Работа педагога - психолога по профилактике тревожности у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 15:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить работу педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога-психолога.
Предметом исследования является работа педагога-психолога по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы изучения работы
педагога-психолога по профилактике тревожности у детей
младшего школьного возраста……………………………….…….………… 7
1.1. Изучение проблемы тревожности в
зарубежной и отечественной психологии ………………….…….…….… 7
1.2.Психологические особенности тревожных детей младшего
школьного возраста …………………………………………………………. 18
1.3. Основные направления работы педагога-психолога
по профилактике тревожности у детей младшего
школьного возраста ………………………………….…….……………….. 30
Выводы по I главе………………………………………….……………...… 37
Глава II. Работа педагога-психолога по профилактике тревожности
у детей младшего школьного возраста …………………..……….……….. 39
2.1. Изучение тревожности у детей младшего
школьного возраста……………………………………………….………… 39
2.2. Программа психолого-педагогической профилактики
тревожности у детей младшего школьного возраста …………….…….… 56
2.3. Динамика уровня тревожности по результатам формирующего
эксперимента……………………………………………….….……….…… 72
Выводы по II главе…………………………………………….……………. 80
Заключение……………………………………………………….………….. 82
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 949.00 Кб (Скачать)

а) Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

б) Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделенных в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае.

Анализируется общее эмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Распределение вопросов по факторам и ключ к вопросам теста представлены в приложении 2 (таблицы 5 и 6).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
  4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка [49,25].

Этот тест позволяет выявить не только общие показатели школьной тревожности, но и оценить вклад различных факторов в ее формирование.

Для изучения эмоционального состояния младших школьников мы использовали рисуночный тест Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек», который позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

Слова «дом», «дерево», «человек» – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека- это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.

Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш,   листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишется «дом», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа – соответственно «дерево» и «человек», на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима. Далее дается подробная инструкция, качественный анализ рисунков и основные симптомокомплексы количественного анализа рисунков детей  (см. приложение 3).

Ребята с уважением отнеслись к нам, и к нашему заданию. Для них это было загадочно и интересно.  Вопросы тестов зачитывались вслух, каждому классу. В первой половине урока учащиеся вели себя спокойно, но когда тест подходил к концу, некоторые дети были уже не в силах усидеть на месте, они устали. С радостью и чувством выполненного долга ребята сдали нам выполненные задания. Они приглашали ещё, только предупреждали, чтобы вопросов теста было поменьше.

Используя «Шкалу явной тревожности» (CMAS), мы получили следующие результаты, представленные в таблице 8.

                                                                                                                  Таблица 8

Показатели тревожности учащихся

 

 

Классы

Состояние тревожности не свойственно

Нормальный уровень тревожности

Несколько повышенная тревожность

Явно повышенная тревожность

Очень высокая тревожность

2 «Б»

0

46%

15,4%

15,4%

23%

2 «В»

0

46%

30,7%

15,4%

7,6%

общее

количество испытуемых в %

2,5%

38,4%

23%

17,9%

17,9%


 

Результаты, полученные с помощью методики, показали, что 17,9% испытуемых имеют явно повышенную и очень высокую тревожность. При этом учащиеся 2 «Б» класса оказались более тревожными, чем учащиеся 2 «В» класса, примерно в два раза (см. приложение 4). Многие дети, которые учатся во 2 «Б» классе перешли из других классов и еще не успели друг с другом познакомиться, возможно, это и повлияло на повышенный результат диагностики тревожности.

Применяя «Тест школьной тревожности Филлипса»,  мы получили следующие результаты, представленные в таблицах 9 и 10.

                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 Таблица 9

Показатели тревожности  учеников 2 «В» класса

Факторы тревожности

Количество испытуемых в процентах

Ранг

1

Общая тревожность в школе

41,7%

6

2

Переживание социального стресса

45,6%

5

3

Фрустрация потребности в достижении успеха

47,9%

3

4

Страх самовыражения

32,6%

7

5

Страх ситуации проверки знаний

52,2%

2

6

Страх несоответствовать  ожиданиям окружающих

63%

1

7

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

23%

8

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

47,7%

4


 

Мы видим, что самым сильным фактором тревожности для испытуемых  2 «В» класса – (63 %) является страх несоответствовать ожиданиям окружающих, у 52,2 % - учащихся отмечен страх ситуации проверки знаний. Для 47,9 % этого класса характерна фрустрация потребности в достижении успеха.

 Таблица 10

Показатели тревожности учеников 2 «Б» класса

Факторы тревожности

Количество испытуемых в процентах

Ранг

1

Общая тревожность в школе

55,7%

3

2

Переживание социального стресса

40,8%

6

3

Фрустрация потребности в достижении успеха

44,6%

5

4

Страх самовыражения

56%

2

5

Страх ситуации проверки знаний

72,8%

1

6

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

47,6%

4

7

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

35,3%

8

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

39,2%

7


 

У учеников 2 «Б» класса процентное распределение изменяется в пользу 5 фактора – страх ситуации проверки знаний (72,8% испытуемых). Фактор страха самовыражения занимает 2 ранг – 56%, фактор общей тревожности в школе у – 55,7% учащихся (3 ранг).

Мы увидели, что у учащихся 2 «Б» класса вызывает тревогу фактор проверки знаний. А у учащихся 2 «В» класса – фактор страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Наличие 5 фактора во 2 классе мы связываем с подлинной тревожностью, т. к. достаточно высокий уровень школьной тревожности вообще характерен для периода поступления в школу, первых месяцев учебы. После адаптационного периода, продолжающегося обычно от одного до трех месяцев, положение меняется: эмоциональное самочувствие стабилизируется. Опираясь на данные таблицы 3, можно констатировать преобладание 6 фактора у испытуемых 2 «В» класса, поэтому было сделано предположение о том, что причиной возникновения тревожности в данной группе являются нарушения в системе «ребенок-ребенок».

Мы сравнивали результаты разных групп, а теперь с помощью «теста школьной тревожности Филлипса» выделим один  наиболее значимый   фактор тревожности у всех испытуемых. В таблице 11 представлены показатели тревожности учащихся.                                                                              

                                                                                                           Таблица 11

Показатели тревожности учащихся

 

Факторы тревожности

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

Количество испытуемых в %

 

51,4%

 

48,8%

 

46,4%

 

47,7%

 

66,7%

 

53,7%

 

35,8%

 

45,5%


 

Условные обозначения:

1 фактор. Общая тревожность в школе;

2 фактор. Переживание социального стресса;

3 фактор. Фрустрация потребности в достижении успеха;

4 фактор. Страх самовыражения;

5 фактор. Страх ситуации проверки знаний;

6 фактор. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих;

7 фактор. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;

8 фактор. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

 

Анализ полученных результатов позволяет сделать выводы о том, что повышенная тревожность связана с фактором страха ситуации проверки знаний, по тесту Филлипса, это – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях публичной проверки знаний, достижений, возможностей.

Соотнесем данные о тревожности детей со сведениями об их успеваемости. Выделим их в таблицу 12 (см. приложение 10).

Испытуемые, регулярно получающие в школе оценку «3» , не надеются на более высокую оценку в своих знаниях, а отличники – уверены в себе и своих силах, поэтому эти категории учеников имеют низкую тревожность. У   хорошистов наблюдается высокая тревожность, наличие этих фактов может говорить о том, что дети боятся гнева родителей, которые ожидают от них большего.

Информация о работе Работа педагога - психолога по профилактике тревожности у младших школьников