Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 15:58, дипломная работа
Цель исследования – изучить работу педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога-психолога.
Предметом исследования является работа педагога-психолога по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы изучения работы
педагога-психолога по профилактике тревожности у детей
младшего школьного возраста……………………………….…….………… 7
1.1. Изучение проблемы тревожности в
зарубежной и отечественной психологии ………………….…….…….… 7
1.2.Психологические особенности тревожных детей младшего
школьного возраста …………………………………………………………. 18
1.3. Основные направления работы педагога-психолога
по профилактике тревожности у детей младшего
школьного возраста ………………………………….…….……………….. 30
Выводы по I главе………………………………………….……………...… 37
Глава II. Работа педагога-психолога по профилактике тревожности
у детей младшего школьного возраста …………………..……….……….. 39
2.1. Изучение тревожности у детей младшего
школьного возраста……………………………………………….………… 39
2.2. Программа психолого-педагогической профилактики
тревожности у детей младшего школьного возраста …………….…….… 56
2.3. Динамика уровня тревожности по результатам формирующего
эксперимента……………………………………………….….……….…… 72
Выводы по II главе…………………………………………….……………. 80
Заключение……………………………………………………….………….. 82
Литература……………………………………
а) Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
б) Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделенных в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае.
Анализируется общее эмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Распределение вопросов по факторам и ключ к вопросам теста представлены в приложении 2 (таблицы 5 и 6).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
Этот тест позволяет выявить не только общие показатели школьной тревожности, но и оценить вклад различных факторов в ее формирование.
Для изучения эмоционального состояния младших школьников мы использовали рисуночный тест Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек», который позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Слова «дом», «дерево», «человек» – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека- это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.
Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишется «дом», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа – соответственно «дерево» и «человек», на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима. Далее дается подробная инструкция, качественный анализ рисунков и основные симптомокомплексы количественного анализа рисунков детей (см. приложение 3).
Ребята с уважением отнеслись к нам, и к нашему заданию. Для них это было загадочно и интересно. Вопросы тестов зачитывались вслух, каждому классу. В первой половине урока учащиеся вели себя спокойно, но когда тест подходил к концу, некоторые дети были уже не в силах усидеть на месте, они устали. С радостью и чувством выполненного долга ребята сдали нам выполненные задания. Они приглашали ещё, только предупреждали, чтобы вопросов теста было поменьше.
Используя «Шкалу явной тревожности» (CMAS), мы получили следующие результаты, представленные в таблице 8.
Показатели тревожности учащихся
Классы |
Состояние тревожности не свойственно |
Нормальный уровень тревожности |
Несколько повышенная тревожность |
Явно повышенная тревожность |
Очень высокая тревожность |
2 «Б» |
0 |
46% |
15,4% |
15,4% |
23% |
2 «В» |
0 |
46% |
30,7% |
15,4% |
7,6% |
общее количество испытуемых в % |
2,5% |
38,4% |
23% |
17,9% |
17,9% |
Результаты, полученные с помощью методики, показали, что 17,9% испытуемых имеют явно повышенную и очень высокую тревожность. При этом учащиеся 2 «Б» класса оказались более тревожными, чем учащиеся 2 «В» класса, примерно в два раза (см. приложение 4). Многие дети, которые учатся во 2 «Б» классе перешли из других классов и еще не успели друг с другом познакомиться, возможно, это и повлияло на повышенный результат диагностики тревожности.
Применяя «Тест школьной тревожности Филлипса», мы получили следующие результаты, представленные в таблицах 9 и 10.
Таблица 9
Показатели тревожности учеников 2 «В» класса
№ |
Факторы тревожности |
Количество испытуемых в процентах |
Ранг |
1 |
Общая тревожность в школе |
41,7% |
6 |
2 |
Переживание социального стресса |
45,6% |
5 |
3 |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
47,9% |
3 |
4 |
Страх самовыражения |
32,6% |
7 |
5 |
Страх ситуации проверки знаний |
52,2% |
2 |
6 |
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих |
63% |
1 |
7 |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
23% |
8 |
8 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
47,7% |
4 |
Мы видим, что самым сильным фактором тревожности для испытуемых 2 «В» класса – (63 %) является страх несоответствовать ожиданиям окружающих, у 52,2 % - учащихся отмечен страх ситуации проверки знаний. Для 47,9 % этого класса характерна фрустрация потребности в достижении успеха.
Таблица 10
Показатели тревожности учеников 2 «Б» класса
№ |
Факторы тревожности |
Количество испытуемых в процентах |
Ранг |
1 |
Общая тревожность в школе |
55,7% |
3 |
2 |
Переживание социального стресса |
40,8% |
6 |
3 |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
44,6% |
5 |
4 |
Страх самовыражения |
56% |
2 |
5 |
Страх ситуации проверки знаний |
72,8% |
1 |
6 |
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих |
47,6% |
4 |
7 |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
35,3% |
8 |
8 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
39,2% |
7 |
У учеников 2 «Б» класса процентное распределение изменяется в пользу 5 фактора – страх ситуации проверки знаний (72,8% испытуемых). Фактор страха самовыражения занимает 2 ранг – 56%, фактор общей тревожности в школе у – 55,7% учащихся (3 ранг).
Мы увидели, что у учащихся 2 «Б» класса вызывает тревогу фактор проверки знаний. А у учащихся 2 «В» класса – фактор страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Наличие 5 фактора во 2 классе мы связываем с подлинной тревожностью, т. к. достаточно высокий уровень школьной тревожности вообще характерен для периода поступления в школу, первых месяцев учебы. После адаптационного периода, продолжающегося обычно от одного до трех месяцев, положение меняется: эмоциональное самочувствие стабилизируется. Опираясь на данные таблицы 3, можно констатировать преобладание 6 фактора у испытуемых 2 «В» класса, поэтому было сделано предположение о том, что причиной возникновения тревожности в данной группе являются нарушения в системе «ребенок-ребенок».
Мы сравнивали результаты разных групп,
а теперь с помощью «теста школьной тревожности
Филлипса» выделим один наиболее значимый фактор тревожности
у всех испытуемых. В таблице 11 представлены
показатели тревожности учащихся.
Показатели тревожности учащихся
Факторы тревожности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Количество испытуемых в % |
51,4% |
48,8% |
46,4% |
47,7% |
66,7% |
53,7% |
35,8% |
45,5% |
Условные обозначения:
1 фактор. Общая тревожность в школе;
2 фактор. Переживание социального стресса;
3 фактор. Фрустрация потребности в достижении успеха;
4 фактор. Страх самовыражения;
5 фактор. Страх ситуации проверки знаний;
6 фактор. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
7 фактор. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
8 фактор. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Анализ полученных результатов позволяет сделать выводы о том, что повышенная тревожность связана с фактором страха ситуации проверки знаний, по тесту Филлипса, это – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях публичной проверки знаний, достижений, возможностей.
Соотнесем данные о тревожности детей со сведениями об их успеваемости. Выделим их в таблицу 12 (см. приложение 10).
Испытуемые, регулярно получающие в школе оценку «3» , не надеются на более высокую оценку в своих знаниях, а отличники – уверены в себе и своих силах, поэтому эти категории учеников имеют низкую тревожность. У хорошистов наблюдается высокая тревожность, наличие этих фактов может говорить о том, что дети боятся гнева родителей, которые ожидают от них большего.
Информация о работе Работа педагога - психолога по профилактике тревожности у младших школьников