Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 15:58, дипломная работа
Цель исследования – изучить работу педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога-психолога.
Предметом исследования является работа педагога-психолога по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы изучения работы
педагога-психолога по профилактике тревожности у детей
младшего школьного возраста……………………………….…….………… 7
1.1. Изучение проблемы тревожности в
зарубежной и отечественной психологии ………………….…….…….… 7
1.2.Психологические особенности тревожных детей младшего
школьного возраста …………………………………………………………. 18
1.3. Основные направления работы педагога-психолога
по профилактике тревожности у детей младшего
школьного возраста ………………………………….…….……………….. 30
Выводы по I главе………………………………………….……………...… 37
Глава II. Работа педагога-психолога по профилактике тревожности
у детей младшего школьного возраста …………………..……….……….. 39
2.1. Изучение тревожности у детей младшего
школьного возраста……………………………………………….………… 39
2.2. Программа психолого-педагогической профилактики
тревожности у детей младшего школьного возраста …………….…….… 56
2.3. Динамика уровня тревожности по результатам формирующего
эксперимента……………………………………………….….……….…… 72
Выводы по II главе…………………………………………….……………. 80
Заключение……………………………………………………….………….. 82
Литература……………………………………
В конце был подведен итог занятия, все участники пообещали следовать принятым правилам.
Игра «Ветры дуют на…».
Детям предлагались слова «Ветры дуют на того, у кого есть животные», - больше половины участников собрались в кучку. Следующий вопрос задавал Миша Ч. – «Ветры дуют на того, у кого есть машина», - объединились несколько мальчиков. Даша Д. – «Ветры дуют на того, кто любит лимонад», оказалось, что его любят все. Детям очень понравилась эта игра, они не хотели ее заканчивать.
Игра «Хоровод»
Был предложен ритуал окончания занятий: участники встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.
С помощью этого ритуала ты будем напоминать друг другу, что мы единая группа, у нас есть свои правила, которые мы выполняем, что мы очень дружны, любим друг друга. От этого упражнения у нас всех должно повыситься настроение.
Участники согласились с предложенным ритуалом окончания занятий.
Занятие 2.
Игра «Печатная машинка»
На прошлом занятии мы с вами выработали правила поведения на занятиях, и это значит, что мы теперь группа – целостная, неделимая. А давайте сейчас проверим, можем ли мы слаженно работать в группе. После прочтения участники инструкции было решено воспроизводить текст песни –«В лесу родилась елочка». Участники очень долго путались, делали ошибки, были невнимательны, забывали, что нужно делать и в каком случае. Потому два круга подряд дети тренировались. Затем было предложено оценить сильнейшего.
Игра «Дотронься до…»
Дети вообще любят подвижные игры, вот и эту игру они приняли с удовольствием: Саша Б. – был первым водящим, он назвал зеленый цвет. Долгое время участники не могли сосредоточиться, но к пятому водящему окончательно разобрались.
Занятие 3.
Игра «Изобрази предмет»
Все участники поделились на две группы, и по очереди отгадывали предметы. Первая группа изобразила парту, вторая, посовещавшись через некоторое время, отгадала загаданный предмет. Вторая группа изобразила учебник – соперники не смогли отгадать. Группы изображали по три предмета: карандаш, циркуль, дневник, указка.
Упражнение «Сказка»
«Итак, теперь мы с вами убедились, что не всегда умеем работать в группе, не всегда наша деятельность бывает продуктивной. А для того, чтобы сделать свою деятельность продуктивной нужно быть внимательным, слушать каждого члена группы и всю группу в целом. Поэтому давайте выполним еще одно интересное задание на совместную деятельность». Затем была зачитана инструкция.
Участники игры сочинили следующую сказку: «Жил-был маленький серенький зайчик. У него не было друзей. Вот однажды в морозный денек встретил он еще одного маленького зайчика. И очень удивился, что тот тоже гулял по лесу один. Они подружились. Оказался, что новый друг потерял свою семью. Они совсем недавно переехали в этот лес. Зайчик все время забывал, в какой стороне находился его домик, но своему другу он объяснил, какие полянки окружали его. Наш зайчик, подумав, догадался, что его домик около большого дерева. Вместе они не боялись идти через лес, и к вечеру вышли на большую поляну, на которой стояло большое дерево. Под ним и находился домик нового друга. Увидев сынишку, мама зайчика выбежала из домика и обняла его. Она поблагодарила друга и пригласила жить с ними. Получилась большая и дружная семья».
Занятие 4.
Игра «Волшебное слово»
«В нашей повседневной жизни мы пользуемся различными словами и выражениями, порой, сами не замечая того, что доставили человеку одним словом много приятного или наоборот, испортили на весь день настроение. Все мы знаем, что с помощью приятных слов ил комплиментов можно расположить человека к себе или добиться того, что этот человек сделает что-то такое для нас, чего ранее, например, он делать не хотел.
А теперь по кругу попробуем сказать друг другу эти слова, но не просто так, а чтобы у этого человека стало приятно на душе. А тот человек, кто получает комплимент, должен почувствовать, как у него повысилось настроение, как ему было приятно получить комплименты. Нужно прочувствовать силу плохих слов. А затем мы поделимся нашими переживаниями».
Дети, передавая друг другу мягкую игрушку, говорили вежливые слова и комплименты.
Упражнение Части моего «Я»
«И так, все мы знаем теперь, как приятно говорить и получать комплименты, и какие чувства мы при этом испытываем, как при этом у нас повышается настроение. Но в жизни ведь бывают разные случаи, и мы порой бываем настолько непохожими сами на себя, что порой не знаем себя. В одних ситуациях я делаю всем комплимент, улыбаюсь, смеюсь, я как солнышко. А в других, когда у меня плохое настроение, я злюсь, могу нагрубить, накричать, обидеть человека, и в этих случаях я похож на сверкающую молнию с громом. Давайте сейчас с вами разделим лист на 2 части и представим 2 ситуации.
1 ситуация: представим, что сегодня у нас День рождения, пришли все мои друзья и подарили мне кучу подарков. У меня отличное настроение, мне очень весело.
2 ситуация: Я всю неделю готовился к контрольной. Кажется, что я все выучил, прочитал всевозможные книжки. Но настал день контрольной, и я, увы, написал ее на плохую отметку. Я не знаю, что помешало мне. У меня очень плохое настроение.
А теперь давайте попробуем нарисовать эти разные настроения, разные части своего «Я», т.е. нужно нарисовать (1 ситуация) себя символически, когда у меня хорошее настроение и когда плохое настроение (П ситуация). А затем каждый из нас по очереди покажет свой рисунок группе, расскажет, что на нем изображено, какие чувства он изобразил, что он переживает в этих ситуациях.
А теперь давайте сравним эти рисунки. В первой ситуации мы в большинстве использовали яркие, светлые, приятные тона. Мы изобразили хорошее настроение. И нам самим в таких ситуациях кажется, что мир вокруг нас яркий, красочный, что жизнь прекрасна. Мы испытываем массу положительных эмоций, мы готовы и с другими поделиться своей радостью.
А во второй ситуации темные, черные тона. У нас плохое настроение. Мы не довольны своей жизнью; мы не довольны собой. У нас даже может быть плохое самочувствие от этого.
Но теперь мы с вами знаем, как можно повысить настроение с помощью добрых, ласковых слов».
В конце занятия был использован ритуал окончания занятия.
Занятие 5.
Игра «Что лежит в портфеле»
Ребята называли много предметов: шапка, яблоко, карандаш, сотовый телефон, машина, тетрадь, двойка, диск, словарь и в основном ловили правильно.
Занятие 6.
Игра «Значимые люди»
«Всех нас окружают люди, мы живем среди людей, общаемся с ними, иногда ссоримся. Но каждый человек представляет для нас разную ценность, одни – для нас дороже, другие – менее дороги. Также и общение с разными людьми оказывает на нас различное влияние. Общение с педагогом дает нам какие-то знания, мы учимся чему-то, общение с родителями оказывает еще большую роль. Они говорят нам, что любят нас, и это придает нам уверенности в себе, в своих силах, мы знаем, что мы не одиноки. Общение со сверстниками, друзьями, может быть, отвлекает нас от проблем. Так вот, давайте сейчас поговорим с вами о значимых для нас людях. Каждый участник по кругу расскажет о трех самых значимых для него людях. Это могут быть не обязательно те, с кем вы постоянно общаетесь в настоящее время, но непременно те, кто значит для вас больше, чем все остальные, кто для вас дороже всех.
Дети по очереди рассказывали о значимых людях. В основном, называя родителей и братьев или сестер. Все рассказывали с воодушевлением, говорили о своей любви, привязанностях к людям. Что-либо сказать в данный момент своим значимым людям отказались и объяснили это тем, что могут произнести слова благодарности только реальному человеку.
Игра «Приветствие»
«Мы с вами уже не раз убеждались в силе волшебных слов, которые оказывают влияние на наше настроение, восприятие человека и самочувствие. Одним из таких «волшебных слов» является приветствие. Говоря встретившему нас человеку слово «здравствуйте», мы тем самым желаем ему здоровья и нам отвечают, как правило, взаимностью. Обмен приветствиями – это обмен человеческим теплом. Встречая человека, мы, прежде всего, встречаемся с ним взглядом и выражаем в той или иной форме, что мы рады существованию этого человека, рады, что он есть среди нас. Конечно, так происходит, и мы об этом уже не раз говорили, если мы искренни в выражении своих чувств, если мы искренни в своем поведении... .
А теперь давайте все вместе подумаем, какие приветствия мы знаем. Давайте попробуем разные формы приветствий и определим наиболее эффективные для вас».
Дети долго думали над приветствием. В основном повторяли одни и те же приветствия (пожатие руки, «здравствуйте», «здрасте», «привет», «добрый день (вечер)», «доброе утро»).
Хотелось бы отметить, что наиболее раскованно дети чувствовали себя, когда приветствовали учеников одного пола.
Дети отметили, что дискомфорта они не испытывали, т.к. приветствовать друг друга им приходится каждый день, но каждый раз они меняли приветствие, учитывая то, какое именно приветствие подходит к данному участнику.
Игра «Список чувств»
«В жизни мы все испытываем разные чувства – положительные, отрицательные. Мы убедились в том на примере с хорошим и плохим настроением». Затем предлагалось каждому участнику вспомнить те чувства, которые он когда-нибудь испытывал, и записать в своих тетрадях.
Участники долго не могли вспомнить названия чувств. Затем каждый зачитал свой список. Хотелось бы отметить, что у всех детей преобладало количество отрицательных чувств над количеством записанных положительных чувств. Затем каждый назвал самые отрицательные и самые положительные из своего списка. Всем участникам предлагалось вспомнить ситуации, в которых появились данные чувства.
Дети приводили очень содержательные примеры.
Данное занятие позволило детям очертить круг своих значимых людей, повернуть их к этим людям, осознать значимость этих отношений, а также развить способность выражать свои положительные эмоции, научиться не скрывать их, выражать адекватным способом. Занятие способствовало развитию активности, общительности.
Занятие 7.
Игра «Гусеница»
Ребята с удовольствием согласились играть в эту игру, за минуту получилась замечательная гусеница, но ею было сложно управлять. У кого-то постоянно падал воздушный шарик. До конца маршрута пройти мы так и не смогли, слишком было весело. Определились лидеры - Николай Ч., Яшин А., Максим Т..
Упражнение «Зайки и слоники»
«Ребята, сначала мы с вами будем зайками-трусишками, скажите, когда зайчик чувствует опасность, что он делает?». Максим Ч., сказал “дрожит”, и даже показал, как зайка весь трясется и сжимается. «А теперь покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?». Дети разбежались и спрятались под парты.
«А теперь мы будем слонами, покажите, как ходят слоны» - 7, показал как величаво и бесстрашно ходят слоны. «Боятся ли они человека?» - вся группа закричала “НЕТ”. Детям больше понравилось изображать слона. Мы даже поделились на две подгруппы: одни были зайки, а другие слоники, через минуту поменялись.
Занятие 8.
Игра «За что мы любим»
«Все мы постоянно находимся среди людей. Дома наше общество – семья, в школе – класс, на улице – прохожие и т.д. Мы постоянно окружены людьми и очень часто обнаруживаем, что они нам нравятся или не нравятся.
Они нам могут нравиться по чисто временным характеристикам: привлекательность, стиль одежды, манеры поведения и т.д., но чаще свою оценку мы связываем с внутренними качествами человека. Поэтому давайте сейчас попробуем оценить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Задание будем выполнять в своих тетрадях. Выберите, пожалуйста, в группе человека, который по многим своим проявлениям очень нравится вам. Укажите пять качеств, которые особенно вам в этом человеке нравятся».
Дети долго выполняли это задание, часто путали человеческие качества с чисто внешними характеристиками. После выполнения задания участники по очереди зачитывали свой словесный портрет, а остальные разгадывали. Все качества, которыми описывали дети кого-либо из участников, были практические все одинаковы. Это добрый, умный, красивый и т.д. Поэтому отгадывание носило хаотический характер, участники попросту начинали перебирать всех присутствующих, пока не отгадывали заданного человека. При обсуждении упражнения, говорили, что чувствовали себя хорошо и что трудно только по качествам отгадывать человека, для этого нужно назвать внешние приметы.
В итоге было сказано, что нужно было немного подумать и найти такую черту, которая присуща только этому человеку, чтобы вы сказали о ней, и всем стало ясно, кого вы имели в виду. Ведь мы уже с вами говорили, что каждый человек особенный, неповторимый, двух абсолютно одинаковых людей нет.
«Вы согласны?». Участники группы согласились с утверждением.
Игра «Слепец и поводырь»
«Сейчас мы с вами выполним очень интересное подвижное упражнение. Я попрошу отнестись к нему серьезно. Как важно в жизни доверять людям. Как часто этого нам не достает, и как много, порой, мы от этого теряем. Пожалуйста, все встаньте, закройте глаза и походите по комнате в разные стороны. Так, хорошо. Расскажите, какие были впечатления».
Участники рассказывали, что было страшно упасть или наткнуться на кого-либо или что-либо, хотелось побыстрее открыть глаза, пропадала ориентировка в пространстве.
После этого участники разбились на пары для дальнейшего выполнения задания.
Участникам очень понравилось это упражнение, они долгое время водили своих «слепцов», при этом пары не сталкивались друг с другом.
Дети долго не хотели садиться в круг для обсуждения.
Обсуждение началось с вопроса, кто чувствовал себя уверенно, надежно? На этот вопрос положительно ответили все мальчики и некоторые девочки. Желание довериться партнеру возникло у всех, т.к. объясняли дети они и без этого знают друг друга и могут довериться. После просьбы оценить своего партнера по пятибалльной системе, участники все оценили друг друга на «отлично». Объясняя это тем, что партнер очень осторожно вел своего ведомого, никто не сталкивался друг с другом, поводыри объясняли, куда нужно идти, рассказывали о препятствиях.
Занятие способствовало развитию активности, умению вызывать доверие, стремление помочь людям, готовность брать ответственность на себя.
Занятие 9.
Задание «Аппликация»
Ребятам предложили набор геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Они разобрали все заготовки и пытались составить картину, но это у них получилось только с помощью ведущего. Вместе мы собрали большой, красивый домик. Ребята потом долго любовались своим творчеством, и даже захотели оставить его в своем классе.
Информация о работе Работа педагога - психолога по профилактике тревожности у младших школьников