Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:32, реферат

Краткое описание

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Файлы: 1 файл

в.и.реферат.doc

— 491.00 Кб (Скачать)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.  Проверка  эффективности проделанной работы

 

К концу года  проводилось повторное наблюдение за детьми с целью выявления сформированности культурно – гигиенических навыков, после проведения мероприятий по их формированию. Для проверки эффективности проделанной нами работы был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Данные отражены в таблице 2.

(Приложение 2).

Для успешного  формирования культурно -  гигиенических  навыков в группе созданы все  условия.

На формирующем  этапе условия привития культурно-гигиенических навыков были постоянными, а методические приемы, которые мы использовали, периодически  изменялись. « Будем умываться»- говорили мы в начале года и показывали всё: как заворачивать рукава, как намыливать руки, как вымыть их, а затем учили пользоваться полотенцем, вытирать руки и лицо насухо и вешать полотенце на свой крючочек. И так изо дня в день. Все действия постоянно проводились под контролем взрослых. В этой каждодневной деятельности совершенствовались культурно-гигиенические навыки у детей, формировались привычки: мытьё рук перед едой, после пользования горшком, и после занятий с использованием красок и пластилина. Часто использовали потешки: «Водичка, водичка…..», «Кран откройся, нос умойся», «Чище мойся - воды не бойся…» и другие. Учили детей следить за своим внешним видом, например перед музыкальным занятием, предлагалось каждому посмотреть в зеркало и поправить неполадки в одежде, причёске.

С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком,  каждодневно  при гигиенических процедурах замечали, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставляли таким детям всё больше самостоятельности. Переходили от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил. Старались чаще хвалить детей за правильное выполнение приёмов по самообслуживанию. Старались воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, так как в умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. Учили их проявлять внимание к тем, кто рядом и к более младшим детям, быть вежливыми, пропускать вперед тех, кто помладше, помогать поднять упавшее полотенце и повесить его на место.

     Воспитывая нормы поведения за столом, старались использовать индивидуальный подход к каждому малышу. Учили, как правильно держать ложку, как откусывать хлеб от целого кусочка и не крошить. Кушать аккуратно, не торопясь, и не разговаривать за столом во время еды. Благодарить после еды, говорить «спасибо». Учили детей пользоваться салфетками.

Оценивая поступки детей,  старались давать положительные  оценки их действиям: одобрять, поощрять, хвалить, чем поддерживали в детях  желание в дальнейшем поступать  так же, сделать лучше. Положительная оценка давалась в тех случаях, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. При одевании детей на улицу использовали  наглядные картинки, которые вывешены в раздевальной комнате.  Для лучшего запоминания порядка одевания, использовали дидактические игры:  «Кукла Маша идет на прогулку», «Что сначала, что потом». Проводили работу с родителями, консультации для родителей, что бы родители знали и поддерживали требования, предъявляемые к детям и дома.

    При   формировании культурно-гигиенических навыков в своей группе, мы применяем показ, пример, объяснение. Использовали игровые приемы, художественное слово, дидактические игры. Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляться детским садом в тесном контакте с семьей. В нашей группе  единая линия в требованиях, в создании условий, которые совершенно необходимы для выработки и закреплении у детей культурно-гигиенических навыков, что отражено в уголке для родителей.

Мы никогда  не прибегали к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным мерам, которые обижают, пугают или унижают ребенка. Например, когда малыш отказывался есть, идти в туалет, ложиться спать, мы старались мягко уговорить его, перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи, давали возможность малышу побыть одному.

          В процессе работы нами были  применены наглядные приемы обучения  навыкам – показ, пример, которые  занимают особенно большое место  в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождали пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные.

      Показ действия малышам обязательно  сопровождался проговариванием  («Теперь возьмем полотенце и  вытрем каждый пальчик»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.

Объяснение  нового действия сначала давалось очень  подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию  правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной являлась косвенная форма, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно».

Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали, как  нужно правильно выполнить это  указание.

В своей работе мы широко использовали прием поощрения, но старались этим не злоупотреблять.  Старались делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.

В некоторых  случаях приходилось использовать порицание, но делали это в косвенной  форме, не называя имен детей.

Одним из ведущих  приемов, которые мы использовали, явился прием повторения действий, упражнений. Например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки. Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явились дидактические игры.

Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста являются игры-занятия с куклой. Нами были спланированы и проведены следующие игры: «Умоем куклу Машу», «Кукла Маша идёт на прогулку», «Причешем куклу Машу».

Знание особенностей состояния нервной системы каждого  ребенка позволило нам использовать наиболее адекватные педагогические приемы индивидуальной работы, как на занятиях, так и в свободное время, в  процессе игры.

Широко использовали мы в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки), рассказы, стихи, для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков. Т.к. культурно-гигиеническое воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, должно не прерываться и в домашних условиях, были разработаны рекомендации для родителей по формированию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска.   Если в детском саду педагог приучает каждого воспитанника к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, во время других бытовых процессов, а дома все это за ребенка делают взрослые, то у ребенка не вырабатываются устойчивые привычки, навыки, умения, он часто оказывается беспомощным при необходимости выполнить даже самые простые действия.

             После проведённой работы, была  проведена повторная диагностика  навыков и стали видны следующие  результаты.

     Диагностика  навыка мытья рук и умывания.

Так, закатывать рукава научились все дети (100%), смочить  руки водой также могут все дети (100%), взять мыло и намылить руки до появления пены могут почти все дети (90%), только один ребёнок (10%) берёт мыло, но затрудняется сам намылить руки. Мыть руки сами могут семь детей (70%), трое детей (30%) справляются недостаточно хорошо. Девять детей (90%) смывают сами мыло с рук, один ребёнок (10%) не может сам хорошо смыть мыло с рук. Все дети (100%) научились мыть лицо. Восемь детей (80%) научились  вытирать лицо и руки насухо, двое детей (20%) вытирают руки и лицо полотенцем недостаточно хорошо. Что отражено в рисунке 6.

 

         Рис. 6

 Условные  обозначения:

 1–закатать рукава; 2–смочить руки; 3–взять мыло, намылить до появления пены; 4–мыть руки; 5–смыть мыло; 6–мыть лицо; 7–вытереть насухо руки и лицо, повесить полотенце на место.

 Диагностика  навыка культуры еды.

Держать правильно  ложку научились все дети (100%). Не крошить хлеб, откусывать от куска  научились восемь детей (80%), двое детей (20%) иногда крошат хлеб. Все дети (100%) научились правильно вести себя за столом, не разговаривать, а кушать молча. Также все дети (100%) всегда говорят «спасибо» после приёма пищи. Восемь детей (80%) уверенно пользуются салфеткой, у двоих детей (20%) не всегда получается использовать салфетку правильно. Отразим данные в рисунке 7.

 

           Рис.7    

Условные обозначения:

  1–держать ложку, 2–не крошить хлеб, 3–не разговаривать за столом, 4–благодарить, 5–пользоваться салфеткой.

Диагностика навыков  одевания и раздевания.

Семь детей (70%) могут уверенно расстегивать пуговицы, трое детей (30%) делают это с небольшим затруднением. Восемь детей (80%) умеют снимать платье (брюки), двое детей (20%) иногда затрудняются снять платье (брюки). Девять человек (90%) научились аккуратно вешать одежду на стульчик, а один ребёнок (10%) делает это не всегда хорошо. Почти все дети (90%) могут сами снять обувь, только один ребёнок (10%) иногда затрудняется. Семь человек (70%) могут сами одеться в обратной последовательности и трое детей (30%) иногда путают последовательность. Отразим навык одевания и раздевания в рисунке 8.

 

           Рис.8     

Условные обозначения:

1–растегнуть  пуговицы, 2–снять платье(брюки), 3–аккуратно  повесить, 4–снять обувь, 5–снять  колготки, 6–надеть в обратной  последовательности.

         Диагностика навыка пользования носовым платком.

Все дети (100%) могут  достать платок из кармана. Восемь детей (80%) могут самостоятельно развернуть платок, двое детей (20%) разворачивают  платок с небольшими затруднениями. Восемь человек (80%) уверенно используют платок по назначению, двое детей (20%) делают это недостаточно хорошо.

Свернуть платок могут семь человек (70%), у троих  детей (30%)это не всегда получается качественно. Убрать платок в карман могут все  дети (100%).

Отразим диагностику  в рисунке 9.

            Рис.9     

Условные обозначения:

1–достать платок  из кармана, 2–развернуть, 3–использовать  по назначению, 4–свернуть, 5–убрать  в карман.

      Анализ результатов диагностики  после проведения формирующей  работы показал следующее (Рисунок  10), что  у 90% детей навыки прочно сформировались, у 10% детей  навыки  сформировались, но требуют отработки, совершенствования и закрепления. Прослёживается четкая положительная динамика.

           Диагностика культурно-гигиенических  навыков у детей раннего возраста  на конец исследования.

          Рис.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ проведенного исследования  позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной  работы, проведённой на базе МАДОУ ЦРР детского сада № 34. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень сформированности навыков у детей был не одинаков. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Почти все  дети достигли высокого уровня, также возросли показатели среднего уровня.

В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали мыть руки без напоминания взрослого, научились мыть лицо, опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Многие заметно улучшили свое поведение во время приема пищи; стали кушать аккуратнее. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.

 Разумеется, данное исследование не претендует  на достаточно полное, и вопрос  остаётся актуальным. Однако в  плане формирования культурно-гигиенических  навыков в ДОУ переработаны  известные методические аспекты и разработана методика формирования навыков для детей раннего возраста.

Исходя из анализа  опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что овладение детьми раннего возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря учёту возрастных и психолого - педагогических особенностей детей, использованию игровых видов деятельности и художественного слова: стихов, песенок, потешек, рассказов, что способствует поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков, их формированию и автоматизации.

Информация о работе Развитие культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста