Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:52, дипломная работа
Цель исследования - проанализировать педагогические условия и методы работы по развитии. творческих способностей детей в процессе занятий театрально-игровой деятельностью.
Задачи исследования:
• Изучить условия возникновения творческой самостоятельности детей на занятиях по театрализованной деятельности.
• Проанализировать педагогические приёмы на занятиях театрализованной деятельностью детского коллектива.
• Определить место и меру применения театрального искусства в работе воспитателя ДОУ.
• Познакомиться с методикой работы педагога дополнительного образования в области дошкольной театральной педагогики.
• Проанализировать методы формирования творческих способностей детей.
• Определить методы диагностики творческих способностей дошкольников в области театральной деятельности.
• Провести педагогический эксперимент.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.1 Что такое способность, понятие способность…………………………………9
1.2 Самостоятельность и активность в театральной деятельности……………18
1.3 Преобразование природных задатков в способности ……………………....23
1.4 Театрализованная игра как вид творческой деятельности……….…………30
1.5 Значение театрализованных игр во все стронем развитие дошкольников..35
1.6 Классификация театрализованных игр……………………………………....41
Глава 2
Опытно – Экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на развитие творческие способности дошкольников .
2.1 Констатирующий эксперимент …………………………………………..
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..
2.3 Контрольный эксперимент ………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………….
Приложение
1.1 Методика диагностики творческих способностей для детей 4-5 лет ( В . Синельников , В. Кудрявцев )…………………
1.2 Игры на развитие ассоциативности мышления …………
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ СПО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №7 «МАРОСЕЙКА»
Выпускная квалификационная работа
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе занятий театрально- игровой деятельностью
Специальность Педагогика дополнительного образования
Научный руководитель
Рецензент
Егорова И.Ю.
Москва-2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.1 Что такое способность, понятие способность…………………………………9
1.2 Самостоятельность и активность в театральной деятельности……………18
1.3 Преобразование природных задатков в способности ……………………....23
1.4 Театрализованная игра как вид творческой деятельности……….…………30
1.5 Значение театрализованных игр во все стронем развитие дошкольников..35
1.6 Классификация театрализованных игр……………………………………....41
Глава 2
Опытно – Экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на развитие творческие способности дошкольников .
2.1 Констатирующий эксперимент …………………………………………..
2.2 Формирующий эксперимент……………………………………………..
2.3 Контрольный эксперимент ………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………….
Приложение
Введение.
Актуальность исследования.
В постиндустриальную эпоху развития общества становится все более очевидным, что только творческая позиция обеспечивает человеку устойчивость существования, позволяет самостоятельно решать сложные вопросы, достигать поставленной цели. В связи с этим актуализируется проблема воспитания творческой личности, проявляющейся в «выборе направления собственной деятельности через самостоятельную постановку целей и самостоятельный поиск средств деятельности» (С. Л. Рубинштейн). В этих условиях изменяется роль школы и учителя, от которых в первую очередь зависит вероятность полноценного раскрытия творческого потенциала.
Период дошкольного возраста наиболее благоприятен для воспитания творческой самостоятельности, творческой личности . Внеситуативная активность, творческое воображение, совершенствование произвольности, складывающаяся компетентность и рефлексивные действия выступают резервами воспитания творческой самостоятельности . (Л. И. Божович, Л. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков). Обладание творческой самостоятельностью позволит создавать качественно новые продукты учебной деятельности, принимать ответственные решения в образовательном процессе, развиваться как субъекту творческой самостоятельности.
Проявление творческой самостоятельности учащихся в процессе познания окружающего мира происходит как стихийно, бессознательно, так и планомерно, в специально организованных условиях. Стихийное проявление творческой самостоятельности обусловлено, прежде всего, природным любопытством детей, их неиссякаемым стремлением узнать что-либо новое, то есть исходит из внутренних потребностей самих учащихся. В специально организованных условиях развивается потребность учащихся в постоянном самообновлении, самопознании, самообразовании, то есть в проявлении познавательной активности, которая стимулируется педагогами, учителями, воспитателями путём использования различных методов, приёмов, средств и форм обучения.
Основными структурными компонентами самостоятельной деятельности выступают цель, мотив, содержание, предметные действия и результат. Эти компоненты деятельности определённым образом выражены и приобретают глубоко личностный смысл, становясь актуальными для ученика.
Ретроспективный анализ разработки проблемы воспитания самостоятельности позволяет выделить следующие компоненты этого качества, исследуемые в разные периоды времени: навыки самообразования, умения учиться, мыслительные навыки, познавательная активность, творческие способности, способность к самоопределению в познании.
Самостоятельность личности связывается с активной работой мысли, чувств и воли и имеет двухсторонний характер. Во-первых, развитие мыслительных и эмоционально волевых процессов – это необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий, во-вторых, складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям.
В современной психолого-педагогической литературе самостоятельность в целом определяется как качество личности, которое выражается в способности к самоопределению в деятельности, основанной на умениях поставить определённую цель и добиваться её достижения собственными силами.
Самостоятельность проявляется в различных видах человеческой деятельности, в частности в познавательной, познавательно-практической, образовательной, умственной, интерактивной, профессиональной, творческой и др.
Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Оно с детства является для каждого ребенка не только привлекательным, но и немного таинственным, завораживающим. Играя, ребенок стремится найти сюжет, т.е. выбрать одно из явлений окружающей жизни, вообразить себе, что именно он хочет передать.
В спектакле объединяются усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актера. Искусство театра незаменимо в воспитании духовно богатого человека, деятеля, творца. Работа по введению ребенка в мир театра проходит в рамках занятий по театрально-игровой деятельности. При этом разыгрываются различные сказки, стихотворения, потешки и т.д. Ребенок играет ситуацию, он эмоционально развивается, обучается общаться со своими сверстниками в условиях игры, повышается его коммуникабельность.
Приобщаясь к искусству театра, дети начинают жить образом, играя не себя, они воображают, попадают в предлагаемые обстоятельства. Формируется образное мышление, ребенок постигает характер своего героя. Дети начинают сопереживать, театр развивает эту способность, они познают характеры персонажей, понимают жизнь не только свою, но и чужую.
Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом: готовность к импровизации, оправданная экспрессивность, новизна, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность и т.д.
Вышеизложенные позиции определяют актуальность нашего исследования. В наше время необходимо развитие творческих способностей ребёнка, так как их развитие влияет на гармоничное развитие личности и на нравственное воспитание ребенка. Ведь театрально-игровая деятельность объединяет художественно-речевую деятельность (сочинение текста, его передачу отработку дикции), изобразительную (оформление костюмов, декораций, кукол), музыкальную (исполнение песен, танцев, игра на музыкальных инструментах) и игровую.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.
Индивидуальный подход к каждому ребёнку позволяет развить творческие способности дошкольников. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.
В последние годы проблеме приобщения дошкольников к театрально-игровой деятельности уделяется достаточно большое внимание в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений. Но при том, что написано много инсценировок детских сказок и оригинальных пьес для дошкольников, качество этой литературы необходимо подвергать самому тщательному анализу. А такая специальная литература нужна.
Методическая литература, рассказывающая об основных направлениях работы в театрально-игровой деятельности детей. Лежащая на полках литература, описывающая работу педагога, в большинстве является устаревшей и малодоступной читателям.
Есть достаточно много программ направленных на развитие творчества . Очевидно, что с точки зрения их эффективности одни программы будут более, другие менее эффективными.
Объект исследования - дети дошкольного возраста
Предмет исследования – театрализованные игры и театрально-игровая деятельность детей.
Цель исследования - проанализировать педагогические условия и методы работы по развитии. творческих способностей детей в процессе занятий театрально-игровой деятельностью.
Гипотеза - Целенаправленная работа педагога в области театрально-игровой деятельности наиболее эффективно влияет на развитие творческих способностей ребенка при следующих педагогических условиях:
Задачи исследования:
Методы исследования-
Глава 1
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста .
1.1 Что такое способность, понятие способность
Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет
предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.
Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре нет. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант — это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С.И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.
Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.