Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа
Цель исследования – разработать и апробировать модель ученического самоуправления в группе, направленную на развитие ключевых компетенций.
Объект исследования – ключевые компетенции обучающихся.
Предмет исследования – процесс развития ключевых компетенций обучающихся средствами ученического самоуправления в группе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития ключевых компетенций обучающихся начального профессионального образования средствами ученического самоуправления в группе 5
1.1. Компетентностно-ориентированный подход в современном образовании: анализ понятий, проблемы теории и практики 5
1.2. Ученическое самоуправление в современном образовательном учреждении 12
1.3. Модель ученического самоуправления в группе ориентированная на развитие ключевых компетенций учащихся 17
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. Экспериментальная апробация модели ученического самоуправления в группе 24
2.1. Характеристика учащейся молодежи как субъекта ученического самоуправления 24
2.2. Практическая реализация модели ученического самоуправления в группе, ориентированная на развитие ключевых компетенций обучающихся 29
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 35
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
Ориентация на формирование компетенций личности является одним из направлений модернизации современного российского образования. Модель выпускника начального профессионального образования должна предусматривать обладание способностями применять полученные знания в реальной жизненной ситуации. Результат обучения не может ограничиться набором фактических знаний или умением решать стандартные задачи с помощью раз и навсегда отработанных навыков.
Работодателю сегодня требуется не только исполнительный и эффективно справляющийся со своими обязанностями сотрудник, а личность инициативная, умеющая брать на себя ответственность и принимать решения в неординарных ситуациях, умеющая эффективно работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретных проблем.
Компетентность не ограничивается лишь рамками успешной профессиональной деятельности. Это вопрос общечеловеческий, гражданский, который включает в себя образ человека современного и будущего демократического общества. Умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, называют компетенциями или ключевыми компетенциями.
В
психолого-педагогической практике до
сих пор не сложилось устоявшегося
единого определения содержания
понятия «компетенция» или «
Словарь иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий компетенцией — кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) — компетентный, правомочный. Competens (лат.) - соответствующий, способный. Competere — требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) - способность (компетенция). Отсюда следует, что компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообуславливаемыми понятиями.
В Глоссарии терминов рынка труда Европейского фонда образования компетенция определяется как:
Знания, умения и навыки рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но не как компетентность сама по себе. В работах зарубежных исследователей последних лет (Cl.Beelisle, M.Linard, B.Rey, G.Le Booterrf, L.Turkal, N.Guignon, MJoras и др.) компетенция воспринимается как способность или готовность объединить ресурсы необходимые для выполнения задачи на высоком уровне, соответствующие конкретной ситуации.
Е.Р. Поршнева определяет компетенцию как способность или готовность к мобилизации для достижения наиболее эффективного и оптимального результата деятельности, направленной на развитие способности «мыслить глобально», соединять необходимые базовые элементы в единое целое в соответствии с поставленными целями, контекстом, ситуацией, функциями и т.д.
По мнению А.В.Хуторского «... под компетенцией понимается некоторое отчужденное, заранее заданное требование к подготовке человека, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристика)». «... компетентность – это проявленная компетенция человека. Компетентность может включать в себя набор компетенций, которые обнаруживаются в различных сферах деятельности».
Общим для всех характеристик понятий «компетенция», «компетентность» является определения их как способности индивида удовлетворять требованиям или успешно выполнять задание, т.е. справляться с самыми различными задачами, которая проявляется в совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения конкретной работы. Таким образом, сами знания, умения и навыки являются содержанием понятия компетентность и средством достижения поставленных целей, которые являются актуальными для индивида в процессе деятельности.
Понятие компетентность выступает как характеристика личности, способной отвечать на индивидуальные и общественные требования. Компетентность приобретается в процессе обучения или жизнедеятельности. Компетентность неотделима от деятельности, она является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Знание наполняет компетенцию, но не всякое знание может составлять компетентность. В данном случае имеется ввиду знание, пригодное для реализации в каждой конкретной ситуации и общее знание, позволяющее решать различные ситуации, устранять различные проблемы. Для компетенции необходимо не знание вообще, как набор сведений, а деятельностное знание, т.е. знание целесообразное различным видам деятельности, нацеленным на достижение результата.
Приоритеты образовательной деятельности, таким образом, смещаются от достижения определенного уровня знаний, умений и навыков к освоению компетенций, т.е. способностей позволяющих индивиду адаптироваться в быстро изменяющейся жизненной ситуации. При этом любые приобретаемые знания и умения оцениваются с точки зрения применимости их в дальнейшей деятельности, возможности использовать для реализации личностных целей.
В условиях быстро изменяющейся конъюнктуры рынка человек самостоятельно избирает для себя образовательные приоритеты в соответствии со своими жизненными планами и потребностями. Образование становится институтом, реагирующим на запросы людей в плане удовлетворения их образовательных потребностей и сопровождения в течение всей жизни.
Термин «ключевые компетенции» является производным от понятия «компетенция». Он указывает, что такие компетенции являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированых компетенций. В отличие от компетенции вообще, ключевые компетенции рассматриваются как общие для всех профессий и видов деятельности. Ключевыми компетенциями должен обладать каждый зрелый член общества и использоваться они могут в самых различных ситуациях, не зависимо от рода деятельности. Владение ключевыми компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Таким образом, можно назвать ключевые компетенции универсальными, на все случаи жизни, они носят надпрофессиональный, надпредметный характер.
Таким образом можно выделить четыре модели (способа) определения компетенций:
а) основанные на параметрах личности;
б) основанные на выполнении задач и деятельности;
в) основанные на выполнении производственной деятельности;
г) основанные на управлении результатами деятельности.
Для системы начального профессионального образования основной задачей является подготовка профессиональных кадров, соответственно важнейшими представляются профессиональные компетенции. Ряд зарубежных исследователей (Р.Хагерти, А.Мэйхью и др.) рассматривают любого профессионала как носителя шести типов профессиональных компетенций, в совокупности составляющих ядро (инвариант) профессиональной квалификации. Это:
В профессиональном образовании перечень необходимых компетенций определяется в соответствии с запросами работодателей, требованиями со стороны академического сообщества и широкого общественного обсуждения на основе социологических исследований. Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатами процесса образования, достижение которых и определяют его эффективность, т.е. качество.
Актуальность ключевых компетенций обусловлена функциями, которые они выполняют:
Ключевые
компетенции как наиболее общие
способности и умения, позволяющие
человеку понимать ситуацию и достигать
высоких результатов в личной
и профессиональной жизни в условиях
динамично меняющегося
В российской дидактике существует термин по значению близкий понятию «познавательная компетенция» - это «общеучебные умения и навыки». Д.В.Татьянчикова и С.Г.Говоровщиков разработали своеобразный дидактический регламент формирования и развития общеучебных умений и навыков как система норм, определяющих процесс их становления в рамках общеобразовательной школы, включающий в себя Программу общеучебных умений, нормы их оценки и т.д.
В психолого-педагогической литературе опубликован ряд исследований специальных и ключевых компетенций профессионала. Изучалась информационная компетентность специалиста (Н.Х. Насырова), методическая компетентность (В.И. Земцова), юридическая компетентность менеджера образования (Н.Н.Сапрыкина) и др.
Можно сделать вывод, что отечественная педагогическая наука и практика основательно подходит к изучению вопроса о компетентностном подходе в образовании и имеет определенные наработки для проектирования и введения в учебный процесс ключевых компетенций как образовательного результата.
Компетентностно-
Таким
образом, можно утверждать, что национальные
системы образования развитых стран
уже с середины 80-х гг. прошлого века перешли
на новую систему стандартов общего и
среднего образования, основанную на компетентностно-
На
сегодняшний день можно говорить о
внедрении опыта компетентностно-