Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий театрально- игровой деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать педагогические условия и методы работы по развитии. творческих способностей детей в процессе занятий театрально-игровой деятельностью.
Задачи исследования:
• Изучить условия возникновения творческой самостоятельности детей на занятиях по театрализованной деятельности.
• Проанализировать педагогические приёмы на занятиях театрализованной деятельностью детского коллектива.
• Определить место и меру применения театрального искусства в работе воспитателя ДОУ.
• Познакомиться с методикой работы педагога дополнительного образования в области дошкольной театральной педагогики.
• Проанализировать методы формирования творческих способностей детей.
• Определить методы диагностики творческих способностей дошкольников в области театральной деятельности.
• Провести педагогический эксперимент.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.1 Что такое способность, понятие способность…………………………………9
1.2 Самостоятельность и активность в театральной деятельности……………18
1.3 Преобразование природных задатков в способности ……………………....23
1.4 Театрализованная игра как вид творческой деятельности……….…………30
1.5 Значение театрализованных игр во все стронем развитие дошкольников..35
1.6 Классификация театрализованных игр……………………………………....41
Глава 2
Опытно – Экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на развитие творческие способности дошкольников .
2.1 Констатирующий эксперимент …………………………………………..
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..
2.3 Контрольный эксперимент ………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………….
Приложение
1.1 Методика диагностики творческих способностей для детей 4-5 лет ( В . Синельников , В. Кудрявцев )…………………
1.2 Игры на развитие ассоциативности мышления …………

Файлы: 1 файл

диплом правильная версия Юля.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

   Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы, которые изучает театральная педагогика.

   Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным средством и социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

   Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

   Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

   Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

   Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

   Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения.

   Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни – достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую, для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. А некоторыми педагогами игра-драматизация и вовсе отдается на откуп детям. Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

В сфере познавательного  развития:

-развитие разносторонних  представлений о действительности

-наблюдение за явлениями  природы, поведением животных

-обеспечение взаимосвязи  конструирования с театрализованной  игрой для развития пространственных  представлений, творчества, интеллектуальной  инициативы

-развитие памяти, предвосхищающего  воображения, обучение умению  планировать свои действия для достижения результата

В сфере социального  развития:

-формирование положительных  взаимоотношений между детьми  в процессе совместной деятельности

-воспитание культуры  познания взрослых и детей

-воспитание эстетически  ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе

-развитие эмоций

В сфере речевого развития:

-содействие развитию  монологической и диалогической  речи

-обогащение словаря,  образных выражений, сравнений,  эпитетов, синонимов, антонимов

-овладение выразительными средствами общения

В сфере эстетического  развития:

- приобщение к высокохудожественной  литературе

- развитие таких форм  воображения, в основе которых  лежит интерпретация литературного  образа

-приобщение к совместной  дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов

-создание выразительного  художественного образа

-развитие пространственного  воображения как основы проектного  мышления, творческого замысла, прогнозирование  результата

-организация коллективной  работы при создании многофигурных сюжетных композиций

-обучение самостоятельному  нахождению приемов изображения,  материалов

В сфере развития движений:

-согласование действий  и сопровождающей их речи

-развитие умения воплощать  в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа

-поддержка становления  музыкально-двигательной импровизации  в этюдах, выразительного исполнения  основных видов движений.

Каким образом эти  задачи можно решить в рамках театрализованной деятельности?

1. познакомить с разными  типами театров

2. поставить спектакли  разных жанров, где дети актеры, декораторы, гримеры, осветители 

3. организовать сцену

4. создать костюмы  – на занятиях по ручному  труду

5. работать над каждым  спектаклем не менее 2 месяцев

Общая система организации  работы:

1. знакомство с театром данного жанра

2. знакомство с текстом  художественного произведения

3. освоение выразительных  средств передачи образа

4. изготовление макетов,  атрибутов, декораций

5. проигрывание содержания  на макете

6. организация театральной  постановки

   За счет переноса ряда задач развития в естественную и привлекательную для детей деятельность происходит снижение учебной нагрузки в организованном обучении, дети заинтересованы в собственном продвижении, проявляют любознательность и активность, и следствие этого эффективность организации воспитательно-образовательного процесса.

 

 

1.6 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР .

 

   В педагогической литературе, адресованной работникам дошкольных учреждений, театрализованные игры классифицируются по-разному. Например, в зависимости от художественного оформления: игры-драматизации, игры с настольным театром, фланелеграфом, театром теней, Петрушек, игры с марионетками. Встречаются и общие классификации игр, в которых из театрализованных определены только игры-драматизации и их принадлежность к сюжетно-ролевым играм.

   Анализируя различные подходы к классификации театрализованных игр необходимо, прежде всего, выделить четыре вида театрализованных игр, которые особенно ориентированы на социализацию личности ребенка и характерны для детей дошкольного возраста:

1.  Игры и  упражнения на подражание

Подражание используется ребенком на протяжении всего дошкольного  детства, а в среднем дошкольном возрасте занимает особое место. Подражание является для ребенка не только внешним телесным действием, а отражением потребности в освоении окружающего мира. В детском возрасте наблюдается оригинальная природа памяти   — «память как результат подражания». Игры на подражание обладают удивительными свойствами: с одной стороны, это свободная импровизация, с другой    - следование примеру взрослых   — подражание.

    Первоначальные успехи детей в области подражания, даже если они достаточно скромные, являются очень важными. Первые подражательные действия ребенок выполняет механически, не пытаясь изменить, Повторяя их по несколько раз. Но, тем не менее, мы замечаем, что во время игры, которая повторяется несколько раз, ребенок не теряет интереса, а наоборот, каждый следующий раз все более активно участвует в ней, вслушиваясь в слова, их ритм, движения начинают приобретать осмысленность.

    Тематика и содержание отдельных упражнений и небольших инсценировок отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы животных и птиц, действия человека. В небольших произведениях действуют персонажи-животные, птицы, с которыми происходят характерные для жизни человека действия:

Как петух в печи пироги печёт,

 Кошка на окошке  рубаху шьёт,

 Поросёнок в ступе  горох толчёт,

 Конь у крыльца  в копыта бьёт,

Уточка в сапожках избу метёт.

(Русская народная  шутка)

 

Первые игры и упражнения на подражание направлены на освоение выразительных жестов, движений. В  своеобразном театре пантомимы дети могут начинать с самого простого выполнения конкретного движения, жеста, продемонстрированного взрослым. Через  это ребенок переходит на новый этап он воспринимает уже не только видимое, но и невидимое. Многократное повторение внешних действии оставляет глубокий след в сознании ребенка. Он учится понимать мотив действий, поведение того или иного персонажа. Подражание и самостоятельная деятельность переплетаются, взаимно обогащая друг друга. подражание не носит характера обязательности.  Воспитатель не должен настаивать на точном повторении движений. Он дает примерный образец и предлагает   детям двигаться в соответствии с характером образа (птички летают, зайчики прыгают, лисички заметают следы, лошадки скачут по дорожке). Дети могут имитировать движения игрушек: кукла пляшет, зайчик играет на барабане, курочка клюет. Такие упражнения проводятся после наблюдения за действием механических игрушек.

    Очень важным и полезным приемом является объединение слова и движения. Совпадение образного слова и движения  — образа  — развивает детское воображение: ребенок точнее передает характер игрового образа, исчезает скованность, движения становятся сводными, появляется уверенность. Ребенок и сам с удовольствием сопровождает движения звуком:

 

поезд едет — чух-чух-чух,

лошадка скачет — и-го-го,

 мышка бежит  — пи-пи-пи.

 

   Понравится детям и игра в звучащие жесты, когда хлопками, притопами передаются характер и ритм движения: идет дождь, убежим от дождя; при этом дети передают, как идет дождь и дождик,

убегает взрослый и ребенок и  т.д.

(см. Приложение)

 

   Для развития подражательных игр большое значение  имеют наблюдательность и умение запоминать. Если у ребенка не хватает наблюдений, впечатлений, подражание будет скуднее, монотоннее. Ребенок не долго ограничивается простым воспроизведением. Он начинает воспроизводить освоенные им движения, жесты, образы по-новому, нанизывает образы на образы, переставляет факты с одного места на другое, превращает зверей в людей, а людей делает животными, птицами, предметами и т.д. Возникают первые опыты творчества, постепенно усиливающиеся. Им не следует препятствовать. Они - путь от подражания к импровизации и драматизации.

 

2.  Игры-драматизации

Игра-драматизация занимает особое место  в игровой деятельности детей и является своего рода игрой-представлением, где в лицах изображается литературное произведение, а такие выразительные средства, как интонация, мимика, пантомимика, способствуют воссозданию конкретного образа.

   Игра-драматизация играет важную роль в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Это обусловлено тем, что она интегрирует в себе несколько видов художественно-творческой деятельности: художественно-речевую (передача текста, интонирование), изобразительную (создание костюмов, декораций), игровую, музыкальную (исполнение песен, пританцовывание) и т.д. Причем все эти виды деятельности объединены одним сюжетным решением. Игра-драматизация оказывает благоприятное влияние на развитие личности ребенка: развиваются речь, память, мышление, воображение, внимание, т.е. она способствует психическому развитию детей. Игра-драматизация стимулирует развитие творческих способностей детей. Исполнение взятых на себя ролей в игре обусловлено деятельностью воображения: при передаче образа дети не просто копируют его, а как бы комбинируют свои представления, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли, чувства. Участвуя в игре-драматизации, каждый ребенок может найти себе дело по вкусу, в котором он может проявлять свои творческие способности, выбрать свои средства выразительности для передачи литературного произведения, положенного в основу драматизации. Это может быть исполнение какой-либо роли, когда, встав на место героя, действуя согласно сюжету литературного произведения, ребенок пытается как можно выразительнее передать его образ или же участие ребенка в создании костюмов, эскизов и оформлении декораций (приобретая при этом ряд трудовых и художественных навыков и умений).

Информация о работе Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий театрально- игровой деятельностью