Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа
Цель исследования – разработать и апробировать модель ученического самоуправления в группе, направленную на развитие ключевых компетенций.
Объект исследования – ключевые компетенции обучающихся.
Предмет исследования – процесс развития ключевых компетенций обучающихся средствами ученического самоуправления в группе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития ключевых компетенций обучающихся начального профессионального образования средствами ученического самоуправления в группе 5
1.1. Компетентностно-ориентированный подход в современном образовании: анализ понятий, проблемы теории и практики 5
1.2. Ученическое самоуправление в современном образовательном учреждении 12
1.3. Модель ученического самоуправления в группе ориентированная на развитие ключевых компетенций учащихся 17
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. Экспериментальная апробация модели ученического самоуправления в группе 24
2.1. Характеристика учащейся молодежи как субъекта ученического самоуправления 24
2.2. Практическая реализация модели ученического самоуправления в группе, ориентированная на развитие ключевых компетенций обучающихся 29
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 35
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
Таким образом, можно сделать вывод о постепенном формировании у учащихся таких качеств как толерантность, умение работать с другими, общаться, умение вырабатывать и принимать решения, отвечать за свои действия, умение работать с информацией, инициативность, умение самостоятельно решать проблемы и находить выход из нестандартных ситуаций. Можно сделать вывод о том, что в результате целенаправленных действий у учащихся были сформированы ключевые компетенции на уровне достаточном для успешной адаптации в будущей самостоятельной трудовой жизни.
Для оценки эффективности разработанной нами модели ученического самоуправления, ориентированной на развитие ключевых компетенций у обучающихся, экспериментальная часть сопровождалась диагностическими исследованиями, что позволяло отслеживать результативность данного исследования и вносить в него необходимые коррективы.
Диагностика проводилась в два этапа.Первый этап исходно-констатирующей диагностики проводился на входе в эксперимент. На данном этапе происходило изучение исходного состояния предмета дальнейших преобразований. Осуществлялся анализ развитости ключевых компетенций учащихся объединенных во вновь сформированную учебную группу первого курса.
Второй этап итогово-констатирующей диагностики предусматривал исследование уровня развития ключевых компетенций у учащихся на выходе из эксперимента.
Рассмотрим результаты диагностических исследований, полученных на каждом этапе.
Для того, чтобы иметь возможность сравнения состояния предмета исследования на начальном и на конечном этапе эксперимента проводилась диагностика по одним и тем же направлениям, а именно:
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в группе учащихся ОГОУ НПО Профессионального лицея № 36 г. Ангарска по профессии «Оператор ЭВМ».
В целом, разработанное и проведенное нами комплексное диагностическое исследование с использованием различных методик для старшего школьного возраста, которые позволяют определить уровень сформированности ключевых компетенций, таких как коммуникативная, общекультурная, ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, социально-трудовая, личностная на исходно-констатирующем и итогово-констатирующем этапах дало возможность сделать выводы о результатах экспериментальной работы.
Суммируя
данные, полученные в ходе тестирования
и анкетирования мы получили сводную
таблицу, показывающую уровень развития
ключевых компетенций по разным компонентам
в экспериментальной группе (табл.1).
Таблица 1.
Уровни
развития ключевых компетенций
на этапе констатирующего
эксперимента
Ключевые компетенции | Уровни развития ключевых компетенций | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Межличностные отношения | 20,2% | 54% | 25,8% |
Личностная | 27,4% | 57,1% | 15,5% |
Лидерство | 7,2% | 46,8% | 46% |
Познавательная активность | 24% | 37% | 39% |
Как
видно из данных таблицы в экспериментальную
группу вошли учащиеся в большей
степени со средним уровнем
Динамику развития ключевых компетенций у учащихся можно проследить, сравнив данные диагностики на исходном и итоговом этапах эксперимента.
Так, сравнивая результаты диагностики уровня тревожности у учащихся, мы получили следующие данные, отраженные в рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика изменения уровня тревожности у учащихся в экспериментальной группе в начале и конце эксперимента
Как видно на диаграмме у учащихся наблюдается снижение общего уровня тревожности, что свидетельствует о развитии личностной компетенции: в результате участия в деятельности органов ученического самоуправления молодые люди научились адекватно оценивать свои силы, презентовать себя, проявляли активность в различных видах общественной деятельности не только на уровне подготовки проведения различных мероприятий, но и на уровне планирования и анализа проделанной работы.
В начале эксперимента учащимся экспериментальной группы была предложена анкета, с помощью которой мы пытались установить основные мотивы поступления в наше учебное заведение и цели, преследуемые обучающимися в результате окончания обучения.
Такая же анкета была заполнена учащимися по окончанию эксперимента. Анализируя данные анкет можно наблюдать значительное изменение мотивов и целей обучения (таблица 2, 3), которое свидетельствует о формировании устойчивой познавательной компетенции.
Таблица
2
Динамика
мотивов обучения
учащихся экспериментальной
группы на начало и
конец исследования
№ | Мотивы обучения | на начало | на конец |
1 | Интерес к профессии | 57% | 64% |
2 | Получение среднего образования и специальности одновременно | 43% | 45% |
3 | Будущая материальная независимость | 57% | 68% |
4 | Хорошие перспективы устройства на работу по окончанию ОУ | 13% | 24% |
5 | Рекомендация родителей | 31% | 11% |
6 | Рядом с домом | 9% | 5% |
7 | Затрудняюсь ответить | 15% | 3% |
*учащийся
мог выбрать не более
трех вариантов ответов.
Таблица 3
Динамика
целей познавательной
деятельности учащихся
экспериментальной
группы на начало и
конец исследования
№ | Цели обучения | на начало | на конец |
Получить профессию и устроится на работу по данной профессии | 20% | 27% | |
Получить профессию и устроиться на работу по другой профессии | 11% | 5% | |
Продолжать обучение в вузе по выбранной профессии | 21% | 34% | |
Продолжать обучение в вузе по другой профессии | 7% | 26% | |
Учиться хоть где-нибудь | 12% | 2% | |
Предъявить диплом родителям | 11% | 3% | |
Общаться с друзьями | 13% | 3% | |
Затрудняюсь ответить | 5% | 0% |
*учащийся мог выбрать не более одного варианта ответа.
Как видно из представленных данных к концу эксперимента у большинства учащихся сформировались четкие цели обучения, возникло понимание значимости познавательной деятельности для будущего устройства в обществе. Изменились и мотивы обучения. Учащиеся больше склонны замечать выгоду обучения в своем ОУ, оценивают его достоинства анализируют качество обучения, заинтересованы в профессии. Необходимо отметить, что на изменение мотивации повлияло и то, что параллельно со своей профессией учащиеся осваивали дополнительные специальности, которые позволяли им строить планы будущего трудоустройство, ощущать себя конкурентоспособными на рынке труда, профессионально мобильными, что ещё более способствовало формированию познавательной компетентности.
Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что в условиях деятельности органов ученического самоуправления в группе, у учащихся развиваются ключевые компетенции необходимые для самореализации личности в жизни.
Социализация в современном обществе требует от молодых людей владения ключевыми компетенциями. Поэтому компетентностный подход является актуальным и необходимым условием образовательного и воспитательного процесса.