музыкальные игры не только заводского производства, но и сделанные руками самими воспитанниками различные шумовые инструменты, погремушки. Детям очень нравится играть ими, также они делают для театрального уголка атрибутику. Свободное время дети играют на музыкальных инструментах обыгрывая различные русские народные сказки, под руководством воспитателей. Воспитатели старшей группы 1-й категории: Кузнецова Марина Юрьевна и Евтух Светлана Федоровна. Для эксперимента были взяты 10 детей, которых разделили на две подгруппы по пять человек. Наблюдение проходило в течение 6 месяцев: с сентября 2011 по апрель 2012 года включительно, методика заимствована у О.П.Радыновой и Е.А.Медведевой.

 

3.1.Констатирующий эксперимент

Цель выявить начальный уровень музыкального развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Методы исследования на данном этапе:

1.Беседа с детьми;

Информация о работе Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий театрально- игровой деятельностью