Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:32, реферат

Краткое описание

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Файлы: 1 файл

в.и.реферат.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

      Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.

       Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций. Надо помнить еще одну важную особенность формирования навыков культурного поведения у малышей: по мере овладения новыми действиями детям хочется неоднократно их повторять. Иными словами, малыши превращают эти действия в игру. Воспитатель, видя это, включается в игру и направляет действия ребенка на закрепление навыка. Повторяя, таким образом, приемы правильных действий, маленькие дети начинают более тщательно их выполнять. Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако, необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается. Поэтому надо умело направить усилие детей на более целеустремленные действия. Для этого эффективны, например, косвенные приемы предупредительного поощрения.

      Другой, также весьма эффективный способ – использование игр. При удовлетворении появившегося интереса ребенка к новым для него действиям, при неоднократном их выполнении, навык становится прочным. Для укрепления навыка следует также использовать поощрение малыша за удачно выполненное задание. Характер оценки действий и поступков меняется в соответствии с повышающимся уровнем закрепления у детей навыков культуры поведения. Если в начале усилия детей постоянно поощряются и оцениваются положительно, то в дальнейшем надо относиться, как должному явлению, оценивать только качество действий.

     Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы. Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

     Учитывая особенности в работе с детьми раннего возраста, занятиям следует придавать максимальную значимость, что обеспечивает хорошую активность малышей. Интерес их усиливается, когда в играх-занятиях принимает участие ребенок старшей группы, показывает непосредственно само действие (одевание, умывание) или примеры вежливого обращения.

     В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы. Это способствует активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка. Предмет, действие воспитатель показывает каждому малышу, например, как следует держать ложку, дети тут же упражняются в правильном действии ложкой. Такие имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных процессов.

      Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях.

     В  2 года ребенок почти все может  снять с себя, сложить и большую  часть одежды надеть. В значительной  степени дети сами умываются,  вытираются. На втором году жизни ребенка, необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь. На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т.д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения. При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь надо отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

 Дети отличаются  большой подражательностью, поэтому  взрослому нужно неоднократно  показывать, как выполнять новое  действие, сопровождая показ пояснениями,  чтобы выделить наиболее существенные  моменты данного действия, последовательность отдельных операций.       Начиная    со второго года жизни, с этой целью, с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

 Дети третьего  года жизни все действия выполняют  быстрее. В этот период нужно  чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях[11, 7].

       Для первоначальных действий  ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т.п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.

 При активном  формировании навыков самообслуживания  важно в первую очередь отработать  те из них, которые связаны  с организацией всего коллектива.

          Дети в этом возрасте очень  хорошо все запоминают и даже  подражают действиям взрослых и других детей, поэтому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождать показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

    К  концу третьего года жизни большинство детей умеют правильно мыть руки, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного  поведения за столом, кушать самостоятельно, пользоваться салфеткой. Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок в группе.

           Для привития культурно-гигиенических  навыков применяются показ, пример, объяснение, поощрения, беседы, упражнения  в действиях. Широко используются  игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихи. Содержание культурно-  гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

            Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

           Формирование культурно-гигиенических  навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и  соотносящих действий.  Первые предполагают овладение предметом – орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладет мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застегивает пуговицы, зашнуровывает  ботинки. Взрослые  должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребенка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т.д.

         По мере освоения культурно  – гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры. В играх ребенок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднакратно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развернуты. Ребенок старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом, он не в состоянии пока заменить игровое действие словами.

          Чтобы ускорить формирование  культурно – гигиенических навыков  необходимо в процессе игр  напоминать ребенку: « Ты всегда  моешь руки перед едой? Не забыл  ли ты помыть руки своей  дочке?». Таким образом, усвоенные  культурно – гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно – гигиенических навыков.

       Культурно  – гигиенические навыки связаны  не только с игрой. Они лежат  в основе первого доступного  ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфельки и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц  действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения.  При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает  следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.

       Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно  – гигиенические навыки обеспечивают  переход к более сложным видам деятельности.        

         В этом возрасте формируются  элементы самосознания. У малыша  повышается уровень самостоятельности  и инициативности в разных  видах самообслуживания. Он понимает, что хорошо и что плохо, осваивает  элементарные способы  поведения и обращения со сверстниками и взрослыми. У ребенка значительно возрастает потребность в общении, развивается способность устанавливать деловые контакты со взрослыми, в процессе которых малыш легко обучается трудовым действиям. Малыш любит «похвастаться» своими достижениями и умениями, в этом проявляется его стремление к признанию и одобрению. У ребенка постепенно формируется потребность в самоутверждении, появляются чувства гордости и стыда[1;13-14]. Самообслуживание это труд направленный на удовлетворение личных потребностей, у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т.п.) [1;14]. Следует понимать, что малыш не просто должен механически усвоить  эти навыки, они должны войти у него в привычку. В процессе формирования этих навыков обогащается личность ребенка, расширяется ориентировка в окружающем, развивается речь, координация движений, формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, аккуратность, опрятность и пр. Учитывая возрастные особенности детей 2-3 лет необходимо применять такие приемы, которые позволяют сделать работу с малышом эмоциональной, интересной и результативной.                              

          Ребенок 3-х лет осознает необходимость  выполнения культурно – гигиенических  требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что  потом будем есть». Выразить  в речи составляющую навык  последовательность операций, условия их выполнения дети еще не могут. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например умывания – мыло, полотенце и вода. Малыша по прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому расширяется круг культурно – гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура.

       Культурно  – гигиенические навыки выступают  как важная составная часть культуры поведения. Постепенно культурно - гигиенические навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.

         Привычки выполнять требования  личной гигиены и культурного  поведения проявляются в разных  жизненных ситуациях. А бытовые  процессы выполняются без напоминания взрослых. Режим дня в дошкольном возрасте играет важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.[5;13]

Формирование навыков  личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием  культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно  сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног.

Информация о работе Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста