Развитие ключевых компетенций учащихся профессионального училища средствами ученического самоуправления в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать и апробировать модель ученического самоуправления в группе, направленную на развитие ключевых компетенций.
Объект исследования – ключевые компетенции обучающихся.
Предмет исследования – процесс развития ключевых компетенций обучающихся средствами ученического самоуправления в группе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития ключевых компетенций обучающихся начального профессионального образования средствами ученического самоуправления в группе 5
1.1. Компетентностно-ориентированный подход в современном образовании: анализ понятий, проблемы теории и практики 5
1.2. Ученическое самоуправление в современном образовательном учреждении 12
1.3. Модель ученического самоуправления в группе ориентированная на развитие ключевых компетенций учащихся 17
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. Экспериментальная апробация модели ученического самоуправления в группе 24
2.1. Характеристика учащейся молодежи как субъекта ученического самоуправления 24
2.2. Практическая реализация модели ученического самоуправления в группе, ориентированная на развитие ключевых компетенций обучающихся 29
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 35
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

     Свободное время учащиеся данной группы предпочитают проводить у компьютера (52%), телевизора (48%), слушать музыку или заниматься музыкой (24%). Круг общения учащихся группы менялся постепенно в процессе прохождения эксперимента: от обычного «друзья, приятели» до «одногруппники, учащиеся лицея». Если на первом курсе учащиеся предпочитали общаться в круге своих привычных со школы друзей, то с течением времени главными друзьями становятся товарищи по группе, с которыми они все активнее проводят своё свободное время и в стенах лицея и за его пределами.

     Входное исследование показало обычный в  данном случае процент учащихся склонных злоупотреблять вредными привычками (курение, алкоголь) – 64%. 24% учащихся не видели вреда в употреблении слабых наркотиков, 12% в анонимной анкете написали о том, что пробовали употреблять наркотик. Спортом на постоянной основе занимаются 28% обучающихся в группе. Серьёзно следят за своим здоровьем лишь 16% учащихся.

     На  момент поступления в профессиональный лицей лишь 24% учащихся проявили интерес  к активной общественной деятельности. 44% учащихся заявили о своем полном равнодушии к общественной жизни, а 12% категорически отказались принимать  какое бы то ни было участие в общественных делах. Такая пассивность объяснялась отсутствием опыта подобной деятельности в школе, заниженной самооценкой у некоторых учащихся, Вячеслав М. вел и продолжает заниматься общественной деятельностью в областной общественной экологической организации и его отказ от общественной деятельности в группе был продиктован нехваткой свободного времени, Виталий К. и Константин З. считал такую деятельность лишней тратой времени и сил. В целом общественная пассивность объяснялась отсутствием мотивации у учащихся к общественным видам деятельности.

     Итак  можно сделать вывод, что экспериментальная  группа является типичной для учреждений НПО группой учащихся, соответствующая  общему социальному портрету учащегося  начального профессионального образования.

2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГРУППЕ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Для проверки заявленной гипотезы, нами была выбрана  учебная группа по профессии «Оператор  ЭВМ» Профессионального лицея № 36 г. Ангарска. Эксперимент начат в сентябре 2009 года, когда данная группа была сформирована.

     Для определения доказанности выдвинутой гипотезы нами были разработаны критерии и показатели уровня сформированности ключевых компетенций у учащихся.

  Ключевые  компетенции   Уровень сформированности
  Критерии   Показатели
1. Коммуникативная коммуникабельность, умение общаться с другими, находить общий язык общения, слушать собеседника, проявлять интерес к иной точке  зрения   участие в обсуждениях проблем, конференциях, дискуссиях.
2. Общекультурная толерантность, воспитанность, уважительное отношение  к родному языку, уважение к истории  своего народа, сохранение культурного  наследия участие в поисковой  деятельности, посещение театра, выставок, отсутствие проявления нетерпимости к представителям разных национальностей, вероисповеданий, расширение словарного запаса, не использование сленговых и нецензурных выражений в общении
3. Ценностно-смысловая ориентация  на прочные общественные и личные ценности:

  - семья

  - дружба

  - коллектив

  - образование

забота о  сохранении семьи, дружеских отношений  с товарищами по группе, сплоченном коллективе; положительные успехи в  образовательной деятельности
4.   Учебно-познавательная открытость  для приобретения новых знаний в  различных областях науки и жизнедеятельности участие в предметных декадах, конкурсах профессионального  мастерства, интеллектуальных играх  и марафонах
5. Информационная владение навыком  анализа и синтеза информационного  потока использование информации для достижения общественно-значимых и образовательных целей
6. Социально-трудовая использование собственных трудовых ресурсов на благо  себя и общества участие в коллективных общественно-полезных делах: сельскохозяйственные работы, уборка территории и учебных  кабинетов, дежурство по учебному заведению, оформление помещений лицея к праздникам, ремонтные работы
7. Личностная  или личностного совершенствования самопрезентация, самоактуализация, адекватная самооценка самовыдвижение  своей кандидатуры на выборах  органов самоуправления, участие в конкурсе социальных проектов, художественной самодеятельности, «Учащийся года» и т.д., создание портфолио личных достижений

     В течение 6месяцев обучения в группе был проведен ряд организационных мероприятий для формирования и активизации деятельности ученического самоуправления.

     Создание  нормативной базы ученического самоуправления в группе. Учащиеся группы на общем собрании были ознакомлены с существующей нормативно-правовой базой: Законом об образовании, Законом о местном самоуправлении, Уставом Профессионального лицея №36, Моделью ученического самоуправления, действующей в лицее.

     В дальнейшем учащимся было предложено сформулировать свои идеи об организации  учебной и внеучебной деятельности группы. С этой целью был проведен конкурс на лучшую законодательную инициативу.

     Учащиеся  сделали ряд предложений организационного характера, которые в последствии  вошли в совместно разработанное  Положение о групповом самоуправлении. В его разработке принимали участие те учащиеся, чьи инициативы были признаны самыми интересными. Оценку инициатив проводили сами ребята: заочный тур – четверо учащихся выдвинутых группой в экспертный совет, очный тур – общее собрание группы.

     В ходе конкурса были разработаны и  другие локальные акты, регламентирующие ученическое самоуправление в группе:

  • Положение о Председателе Совета учащихся группы;

     Формирование  актива. Следующим этапом деятельности стало формирование органов ученического самоуправления. Для избрания актива необходимо было познакомить учащихся с правилами и основными принципами предвыборной кампании. С этой целью была проведена деловая игра «Демократические выборы», участие в которой позволило обучающимся практически опробовать себя в качестве активных избирателей. Форма игры соответствовала Закону «О выборах», существующему в РФ, соблюдались все формальности, принципы избирательной кампании России, а именно:

  • обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах кандидатов;
  • требование лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя уважительно по отношению к своим противникам;
  • обязанность невмешательства руководителей группы в ход предвыборной кампании.

     В результате проведенной игры выявились  явные лидеры в группе, которые  и стали её активом в первом учебном году: председателем Совета группы была избрана Анастасия П., а её заместителем – Олеся П. Таким образом, не смотря на численное преимущество юношей в группе, лидерство было обозначено за девушками.

     Под руководством основных лидеров были выбраны руководители различных  подразделений органов ученического самоуправления. Общественные обязанности, как правило, соответствовали склонностям и интересам учащихся, вставших во главе данных подразделений: образование и научно-лекторская работа; здоровый образ жизни и спорт; реклама и информация; культура; труд и т.д.

     Планирование  деятельности. Первой задачей, которая встала перед сформированным активом, было планирование. Необходимо было спланировать деятельность органов самоуправления на предстоящий учебный год с учетом планов лицея и собственных интересов и потребностей. На заседании актива с помощью мозгового штурма такой план был разработан. Учащимся удалось из множества разных предложений выбрать только самые интересные, значимые и реальные. Немалую роль в этом процессе сыграли направляющие и корректирующие действия куратора ученического самоуправления группы. В результате учащиеся получили навык общественного планирования с учетом реальных возможностей, полезности и согласованности действий.

     Деятельность  Совета учащихся группы. В течение семестра учащимися при поддержке и координации куратора ученического самоуправления совместно с мастером производственного обучения был проведен ряд мероприятий в рамках деятельности органов ученического самоуправления.

  1. Классные часы различной тематической направленности с целью формирования:
    • здорового образа жизни;
    • культурных и нравственных ценностей;
    • научно-познавательного интереса.
  2. Поисковые акции:
    • «История моей семьи в истории моей страны».
  1. Здоровосберегающие акции:
    • «Лицей против наркотиков»;
    • «Стоп СПИД»;
    • «Один день без сигареты».
    1. Благотворительные акции.
      • «Добро рядом» (месячник помощи детскому дому).
    1. Экскурсии, посещение театра, музеев, просмотр кинофильмов с последующим обсуждением.

     Каждое  мероприятие проходило тщательную подготовку, для чего формировалась инициативная группа, которая разрабатывала все подробности предстоящей деятельности.

     Учащиеся  группы активно участвовали в  жизни лицея. Не пропускали ни одного внешнего мероприятия, участвовали  в общественных проектах лицея, города и области и сами выступали инициаторами таких мероприятий.

     Прежде  чем выбрать тематику проектов, учащиеся провели социологическое исследование в различных группах второго  и четвертого курса. Была создана  анкета, содержание которой позволяло  определить, какие проблемы социального характера волнуют учащихся лицея.

     Отношения внутри учебного коллектива складывались в течение семестра обучения достаточно успешно. Ребята стали близкими друзьями, проводили время совместно не только во время учебного процесса, но и после него. Часто задерживались в учебном заведении, обсуждали, спорили, просто общались. Таким образом, сформировался дружный коллектив единомышленников. Нельзя сказать, что в группе не было аутсайдеров, отшельников.  

     Успешность  работы ученического самоуправления в экспериментальной группе можно оценить по количественным и качественным показателям: 
 
 

  Показатели Индикаторы
Количественные Наличие нормативных  документов, регламентирующих деятельность Разработана нормативная  база, состоящая из нескольких положений:
  • о законодательной инициативе;
  • об ученическом самоуправлении в группе;
  • о Председателе Совета учащихся группы;
  • о выборах Председателя Совета учащихся группы;
  • о конкурсе социальных проектов;
  • о конкурсе портфолио.
Наличие планов работы На каждый учебный  год создаются планы работы, которые прописываются по месяцам и учитывают планы работы лицея.
Регулярность  проведения заседаний, соблюдение Общее собрание группы проводится дважды в год.
 
Количественные
регламента  работы, наличие протоколов, постоянного  места для работы. Заседания актива проходили на регулярной основе два  раза в месяц.

Был избран секретарь Совета учащихся группы и собраний группы и следил за соблюдением регламента.

Постоянным  местом сбора стал кабинет № 302.

Уровень активности членов, количество людей реально участвующих в работе Все заседания, собрания, дискуссии, классные часы, акции  проходили по инициативе учащихся, готовились членами учебной группы (куратор оказывал лишь консультативную  помощь). В среднем в каждом мероприятии  участвовало не менее 70% учащихся экспериментальной группы. В целом активность в деятельности ученического самоуправления в группе за время эксперимента проявили 90% учащихся группы.
Регулярность  коллективного анализа проведенных  мероприятий Анализ проведенной работы проводился как формально на заседаниях Совета учащихся группы, так и неформально в обсуждениях учащихся.
  Качество нормативных  документов, регламентирующих деятельность Нормативные документы, разработанные учащимися экспериментальной  группы для регламентации группового самоуправления, прошли экспертизу в Совете лицея и были признаны грамотными, отвечающими требованиям локальных актов лицея и законодательным актам РФ.
  Согласованность в работе с другими заинтересованными  органами самоуправления и администрацией Деятельность  Совета учащихся группы была полностью  согласована с Советом лицея, инициативы, выдвигаемые учащимися  экспериментальной группы, включались в общую работу лицея. Мероприятия, проводимые экспериментальной группой, согласовывались с куратором ученического самоуправления группы или с администрацией лицея в зависимости от уровня охвата проводимого мероприятия.
  Уровень демократической  культуры в работе Выборы Председателя Совета учащихся группы, актива группы, проведение заседаний и собраний проходило в строгом соответствии с принципами демократии и гласности.
  Психологический климат на заседаниях и в деловых  отношениях Все мероприятия  и общение между одногруппниками  происходили в дружеской обстановке, учащиеся проявляли терпимость и уважение к мнению друг друга, даже в горячих спорах старались сохранить лояльность отношений. Развитие коммуникативной компетентности проявилось и в общении с представителями других групп, инженерно-педагогическими работниками, администрацией – сократилось до минимума количество конфликтных ситуаций: если на первом курсе учащиеся экспериментальной группы участвовали в 10 конфликтных ситуациях, то на втором – в 4, а на третьем – в 1.
  Качество отчетов  о выполнении решений и планов Регулярные  отчеты Председателя Совета учащихся группы отличались своевременностью, конкретностью, полнотой представляемой информации, самокритичностью. Дискуссия по поводу оценки отчета позволяла активу корректировать планы работы, совершенствовать планирующую деятельность.

Информация о работе Развитие ключевых компетенций учащихся профессионального училища средствами ученического самоуправления в группе