Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:32, реферат

Краткое описание

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Файлы: 1 файл

в.и.реферат.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

Воспитание культурно-гигиенических  навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности.[5;10] Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.  Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, помощником воспитателя и конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример.

       Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, стало понятно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Поэтому в своей опытно - экспериментальной работе мы отдадим предпочтение использованию разных игровых  методов и приёмов, а так же художественного слова.

 

 

 

 

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  ПО ФОРМИРОВАНИЮ  КУЛЬТУРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ  У ДЕТЕЙ  2 - 3  ЛЕТНЕГО  ВОЗРАСТА

 

Исходя из анализа  литературы, были определены задачи экспериментальной  части исследования:

  1. Изучить сформированность культурно-гигиенических навыков при поступлении в МДОУ.

    2. Разработать  мероприятия по формированию  культурно-гигиенических навыков  и привычек у детей раннего  возраста.

   3.     Проверить эффективность разработанных мероприятий.

Разработана программа  исследования (Таблица 1)

       Программа исследования Таблица 1

Сроки  исследования

   Этап  исследования

    Цель  исследования

 

  сентябрь

 

   констатирующий

Изучение уровня сформированности культурно-гигиенических навыков на момент поступления в ДОУ.

 

   октябрь  –       апрель

 

    формирующий

Разработать программу  мероприятий по формированию культурно-гигиенических  навыков в течении года.

    

      май

  

       контрольный

Проверка эффективности  разработанной программы по формированию культурно-гигиенических навыков.


База исследования: воспитанники первой младшей группы «Солнышко», МАДОУ ЦРР-детский сад № 34 г. Уфа. Количество детей в группе 22, для исследования возьмём группу детей в количестве 10 человек.

Исследовались следующие навыки:

-навыки культуры  еды и поведения за столом.

-навыки самообслуживания (одевание и раздевание).

-навыки мытья  рук, умывание.

-навык пользования носовым платком.

 

2.1 Выявление  уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста при поступлении в МДОУ

 

Констатирующий  этап.

Диагностика детей  при поступлении в ДОУ, данные зафиксированы в таблице 2

Навыки мытья  рук и умывания включают умение:

  1. Закатать рукава;
  2. Смочить руки;
  3. Взять мыло, намыливать до появления пены;
  4. Мыть руки;
  5. Смыть мыло;
  6. Умыть лицо.
  7. Сухо вытереть руки, лицо, аккуратно повесить полотенце и в свою ячейку;

Навыки культуры еды включают умение :

  1. Держать ложку;

2.      Не крошить хлеб;

3.      Не разговаривать  за столом;

4.      Благодарить;

5.      Пользоваться салфеткой.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

  1. Расстегнуть пуговицы;
  2. Снять платье (брюки);
  3. Аккуратно повесить;
  4. Снять обувь;
  5. Снять колготки, носки
  6. Надеть в обратной последовательности.

Если ребенок  правильно выполнял все действия входящие в навык, то за

правильно выполненное  действие он получает 2 балла.

Действие выполненное  с небольшими неточностями и помощью       взрослого 1 балла.

Неумение выполнять  действие (полностью помогает взрослый)  0 баллов.

    Для  показателя навыка сформированности  пользования носовым платком:

  1. Достать платок из кармана.
  2. Развернуть.
  3. Использовать по назначению.
  4. Свернуть.
  5. Убрать в карман.

0 - формирование  навыка вызывает сильные затруднения;

1- формирование навыка вызывает незначительные затруднения;

2- формирование  навыка не вызывает затруднения.

           Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:

Высокий уровень (32-46 балла) - все навыки сформированы прочно;

Средний уровень (16-31 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют закрепления;

Низкий уровень (0-15 баллов) – один и более навыков  не сформирован.

       Диагностика навыка мытья рук  и умывания.

Так, закатать рукава полностью могут двое детей (20%), двое детей (20%) пытаются закатывать рукава,но справляются только с помощью взрослого. Шесть человек (60%) не могут закатать рукава.

Смочить руки водой  сами могут трое детей (30%),пять человек (50%) справляются не полностью, и двое детей (20%) не могут сами смочить руки водой.Берёт мыло и намыливает до появления пены только один ребёнок (10%),пятеро детей (50%) берут мыло но не могут хорошо намылить руки,четверо детей (40%) не могут взять мыло и намылить  руки.

Моют руки самостоятельно двое детей (20%), четверо детей (40%)не очень хорошо моют руки и четверо детей (40%) не могут сами мыть руки.

Трое детей (30%) хорошо смывают мыло с рук, четверо  детей (40%) смывают мыло не достаточно хорошо, трое детей (30%) не могут смыть  мыло с рук.

Один ребенок (10%) сам умывает лицо, четверо  детей (40%) пытаются мыть лицо,но делают это не умело,пять человек (50%) не умеют  мыть лицо.

Один ребёнок (10%) хорошо вытирает лицо и руки,вешает полотенце не место; четверо детей (40%)пытаются вытирать лицо и руки,но делают это не достаточно хорошо.Пять человек (50%) не знают как вытирать руки и лицо,и не могут повесить полотенце на место.

Отразим навык  сформированности мытья рук и  умывания в рисунке 1.

            Рис.1

Условные обозначения: 1–закатать рукава; 2–смочить руки; 3–взять мыло, намылить до появления пены; 4–мыть руки; 5–смыть мыло; 6–мыть лицо; 7–вытереть насухо руки и лицо, повесить полотенце на место.

             Диагностика навыка культуры  еды.

Хорошо держать  ложку могут 5детей (50%),четверо детей (40%) держат ложку неуверенно, перекладывают из одной руки в другую и один ребенок (10%) не умеет держать ложку.   Двое детей (20%) кусают от кусочка хлеба аккуратно не кроша его, пять детей (50%) не очень аккуратно кушают хлеб, трое детей (30%) не умеют кушать хлеб, крошат его. Шестеро детей (60%) кушают за столом молча, трое детей (30%) иногда разговаривают за столом во время еды, и один ребенок (10%) не умеет вести себя за столом. Трое детей (30%) говорят после еды «спасибо» без напоминания, четверо детей (40%) не всегда благодарят после еды, и трое детей (30%) не говорят спасибо.  Двое детей (20%) пытаються пользоваться салфетками после еды, восемь детей (80%) не имеют представления о том, как пользоваться салфеткой.

Отразим навык  культуры еды в рисунке 2.

           Рис.2    

Условные обозначения: 1–держать ложку, 2–не крошить хлеб, 3–не разговаривать за столом, 4–благодарить, 5–пользоваться салфеткой.

            Диагностика навыка раздевания  и одевания.

Пытаются расстёгивать пуговицы пятеро детей (50%), пятеро человек(50%) не умеют расстёгивать пуговицы.

Снимает самостоятельно платье только Ева, один ребёнок (10%),четыре человека пытаются снимать брюки и платье, но делают это с помощью взрослых (40%),и пять детей (50%) не умеют самостоятельно снимать платье и брюки.  Выяснилось, что аккуратно повесить одежду на стул дети не могут, пять человек (50%) пытаються складывать одежду на стульчик и пятеро детей (50%) оставляют одежду там где сняли.

Пятеро детей (50%) самостоятельно снимат обувь, двое детей (20%) пытаються смнимать обувь и трое детей (30%) не умеют снимать обувь.

Четверо детей (40%) самостоятельно снимают колготки и носки, двое детей (20%) пытаються  самостоятельно снимать кологотки  и носки и четверо детей (40%) не умеют снимать колготки и носки.  Двое детей (20%) могут одеть на себя одежду в обратной последовательности, четверо детей (40%) пытаються одеваться но путают последовательность и четверо детей (40%) не умеют одеваться.   Отразим навык одевания и раздевания на рисунке 3.

          Рис.3   

Условные обозначения:  1–растегнуть пуговицы, 2–снять платье(брюки), 3–аккуратно повесить, 4–снять обувь, 5–снять колготки, 6–надеть в обратной последовательности.

         Диагностика навыка умения пользоваться  носовым платком.

Достать платок из кармана могут все дети(100%), но развернуть платок могут только трое детей (30%), пять детей (50%) пытаются развернуть платок, двое детей (20%) не могут развернуть платок, использовать платок по назначение может только один ребенок (10%) , семь детей (70%) пытаются использовать платок по назначению, двое детей (20%) используют платок не по назначению. Двое детей (20%) могут сложить платок, шесть человек (60%) пытаются сложить платок, двое детей не пытаются сложить платок (20%).

Четверо детей (40%) убирают платок в карман, четверо детей (40%) пытаются убрать платок в карман, двое детей (20%) не могут убрать платок в карман.

Отразим навык  умения пользоваться платком на рисунке 4.

           Рис.4      

Условные обозначения: 1–достать платок из кармана, 2–развернуть, 3–использовать по назначению, 4–свернуть, 5–убрать в карман.

        Анализ результатов показал следующее,  что 30% детей имею сформированные  навыки, но они требуют совершенствования  и закрепления, у 30% детей навыки  находятся в стадии становления, у 40% детей навыки не сформированы.  Отобразим сформированность культурно-гигиенических навыков у детей при поступлении в ДОУ в рисунке 5.

       Диагностика сформированности культурно-гигиенических  навыков у детей раннего возраста  при поступлении в ДОУ

         Рис.5  

 

 

 

 

2.2  Разработка  программы по формированию культурно-гигиенических  навыков у детей раннего возраста

 

Исходя из результатов  диагностики исследования, была разработана  программа по формированию культурно-гигиенических  навыков.

План мероприятий  по формированию культурно-гигиенических  навыков у детей раннего возраста.                                                              Таблица 2

месяц

  Название  мероприятия

   

                Цель

         

    Методы  и приёмы

 

октябрь

Игры на внимание «Угадай, чей шкафчик», «Чья картинка», «Лото», «Что сначало, что потом».

Игра «Умоем куклу Машу», педагогич. ситуация «Покажи  чистые ладошки».

Занятие

«Умывалочка».

Учить детей  знать и находить свои картинки, символизирующие место его вещей, подворачивать рукава одежды перед умыванием и мытьём рук с помощью взрослого.

Учить правильно  сидеть за столом - не ставить локти  на стол, ноги под прямым углом. Формировать  навык аккуратной еды, правильно  пользоваться ложкой.

Знакомство  с предметами личной гигиены (мыло полотенце, расческа, носовой платок). Учить замечать неполадки в одежде, с помощью взрослого  устранять их.

 

       

Показ, объяснения,

образец взрослых, словесные указания, помощь взрослых.

ноябрь

Использование потешки «Водичка-водичка», Стих

«Я под краном руки мыла…»,

Занятие «Мыльные

перчатки», Г.Ладонщиков

Стих «Приятного аппетита» В.Берестов,

 Занятие  «Уложим куклу спать», стих «спать  пора» П.Воронько,

чтение К.Чуковского «Федорино горе»,

чтение «  Что взяла, клади на место»

З.Александрова

Учить детей  следить за чистотой своих рук  и мыть их при необходимости, учить  подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками. Учить  детей принимать правильное положение  за столом во время еды держать  хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наоборот).

 Воспитывать  желание всегда быть аккуратным  и опрятным. Учить снимать одежду  в определённой последовательности  вешать на стул. Учить детей  помогать в уборке игрушек.

  

  

    

Словесные указания, объяснения, упражнения, похвала, пример взрослых,

помощь взрослых,

совместная  деятельность с воспитателем.

декабрь

Чтение «Мойдодыр» С. Маршака;

использование потешки «ой лады, лады, лады не боимся мы воды…»,

Занятие «Такие разные носочки», Чтение стихов И.Горюновой «Этикет для карапузов»,

рассматривание  картинок на тему- посуда.

Пед. ситуация

 «Кукла учится  у ребят аккуратно кушать»  - визит куклы на обед, полдник,  ужин.

Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки, учить пользоваться носовым  платком, учить детей самостоятельно одевать колготки, шорты (юбки), просить о помощи взрослых, при раздевании вешать вещи аккуратно на стульчик, воспитывать самостоятельность.

Учить с помощью  взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить  вазочки, продолжать приучать убирать игрушки на места. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды.

 

 

Словесные указания, объяснения, помощь взрослых, похвала,

показ, рассказ, игровые упражнения, индивидуальная работа.

январь

 Потешки «Кран-откройся…» чтение «Вежливые слова» Е.Кузьмин,

Дид. игра «Кукла Маша идёт на прогулку», Разучивание стихов А.Барто «Игрушки»,

Игра « Поможем  кукле раздеться».

Учить отжимать воду с рук(кулачки),не капать на пол, пользоваться своим полотенцем, своевременно пользоваться туалетом,

 учить детей  не крошить хлеб, есть с закрытым  ртом; совершенствовать навыки культурной  еды.

  Учить детей  складывать и убирать одежду  в шкаф после прогулки; учить  вежливо выражать свою просьбу,  пользоваться словами «спасибо», «пожалуйста», «извините»

Продолжать  приучать детей убирать игрушки  на свои места, поддерживать порядок  в группе

Словесные указания, поощрения, упражнения, напоминания, похвала, показ, помощь, одобрение.

февраль

Занятие на тему «Про маленькую капельку», чтение

стихотворения А.Барто «Резиновая Зина»,

игра «Кукла заболела»,

стих «Приятного аппетита» Ю.Кушак, наст. игры «Весёлые шнурочки»,«Волшеб-ные верёвочки»,  

стих «На  прогулку» О.Кригер,    игра

«Парикмахерская»,

использование потешки 

«Расти коса…»

Формировать представления  о воде, как важном средстве поддержания  чистоты,

совершенствовать  навык мытья рук, самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания;

Учить детей  тщательно пережевывать пищу, откусывать хлеб, заедать супом; совершенствовать навык культурной еды. Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху; учить завязывать шнурки.

  Учить детей  пользоваться расчёской с помощью  воспитателя, пользоваться зеркалом, носовым платком, выполнять трудовые поручения по поддержанию порядка

Показ, помощь, пример воспитателя, словесные  указания, похвала, пример других ребят, просьбы, похвала, поощрения.

март

Чтение Н.Найдёнова  «Наши полотенца»,

дид. игры. «Причешем  куклу Машу»,

«Купание куклы»,

стих « Про ложку» В.Берестов.

дид.игры «Застёжки-шнурочки»,«Волшеб-ные  пуговки», Пед.ситуация «Потерялись  игрушки»,

Занятие «Носики-курносики».

  Учить детей  самостоятельно пользоваться развёрнутым  полотенцем в процессе умывания, совершенство-вать навыки культуры еды, учить пользоваться салфеткой после приёма пищи, учить застёгивать и расстегивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, застёгивать и расстегивать «липучки», учить самостоятельно убирать игрушки после игры в группе.

Словесные указания, показ, похвала, игровые упражнения, поручения, одобрения, пример других детей,

индивидуальная  работа с детьми по формированию навыков  самообслуживания.  

апрель

Чтение Е.Благининой «Девочка чумазая»,

Рассматривание  картин: «Петя собирается на прогулку», «Катя пришла в гости», поручения «Помоги другу»,

дид.игры «Что лишнее», «Найди и назови»,

игры «Семья», «Кукла ждет гостей», «Накормим куклу  обедом».

Учить детей  мыть лицо сверху вниз, совершенствовать навыки умывания, пользования полотенцем, носовым платком. Учить детей правильно сидеть за столом, наклонять голову над тарелкой, кушать аккуратно, закреплять навыки одевания и раздевания, соблюдать последовательность. Учить помогать друг другу. Выворачивать одежду на правую сторону, закреплять знания о предметах личной гигиены, названий одежды, учить поддерживать порядок в своих вещах и группе.

Поручения, напоминания, показ, похвала, просьбы.

май

Различные игры на закрепление навыков самообслуживания и культурной гигиены.

Совершенствовать  навык умывания и мытья рук. Учить быть последовательными в умывании и мытье рук. Продолжать развивать самостоятельность в соблюдении навыков. Совершенствовать навыки опрятной еды. Совершенствовать и закреплять навыки одевания и раздевания. Поощрять желание детей убирать игрушки на места и поддерживать порядок в группе

Режимные процессы, напоминания, контроль, похвала

поощрения.

помощь, словесные  указания, упражнения.

Информация о работе Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста