Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:32, реферат
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Воспитание
культурно-гигиенических
Литература
1. Программа
воспитания и обучения в
2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997.
3. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. -М.: Академия, 1997-240с.
4. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.-95с
5. Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г.-М.: Просвещение, 1988-256с.
6. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
7. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет . - СПб.: Детство пресс, 2005.
8. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. - СПб., 2007
9. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста - М.: Просвещение, 2007.
10. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2001. – 136 с.
11. Информационные Интернет – ресурсы.
Рекомендации воспитателям МДОУ:
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие – регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.
Воспитание культурно-гигиенических навыков следует отнести к первоочередным задачам воспитания маленького ребенка.
Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании. Необходимо, как можно чаще и эмоциональнее при проведении режимных процессов использовать художественное слово - различные стихи и потешки подходящие к действиям. Также нужно проводить занятия и игры по данной тематике, это очень нравится детям и они лучше запоминают действия в игре. Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.
Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.
Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. В индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок, что и как нужно продолжать закреплять дома.
Возраст ребенка — 2 года.
Навыки в быту:
1. Проявляет
стремление к
2. При приеме пищи садится за стол. Знает назначение столовых и чайных приборов: большая ложка — для первого и второго блюд; маленькая — для третьего (компота, киселя, чая и др.).
3. Может обходиться без нагрудничка.
4. При соответствующем воспитании ест аккуратно, не обливаясь, пользуется салфеткой.
5. В 2–2,5 года после приема пищи полощет рот (при напоминании взрослого).
6. Моет руки перед едой и вытирает своим полотенцем «каждый пальчик» (с помощью взрослого).
7. Проявляет
некоторую самостоятельность
8. Самостоятельно
натягивает носочки, шапку,
9. Пользуется носовым платком (при напоминании).
10. Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.
11. Убирает игрушки на место (при напоминании).
12. Контролирует свои физиологические потребности.
13. Эмоционально-положительно реагирует на новую одежду (красивую шапочку, бантики и пр.); радуется, если его наряды замечают посторонние.
14. Дает себе положительную оценку: «хороший», «красивый», «большой» и т.п.
Возраст ребенка — 2 года 6 месяцев.
Навыки в быту:
1. Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
2. Пользуется носовым платком (при напоминании).
3. Умеет пользоваться расческой.
4. В присутствии взрослого чистит зубы.
5. Замечает неопрятность в одежде, старается исправить внешний вид (попросить взрослого заменить рубашку, носовой платок и пр.).
6. Самостоятельно моет лицо и руки (с небольшой помощью взрослого).
7. Кладет свои
вещи на место, убирает
8. Контролирует
свои физиологические
9. Благодарит за помощь, подарок. Без напоминания здоровается и прощается со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми.
Возраст ребенка — 3 года.
Навыки в быту:
1. Самостоятельно надевает одежду, обувь, головной убор.
2. Умеет правильно
обуваться, соответственно
3. Понимает назначение обуви для дома и улицы.
4. Самостоятельно переобувается при входе в дом.
5. Умеет правильно,
последовательно (начиная с
6. Замечает непорядок в одежде других и стремится им помочь.
7. При раздевании аккуратно и последовательно складывает свою одежду.
8. Знает свои туалетные принадлежности, их место хранения. Убирает на место игрушки по просьбе взрослого. Выполняет поручения из 2–3 действий.
9. Пользуется носовым платком по необходимости без напоминания.
10. Аккуратно ведет себя за столом. Самостоятельно ест первое, второе блюдо. Умеет удерживать ложку за черенок тремя пальцами. Пользуется салфетками. Не отвлекается во время приема пищи, благодарит, говорит «спасибо».
11. Умеет обходиться
без памперсов. Полностью
12. Владеет правилами
культуры поведения в обществе,
проявляет доброжелательность
Информация о работе Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста