Работа педагога - психолога по профилактике тревожности у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 15:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить работу педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога-психолога.
Предметом исследования является работа педагога-психолога по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы изучения работы
педагога-психолога по профилактике тревожности у детей
младшего школьного возраста……………………………….…….………… 7
1.1. Изучение проблемы тревожности в
зарубежной и отечественной психологии ………………….…….…….… 7
1.2.Психологические особенности тревожных детей младшего
школьного возраста …………………………………………………………. 18
1.3. Основные направления работы педагога-психолога
по профилактике тревожности у детей младшего
школьного возраста ………………………………….…….……………….. 30
Выводы по I главе………………………………………….……………...… 37
Глава II. Работа педагога-психолога по профилактике тревожности
у детей младшего школьного возраста …………………..……….……….. 39
2.1. Изучение тревожности у детей младшего
школьного возраста……………………………………………….………… 39
2.2. Программа психолого-педагогической профилактики
тревожности у детей младшего школьного возраста …………….…….… 56
2.3. Динамика уровня тревожности по результатам формирующего
эксперимента……………………………………………….….……….…… 72
Выводы по II главе…………………………………………….……………. 80
Заключение……………………………………………………….………….. 82
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 949.00 Кб (Скачать)

В рисунке человека руки очень короткие, это говорит о том, что у девочки возможно отсутствия стремления вместе с чувством неадекватности. В рисунке дома отсутствует труба – это говорит о том, что девочка,  возможно, чувствует нехватку психологической теплоты дома. Отсутствие двери на рисунке означает то, что ребенок испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно это может быть в домашнем кругу).

Дима Д., по анализу рисунка можно сказать о проявлении признаков агрессии, а именно: сильные руки, одна рука спрятана за спину, что может говорить о чувстве вины, неуверенности в себе. Другая рука сильно вытянута вперед, пальцы крупные и длинные, похожи на гвозди, что говорит о враждебности, открытая агрессия. Для рисунка дерева характерно то, что ствол несколько зачернен, что может указывать на внутреннюю тревогу, боязнь быть покинутым, подозрительность, может быть скрытая агрессия.

 Для рисунка дерева  характерна размашистая штриховка, особенно выделены ветки деревьев, которые направлены вверх –  проявление тревожности и одновременно – порыв, стремление к власти.  В рисунке дома – окна сильно открыты, может быть ребенок ведет себя несколько развязно и прямолинейно, отсутствие двери, т.е. возможны трудности в общении. Из трубы показана тоненькая струйка дыма, что указывает на чувство недостатка эмоциональной теплоты дома, что, скорее всего и является причиной агрессии ребенка.

Возможно Дима Д. – агрессивный лидер, так как прорисовывается при изучении рисунка стремление к власти.

Павел П. Расположил все три рисунка в самом низу листа бумаги, рисунки очень маленькие, что может говорить о незащищенности ребенка, о неуверенности в себе, чувство неполноценности. На всех трех рисунках ребенок интенсивно выделял некоторые детали – это показывает тревожность ребенка. В рисунке человека – ноги широко расставлены – возможно, пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность) ребенка. Ступни непропорционально длинные – потребность ребенка в безопасности, а может потребность демонстрировать мужественность. В рисунке дерева ветви нарисованы в разные стороны, что показывает поиск контактов с окружающим, чувствительность к окружающему.

 Домик маленький, расположен  с самого края листа бумаги, что говорит о зависимости  ребенка от других, неуверенности  в себе. Отсутствие двери показывает на замкнутость, неудовлетворенность потребности в общении.

Настя Т. на рисунке изобразила линию земли – это показатель чувства тревоги, неуверенности ребенка, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими. По данным социометрического исследования мы знаем, что Настя находится в статусе «принятые» и имеет мало выборов (может быть причина в том, что девочка совсем недавно появилась в группе и возможно еще не установлен контакт с детьми).

На рисунке девочка штриховкой выделила волосы, платье человека, листву дерева – это также говорит о признаках тревожности. Руки изображены короткими, кисти не выделены, что говорит о сниженной практике общения. Потребность в общении есть, но не удовлетворена. Штриховка рук также свидетельствует о трудностях в социальных контактах, с которыми у Насти связано чрезмерное эмоциональное напряжение. Во время рисования Настя вела себя спокойно, прикрывала рукой рисунок от других детей.

Анализируя результаты проведенных методик, мы видим, что тесты и проективная методика «Дом. Дерево. Человек» выявляют тревожность у определенных учащихся, из этого можно сделать вывод о том, что подобранные методики четко соответствуют поставленной нами задачи. Мы провели качественный и количественный анализ полученных данных и выявили взаимосвязь между тревожностью младших школьников и их учебной деятельностью.

 

 

         

 

2.2.  Программа психолого-педагогической профилактики

тревожности у детей младшего школьного возраста

На основании полученных результатов констатирующего эксперимента  мы выяснили, что характерные для младших школьников симптомы и причины тревожности и для этого в выпускной квалификационной работе была разработана программа психолого-педагогической профилактики тревожности у детей младшего школьного возраста.

Эти факты говорят о необходимости своевременного выявления профилактических средств, препятствующих формированию у детей отрицательных черт характера, развитию психосоматических заболеваний, учебных неврозов, снижению самооценки, возникновению трудностей в обучении.

При разработке программы мы опирались на методические рекомендации Р.В.Овчаровой (1996), А.А.Осиповой (2004), В.В.Петрусинского (2000), Н.В.Самоукиной (2002).

 Программа имеет несколько направлений работы психолога с педагогическим коллективом, с учащимися и семьей.

Первое направление включает в себя работу с педагогическим коллективом МОУ СОШ № 6 города Арзамаса, непосредственно занимающихся с детьми 2 «Б» и 2 «В» классов. На педагогических советах учителям были прочитаны доклады:

  1. «Причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста».
  2. «Профилактика тревожности у детей младшего школьного возраста».

В ходе изложения материала учителям показана значимость рассматриваемой проблемы, т.е. сделан основной акцент на том, что в младшем школьном возрасте одной из основных причин возникновения неадекватного поведения ребенка является тревожность. Далее была показана роль тревожности.

Для плодотворной работы, для полноценной гармоничной жизни определенный уровень тревожности необходим. Тот уровень, который не изматывает ребенка, а создает тонус его деятельности, называется конструктивной тревогой. В свою очередь, деструктивная тревога вызывает состояния паники, уныния. Она дезорганизует не только учебную деятельность, но и разрушает личностные структуры. Была сделана попытка показать учителям, что основная цель помощи взрослого ребенку – сделать так, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, научился уважать свою индивидуальность.

В процессе проведения педагогического совета учителя ознакомлены с результатами констатирующего эксперимента. Педагоги имеют возможность задавать вопросы, а также им были даны рекомендации, улучшающие эффективность работы с детьми, способствующие уменьшению тревожности и помогающие им строить свое поведение адекватно той ситуации, в которой они находятся (см. приложение 6).    

Второе направление нашей работы заключается в психолого-педагогическом просвещении родителей тревожных детей. Нами разработаны рекомендации родителям для работы с тревожными детьми (см. приложение 6).

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Третье направление включает проведение программы психологической профилактики с учащимися, которое должно проходить в условиях специальных смоделированных коллективных упражнений.            

Программа направлена также на развитие средств самопознания тревожных детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для такой работы, т.к. мотивационно-смысловая  система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии.

По ходу выполнения коррекционных упражнений  применялась совокупность социально – психологических и психотерапевтических технологий. В их основе – представления Д. Б. Эльконина о ключевой роли игры в развитии спонтанности, реактивности, самооценки личности и сферы общения.

  1. Социально – психологические – такие методы воздействия на детей, которые задавали сами условия проведения занятий.

Детям создавались условия для групповых дискуссий, группового принятия решения, принятие ответственности за решение. Стимулировалось появление обратной связи в группе, проявления рефлексии.

  1. Психолого – психотерапевтические технологии – обращены  непосредственно к самосознанию и эмоциональной сфере детей. Основные из них:
  • индивидуальная и групповая поддержка всех инсайдов у отдельных участников или в целом у группы;
  • использование закономерностей психотерапевтической динамики в группе, в частности, были продлены занятия до двух часов в том случае, когда группа начинала спонтанный переход к фазе интеграции;
  • непрерывная вербальная и невербальная  эмоциональная позитивная поддержка со стороны психолога, а также взаимная поддержка внутри группы;
  • предоставление возможности добровольного участия в упражнении – в случае, если оно вызывает выраженную отрицательную эмоцию, тем более невротическую реакцию ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция включает три этапа:

1) Ориентировочный этап включает 2 занятия;

2) Реконструктивный этап включает 7 занятий;

3) Закрепляющий этап включает 2 занятия.

Каждый этап предполагает работу по основным блокам:

  • Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.
  • Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, формирование чувства доверия и уверенности в себе, развитие сплоченности группы через совместную деятельность, закрепление позитивного отношения к школе.
  • Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем. 

Данная программа состоит из 11 занятий и рассчитывается на срок 6 недель. Занятия проводятся по принципу  социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не должна превышать 45 минут, два раза в неделю. Каждому ребенку обеспечивается возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Каждое занятие построено по единой схеме:

  1. Приветствие.
  2. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в ситуацию «здесь и теперь», рефлексируя свое актуальное эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и переживаниях).
  3. Основная часть (подвижные игры и пассивные упражнения – и те, и другие заканчиваются обсуждением и рефлексией).
  4. Рефлексия прошедшего занятия по схеме:

а) Как вы себя чувствуете сейчас?

б) Выполнение, какого задания вызвало наибольшие трудности?

5. Прощание.

Традиционная  схема занятий сама выполняет психотерапевтическую функцию, являясь ритуалом, оказывающим позитивное влияние в силу своей повторяемости, помогая включиться в ситуацию «здесь и теперь» и снятию эмоционального напряжения.

Проведение программы с детьми  младшего школьного возраста не требует специальных материалов: нужны лишь звездочки-основы для визиток,  тетради для рисования и записей, наборы цветных карандашей, скотч.

Знания об  ученике, учет его психологических особенностей помогают правильно построить коррекционную работу с ним. При коррекционной работе важное значение имеют продукты творческой  деятельности детей (рассказы, рисунки и др.), игры-упражнения. Однако тревожные дети с трудом входят в контакт, могут отказываться принимать участие в игре или рисовать, отвечать на вопросы психолога. В таких случаях необходимо постараться обеспечить ребенку комфортное пребывание в группе коррекции.

Содержание программы психолого-педагогической коррекции (см. приложение 7).

Подробное описание процесса проведения занятий.

Занятие 1.

Упражнение: «Знакомство»

Для создания заинтересованности детей в тренинговых занятиях, была проведена вводная лекция, на которой дети были ознакомлены с целью данных занятий, какие знания и навыки они могут получить в процессе тренинга. Затем детям предлагалось выполнить первое упражнение, в ходе которого каждый должен был назвать свое имя, следующий – предыдущего участника и потом свое.

Это упражнение затянулось очень долго, т.к. дети часто забывали, волновались, и им приходилось подсказывать.  Потом оформляли визитки. 

 Выработка правил поведения  на занятиях.

Участникам были предложены правила поведения на занятиях с условием, что они будут приниматься с помощью голосования.

Были приняты все правила, кроме правила 5 (нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит).

В процессе данного упражнения возник конфликт, т.к. те участники, которые не голосовали за какое-либо правило, отказывались его принимать и записывать. На просьбу обосновать свой протест отвечали, что они не будут его придерживаться. Поэтому долгое время пришлось убеждать в том, что эти правила приняло большинство членов группы, значит нужно подчиниться большинству в принятии правил работы; также объяснялось необходимость, правильность, смысл этих правил. После этого дети согласились с необходимостью принятия этих правил. Какие-либо другие правила или примечания дети предлагать отказались.

Информация о работе Работа педагога - психолога по профилактике тревожности у младших школьников