Развитие ключевых компетенций учащихся профессионального училища средствами ученического самоуправления в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать и апробировать модель ученического самоуправления в группе, направленную на развитие ключевых компетенций.
Объект исследования – ключевые компетенции обучающихся.
Предмет исследования – процесс развития ключевых компетенций обучающихся средствами ученического самоуправления в группе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития ключевых компетенций обучающихся начального профессионального образования средствами ученического самоуправления в группе 5
1.1. Компетентностно-ориентированный подход в современном образовании: анализ понятий, проблемы теории и практики 5
1.2. Ученическое самоуправление в современном образовательном учреждении 12
1.3. Модель ученического самоуправления в группе ориентированная на развитие ключевых компетенций учащихся 17
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. Экспериментальная апробация модели ученического самоуправления в группе 24
2.1. Характеристика учащейся молодежи как субъекта ученического самоуправления 24
2.2. Практическая реализация модели ученического самоуправления в группе, ориентированная на развитие ключевых компетенций обучающихся 29
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 35
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

     Ориентация  на формирование компетенций личности является одним из направлений модернизации современного российского образования. Модель выпускника начального профессионального образования должна предусматривать обладание способностями применять полученные знания в реальной жизненной ситуации. Результат обучения не может ограничиться набором фактических знаний или умением решать стандартные задачи с помощью раз и навсегда отработанных навыков.

     Работодателю  сегодня требуется не только исполнительный и эффективно справляющийся со своими обязанностями сотрудник, а личность инициативная, умеющая брать на себя ответственность и принимать  решения в неординарных ситуациях, умеющая эффективно работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретных проблем.

     Компетентность  не ограничивается лишь рамками успешной профессиональной деятельности. Это вопрос общечеловеческий, гражданский, который включает в себя образ человека современного и будущего демократического общества. Умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, называют компетенциями или ключевыми компетенциями.

     В психолого-педагогической практике до сих пор не сложилось устоявшегося единого определения содержания понятия «компетенция» или «компетентность». Не существует и единой, принятой всеми классификации компетенций. Большинство авторов связывают компетентность с эффективным выполнением какой-либо деятельности или осуществления действия.

     Словарь иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий компетенцией — кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) — компетентный, правомочный. Competens (лат.) - соответствующий, способный. Competere — требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) - способность (компетенция). Отсюда следует, что компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообуславливаемыми понятиями.

     В Глоссарии терминов рынка труда  Европейского фонда образования  компетенция определяется как:

  1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно.
  2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.
  3. Способность выполнять особые трудовые функции.

     Знания, умения и навыки рассматриваются  как возможные составляющие компетентности, но не как компетентность сама по себе. В работах зарубежных исследователей последних лет (Cl.Beelisle, M.Linard, B.Rey, G.Le Booterrf, L.Turkal, N.Guignon, MJoras и др.) компетенция воспринимается как способность или готовность объединить ресурсы необходимые для выполнения задачи на высоком уровне, соответствующие конкретной ситуации.

     Е.Р. Поршнева определяет компетенцию как  способность или готовность к  мобилизации для достижения наиболее эффективного и оптимального результата деятельности, направленной на развитие способности «мыслить глобально», соединять необходимые базовые элементы в единое целое в соответствии с поставленными целями, контекстом, ситуацией, функциями и т.д.

     По  мнению А.В.Хуторского «... под компетенцией понимается некоторое отчужденное, заранее заданное требование к подготовке человека, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристика)». «... компетентность – это проявленная компетенция человека. Компетентность может включать в себя набор компетенций, которые обнаруживаются в различных сферах деятельности».

     Общим для всех характеристик понятий  «компетенция», «компетентность» является определения их как способности  индивида удовлетворять требованиям  или успешно выполнять задание, т.е. справляться с самыми различными задачами, которая проявляется в совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы. Таким образом, сами знания, умения и навыки являются содержанием понятия компетентность и средством достижения поставленных целей, которые являются актуальными для индивида в процессе деятельности.

     Понятие компетентность выступает как характеристика личности, способной отвечать на индивидуальные и общественные требования. Компетентность приобретается в процессе обучения или жизнедеятельности. Компетентность неотделима от деятельности, она является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Знание наполняет компетенцию, но не всякое знание может составлять компетентность. В данном случае имеется ввиду знание, пригодное для реализации в каждой конкретной ситуации и общее знание, позволяющее решать различные ситуации, устранять различные проблемы. Для компетенции необходимо не знание вообще, как набор сведений, а деятельностное знание, т.е. знание целесообразное различным видам деятельности, нацеленным на достижение результата.

     Приоритеты  образовательной деятельности, таким  образом, смещаются от достижения определенного  уровня знаний, умений и навыков  к освоению компетенций, т.е. способностей позволяющих индивиду адаптироваться в быстро изменяющейся жизненной ситуации. При этом любые приобретаемые знания и умения оцениваются с точки зрения применимости их в дальнейшей деятельности, возможности использовать для реализации личностных целей.

     В условиях быстро изменяющейся конъюнктуры рынка человек самостоятельно избирает для себя образовательные приоритеты в соответствии со своими жизненными планами и потребностями. Образование становится институтом, реагирующим на запросы людей в плане удовлетворения их образовательных потребностей и сопровождения в течение всей жизни.

     Термин  «ключевые компетенции» является производным  от понятия «компетенция». Он указывает, что такие компетенции являются «ключом», основанием для других, более  конкретных и предметно-ориентированых компетенций. В отличие от компетенции вообще, ключевые компетенции рассматриваются как общие для всех профессий и видов деятельности. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый зрелый член общества и использоваться они могут в самых различных ситуациях, не зависимо от рода деятельности. Владение ключевыми компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Таким образом, можно назвать ключевые компетенции универсальными, на все случаи жизни, они носят надпрофессиональный, надпредметный характер.

     Таким образом можно выделить четыре модели (способа) определения компетенций:

     а) основанные на параметрах личности;

     б) основанные на выполнении задач и  деятельности;

     в) основанные на выполнении производственной деятельности;

     г) основанные на управлении результатами деятельности.

     Для системы начального профессионального  образования основной задачей является подготовка профессиональных кадров, соответственно важнейшими представляются профессиональные компетенции. Ряд зарубежных исследователей (Р.Хагерти, А.Мэйхью и др.) рассматривают любого профессионала как носителя шести типов профессиональных компетенций, в совокупности составляющих ядро (инвариант) профессиональной квалификации. Это:

  • техническая компетенция;
  • коммуникативная компетенция;
  • контекстуальная компетенция (владение социальным контекстом, в котором существует профессия);
  • адаптивная компетенция (способность предвидеть и перерабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к изменяющимся профессиональным контекстам);
  • концептуальная компетенция;
  • интегративная компетенция (умение мыслить в логике профессии, расставлять приоритеты и решать проблемы в соответствующем профессиональном стиле и т.д.)

     В профессиональном образовании перечень необходимых компетенций определяется в соответствии с запросами работодателей, требованиями со стороны академического сообщества и широкого общественного обсуждения на основе социологических исследований. Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами процесса образования, достижение которых и определяют его эффективность, т.е. качество.

     Актуальность  ключевых компетенций обусловлена  функциями, которые они выполняют:

  • формирование способности обучения и самообучения;
  • обеспечение коммуникативных навыков, позволяющих формировать более гибкие отношения с работодателями будущим выпускникам;
  • повышение конкурентноспособности выпускников на рынке труда, а следовательно рост самооценки, достижение успешности индивидов в процессе жизнедеятельности.

     Ключевые  компетенции как наиболее общие  способности и умения, позволяющие  человеку понимать ситуацию и достигать  высоких результатов в личной и профессиональной жизни в условиях динамично меняющегося современного мира. Ключевые компетенции приобретаются в образовательном процессе и в самостоятельной социальной жизни, как профессиональной, так и личной, как результат их успешного применения для решения различных задач и проблем.

     В российской дидактике существует термин по значению близкий понятию «познавательная компетенция» - это «общеучебные умения и навыки». Д.В.Татьянчикова и С.Г.Говоровщиков  разработали своеобразный дидактический регламент формирования и развития общеучебных умений и навыков как система норм, определяющих процесс их становления в рамках общеобразовательной школы, включающий в себя Программу общеучебных умений, нормы их оценки и т.д.

     В психолого-педагогической литературе опубликован ряд исследований специальных и ключевых компетенций профессионала. Изучалась информационная компетентность специалиста (Н.Х. Насырова), методическая компетентность (В.И. Земцова), юридическая компетентность менеджера образования (Н.Н.Сапрыкина) и др.

     Можно сделать вывод, что отечественная  педагогическая наука и практика основательно подходит к изучению вопроса о компетентностном подходе в образовании и имеет определенные наработки для проектирования и введения в учебный процесс ключевых компетенций как образовательного результата.

     Компетентностно-ориентированный  подход стал во многих европейских странах устойчивой образовательной практикой. В различных формах он прочно утвердился в системе образования Германии, Скандинавии, Великобритании, Франции, Австралии и т.д. Компетентностный подход активно внедряется в системе профессионального образования разного уровня в Нидерландах и Ирландии, а также в США, где ещё в 1990 году была создана Комиссия по вопросам профессиональных умений, в которую вошли лидеры национального бизнеса, представители сферы труда, образования и государственных структур. А в 1994 году правительство США создало Национальный Совет по стандартам умений, в рамках которого разрабатываются стандарты и оценочные процедуры для 15 секторов экономики.

     Таким образом, можно утверждать, что национальные системы образования развитых стран уже с середины 80-х гг. прошлого века перешли на новую систему стандартов общего и среднего образования, основанную на компетентностно-ориентированном подходе, отличительными признаками которой являются:

  • доминирование интегрированных целей обучения над предметными;
  • вытеснение элементарных умений и навыков деятельностным подходом в обучении;
  • реализация компетентностного подхода;
  • переход на новую оценку качества образования, где компетенция воспринимается как образовательный результат.

     На  сегодняшний день можно говорить о внедрении опыта компетентностно-ориентированного профессионального образования в рамках международных проектов, реализуемых российскими исследователями и экспертами совместно с зарубежными университетами, колледжами, исследовательскими организациями. Одними из наиболее успешных следует признать проект ДЕЛФИ-1 программы Тасис, реализованный в 2000-2002 гг. в четырех регионах России (Новосибирская, Екатеринбургская, Самарская области и Республика Коми), проект Европейского фонда образования «Реформа профессионального образования и обучения в Северо-Западном регионе России» для семи регионов Северо-Запада РФ (1999-2003гг.) и несколько проектов Британского Совета, связанных с модульно-компетентностным подходом в профессиональном образовании (1997-2005 гг.).

Информация о работе Развитие ключевых компетенций учащихся профессионального училища средствами ученического самоуправления в группе