В
данном диссертационном исследовании
решалась задача развития ключевых компетенций
у учащихся начального профессионального
образования посредством организации
деятельности органов ученического самоуправления
в группе.
Ключевые
компетенции рассматривались нами
как набор знаний, умений, навыков
и способностей, которые позволяют рационально
построить личностно значимую для субъекта
деятельность. При этом понятие компетентности
было использовано в смысле способности
индивида удовлетворять требованиям или
успешно выполнять задание, т.е. справляться
с самыми различными задачами, которая
проявляется в совокупности знаний, умений
и навыков, необходимых для выполнения
конкретной работы. Именно такая компетентность
возникает в процессе практической деятельности,
когда молодые люди активно вовлечены
в мероприятия органов ученического самоуправления.
Анализ
литературы показал, что вопросам формирования
ключевых компетенций и развития ученического
самоуправления уделяется большое внимание,
однако недостаточно освещена возможность
развития ключевых компетенций у учащихся
именно средствами ученического самоуправления.
Проведенное
нами исследование проблемы развития
ключевых компетенций учащихся начального
профессионального образования
средствами ученического самоуправления
в группе позволяет сделать следующие
выводы:
- Проблема
развития ключевых компетенций у учащихся
начального профессионального образования
является требованием современного общества,
т.к. отвечает запросам самих молодых людей,
их родителей и работодателей.
- Исходно-констатирующая
диагностика показала недостаточный уровень
развитости ключевых компетенций у учащихся,
поступивших на первый курс учебного заведения.
- Проведенная
экспериментальная работа подтвердила
гипотетическое предположение о том, что
задача развития ключевых компетенций
учащихся начального профессионального
образования может быть решена средствами
ученического самоуправления в группе
- Особенности
деятельности органов ученического самоуправления
в группе заключаются в создании реальных
условий для включения обучающихся
системы НПО в личностно и социально значимые
деятельность и общение на основе их возрастных
интересов и потребностей, обеспечивающих
эффективное развитие ключевых компетенций.
Таким
образом, выдвинутая в начале исследования
гипотеза о возможности развития
ключевых компетенций у учащихся начального
профессионального образования средствами
ученического самоуправления в группе
подтвердилась. Цель исследования - разработать
и апробировать модель ученического самоуправления
в группе, направленную на развитие ключевых
компетенций – достигнута.
Проведенное
исследование не является исчерпывающим
по данной теме, но позволяет утверждать,
что организация ученического самоуправления
в группе образовательного учреждения
системы НПО является перспективным направлением
внедрения компетентностного подхода
в учебно-воспитательный процесс и позволяет
продвинуться в решении задачи формирования
ключевых компетенций у выпускников начального
профессионального образования.
Библиографический
список
- Агранович
М., Мусарский М., Рождественская
И. Экономика и финансирование образования.
[Текст]/М. Агранович, М. Мусарский, И. Рождественская
– М.: Моск. высш. шк. соц. и экон. наук, 2003.
– С.35-39.
- Аристотель.
Сочинения: В 4 т. [Текст]/Аристотель – М.:
Мысль Т.4. – 1983. – С.378.
- Байденко
В.И. Компетенции в профессиональном
образовании/Высшее образование в России.
[Текст]/В.И. Байденко – 2004. – №11.
– С.4-13.
- Болотов
В.А., Сериков
В.В. Компетентностная
модель: от идеи
к образовательной программе. [Текст]/В.А.
Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. –
2003. – №10. – С.8-14.
- Борисов
П.П. Компетентностно-деятельный подход
и модернизация содержания общего образования.
[Текст]/П.П. Борисов // Современные мысли.
– 2003. – №1. – С.58-61.
- Волохов
А.В. Воспитание как социокультурный
феномен. [Текст]/А.В. Волохов //Материалы
Всероссийской научно-практической конференции.
– М., 2003. – С.127.
- Гершунский
Б.С. Философия образования для XXI века
(в поисках практико-ориентированных образовательных
концепций). [Текст]/Б.С. Гершунский – М.:
Интер-Диалект, 1997. – 697с.
- Глазунова
Л.А. Технология формирования ключевых
навыков в Британской профшколе. [Текст]/Л.А.
Глазунова //Специальное профессиональное
образование. – 2002. – №12. – С.39-40.
- Глоссарии
терминов рынка труда, разработки стандартов,
образовательных программ и учебных планов.
[Текст] // Европейский фонд образования
(ЕФО). – 1997. – 97 с.
- Государственные
образовательные стандарты в системе
общего образования. Теория и практика./Под
ред. B.C. Леднева, Д.Н. Никандрова, М.В. Рыжакова.
[Текст] – М: Изд-во Московского психологического
социального института, 2002. – 147 с.
- Де
Корте Э., Фершаффель
Л. Высокоэффективное обучение: экспериментальный
проект соединения теории с практикой/Перспективы.
[Текст]/ Э. Де Корте, Л.Фершафель – М., 2003.
– №4. – С.121-133.
- Демакова
И.Д. Гуманизация пространства: теория
и практика. [Текст]/ И.Д. Демакова – М.:
Новый учебник, 2003.
- Ермоленко
В.А. Функциональная грамотность в современном
контексте. [Текст]/ В.А. Ермоленко — М.:
ИТОПРАО, 2002. – 119 с.
- Зимняя
И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма
результата образования. [Текст]/ И.А. Зимняя
//Высшее образование сегодня. – 2003. –
№5. – С. 34-42.
- Иванов
Д.А. Компетенции и компетентностный
подход в современном образовании. [Текст]/Д.А.
Иванов //Управление современной школой.
Завуч. – 2008. – №1. – С. 4-24.
- Кабанский
Ю.К. Избранные педагогические труды.
[Текст]/К.Ю. Кабанский – М.: Педагогика,
1989. – 363 с.
- Коменский
Я.А. Педагогическое наследие. [Текст]/
Я.А. Коменский //Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский.
– М.: Педагогика, 1989. – С. 52.
- Концепция
ключевых компетенций и ее внедрение в
Австралийскую систему среднего образования.
[Текст] //Erish Svtcnik, November. – М., 2002 (препринт).
– С. 34.
- Кроль
Л., Михайлова Е. Тренинг тренеров. [Текст]/
Л. Кроль, Е. Михайлова – М: Класс, 2002. –
190 с.
- Кузьминов
Я., Филонович С. Бизнес-образование
в России: состояние и перспективы (содержательно-институциональные
аспекты). [Текст]/ Я. Кузьминов, С.Филонов
// Вопросы экономики. – 2004. – № 1. – С. 37.
- Левитес
Д.Г. Практика обучения: современные
образовательные технологии. [Текст]/ Д.Г.
Левитес – М., 1998.
- Макаренко
А.С. Собр. сочинений в 7 т. [Текст]/ А.С.
Макаренко – М., 1980. – Т.3 – С . 186.
- Манухин
В.П. Самоуправление в образовательном
учреждении. [Текст]/ В.П. Манухин //Учебно-методическое
пособие. – М., 2005. – С. 48-62.
- Мэнсфилд
Б., Шмидт Г. Ключевые навыки. [Текст]/
Б. Мэнсфилд, Г. Шмидт – Европейский Фонд
Образования, 2000. – 112 с.
- Новикова
Т.Г. и др. Портфолио как форма оценивания
индивидуальных достижений учащихся.
[Текст]/Т.Г. Новикова //Профильная школа.
– М., 2004. – № 2. – С. 48-56.
- Олейникова
О.Н. Европейское сотрудничество в области
профессионального образования и обучения:
Копенгагенский процесс. [Текст]/ О.Н. Олейникова
– М.: Центр изучения проблем профессионального
образования, 2004. – 70 с.
- Поршнева
Е.Р. Междисциплинарные основы базовой
лингвистической подготовки специалиста-переводчика:
Автореф. дис. ...докт. пед. наук. – Казань,
2004. – 36 с.
- Равен
Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы,
заблуждения, перспективы. [Текст]/Дж. Равен
//Пер, с англ. – М.: Когито-Центр, 1999. – 144
с.
- Сборник
упражнений для развития ключевых компетенций.
[Текст] //Под ред. А.Н.Азовкиной, Т.Д.Ануфриевой
и др. – Иркутск, 2003. – 102 с.
- Смирнов
И.П., Ткаченко Е.В. Современный учащийся
НПО. Всероссийское социологическое исследование.
[Текст]/ И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко – М.:
Издательский центр АПО, 2002.
- Социально-педагогические
основы школьного самоуправления. Материалы
Международной конференции г. Москва,
13-14 мая 1999. [Текст] //Отв. Ред. Бочкарев В.И.
– М., 1999. – 134 с.
- Стобарт
М. Доклад Департамента образования,
культуры и спорта Совета Европы. [Текст]/
М. Стобарт – НФПК, 2002 (препринт). – 26 с.
- Стоюнин
В.Я. Избранные педагогические сочинения.
[Текст]/ В.Я. Стоюнин – М.: Педагогика, 1991.
- Управление
современным образованием: Социал. и экон.
аспекты. [Текст]/ А.Н.Тихонов и др. – М.:
Вита-Пресс, 1998. – 174 с.
- Филипов
Р.У. Публикации. [Текст]/ Р.У. Филиппов
//Учительская газета. – 2003 – № 48.
- Хуторской
А.В. Ключевые компетенции как компонент
личностно-ориентированной парадигмы
образования. [Текст]/ А.В. Хуторской –
М.: Народное образование, 2003. – №2. – С.
58-64.
- Чуракова
О.В., Фишман И.С. Ключевые компетенции
как результат общего образования. Метод
проектов в образовательном процессе:
Дидактические материалы для обучения
педагогов. [Текст]/ О.В. Чуракова, И.С. Фишман
– Самара: Профи, 2002.
– С. 26.
- Angela Stoof,
Rob L. Martens, Jeroen J.G. van Merrienboer. Что есть компетенция?
Конструктивистский подход как выход
из замешательства (Пер. с англ. Е.Орел).
Источник: Open university of the Netherlands. Дата публикации:
12 мая 2004 года. http//www.ht.ru/press/articles/print/art26.htm
- Hoffmann T.
The meanings of competency. [Текст]/ T. Hoffmann // Journal of
European Industrial Training. – 1999. Vol.23. – №6. – P. 275-285.