Развитие ключевых компетенций учащихся профессионального училища средствами ученического самоуправления в группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – разработать и апробировать модель ученического самоуправления в группе, направленную на развитие ключевых компетенций.
Объект исследования – ключевые компетенции обучающихся.
Предмет исследования – процесс развития ключевых компетенций обучающихся средствами ученического самоуправления в группе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития ключевых компетенций обучающихся начального профессионального образования средствами ученического самоуправления в группе 5
1.1. Компетентностно-ориентированный подход в современном образовании: анализ понятий, проблемы теории и практики 5
1.2. Ученическое самоуправление в современном образовательном учреждении 12
1.3. Модель ученического самоуправления в группе ориентированная на развитие ключевых компетенций учащихся 17
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. Экспериментальная апробация модели ученического самоуправления в группе 24
2.1. Характеристика учащейся молодежи как субъекта ученического самоуправления 24
2.2. Практическая реализация модели ученического самоуправления в группе, ориентированная на развитие ключевых компетенций обучающихся 29
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 35
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

     С точки зрения Л.И.Новиковой модель  в воспитании – это «...умозрительное  целостное представление строящейся или преобразуемой системы, внутреннее видение её. Смысл такого моделирования состоит в возможности мысленного проигрывания вариантов развития и прогнозирования результатов».

     Прогностическая модель является промежуточным звеном между теорией и практикой, т.к. рассматривает упрощенные (схематизированные) образы, способы отображения объективной реальности и выполняет функции измерения, описания, интерпретации, предсказания, определения критериев.

     Целью модели ученического самоуправления является определение направлений и стиля педагогических отношений в процессе построения воспитательной работы с учащимися учреждения начального профессионального образования на уровне организации ученического самоуправления группы. Цель имеет личностно-ориентированное наполнение и не предполагает описание только лишь методического сопровождения данного процесса. Целеполагание основывается на творческих возможностях субъектов процесса, которые самостоятельно конструируют и моделируют образовательное пространство взаимодействия в учебной группе.

     Принципы  образования личности переориентируются  с внешне задаваемых ценностей и  качеств на развитие ценностей самоорганизации, представленных открытыми нравственными  ориентирами.

     Технологией формирования модели является проектирование как основное средство конструирования самоорганизуемой ситуации педагогической поддержки личности в условиях самоуправляемой системы.

     Прогностическая модель ученического самоуправления содержит следующие социально-педагогические аспекты.

     Социальный аспект. Создание системы ученического самоуправления, как и формирование ключевых компетенций у выпускников образовательных учреждений НПО является частями общегосударственной образовательной программы. Все участники этого процесса представляют собой членов общества, которые отражают его настроения, процессы развития. Через организацию самоуправления решаются глобальные государственные задачи воспитания гражданской ответственности, активной жизненной позиции, формирование успешных самостоятельных специалистов в различных сферах жизнедеятельности общества, способных принести пользу и себе, и обществу в целом.

     Правовой  аспект. Важную роль в развитии правовой культуры обучающихся играет поведенческая составляющая, т.е. формирование опыта применения полученных правовых знаний и умений в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, соотнесение своих действий с действиями других людей и с нормами поведения принятыми в обществе и в своей малой группе и т.д. Такую возможность предоставляет функционирование системы ученического самоуправления, которая носит не только деятельностный, но и интеллектуальный характер.

     Психологический аспект. Участие в работе органов ученического самоуправления приводит к переосмыслению роли собственной личности в общественной деятельности. Формируются условия для самоактуализации, появляются навыки самопрезентации, что приводит к повышению собственной самооценки личности учащегося. Успешная деятельность в органах самоуправления становится первым шагом к успешной взрослой жизни будущего выпускника.

     Организационно-педагогический аспект. Ученическое самоуправление как условие формирования ключевых компетенций способствует созданию ученического коллектива, как результата совместное деятельности педагогов и учащихся в процессе решения общих учебно-воспитательных задач с позиции самоуправления. Притом, что сам процесс обучения и воспитания опосредован социально-технологическими особенностями управленческих отношений педагогов и учащихся.

     Методический (технологический) аспект. В отношении ученического самоуправления возможным является восприятие только интерактивных методов построения образовательного и воспитательного процесса. Интерактивный метод предполагает двухстороннюю активность субъектов обучения и воспитания (субъект-субъектное взаимодействие). Интерактивный метод призван подчеркнуть деятельностный характер ожидаемых результатов. Причем, необходимо отметить, что большинство педагогических методов могут использоваться в интерактивном режиме, если они реализуют субъектные позиции преподавателя и обучающегося. Обучение с использованием интерактивных методик характеризуется резким снижением поведенческой активности преподавателя и, соответственно, повышением активности обучающегося.

     Переход в интерактивный режим при использовании одних и тех же методов обучения и воспитания происходит путем изменения ролевых позиций преподавателя: от «ментора», «контролера», «информатора» к «консультанту», «тьютору», «модератору», которые не предполагают прямого педагогического воздействия на учащихся. Соответственно меняется и позиция учащегося: он становится субъектом собственной деятельности, осуществляет целостный цикл самоуправления (от постановки целей до оценки своего продвижения и коррекции процесса и результатов действий). Субъект-субъектное педагогическое взаимодействие происходит тогда, когда центр тяжести смещается с «активности» педагога на «активность» обучающихся.

     Критериями  и показателями эффективности прогностической  модели могут служить следующие компоненты.

     Прогностический. Расширение возможности участия учащихся в социально-значимых программах и проектах, законотворческой деятельности, проявлении своих личностных качеств и талантов. Проявление участниками ученического самоуправления инициативы и активности в общественной деятельности.

     Организационно-нормативный. Использование проектных технологий стимулирует позитивные изменения в развитии учащихся, формирование ключевых компетенций.

     Программно-вариативный. Учащиеся, работающие в органах ученического самоуправления, получают возможность самостоятельного выбора путей методов своей деятельности, формулировке целей и достижении результата. Таким образом, создается положительная мотивация к самостоятельной социальной практике. Это формирует пример для сверстников, ещё не задействованных в ученическом самоуправлении. 

     Интегративный. Позволяет создать условия для вхождения органов ученического самоуправления во внешнюю общественную среду как партнера общественных объединений, некоммерческих организаций. Обеспечивает возможность выбора ценностных ориентиров проектов и программ учащихся.

     Прогностическая модель неизбежно должна включать в  себя и моделирование социально-педагогических процессов учебного заведения, которые  в основе своей содержат позиции гуманистической парадигмы, определяемые соответствующими философскими, психолого-педагогическими, культурологическими, синергетическими и другими подходами.

     Процесс развития ученического самоуправления в образовательном учреждении реализует  две основные функции: собственно общее управления и специфическую функцию самоуправления. Каждая из них, в свою очередь, подразумевает выполнение собственных функций: целевых, социально-психологических, оперативных. При этом каждая оперативная функция направлена на осуществление двух других типов функций.

     Органы  самоуправления дополнительно реализуют  социально-ориентированные и личностно-ориентированные  функции.

     Социально-ориентированные  функции отражают задачи формирования и развития следующих ключевых компетенций  учащихся:

  • ценностно-смысловую;
  • общекультурную;
  • учебно-познавательную;
  • информационную;
  • коммуникативную;
  • социально-трудовую.

     Личностно-ориентированная  функция позволяют формировать  компетенции направленные на развитие самой личности учащегося, а именно:

  • личностного совершенствования;
  • здоровосбережения;
  • ценностно-смысловой ориентации в мире;
  • интеграции.

     Таким образом, основной практической целью  организации ученического самоуправления является создание условий для формирования ключевых компетенций обучающихся.

     Для эффективной реализации данной цели наиболее подходят современные интерактивные методы воспитания, которые могут использоваться как в образовательном процессе, так и в воспитательных мероприятиях, работе клубов, кружков, школ актива учащейся молодежи, конкурсов лидеров и т.д. К таким методам сегодня относят, как правило, технологию «портфолио», метод проектов, игровые технологии, все разновидности педагогической технологии кейс-стади, технологию малых групп.

     Данные  технологии требуют глобальной предварительной подготовки педагогов, которая включает в себя проектирование вариативных сценариев занятий, разработку соответствующего учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся.

     Органы  ученического самоуправления функционируют в первичных коллективах учащихся. Группа является одним из основных структурных элементов и одновременно базой для формирования учащихся. Самоуправление в ученической группе формируется путём функционирования микроколлективов – советов по направлениям группы. Именно они являются постоянным движущим рабочим коллективом, чья основная задача сводится к проведению индивидуальной работы с каждым учащимся с учётом его склонностей и интересов.

     Целями  организации ученического самоуправления в группе являются:

  • развитие общественного сознания и активной жизненной позиции учащихся, сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям;
  • формирование, раскрытие и реализация интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала учащихся через общественную деятельность;
  • приобретение учащимися опыта предвыборной и выборной деятельности.

     Реализация  данных целей ведет к формированию у  учащихся ключевых компетенций  согласно классификации А.В.Хуторского:

  • коммуникативной;
  • общекультурной;
  • ценностно-смысловой;
  • информационной;
  • учебно-познавательной;
  • социально-трудовой;
  • личного самосовершенствования.

     Целевой результат достигается решением следующих задач:

    • создание условий для освоения учащимися различных социальных ролей и позиций через участие в деятельности органов ученического самоуправления;
    • создание условий для организации плодотворного использования учащимися свободного времени с пользой для себя и общества;
    • создание условий для воспитания положительного отношения к нормам коллективной жизни, осознания своей гражданской и социальной ответственности за самого себя и окружающих людей;
    • развитие ключевых компетенций: умение общаться, действовать, добывать информацию, решать проблемы, сотрудничать, использовать имеющиеся знания для достижения результата.

     Правовой  основой развития ученического самоуправления в группе являются следующие нормативные акты:

  • Всеобщая декларация прав человек
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Конституция Российской Федерации
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»
  • Устав образовательного учреждения

     При организации деятельности органов  самоуправления необходимо  руководствоваться следующими правилами:

  • все, что могут решать органы самоуправления, должно передаваться им с условием, что принимаемые ими решения и осуществляемые действия не будут ущемлять интересы и права других участников жизнедеятельности образовательного учреждения. Каждый орган самоуправления наделяется реальными полномочиями.
  • ни один коллектив или объединение образовательного учреждения не вправе диктовать свою волю другим коллективам;
  • приоритетом пользуются органы самоуправления непосредственной демократии перед органами представительской демократии;
  • в образовательном учреждении должна действовать принятая в соответствии с его уставом согласительная система разрешения конфликтов и противоречий между органами самоуправления, а также между органами самоуправления и администрацией. Решение того или иного органа самоуправления может быть отменено либо вышестоящим органом, либо самим органом самоуправления, принявшим оспариваемое решение, по представлению обжалующей стороны.

Информация о работе Развитие ключевых компетенций учащихся профессионального училища средствами ученического самоуправления в группе