Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:32, реферат
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Воспитание культурно-
Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, стало понятно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытно - экспериментальной работе мы отдадим предпочтение использованию разных игровых методов и приёмов, а так же художественного слова.
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2 - 3 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Исходя из анализа литературы, были определены задачи экспериментальной части исследования:
2. Разработать
мероприятия по формированию
культурно-гигиенических
3.
Проверить эффективность разраб
Разработана программа исследования (Таблица 1)
Программа исследования Таблица 1
Сроки исследования |
Этап исследования |
Цель исследования |
сентябрь |
констатирующий |
Изучение уровня сформированности культурно-гигиенических навыков на момент поступления в ДОУ. |
октябрь – апрель |
формирующий |
Разработать программу мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков в течении года. |
май |
контрольный |
Проверка эффективности разработанной программы по формированию культурно-гигиенических навыков. |
База исследования: воспитанники первой младшей группы «Солнышко», МАДОУ ЦРР-детский сад № 34 г. Уфа. Количество детей в группе 22, для исследования возьмём группу детей в количестве 10 человек.
Исследовались следующие навыки:
-навыки культуры еды и поведения за столом.
-навыки самообслуживания (одевание и раздевание).
-навыки мытья рук, умывание.
-навык пользования носовым платком.
2.1 Выявление
уровня сформированности
Констатирующий этап.
Диагностика детей при поступлении в ДОУ, данные зафиксированы в таблице 2
Навыки мытья рук и умывания включают умение:
Навыки культуры еды включают умение :
2. Не крошить хлеб;
3. Не разговаривать за столом;
4. Благодарить;
5. Пользоваться салфеткой.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за
правильно выполненное действие он получает 2 балла.
Действие выполненное с небольшими неточностями и помощью взрослого 1 балла.
Неумение выполнять действие (полностью помогает взрослый) 0 баллов.
Для
показателя навыка
0 - формирование
навыка вызывает сильные
1- формирование навыка вызывает незначительные затруднения;
2- формирование
навыка не вызывает
Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:
Высокий уровень (32-46 балла) - все навыки сформированы прочно;
Средний уровень (16-31 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют закрепления;
Низкий уровень (0-15 баллов) – один и более навыков не сформирован.
Диагностика навыка мытья рук и умывания.
Так, закатать рукава полностью могут двое детей (20%), двое детей (20%) пытаются закатывать рукава,но справляются только с помощью взрослого. Шесть человек (60%) не могут закатать рукава.
Смочить руки водой сами могут трое детей (30%),пять человек (50%) справляются не полностью, и двое детей (20%) не могут сами смочить руки водой.Берёт мыло и намыливает до появления пены только один ребёнок (10%),пятеро детей (50%) берут мыло но не могут хорошо намылить руки,четверо детей (40%) не могут взять мыло и намылить руки.
Моют руки самостоятельно двое детей (20%), четверо детей (40%)не очень хорошо моют руки и четверо детей (40%) не могут сами мыть руки.
Трое детей (30%) хорошо смывают мыло с рук, четверо детей (40%) смывают мыло не достаточно хорошо, трое детей (30%) не могут смыть мыло с рук.
Один ребенок (10%) сам умывает лицо, четверо детей (40%) пытаются мыть лицо,но делают это не умело,пять человек (50%) не умеют мыть лицо.
Один ребёнок (10%) хорошо вытирает лицо и руки,вешает полотенце не место; четверо детей (40%)пытаются вытирать лицо и руки,но делают это не достаточно хорошо.Пять человек (50%) не знают как вытирать руки и лицо,и не могут повесить полотенце на место.
Отразим навык сформированности мытья рук и умывания в рисунке 1.
Рис.1
Условные обозначения: 1–закатать рукава; 2–смочить руки; 3–взять мыло, намылить до появления пены; 4–мыть руки; 5–смыть мыло; 6–мыть лицо; 7–вытереть насухо руки и лицо, повесить полотенце на место.
Диагностика навыка культуры еды.
Хорошо держать ложку могут 5детей (50%),четверо детей (40%) держат ложку неуверенно, перекладывают из одной руки в другую и один ребенок (10%) не умеет держать ложку. Двое детей (20%) кусают от кусочка хлеба аккуратно не кроша его, пять детей (50%) не очень аккуратно кушают хлеб, трое детей (30%) не умеют кушать хлеб, крошат его. Шестеро детей (60%) кушают за столом молча, трое детей (30%) иногда разговаривают за столом во время еды, и один ребенок (10%) не умеет вести себя за столом. Трое детей (30%) говорят после еды «спасибо» без напоминания, четверо детей (40%) не всегда благодарят после еды, и трое детей (30%) не говорят спасибо. Двое детей (20%) пытаються пользоваться салфетками после еды, восемь детей (80%) не имеют представления о том, как пользоваться салфеткой.
Отразим навык культуры еды в рисунке 2.
Рис.2
Условные обозначения: 1–держать ложку, 2–не крошить хлеб, 3–не разговаривать за столом, 4–благодарить, 5–пользоваться салфеткой.
Диагностика навыка раздевания и одевания.
Пытаются расстёгивать пуговицы пятеро детей (50%), пятеро человек(50%) не умеют расстёгивать пуговицы.
Снимает самостоятельно платье только Ева, один ребёнок (10%),четыре человека пытаются снимать брюки и платье, но делают это с помощью взрослых (40%),и пять детей (50%) не умеют самостоятельно снимать платье и брюки. Выяснилось, что аккуратно повесить одежду на стул дети не могут, пять человек (50%) пытаються складывать одежду на стульчик и пятеро детей (50%) оставляют одежду там где сняли.
Пятеро детей (50%) самостоятельно снимат обувь, двое детей (20%) пытаються смнимать обувь и трое детей (30%) не умеют снимать обувь.
Четверо детей (40%) самостоятельно снимают колготки и носки, двое детей (20%) пытаються самостоятельно снимать кологотки и носки и четверо детей (40%) не умеют снимать колготки и носки. Двое детей (20%) могут одеть на себя одежду в обратной последовательности, четверо детей (40%) пытаються одеваться но путают последовательность и четверо детей (40%) не умеют одеваться. Отразим навык одевания и раздевания на рисунке 3.
Рис.3
Условные обозначения: 1–растегнуть пуговицы, 2–снять платье(брюки), 3–аккуратно повесить, 4–снять обувь, 5–снять колготки, 6–надеть в обратной последовательности.
Диагностика навыка умения
Достать платок из кармана могут все дети(100%), но развернуть платок могут только трое детей (30%), пять детей (50%) пытаются развернуть платок, двое детей (20%) не могут развернуть платок, использовать платок по назначение может только один ребенок (10%) , семь детей (70%) пытаются использовать платок по назначению, двое детей (20%) используют платок не по назначению. Двое детей (20%) могут сложить платок, шесть человек (60%) пытаются сложить платок, двое детей не пытаются сложить платок (20%).
Четверо детей (40%) убирают платок в карман, четверо детей (40%) пытаются убрать платок в карман, двое детей (20%) не могут убрать платок в карман.
Отразим навык умения пользоваться платком на рисунке 4.
Рис.4
Условные обозначения: 1–достать платок из кармана, 2–развернуть, 3–использовать по назначению, 4–свернуть, 5–убрать в карман.
Анализ результатов показал
Диагностика сформированности
Рис.5
2.2 Разработка
программы по формированию
Исходя из результатов диагностики исследования, была разработана программа по формированию культурно-гигиенических навыков.
План мероприятий
по формированию культурно-гигиенических
навыков у детей раннего
месяц |
Название мероприятия |
Цель |
Методы и приёмы |
октябрь |
Игры на внимание «Угадай, чей шкафчик», «Чья картинка», «Лото», «Что сначало, что потом». Игра «Умоем куклу Машу», педагогич. ситуация «Покажи чистые ладошки». Занятие «Умывалочка». |
Учить детей знать и находить свои картинки, символизирующие место его вещей, подворачивать рукава одежды перед умыванием и мытьём рук с помощью взрослого. Учить правильно сидеть за столом - не ставить локти на стол, ноги под прямым углом. Формировать навык аккуратной еды, правильно пользоваться ложкой. Знакомство с предметами личной гигиены (мыло полотенце, расческа, носовой платок). Учить замечать неполадки в одежде, с помощью взрослого устранять их.
|
Показ, объяснения, образец взрослых, словесные указания, помощь взрослых. |
ноябрь |
Использование потешки «Водичка-водичка», Стих «Я под краном руки мыла…», Занятие «Мыльные перчатки», Г.Ладонщиков Стих «Приятного аппетита» В.Берестов, Занятие «Уложим куклу спать», стих «спать пора» П.Воронько, чтение К.Чуковского «Федорино горе», чтение « Что взяла, клади на место» З.Александрова |
Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Учить детей принимать правильное положение за столом во время еды держать хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наоборот). Воспитывать
желание всегда быть
|
Словесные указания, объяснения, упражнения, похвала, пример взрослых, помощь взрослых, совместная деятельность с воспитателем. |
декабрь |
Чтение «Мойдодыр» С. Маршака; использование потешки «ой лады, лады, лады не боимся мы воды…», Занятие «Такие разные носочки», Чтение стихов И.Горюновой «Этикет для карапузов», рассматривание картинок на тему- посуда. Пед. ситуация «Кукла учится у ребят аккуратно кушать» - визит куклы на обед, полдник, ужин. |
Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки, учить пользоваться носовым платком, учить детей самостоятельно одевать колготки, шорты (юбки), просить о помощи взрослых, при раздевании вешать вещи аккуратно на стульчик, воспитывать самостоятельность. Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды.
|
Словесные указания, объяснения, помощь взрослых, похвала, показ, рассказ, игровые упражнения, индивидуальная работа. |
январь |
Потешки «Кран-откройся…» чтение «Вежливые слова» Е.Кузьмин, Дид. игра «Кукла Маша идёт на прогулку», Разучивание стихов А.Барто «Игрушки», Игра « Поможем кукле раздеться». |
Учить отжимать воду с рук(кулачки),не капать на пол, пользоваться своим полотенцем, своевременно пользоваться туалетом, учить детей
не крошить хлеб, есть с закрытым
ртом; совершенствовать навыки Учить детей
складывать и убирать одежду
в шкаф после прогулки; учить
вежливо выражать свою просьбу, Продолжать приучать детей убирать игрушки на свои места, поддерживать порядок в группе |
Словесные указания, поощрения, упражнения, напоминания, похвала, показ, помощь, одобрение. |
февраль |
Занятие на тему «Про маленькую капельку», чтение стихотворения А.Барто «Резиновая Зина», игра «Кукла заболела», стих «Приятного
аппетита» Ю.Кушак, наст. игры «Весёлые
шнурочки»,«Волшеб-ные стих «На прогулку» О.Кригер, игра «Парикмахерская», использование потешки «Расти коса…» |
Формировать представления о воде, как важном средстве поддержания чистоты, совершенствовать навык мытья рук, самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания; Учить детей тщательно пережевывать пищу, откусывать хлеб, заедать супом; совершенствовать навык культурной еды. Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху; учить завязывать шнурки. Учить детей
пользоваться расчёской с |
Показ, помощь, пример воспитателя, словесные указания, похвала, пример других ребят, просьбы, похвала, поощрения. |
март |
Чтение Н.Найдёнова «Наши полотенца», дид. игры. «Причешем куклу Машу», «Купание куклы», стих « Про ложку» В.Берестов. дид.игры «Застёжки-шнурочки»,«Волшеб- Занятие «Носики-курносики». |
Учить детей
самостоятельно пользоваться |
Словесные указания, показ, похвала, игровые упражнения, поручения, одобрения, пример других детей, индивидуальная работа с детьми по формированию навыков самообслуживания. |
апрель |
Чтение Е.Благининой «Девочка чумазая», Рассматривание картин: «Петя собирается на прогулку», «Катя пришла в гости», поручения «Помоги другу», дид.игры «Что лишнее», «Найди и назови», игры «Семья», «Кукла ждет гостей», «Накормим куклу обедом». |
Учить детей мыть лицо сверху вниз, совершенствовать навыки умывания, пользования полотенцем, носовым платком. Учить детей правильно сидеть за столом, наклонять голову над тарелкой, кушать аккуратно, закреплять навыки одевания и раздевания, соблюдать последовательность. Учить помогать друг другу. Выворачивать одежду на правую сторону, закреплять знания о предметах личной гигиены, названий одежды, учить поддерживать порядок в своих вещах и группе. |
Поручения, напоминания, показ, похвала, просьбы. |
май |
Различные игры
на закрепление навыков |
Совершенствовать навык умывания и мытья рук. Учить быть последовательными в умывании и мытье рук. Продолжать развивать самостоятельность в соблюдении навыков. Совершенствовать навыки опрятной еды. Совершенствовать и закреплять навыки одевания и раздевания. Поощрять желание детей убирать игрушки на места и поддерживать порядок в группе |
Режимные процессы, напоминания, контроль, похвала поощрения. помощь, словесные указания, упражнения. |
Информация о работе Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста