Развитие ключевых компетенций учащихся профессионального училища средствами ученического самоуправления в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать и апробировать модель ученического самоуправления в группе, направленную на развитие ключевых компетенций.
Объект исследования – ключевые компетенции обучающихся.
Предмет исследования – процесс развития ключевых компетенций обучающихся средствами ученического самоуправления в группе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития ключевых компетенций обучающихся начального профессионального образования средствами ученического самоуправления в группе 5
1.1. Компетентностно-ориентированный подход в современном образовании: анализ понятий, проблемы теории и практики 5
1.2. Ученическое самоуправление в современном образовательном учреждении 12
1.3. Модель ученического самоуправления в группе ориентированная на развитие ключевых компетенций учащихся 17
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. Экспериментальная апробация модели ученического самоуправления в группе 24
2.1. Характеристика учащейся молодежи как субъекта ученического самоуправления 24
2.2. Практическая реализация модели ученического самоуправления в группе, ориентированная на развитие ключевых компетенций обучающихся 29
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 35
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

     В процессе активной деятельности в органах  ученического самоуправления у обучающихся  развивается навык коммуникации, растет уровень социальной культуры, формируется уважение к общечеловеческим ценностям. Учащиеся стремятся овладевать полезной для них информацией, анализировать информационный поток и применять полученные знания на практике в процессе деятельности органов ученического самоуправления. У обучающихся развиваются лидерские качества, возникает стремление к саморазвитию и личному совершенствованию.

 

     Выводы к главе 1

 
  1. Компетентностно-ориентированный  подход является приоритетным направлением развития современного российского  образования. Выпускник системы  начального профессионального образования  должен обладать способностью применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях, должен быть компетентным специалистом, т.е. обладать набором профессиональных и ключевых компетенций.  Ключевые компетенции используются в самых различных жизненных ситуациях, не зависимо от рода деятельности.
  2. В педагогических исследованиях существуют различные классификации ключевых компетенций. Для данного исследования приоритет отдан классификации А.В.Хуторского, как наиболее полной и соответствующей специфике деятельности органов ученического самоуправления в учебной группе образовательного учреждения начального профессионального образования. На формирование ключевых компетенций направлена как образовательная, так и воспитательная деятельность учебного заведения. Однако в данном исследовании рассматривается именно воспитательная деятельность органов ученического самоуправления как наиболее располагающая основа для развития важнейших ключевых компетенций: работы с другими, общения, самоактуализации. Интерактивный режим личностного взаимодействия учащихся обеспечивается в деятельности органов ученического взаимодействия, что способствует активизации жизненной позиции учащихся и развитию и саморазвитию человека.
  3. Самоуправление – это актуальная потребность современного демократического российского общества. Формирование демократической грамотности начинается в детском и юношеском возрасте и главным помощником в этом направлении воспитания становится образовательное учреждение, которое должно создать основу для получения учащимися навыка социального взаимодействия. Эту задачу призваны реализовать органы ученического самоуправления, которые формируются в образовательном учреждении, начиная с учебной группы и заканчивая управляющим советом учебного заведения. В целом ученическое самоуправление создает условия для развития у учащихся таких ключевых компетенций как сотрудничество, чувство коллективизма, равноправие, формирование и понимание норм справедливости, взаимопонимания и поддержки, заботы о ближнем, ответственности, что является непременным условием формирования цельной личности.
  4. Прогностическая модель ученического самоуправления по развитию ключевых компетенций учащихся содержит следующие аспекты: социальный, правовой, психологический, организационно-педагогический, методический (технологический). В условиях реализации модели ученического самоуправления педагог действует как консультант, тьютор, модератор. Формируются компоненты эффективности прогностической модели и принципы деятельности органов ученического самоуправления: доступность, равенство, добровольность, творчество, ответственность, непрерывность и преемственность. Социально-ориентированные и личностно-ориентированные функции органов ученического самоуправления способствуют формированию ключевых компетенций учащихся: коммуникативной; общекультурной; ценностно-смысловой; информационной; учебно-познавательной; социально-трудовой; личного самосовершенствования. Для реализации прогностической модели предполагается использование современных интерактивных методов воспитания: технология «портфолио», метод проектов, технология малых групп, игровые технологии. При создании прогностической модели формулируются цели и задачи организации ученического самоуправления в группе, дается перечень нормативных актов и основных правил, которыми руководствуются все участники деятельности ученического самоуправления. Основополагающим принципом взаимоотношений всех участников данного процесса является принцип сотрудничества.

ГЛАВА 2. эКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГРУППЕ

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК СУБЪЕКТА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Для проверки выдвинутой гипотезы о возможностях формирования ключевых компетенций учащихся средствами ученического самоуправления необходимо проанализировать социальный портрет учащихся группы, которая представляет экспериментальный интерес для данного исследования. Рассмотрение социального портрета учебной группы возможно лишь в контексте общего социологического исследования контингента учащихся системы НПО, который позволит показать, что состав экспериментальной группы является типичным для данной системы, а значит, выводы по результатам эксперимента можно считать общими для всей системы начального профессионального образования.

     Для реализации анализа используется метод  социологического исследования, который представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получение объективных, достоверных данных об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

     В контексте заявленной проблемы были проанализированы социологические  исследования по теме «Современный учащийся НПО», охватывающие общероссийскую аудиторию, систему НПО Иркутской области, контингент учащихся отдельного образовательного учреждения НПО и отдельной (экспериментальной) учебной группы.

     Для анализа социального портрета учащегося  системы НПО были выбраны основные диагностические показатели, а именно:

  • социальный статус учащегося;
  • мотивы выбора и отношения к профессии;
  • общественная активность;
  • ценностные ориентации;
  • жизненные планы.

     В целом по России общесоциологические  данные исследования показывают, что  учащиеся системы НПО в основном представлены равным половозрастным составом, т.е. примерно 49% учащихся мужского пола и 51% - женского. Более трети учащихся воспитываются в неполных семьях (38,4%), только половина (52,9%) в настоящее время имеют отцов, что подтверждает уже сложившееся мнение о низком социальном статусе учащихся системы НПО.

     Социальный  статус родителей является показателем  преимущественной малообеспеченности обучающихся, основной источник доходов  которых состоит из стипендии  и помощи родителей. В целом учащиеся оценивают свой достаток как низкий (48,4%) или средний (42,1%). Этим объясняется стремление учащихся устроится на постоянную (2,3%) или временную (4,4%) работу.

     Отсюда  основным мотивом поступления в  учреждение НПО выделяется желание  «стать самостоятельным и материально  независимым человеком» (36,5%), «в будущем иметь хороший материальный заработок» (35%).

     По  оценкам исследователей профессиональные предпочтения учащихся системы НПО  формируются в большей степени  под влиянием родителей (34,5%) или  самостоятельно (37%). Как правило, учащиеся не разочаровываются в выборе профессии: «вполне довольны» - 44,4%, «скорее довольны, чем недовольны избранной профессией» - 33,6%, т.е. примерно 3/4 учащихся. «Совершенно недовольны» - только 2,1%.

     Общественная  активность учащейся молодежи системы  НПО оценивается исследователями как крайне низкая. Преобладает скорее общественная пассивность: 70% респондентов отрицают своё участие в деятельности общественных организаций. Свободное время учащиеся предпочитают проводить у телевизора (57%), «слушать музыку, смотреть видео, играть в компьютерные игры» (60%), что свидетельствует о пассивно-развлекательном характере досуга. Потребность в социальном взаимодействии учащиеся реализуют через общение с друзьями (45,7%), причем 36% имеют постоянный круг друзей. В учреждениях НПО проводят свободное время лишь 13,1%.

     Для учащихся системы НПО характерна низкая заинтересованность в собственном  здоровосбережении. Курение стало  практически массовым явлением (71,3%), учащиеся, употребляющие спиртные напитки, составляют 48,3%, употребление наркотических веществ считают приемлемым для себя 13,6%. В то время как спортом занимаются лишь 15,8% учащихся.

     Безусловным приоритетом жизненных ценностей  респонденты определяют «дружную крепкую  семью» (53,4%), на втором месте по значимости стоит «стать высококвалифицированным специалистом» (42,2%), затем называются потребности «иметь крепкое здоровье» (36,5%) и «стать богатым, материально независимым человеком» (35,6%).

     Социологическое исследование по данной тематике, проведенное  в Иркутской области, показало приблизительно сходную картину социального портрета учащегося системы НПО.

     Для анализа было использовано 1507 анкет  респондентов, среди которых 49,9% юношей и 50,1% - девушек, что показывает примерно равный половозрастной состав участников опроса.

     В результате исследования было выяснено, что в полной семье воспитывается 61,1% учащихся, 33,2% не имеют полной семьи (нет одного или обоих родителей, родители лишены родительских прав, воспитываются опекунами или детскими домами).

     Значительное  количество родителей (74,9%) имеют среднее (полное) образование, большинство из них получили образование, закончив учреждения НПО или СПО. При этом 32,7% родителей не имеют профессии и лишь 16,6% имеют высшее профессиональное образование. Достаточно высока доля безработных – 18,9%, среди которых отцы составляют 44,4%.

     Среди родителей 76,3% составляют рабочие, колхозники и фермеры, 24,3% - служащие, 6,3% - инженеры и 12,4% - занимают руководящие должности.

     Профессиональный  выбор учащихся обусловлен в первую очередь возможностью получения одновременно среднего образования и профессии. Об этом заявило 44,5% респондентов. Причиной выбора учебного заведения часто называется его близость к дому (10%). Однако 21,7% при выборе профессии учитывали свои склонности и способности. Основным мотивом поступления в УНПО учащиеся (43,4%) называют желание в будущем иметь хороший материальный заработок.

     Самостоятельно  определились с выбором будущей  профессии 55,9% респондентов. Информацию же о имеющихся учебных заведениях и профессиях преподаваемых в них учащиеся получали в основном от родителей (28,9%) и друзей (38,5%).

     Образовательные ожидания обучающихся заключаются  в получении знаний для избранной  профессии (48,1%), удачном трудоустройстве (15,8%), возможности продолжить образование (27,7%).

     45,3% опрошенных учащихся отрицают  своё участие в общественной  деятельности. Как видно этот  показатель по Иркутской области  много ниже чем в целом по  РФ. Однако пассивно-развлекательный  характер досуга преобладает  и здесь (75,8%). Большинство учащихся  также предпочитают проводить время с друзьями (59,5%) или дома (27,9). В учреждениях НПО свободное время проводят все те же 13,1% респондентов.

     В Иркутской области спортом предпочитают заниматься 26,5%. Тревожным показателем  является наличие вредных привычек: 77% учащихся постоянно употребляют спиртные напитки и курят, 2,1% - постоянно употребляют наркотики, 21,8% - несколько раз пробовали наркотические вещества, 32,3% - затруднились ответить на вопрос об употреблении наркотиков.

     Приоритетом в ряду жизненных ценностей респонденты Иркутской области называют «материальный достаток» (43,7%), «крепкую дружную семью» (31,4%), «стать высококвалифицированным специалистом» (29,3%).

     Общий взгляд на будущее в регионе сохраняет  положительную тенденцию всей России. Около половины учащихся (45%) с надеждой и оптимизмом смотрят в будущее, 29,3 – спокойно, без особых надежд и иллюзий. 28,9% респондентов предполагают продолжить образование, 61,2% удовлетворены обучением избранной профессии.

     Социологическое исследование Профессионального лицея № 36 г.Ангарска в целом подтверждает социальный портрет изображенный в исследованиях РФ и региона, не смотря на различия в половозрастной категории: 73% юношей и 27% девушек. Преобладание мужского пола объясняется наличием в учебном заведении, прежде всего, мужских профессий: сварщик, слесарь, электромонтер.

     Безусловным приоритетами в ряду жизненных ценностей  респонденты ПЛ-36 назвали «материальный  достаток» (53%), «возможность стать квалифицированным  специалистом» (39%), «иметь дружную крепкую семью» (38%).

     В контексте общего социального портрета, полученного при анализе учащихся учреждений начального профессионального  образования России, Иркутской области  и профессионального лицея № 36, взятая для эксперимента учебная  группа по профессии «Оператор ЭВМ» ПЛ-36 выглядит вполне типичной, среднестатистической учебной группой УНПО.

     Экспериментальная группа состоит из 25 человек, где 36% составляют девушки и 64% - юноши. В  полных семьях воспитываются 18 человек, у 5 учащихся отсутствуют отцы, двое учащихся являются сиротами: один воспитывался в детском доме, второй находится на попечении бабушки. Таким образом, можно сделать вывод, что в группе преобладает средний социальный статус и средний уровень материальной обеспеченности.

     Уровень образованности родителей в основном соответствует общестатистическим данным: 28% имеют высшее образование и 72% - среднее. 61,9% родителей работают по рабочим профессиям либо занимаются сельским трудом, 26% - являются служащими, 4,7% - руководителями. 7% родителей не имеют работы, из них 66,6% - отцы.

     Основным  мотивом выбора своей профессии  учащиеся экспериментальной группы называют личную склонность и интерес  к ней (84%), а также возможность  получения высококвалифицированной  специальности (76%), которая позволит устроиться на хорошо оплачиваемую работу (72%) и продолжить обучение в вузе (32%).

Информация о работе Развитие ключевых компетенций учащихся профессионального училища средствами ученического самоуправления в группе