Развитие ключевых компетенций учащихся профессионального училища средствами ученического самоуправления в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать и апробировать модель ученического самоуправления в группе, направленную на развитие ключевых компетенций.
Объект исследования – ключевые компетенции обучающихся.
Предмет исследования – процесс развития ключевых компетенций обучающихся средствами ученического самоуправления в группе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития ключевых компетенций обучающихся начального профессионального образования средствами ученического самоуправления в группе 5
1.1. Компетентностно-ориентированный подход в современном образовании: анализ понятий, проблемы теории и практики 5
1.2. Ученическое самоуправление в современном образовательном учреждении 12
1.3. Модель ученического самоуправления в группе ориентированная на развитие ключевых компетенций учащихся 17
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. Экспериментальная апробация модели ученического самоуправления в группе 24
2.1. Характеристика учащейся молодежи как субъекта ученического самоуправления 24
2.2. Практическая реализация модели ученического самоуправления в группе, ориентированная на развитие ключевых компетенций обучающихся 29
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 35
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

     В данном диссертационном исследовании решалась задача развития ключевых компетенций у учащихся начального профессионального образования посредством организации деятельности органов ученического самоуправления в группе.

     Ключевые  компетенции рассматривались нами как набор знаний, умений, навыков и способностей, которые позволяют рационально построить личностно значимую для субъекта деятельность. При этом понятие компетентности было использовано в смысле способности индивида удовлетворять требованиям или успешно выполнять задание, т.е. справляться с самыми различными задачами, которая проявляется в совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы. Именно такая компетентность возникает в процессе практической деятельности, когда молодые люди активно вовлечены в мероприятия органов ученического самоуправления.

     Анализ  литературы показал, что вопросам формирования ключевых компетенций и развития ученического самоуправления уделяется большое внимание, однако недостаточно освещена возможность развития ключевых компетенций у учащихся именно средствами ученического самоуправления.

     Проведенное нами исследование проблемы развития ключевых компетенций учащихся начального профессионального образования  средствами ученического самоуправления в группе позволяет сделать следующие  выводы:

  • Проблема развития ключевых компетенций у учащихся начального профессионального образования является требованием современного общества, т.к. отвечает запросам самих молодых людей, их родителей и работодателей.
  • Исходно-констатирующая диагностика показала недостаточный уровень развитости ключевых компетенций у учащихся, поступивших на первый курс учебного заведения.
  • Проведенная экспериментальная работа подтвердила гипотетическое предположение о том, что задача развития ключевых компетенций учащихся начального профессионального образования может быть решена средствами ученического самоуправления в группе
  • Особенности деятельности органов ученического самоуправления в группе заключаются в создании реальных условий для включения  обучающихся системы НПО в личностно и социально значимые деятельность и общение на основе их возрастных интересов и потребностей, обеспечивающих эффективное развитие ключевых компетенций.

     Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о возможности развития ключевых компетенций у учащихся начального профессионального образования средствами ученического самоуправления в группе подтвердилась. Цель исследования - разработать и апробировать модель ученического самоуправления в группе, направленную на развитие ключевых компетенций – достигнута.

     Проведенное исследование не является исчерпывающим по данной теме, но позволяет утверждать, что организация ученического самоуправления в группе образовательного учреждения системы НПО является перспективным направлением внедрения компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс и позволяет продвинуться в решении задачи формирования ключевых компетенций у выпускников начального профессионального образования.

 

Библиографический список

 
 
  1. Агранович М., Мусарский М., Рождественская И. Экономика и финансирование образования. [Текст]/М. Агранович, М. Мусарский, И. Рождественская – М.: Моск. высш. шк. соц. и экон. наук, 2003. – С.35-39.
  2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. [Текст]/Аристотель – М.: Мысль Т.4. – 1983. – С.378.
  3. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании/Высшее образование в России. [Текст]/В.И. Байденко – 2004. – №11. – С.4-13.
  4. Болотов    В.А.,    Сериков    В.В.    Компетентностная    модель:    от    идеи    к образовательной программе. [Текст]/В.А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. – С.8-14.
  5. Борисов П.П. Компетентностно-деятельный подход и модернизация содержания общего образования. [Текст]/П.П. Борисов // Современные мысли. – 2003. – №1. – С.58-61.
  6. Волохов А.В. Воспитание как социокультурный феномен. [Текст]/А.В. Волохов //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2003. – С.127.
  7. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). [Текст]/Б.С. Гершунский – М.: Интер-Диалект, 1997. – 697с.
  8. Глазунова Л.А. Технология формирования ключевых навыков в Британской профшколе. [Текст]/Л.А. Глазунова //Специальное профессиональное образование. – 2002. – №12. – С.39-40.
  9. Глоссарии терминов рынка труда, разработки стандартов, образовательных программ и учебных планов. [Текст] // Европейский фонд образования (ЕФО). – 1997. – 97 с.
  10. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика./Под ред. B.C. Леднева, Д.Н. Никандрова, М.В. Рыжакова. [Текст] – М: Изд-во Московского психологического социального института, 2002. – 147 с.
  11. Де Корте Э., Фершаффель Л. Высокоэффективное обучение: экспериментальный проект соединения теории с практикой/Перспективы. [Текст]/ Э. Де Корте, Л.Фершафель – М., 2003. – №4. – С.121-133.
  12. Демакова И.Д. Гуманизация пространства: теория и практика. [Текст]/ И.Д. Демакова – М.: Новый учебник, 2003.
  13. Ермоленко В.А. Функциональная грамотность в современном контексте. [Текст]/ В.А. Ермоленко — М.: ИТОПРАО, 2002. – 119 с.
  14. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. [Текст]/ И.А. Зимняя //Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 34-42.
  15. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. [Текст]/Д.А. Иванов //Управление современной школой. Завуч. – 2008. – №1. – С. 4-24.
  16. Кабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. [Текст]/К.Ю. Кабанский – М.: Педагогика, 1989. – 363 с.
  17. Коменский Я.А. Педагогическое наследие. [Текст]/ Я.А. Коменский //Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – С. 52.
  18. Концепция ключевых компетенций и ее внедрение в Австралийскую систему среднего образования. [Текст] //Erish Svtcnik, November. – М., 2002 (препринт). – С. 34.
  19. Кроль Л., Михайлова Е. Тренинг тренеров. [Текст]/ Л. Кроль, Е. Михайлова – М: Класс, 2002. – 190 с.
  20. Кузьминов Я., Филонович С. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы (содержательно-институциональные аспекты). [Текст]/ Я. Кузьминов, С.Филонов // Вопросы экономики. – 2004. – № 1. – С. 37.
  21. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. [Текст]/ Д.Г. Левитес – М., 1998.
  22. Макаренко А.С. Собр. сочинений в 7 т. [Текст]/ А.С. Макаренко – М., 1980. – Т.3 – С . 186.
  23. Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении. [Текст]/ В.П. Манухин //Учебно-методическое пособие. – М., 2005. – С. 48-62.
  24. Мэнсфилд Б., Шмидт Г. Ключевые навыки. [Текст]/ Б. Мэнсфилд, Г. Шмидт – Европейский Фонд Образования, 2000. – 112 с.
  25. Новикова Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся. [Текст]/Т.Г. Новикова //Профильная школа. – М., 2004. – № 2. – С. 48-56.
  26. Олейникова О.Н. Европейское сотрудничество в области профессионального образования и обучения: Копенгагенский процесс. [Текст]/ О.Н. Олейникова – М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2004. – 70 с.
  27. Поршнева Е.Р. Междисциплинарные основы базовой лингвистической подготовки специалиста-переводчика: Автореф. дис. ...докт. пед. наук. – Казань, 2004. – 36 с.
  28. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. [Текст]/Дж. Равен //Пер, с англ. – М.: Когито-Центр, 1999. – 144 с.
  29. Сборник упражнений для развития ключевых компетенций. [Текст] //Под ред. А.Н.Азовкиной, Т.Д.Ануфриевой и др. – Иркутск, 2003. – 102 с.
  30. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование. [Текст]/ И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко – М.: Издательский центр АПО, 2002.
  31. Социально-педагогические основы школьного самоуправления. Материалы Международной конференции г. Москва, 13-14 мая 1999. [Текст] //Отв. Ред. Бочкарев В.И. – М., 1999. – 134 с.
  32. Стобарт М. Доклад Департамента образования, культуры и спорта Совета Европы. [Текст]/ М. Стобарт – НФПК, 2002 (препринт). – 26 с.
  33. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. [Текст]/ В.Я. Стоюнин – М.: Педагогика, 1991.
  34. Управление современным образованием: Социал. и экон. аспекты. [Текст]/ А.Н.Тихонов и др. – М.: Вита-Пресс, 1998. – 174 с.
  35. Филипов Р.У. Публикации. [Текст]/ Р.У. Филиппов //Учительская газета. – 2003 – № 48.
  36. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. [Текст]/ А.В. Хуторской – М.: Народное образование, 2003. – №2. – С. 58-64.
  37. Чуракова О.В., Фишман И.С. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе: Дидактические материалы для обучения педагогов. [Текст]/ О.В. Чуракова, И.С. Фишман – Самара: Профи, 2002.С. 26.
  38. Angela Stoof, Rob L. Martens, Jeroen J.G. van Merrienboer. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства (Пер. с англ. Е.Орел). Источник: Open university of the Netherlands. Дата публикации: 12 мая 2004 года. http//www.ht.ru/press/articles/print/art26.htm
  39. Hoffmann T. The meanings of competency. [Текст]/ T. Hoffmann // Journal of European Industrial Training. – 1999. Vol.23. – №6. – P. 275-285.

 

Информация о работе Развитие ключевых компетенций учащихся профессионального училища средствами ученического самоуправления в группе