Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 15:58, дипломная работа
Цель исследования – изучить работу педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога-психолога.
Предметом исследования является работа педагога-психолога по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы изучения работы
педагога-психолога по профилактике тревожности у детей
младшего школьного возраста……………………………….…….………… 7
1.1. Изучение проблемы тревожности в
зарубежной и отечественной психологии ………………….…….…….… 7
1.2.Психологические особенности тревожных детей младшего
школьного возраста …………………………………………………………. 18
1.3. Основные направления работы педагога-психолога
по профилактике тревожности у детей младшего
школьного возраста ………………………………….…….……………….. 30
Выводы по I главе………………………………………….……………...… 37
Глава II. Работа педагога-психолога по профилактике тревожности
у детей младшего школьного возраста …………………..……….……….. 39
2.1. Изучение тревожности у детей младшего
школьного возраста……………………………………………….………… 39
2.2. Программа психолого-педагогической профилактики
тревожности у детей младшего школьного возраста …………….…….… 56
2.3. Динамика уровня тревожности по результатам формирующего
эксперимента……………………………………………….….……….…… 72
Выводы по II главе…………………………………………….……………. 80
Заключение……………………………………………………….………….. 82
Литература……………………………………
Тема «Что мне снится страшное или чего я боюсь днем» дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, учитель не поясняет, и каждый из детей должен сам выбрать его. Не является обязательным и сам рисунок, тем более, если страхи отрицаются вообще. Если же рисунок сделан, то, значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, что он старается не думать.
Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе все это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка. Существенно и то, что задание дает учитель, которому ребенок доверяет, да и само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны, не говоря уже об одобрении самого учителя [39,67].
Тема «Самое плохое или самое хорошее» дает ребенку возможность выбора событий, происходивших с детьми. Большинство предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, почти в каждом классе находятся дети, рисующие неприятные события, что может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентированной беседы с ними.
«Кем я хочу стать» – заключительный раздел тематического рисования, вносящий в него оптимистическую струю и способствующий повышению уверенности детей в своих силах.
Следующим этапом рисования может быть направленное устранение всех страхов, которым подвержен ребенок. Для этого нужно выяснить в индивидуальной бесед, боится ли ребенок одиночества (остаться один), нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей (Бабы Яги, Кощея, Бармалея, Змея Горыныча), опоздать в школу, темноты, животных (волка, медведя, собак, насекомых, пауков, змей), транспорта (машин, поездов, самолетов), стихии (бури, урагана, наводнения, землетрясения), высоты, глубины, тесной комнаты (замкнутого пространства), воды, огня, пожара, войны, площадей (открытого пространства), врачей (кроме зубных), крови, уколов, боли, неожиданных (резких) звуков. Составив список страхов у каждого ребенка, учитель дает задание нарисовать их.
Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.
На следующем занятии ребенку предлагается нарисовать страхи снова, но так, чтобы сам он выглядел небоящимся. Учитель говорит: «А теперь нарисуй, что ты уже не боишься…». Подобная инструкция противоположна предыдущей: «Нарисуй, что ты боишься», когда ребенок обычно изображает только объект страха, а не себя. Теперь же он должен изобразить и себя в активной, противостоящей страху позиции. Подобная установка действует в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха. Опять же необходимо продумать, как лучше выполнить задание, представить себе варианты, остановиться на одном из них и графически воплотить его посредством достаточно продолжительного волевого усилия. Все это примеры преодоления страха, который задается в общих чертах учителем, но требует творческого развития и завершения самим ребенком. [34,29]
На рисование страхов по контрасту требуется меньше число занятий, и в них участвуют уже не все дети, а только те, которые подвержены чувству страха. Остальные в это время рисуют на свободную тему или по программе. Через несколько дней, после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков. Снова задается вопрос: боится теперь ребенок или нет? Положительный успех закрепляется одобрением, похвалой.
Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Педагоги и родители обычно отмечают такие особенности ребенка, говоря, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т.п. Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослых. А между тем тревожность, в том числе и школьная, - это один из предвестников невроза, и работа по ее преодолению – это и работа по психопрофилактике невроза.
По мнению К.К. Роджерса (1980), достаточно высокий уровень школьной тревожности и, кстати, снижение самооценки вообще характерны для периода поступления в школу, первых месяцев учебы. Однако после адаптационного периода, продолжающегося обычно от одного до тех месяцев, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются. Именно после этого можно выделить детей с подлинной школьной тревожностью.
Сделать это можно с помощью специального теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [36,283].
Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей.
1. Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
2. Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о личностном росте человека.
Для преодоления школьной тревожности у учащихся 1 класса необходимо:
1. Смягчить, снизить уровень потребностей,
связанных с внутренней
2. Развить и обогатить
3. Учитывая конфронтационный характер тревожности как личностного образования, максимально «укрепить» конкурирующие образования.
4. Вести работу по снятию
Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений. Однако центральную роль играют два метода.
1. Метод последовательной
2. Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игра-драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол-петрушек, а затем без них в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причем все пугающие моменты должны быть доведены до крайней степени («так, чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причем акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы всячески поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуаций.
Таким образом, работа по снятию школьной тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы, описанные выше, а также в специальной группе. Она будет иметь эффект только при создании щадящих условий в семье и школе, поддерживающем ребенка позитивном отношении к нему со стороны окружающих.
Выводы по I главе
Анализ работы показывает, что проблема тревожности является достаточно разработанной в возрастной и педагогической психологии и, вместе с тем, актуальной.
Опираясь на имеющиеся теоретические и методологические подходы в определении понятия «тревожность», учитывая многофункциональность этого понятия, мы рассматривали его как сложное психологическое образование, характеризующееся сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального.
Приоритет в создании теоретических основ тревожности принадлежит зарубежным психологам. Среди них можно выделить З.Фрейда, А.Адлера, К.Хорни, Г. Салливена, Э.Фромма, К. Роджерса. Среди отечественных психологов, занимавшихся проблемой тревожности, можно отметить Р.С.Немова, А.М. Прихожан, С.С.Степанова, А.В.Петровского, Г.Г.Аркелова, Н.С. Лысенко. В целом, большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать понятие тревожности дифференцированно как ситуативное явление (порожденное некоторой конкретной ситуацией) и как личностную характеристику (проявляющуюся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях) с учетом переходного состояния и его динамики.
Исследователи отдельно рассматривают проблему школьной тревожности, которая развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, вызванного: противоречивыми требованиями; неадекватными требованиями; негативными требованиями. Описаны факторы, ведущие к переутомлению школьников: структура учебного года, длительность учебной недели, длительность урока, экзамены.
Нами выявлены основные причины тревожности: взаимоотношений детей в семье; внутренний конфликт, особенности взаимодействия взрослого с ребенком, ситуация соперничества и конкуренции, ситуация повышенной ответственности, эмоциональные расстройства.
Младший школьный возраст считается довольно уязвимым в плане происхождения тревожности, так как начало обучения в школе является переломным этапом в жизни ребенка в физическом и нравственном отношении.
У детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях. Большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности.
Выявить страхи младших школьников можно с помощью методов неоконченных предложений и рисования страхов.
Метод неоконченных предложений используется для диагностики страхов в различных сферах общения и деятельности школьника. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира.
Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений. Однако центральную роль играют два метода: метод последовательной десенсибилизации, метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения.
Глава II. Работа педагога-психолога по профилактике тревожности
у детей младшего школьного возраста
2.1. Изучение тревожности у детей младшего
школьного возраста
Цель нашего исследования - выявить возможности психолого-педагогической профилактики тревожности у детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели надо решить следующие задачи:
3. Выявить взаимосвязь между тревожностью младших школьников и их учебной деятельностью.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 6 города Арзамаса. В исследовании принимали участие 18 детей 7 - 8 лет, учащиеся 2 «Б» и 2 «В» классов (из них 10 мальчиков: Ярослав Ч., Саша Ч., Дима Д., Леша Д., Вова В., Андрей К., Леша К., Саша К., Дима Т., Павел П.; и 8 девочек: Лера Т., Юля К., Оля Ж., Вероника Ш., Настя Т., Наташа Б., Настя С., Ирина К.).
Для выявления школьной тревожности мы использовали «Шкалу явной тревожности» (CMAS).
Шкала явной тревожности для детей предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 7-12 лет. Шкала была разработана американскими психологами A. Castaneda, B.R. McCandless, D.S. Palermo в 1956 году.
Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.
В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М. Прихожан. По данным авторов и пользователей, детский вариант доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны [25].
Экспериментальное исследование начинается с предъявления психологом стандартной инструкции (см. приложение 1).
Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Примерное время выполнения теста 15-25 минут. При обработке результатов выделяется два этапа, по которым подсчитываются все баллы по основным шкалам (см. приложение 1).
Чтобы конкретно узнать по какой причине тревожатся учащиеся, мы провели «Тест школьной тревожности Филлипса», который позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанный со школой у детей младшего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Исследование начинается с предъявления инструкции (см. Приложение 2). При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
Информация о работе Работа педагога - психолога по профилактике тревожности у младших школьников