Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа
Цель исследования – разработать и апробировать модель ученического самоуправления в группе, направленную на развитие ключевых компетенций.
Объект исследования – ключевые компетенции обучающихся.
Предмет исследования – процесс развития ключевых компетенций обучающихся средствами ученического самоуправления в группе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития ключевых компетенций обучающихся начального профессионального образования средствами ученического самоуправления в группе 5
1.1. Компетентностно-ориентированный подход в современном образовании: анализ понятий, проблемы теории и практики 5
1.2. Ученическое самоуправление в современном образовательном учреждении 12
1.3. Модель ученического самоуправления в группе ориентированная на развитие ключевых компетенций учащихся 17
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. Экспериментальная апробация модели ученического самоуправления в группе 24
2.1. Характеристика учащейся молодежи как субъекта ученического самоуправления 24
2.2. Практическая реализация модели ученического самоуправления в группе, ориентированная на развитие ключевых компетенций обучающихся 29
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 35
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
Работа
в органах ученического самоуправления
представляется той сферой деятельности,
в рамках которой учащиеся сталкиваются
с возможностью постановки и решения
проблем своей внутренней жизни.
Это рождает
Самоуправление – это принцип управления малыми сообществами и объединениями людей в гражданском обществе. В статье 3 Конституции Российской Федерации говорится что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Потребности развития современного российского общества одной из основных задач воспитания молодого поколения ставят подготовку его к жизни в самоуправляемом обществе, где каждый индивид способен проявлять самостоятельную инициативу и нести ответственность за принятые решения. Органы местного самоуправления способны эффективно функционировать лишь в том случае, когда сами граждане актуализированы на общественную деятельность, стремятся принимать участие в работе самоуправленческих структур, и не боятся ответственности.
Для решения этой важной государственной задачи необходимым является формирование органов ученического самоуправления в учебных заведениях, привлечение подростков к активной общественной деятельности в процессе обучения. Именно участие в ученическом самоуправлении позволяет организовать пространство для формирования ключевых компетенций у обучающихся. Составляющей частью ученического самоуправления учебного заведения является самоуправление малой группы, как первичного звена общей системы.
В общем виде под самоуправлением понимается самостоятельная деятельность какой-либо организованной системы адекватно решающей свои внутренние проблемы и отдельные вопросы, включающей исполнителей в процесс выработки решений.
Образовательное учреждение должно являться, по сути, школой социального самоуправления, основная задача которой – научить учащегося самостоятельно строить свои отношения с социумом, находить своё место в обществе, нести ответственность за состояние окружающего мира, самостоятельно принимать жизненно важные решения, используя полученные при обучении знания, умения и навыки, преломляя их к сложившейся ситуации, т.е. сформировать ключевые компетенции. Система ученического самоуправления является тем инструментом, который позволяет достичь поставленных задач.
Ученическое самоуправление может рассматриваться в социально-педагогическом аспекте как основа разнообразных социальных отношений детей, которые являются прообразом будущих отношений взрослых. Любое обучение идет тем успешней, чем больше социальных связей присутствует в его процессе. В работе «Великая дидактика» Я.А.Коменский утверждает, что «...целесообразно образовывать юношей, собирая их вместе, так как больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером для других. Ведь совершенно естественно делать то, что на наших глазах делают другие, и идти туда, куда идут другие, следовать за теми, кто впереди, и опережать тех, кто следует за нами».
Ученическое
самоуправление позволяет решить задачу
воспитания активной личности, способной
принимать самостоятельные
Очевидно,
что самоуправляемое сообщество
учащихся создает образцы социального
поведения будущей
Перспективы наиболее полного и педагогически целесообразного использования социально-педагогических возможностей общественных организаций учащейся молодежи связаны с изучением стихийных и относительно управляемых процессов общественной самоорганизации. При таком подходе наиболее важным становиться выяснение сущности и содержания явления ученического самоуправления.
В
сочинениях Руссо, Песталоцци, Фурье, Фихте
говорится о необходимости
Идеи самоуправления применяли А.Я.Герд, Ф.Ф.Резенер, Н.В.Рукавишников, и др. В начале XX века теоретические и практические основы самоуправления были разработаны А.У.Зеленко, Н.Н.Иорданским, В.П.Кащенко, Д.И.Петровым, И.Г.Розановым, Г.И. Росслимо, С.Т.Шацким.
А.С.Макаренко разработал систему коллективного воспитания, основанную на широком привлечении детей в работу органов самоуправления. Макаренко обосновал систему ученического самоуправления теоретически и практически доказал состоятельность своей теории. Автор подробно описывает функциональные обязанности органов самоуправления. Особый интерес в данном случае представляют подробно описанные функции общего собрания воспитанников. При этом, анализируя свой опыт, А.С.Макаренко выделяет условия, при которых возможна эффективная работа органов самоуправления, т.е. «...основным методом администрации должно быть влияние в самих органах самоуправления, и тот товарищ, который таким влиянием пользуется и у которого всегда происходят конфликты с органами самоуправления, совершенно очевидно, для работы в этом учреждении не годится...».
Поиск путей применения метода самоуправления в образовательных учреждениях был продолжен в 50-90-х годов прошлого века педагогами и исследователями, стремившимися организовать жизнь детей с учетом их интересов и потребностей Н.П.Аникеева, Ф.Ф.Брюховецкий, Б.З.Вульфов, О.С.Газман, В.Д.Иванов, И.П.Иванов, В.А.Караковский, Т.Е.Конникова, В.В.Коротков, Л.И.Новикова, М.И.Рожков, В.А.Сухомлинский, Л.И.Уманский, А.Н.Ходусов, А.С.Чернышов.
В последующие годы отечественная педагогическая наука активно дискутирует пути дальнейшего развития ученического самоуправления не только в учебных заведениях, но и в ученических производственных бригадах, пионерских лагерях труда и отдыха, кружках, клубах по месту жительства. Было выделено две основных концепции воздействия педагогов на деятельность органов ученического самоуправления. Первая заключалась в том, что основной формой педагогического воздействия должно стать педагогическое руководство органами ученического самоуправления. Вторая концепция, более востребованная в наши дни, предполагает построение отношений между педагогами и органами ученического самоуправления на основе взаимодействия, сотрудничества .
Социльно-экономические и политические изменения в нашей стране, начавшиеся в 90-х гг. прошлого века привели к глобальному переосмыслению всей педагогической практики и поиску новых путей организации работы учебного заведения в целом. В этой связи обнаружились и новые подходы к организации ученического самоуправления. Политизированная система советского периода перестала быть актуальной, полностью себя изжила. Однако в педагогической науке дискутировался вопрос о возможности или даже необходимости использования опыта советской педагогики, адаптированной к новым жизненным условиям. С другой стороны предлагалось создать принципиально новую основу формирования ученического самоуправления. Все мнения 90-х гг. потонули в потоке организационной неразберихи тех лет, которая проявилась и в учебной среде, т.к. школа оставалась моделью государства и воспринимала все перемены происходящие в обществе.
На сегодняшний день актуальность этого вопроса подтверждается пристальным вниманием к этой теме со стороны государства. В 2003г. Министерство образования публикует «Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях», где прямо указывается на то, что органы ученического самоуправления являются значимым моментом развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением. При этом отмечается, что предназначены органы ученического самоуправления для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся, направленных на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.
В
современной отечественной и
зарубежной педагогической литературе
неизменно подчеркивается тот факт,
что формирование самостоятельной,
свободной личности, имеющей активную
жизненную позицию и устойчивую
позицию гражданственную
Как следует из документов Министерства образования и науки для ученического самоуправления не может быть принципиальных ограничений сфер деятельности, кроме специальных видов, оговоренных в Федеральном Законе «Об образовании». Во всем остальном органы самоуправления с участием обучающихся вправе взять под свою ответственность любой участок жизнедеятельности образовательного учреждения и прилагать коллективные усилия (обучающихся, педагогов, родителей) для того, чтобы он функционировал более эффективно. Многообразие форм ученического самоуправления обусловлено тем, что они основаны на демократических принципах представительства от всех социальных групп, участвующих и заинтересованных в высоком качестве образовательного процесса в данном учреждении образования.
Осмысление работ Э.Гиденса, Т.Парсонса, Э.Дюркгейма позволяет сформулировать сущность ученического самоуправления как механизма упорядочения социальных связей и отношений, в которые включена и которые формирует сама учащаяся молодежь. Ученическое самоуправление естественный и подчас спонтанный процесс в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется подростково-молодежное сообщество как постоянно развивающаяся структура – субъект взаимодействия с социальной средой и социальными институтами. С другой стороны ученическое самоуправление формирует собственную идеологию, основой которой является идея гражданского общества. Молодежь, принимающая участие в ученическом самоуправлении включается в создание самостоятельной культуры, основным компонентом которой является осознание себя в качестве свободного гражданина своей страны.
На практике для внедрения самой идеи ученического самоуправления в среду образовательного учреждения необходимы шаги по снижению административно-чиновничьего контроля и присутствия, а затем наращивание общественного контроля и присутствия в образовательном учреждении. Такое общественное присутствие возникает при образовании Общественного Управляющего совета образовательным учреждением.
Важнейшим условием организации ученического самоуправления в образовательном учреждении является социальное партнерство, которое должно охватывать всех участников этого процесса. Такое партнерство стимулирует включение учащихся в преобразование окружающей учебной и жезнедеятельностной среды, в выполнение реальных действий. На сегодняшний день к реальной деятельности можно отнести участие в социально значимых проектах, экологических программах, организацию политических акций, охрану памятников истории и культуры, организацию акций по возрождению национальной культуры и т.д. В этом случае самоуправление учащихся реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, которые учащийся неизбежно сформирует в процессе активной общественной деятельности в контакте со сверстниками.
В
целом ученическое
Процесс развития ученического самоуправления можно рассматривать в качестве социальной модели. Понятие «модель» определяется как любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его «заместителя», «представителя», воспроизведенный в более простом уменьшенном виде.
В построении социальной