Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий театрально- игровой деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - проанализировать педагогические условия и методы работы по развитии. творческих способностей детей в процессе занятий театрально-игровой деятельностью.
Задачи исследования:
• Изучить условия возникновения творческой самостоятельности детей на занятиях по театрализованной деятельности.
• Проанализировать педагогические приёмы на занятиях театрализованной деятельностью детского коллектива.
• Определить место и меру применения театрального искусства в работе воспитателя ДОУ.
• Познакомиться с методикой работы педагога дополнительного образования в области дошкольной театральной педагогики.
• Проанализировать методы формирования творческих способностей детей.
• Определить методы диагностики творческих способностей дошкольников в области театральной деятельности.
• Провести педагогический эксперимент.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.1 Что такое способность, понятие способность…………………………………9
1.2 Самостоятельность и активность в театральной деятельности……………18
1.3 Преобразование природных задатков в способности ……………………....23
1.4 Театрализованная игра как вид творческой деятельности……….…………30
1.5 Значение театрализованных игр во все стронем развитие дошкольников..35
1.6 Классификация театрализованных игр……………………………………....41
Глава 2
Опытно – Экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на развитие творческие способности дошкольников .
2.1 Констатирующий эксперимент …………………………………………..
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..
2.3 Контрольный эксперимент ………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………….
Приложение
1.1 Методика диагностики творческих способностей для детей 4-5 лет ( В . Синельников , В. Кудрявцев )…………………
1.2 Игры на развитие ассоциативности мышления …………

Файлы: 1 файл

диплом правильная версия Юля.doc

— 379.00 Кб (Скачать)


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СПО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №7 «МАРОСЕЙКА»

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий театрально- игровой деятельностью

 

 

Специальность Педагогика дополнительного образования

 

 

                                                                        Выполнила студентка 731 группы

                                                                        Матюхина Юлия Викторовна

 

 Научный руководитель

                                                                         Ермак В.А.

                       Рецензент

                             Егорова И.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва-2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

1.1 Что такое способность, понятие способность…………………………………9

1.2 Самостоятельность и активность в театральной деятельности……………18

1.3 Преобразование природных задатков в способности ……………………....23

1.4 Театрализованная игра как вид творческой деятельности……….…………30

1.5 Значение театрализованных игр во все стронем развитие  дошкольников..35

1.6 Классификация театрализованных игр……………………………………....41

Глава 2

Опытно – Экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности  на развитие творческие способности дошкольников .

2.1 Констатирующий эксперимент  …………………………………………..

2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..

2.3 Контрольный эксперимент ………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………..

Список  литературы ……………………………………………………….

Приложение  

      1. Методика диагностики творческих способностей для детей 4-5 лет ( В . Синельников , В. Кудрявцев )…………………
      2. Игры на развитие ассоциативности мышления …………

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность исследования.

 

В постиндустриальную эпоху  развития общества становится все более  очевидным, что только творческая позиция  обеспечивает человеку устойчивость существования, позволяет самостоятельно решать сложные  вопросы, достигать поставленной цели. В связи с этим актуализируется проблема воспитания творческой личности, проявляющейся в «выборе направления собственной деятельности через самостоятельную постановку целей и самостоятельный поиск средств деятельности» (С. Л. Рубинштейн). В этих условиях изменяется роль школы и учителя, от которых в первую очередь зависит вероятность полноценного раскрытия творческого потенциала.

   Период дошкольного возраста наиболее благоприятен для воспитания творческой самостоятельности, творческой личности . Внеситуативная активность, творческое воображение, совершенствование произвольности, складывающаяся компетентность и рефлексивные действия выступают резервами воспитания творческой самостоятельности . (Л. И. Божович, Л. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков). Обладание творческой самостоятельностью позволит  создавать качественно новые продукты учебной деятельности, принимать ответственные решения в образовательном процессе, развиваться как субъекту творческой самостоятельности.

 

   Проявление творческой самостоятельности учащихся в процессе познания окружающего мира происходит как стихийно, бессознательно, так и планомерно, в специально организованных условиях. Стихийное проявление творческой самостоятельности обусловлено, прежде всего, природным любопытством детей, их неиссякаемым стремлением узнать что-либо новое, то есть исходит из внутренних потребностей самих учащихся. В специально организованных условиях развивается потребность учащихся в постоянном самообновлении, самопознании, самообразовании, то есть в проявлении познавательной активности, которая стимулируется педагогами, учителями, воспитателями путём использования различных методов, приёмов, средств и форм обучения.

   Основными структурными компонентами самостоятельной деятельности выступают цель, мотив, содержание, предметные действия и результат. Эти компоненты деятельности определённым образом выражены и приобретают глубоко личностный смысл, становясь актуальными для ученика.

   Ретроспективный анализ разработки проблемы воспитания самостоятельности позволяет выделить следующие компоненты этого качества, исследуемые в разные периоды времени: навыки самообразования, умения учиться, мыслительные навыки, познавательная активность, творческие способности, способность к самоопределению в познании.

   Самостоятельность личности связывается с активной работой мысли, чувств и воли и имеет двухсторонний характер. Во-первых, развитие мыслительных и эмоционально волевых процессов – это необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий, во-вторых, складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям.

   В современной психолого-педагогической литературе самостоятельность в целом определяется как качество личности, которое выражается в способности к самоопределению в деятельности, основанной на умениях поставить определённую цель и добиваться её достижения собственными силами.

   Самостоятельность проявляется в различных видах человеческой деятельности, в частности в познавательной, познавательно-практической, образовательной, умственной, интерактивной, профессиональной, творческой и др.

   Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Оно с детства является для каждого ребенка не только привлекательным, но и немного таинственным, завораживающим.  Играя, ребенок стремится найти сюжет, т.е. выбрать одно из явлений окружающей жизни, вообразить себе, что именно он хочет передать.

   В спектакле объединяются усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актера. Искусство театра незаменимо в воспитании духовно богатого человека, деятеля, творца. Работа по введению ребенка в мир театра  проходит в рамках занятий по театрально-игровой деятельности. При этом разыгрываются различные сказки, стихотворения, потешки и т.д. Ребенок  играет ситуацию, он эмоционально развивается, обучается общаться со своими сверстниками в условиях игры, повышается его коммуникабельность.

   Приобщаясь к искусству театра, дети начинают жить образом, играя не себя, они воображают, попадают в предлагаемые обстоятельства. Формируется образное мышление, ребенок постигает характер своего героя. Дети начинают сопереживать, театр развивает эту способность, они познают характеры персонажей, понимают жизнь не только свою, но и чужую.

   Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом: готовность к импровизации, оправданная экспрессивность, новизна, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность и т.д.

   Вышеизложенные позиции определяют актуальность нашего исследования. В наше время необходимо развитие творческих способностей ребёнка, так как их развитие влияет на гармоничное развитие личности и на нравственное воспитание ребенка. Ведь театрально-игровая деятельность объединяет художественно-речевую деятельность (сочинение текста, его передачу отработку дикции), изобразительную (оформление костюмов, декораций, кукол), музыкальную (исполнение песен, танцев, игра на музыкальных инструментах) и игровую.

   Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.

   Индивидуальный подход к каждому ребёнку позволяет развить творческие способности дошкольников. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

   В последние годы проблеме приобщения дошкольников к театрально-игровой деятельности уделяется достаточно большое внимание в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений.  Но при том, что написано много инсценировок детских сказок и оригинальных пьес для дошкольников, качество этой литературы необходимо подвергать самому тщательному анализу. А такая специальная литература нужна.

   Методическая литература, рассказывающая об основных направлениях работы в театрально-игровой деятельности детей. Лежащая на полках литература, описывающая работу педагога, в большинстве является устаревшей и малодоступной читателям.

   Есть достаточно много программ направленных на развитие творчества . Очевидно, что с точки зрения их эффективности одни программы будут более, другие менее эффективными.

Объект исследования - дети дошкольного возраста

 

Предмет исследования – театрализованные игры и театрально-игровая деятельность детей.

Цель исследования -   проанализировать педагогические условия и методы работы по развитии. творческих способностей детей в процессе занятий театрально-игровой деятельностью.

Гипотеза - Целенаправленная работа педагога в области театрально-игровой деятельности наиболее эффективно влияет на развитие творческих способностей  ребенка при следующих педагогических условиях:

    1. Отбор  репертуара, способствующего развитию творческой инициативы ребёнка.
    2. Побуждение к импровизации в мимике, сценическом движении и интонировании текста.
    3. Проведение индивидуальной работы в творческом освоении игрового материала.
    4. Использование бесед, помогающих пониманию игровых ситуаций.

Задачи исследования:

  • Изучить условия возникновения творческой самостоятельности детей на занятиях по театрализованной деятельности.
  • Проанализировать педагогические приёмы на занятиях театрализованной деятельностью детского коллектива.
  • Определить место и меру применения театрального искусства в работе воспитателя ДОУ.
  • Познакомиться с методикой работы педагога дополнительного образования в области дошкольной театральной педагогики.
  • Проанализировать методы формирования творческих способностей детей.
  • Определить методы диагностики творческих способностей дошкольников в области театральной деятельности.
  • Провести педагогический эксперимент.

 

Методы исследования-

  • Изучение методической литературы  по работе с детским коллективом на занятиях театральной деятельностью .
  • Теоретическая   разработка   данной   проблемы   и   методической рекомендации к ней.
  • Педагогическое наблюдение.
  • Анализ.
  • Диагностирование

Глава 1

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста .

 

1.1 Что такое способность, понятие способность

   Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет

предопределяться тем  содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.

   Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре нет. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

   При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант — это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С.И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.

Из сказанного можно  сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность  и талант, с другой, выделяются как  бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий театрально- игровой деятельностью