Развитие ключевых компетенций учащихся профессионального училища средствами ученического самоуправления в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать и апробировать модель ученического самоуправления в группе, направленную на развитие ключевых компетенций.
Объект исследования – ключевые компетенции обучающихся.
Предмет исследования – процесс развития ключевых компетенций обучающихся средствами ученического самоуправления в группе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития ключевых компетенций обучающихся начального профессионального образования средствами ученического самоуправления в группе 5
1.1. Компетентностно-ориентированный подход в современном образовании: анализ понятий, проблемы теории и практики 5
1.2. Ученическое самоуправление в современном образовательном учреждении 12
1.3. Модель ученического самоуправления в группе ориентированная на развитие ключевых компетенций учащихся 17
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. Экспериментальная апробация модели ученического самоуправления в группе 24
2.1. Характеристика учащейся молодежи как субъекта ученического самоуправления 24
2.2. Практическая реализация модели ученического самоуправления в группе, ориентированная на развитие ключевых компетенций обучающихся 29
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 35
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  

ГОУ ВПО "Иркутский  государственный  лингвистический  университет" 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

РАЗВИТИЕ  КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА СРЕДСТВАМИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГРУППЕ 
 
 
 
 
 
 

                                       
 

                                         Выполнила: Трифачева С.М.,

                                               Студентка группы  ТМПА3-07-04

                                            Факультета заочного обучения

                                       Проверила: Никитина Е.А.,

Кандидат  филологических наук, доцент  
 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск 2011

 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         3 

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития ключевых компетенций  обучающихся начального профессионального  образования средствами ученического самоуправления в группе                                                       5 

1.1. Компетентностно-ориентированный подход в современном образовании: анализ понятий, проблемы теории и практики                  5 

1.2. Ученическое самоуправление  в современном  образовательном  учреждении                                                                                                       12 

1.3. Модель ученического  самоуправления в  группе ориентированная  на развитие ключевых  компетенций учащихся                                             17 

ВЫВОДЫ  К ГЛАВЕ 1                                                                                   23 

ГЛАВА 2. Экспериментальная  апробация модели ученического самоуправления в группе                                                                                   24 

2.1. Характеристика учащейся  молодежи как субъекта ученического самоуправления                                                                                                       24 

2.2. Практическая реализация  модели ученического  самоуправления в  группе, ориентированная  на развитие ключевых компетенций обучающихся                                                                                                       29 

2.3. Анализ результатов  экспериментальной  работы                               35 

ВЫВОДЫ  К ГЛАВЕ 2                                                                                   39 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                       40 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                            41

 

 

Введение

Процессы  демократизации российского общества, которые начались ещё в 90-х гг. прошлого века привели к необходимости  проведения реформ во всех сферах общественной жизни. Эти реформы не обошли стороной и образование.

    «Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке». Мир детства – это отражение мира взрослых, там повторяются те же проблемы, те же победы и поражения, это модель государства, в котором дети чувствуют себя взрослыми людьми и очень недоумевают, когда взрослые не принимают всерьёз их порывы, достижения, трагедии и страхи.  «Государство принадлежит к тому, что существует по природе, и человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек». Поэтому так важно создание в учебном заведении органов ученического самоуправления как способа организации жизнедеятельности ученического коллектива аналогичного организации жизнедеятельности государства, который предполагает активное участие всех учащихся на основе самостоятельной творческой деятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей, развития ключевых компетенций, формирования нравственной личности.

    Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления  учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем  взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем учащиеся вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения подростков к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

      «По своей природе дети –  это творцы, созидатели, лидеры, стремящиеся  что-то совершать, открывать, создавать.  Нужно такую энергию направить  в полезное русло, помочь им  в благих намерениях. Иначе все  это проявится на улицах, в  подворотнях, на дискотеках. Все это следует направить на воспитание лучших качеств личности, на самовоспитание, используя здесь потенциал коллективного участия, внутренней и внешней дисциплины, к которой побуждают совместные общественно значимые дела».

    Технологии воспитательного процесса, которые используются в профессиональных образовательных учреждениях большинством педагогов недостаточно ориентированы на актуализацию личностных возможностей учащихся и формирование у них потребности и готовности к активной жизнедеятельности и самореализации. Следствием этого является неспособность выпускников к самостоятельному решению жизненных проблем, не способность реализоваться личностно, профессионально, духовно.

    Как отмечается в Стратегии государственной молодежной политики РФ (от 18.12.2006 г. № 1760-р) в современном российском обществе молодое поколение не осваивает в достаточной мере в процессе обучение ключевые компетенции. В результате возникает ряд негативных последствий, как для самой молодёжи, так и для общества в целом:

  • аполитичность молодёжи приводит к отсутствию активности во время проведения выборов, что, в свою очередь, наносит вред развитию демократических преобразований в стране;
  • в условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь проявляет нетерпимость к представителям иной национальности, вероисповедания, что противоречит идеологии толерантности;
  • отсутствие нравственных ценностей и положительных идеалов увеличивает количество внебрачных детей и неполных семей, приводит к возрастанию криминальной активности малолетних правонарушителей и т.д.
  • недостаточное развитие коммуникативных и профессиональных компетенций у молодого поколения приводит к росту безработицы в их среде и уходу молодёжи в сферу «теневой» экономики.

    Условия формирования ключевых компетенций учащихся напрямую зависят от развития системы самоуправления в обществе и, в первую очередь, в учебном заведении. Ученическое самоуправление учебного заведения будет успешным в том случае, если его организация начнется непосредственно с первичных структур, т.е. с организации самоуправления в учебной группе. Будущие лидеры должны начинать свою деятельность с малого. В групповом самоуправление формируется понимание актуальности самоуправления всего учебного заведения и ценности демократических форм управления в государстве в целом.

    Изучение  состояния проблемы позволило выявить  следующее противоречие:

  • между потребностью современного общества в развитии у учащихся навыков выполнения управленческих функций, работы в команде и сохраняющимися традиционными подходами к организации ученического самоуправления в основном для выполнения исполнительских функций.

    Таким образом, проблема заключается в следующем:

  • какова должна быть модель ученического самоуправления в группе учащихся профессионального училища, ориентированная на развитие ключевых компетенций обучающихся.

    Цель  исследования – разработать и апробировать модель ученического самоуправления в группе, направленную на развитие ключевых компетенций.

    Объект  исследования – ключевые компетенции обучающихся.

    Предмет исследования – процесс развития ключевых компетенций обучающихся средствами ученического самоуправления в группе.

    В соответствии с целью нашего исследования поставлены следующие задачи:

  1. Изучить состояние проблемы в философской и психолого-педагогической литературе.
  2. Разработать модель ученического самоуправления в учебной группе, ориентированную на развитие ключевых компетенций обучающихся.
  3. Разработать критерии и  показатели уровня развития ключевых компетенций обучающихся.
  4. Практически апробировать модель ученического самоуправления в учебной группе.
  5. Проанализировать и систематизировать полученную информацию, сделать выводы.

    В соответствии с целью и задачами нашего исследования был реализован комплекс теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту и предмету исследования:

  • теоретического уровня: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование и др.;
  • эмпирического уровня: наблюдение, анкетный опрос, структурированное интервью, беседа, контент-анализ, методики психодиагностики и др.

ГЛАВА 1. Теоретические  основы развития ключевых компетенций обучающихся начального профессионального образования средствами ученического самоуправления в группе

1.1. Компетентностно-ориентированный  подход в современном  образовании: анализ  понятий, проблемы теории и практики

 

     Современная Россия находится на пути активного  становления рыночных отношений  и развития демократических структур, что влечет за собой изменения  основ социально-экономической ситуации. Россия вошла в современную информационную цивилизацию и, неизбежно, воспринимает темпы роста информационного поля, который выражается в увеличении объёма информации в два раза каждые три года, обновлении списка профессий на 50% каждые семь лет. «Информационный взрыв», ставший следствием использования информационных технологий, привел не только к росту объёма информации, но и к быстрому её старению и постоянному обновлению. Это касается и научных разработок, быстрое внедрение которых приводит к принципиальным изменениям экономической деятельности и, что не мало важно, повседневной жизни людей. В этих условиях человеку для достижения успеха необходимо осваивать не одну, а 3-4 профессии в течение жизни, постоянно наращивать уровень своего образования, менять место работы в среднем 3-5 раз в течение жизни. Такая ситуация приводит к снижению актуальности фундаментальных знаний и повышению значимости умений ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, самостоятельно находить недостающие источники знаний.

     Исследователи отмечают, что «сегодня можно с  полным основанием говорить о кризисе  знаниево-просветительской парадигмы, который обусловлен несколькими  причинами. Первая из них связана  с изменением самого феномена знания и его соотношения с общественной практикой: добывание знания становится приоритетной сферой профессиональной деятельности человека и условием существования всякого современного производства вообще, темпы изменения знаний соизмеримы с темпами перестройки производственных поточных линий. В этих условиях, как это ни парадоксально звучит, знаниевое научение стало утрачивать смысл».

Информация о работе Развитие ключевых компетенций учащихся профессионального училища средствами ученического самоуправления в группе