Работа педагога - психолога по профилактике тревожности у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 15:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить работу педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога-психолога.
Предметом исследования является работа педагога-психолога по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы изучения работы
педагога-психолога по профилактике тревожности у детей
младшего школьного возраста……………………………….…….………… 7
1.1. Изучение проблемы тревожности в
зарубежной и отечественной психологии ………………….…….…….… 7
1.2.Психологические особенности тревожных детей младшего
школьного возраста …………………………………………………………. 18
1.3. Основные направления работы педагога-психолога
по профилактике тревожности у детей младшего
школьного возраста ………………………………….…….……………….. 30
Выводы по I главе………………………………………….……………...… 37
Глава II. Работа педагога-психолога по профилактике тревожности
у детей младшего школьного возраста …………………..……….……….. 39
2.1. Изучение тревожности у детей младшего
школьного возраста……………………………………………….………… 39
2.2. Программа психолого-педагогической профилактики
тревожности у детей младшего школьного возраста …………….…….… 56
2.3. Динамика уровня тревожности по результатам формирующего
эксперимента……………………………………………….….……….…… 72
Выводы по II главе…………………………………………….……………. 80
Заключение……………………………………………………….………….. 82
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 949.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Заключение

В данном исследовании предпринята попытка изучения проблемы работы педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников. Актуальность данной работы обусловлена тем, что тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся  в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется  значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность  адаптации к новым условиям.

Проблема данного исследования состоит в том, чтобы выявить, каковы возможности целенаправленной работы педагога – психолога по профилактике тревожности у младших школьников. Гипотеза исследования: психолого-педагогическая профилактика тревожности у детей младшего школьного возраста способна существенно снизить ее уровень после проведения коррекционной программы.

В нашей работе мы изучили теоретические основы проблемы тревожности в младшем школьном возрасте.

Большинство исследователей  сходятся в признании необходимости рассматривать понятие тревожности дифференцированно как ситуативное явление (порожденное некоторой конкретной ситуацией) и как личностную характеристику (проявляющуюся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях).

Младший школьный возраст считается довольно уязвимым в плане происхождения тревожности, так как начало обучения в школе является переломным этапом в жизни ребенка в физическом и нравственном отношении.

У детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при  проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. 

В соответствии  со второй задачей мы изучили основные направления работы педагога-психолога по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста. Большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Выявить страхи младших школьников можно с помощью методов неоконченных предложений и рисования страхов. Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений. Однако центральную роль играют два метода: метод последовательной десенсибилизации, метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения.

В качестве диагностического инструментария нами были использованы следующие методики: тест явной тревожности «CMAS», «Тест школьной тревожности Филлипса», тест «Дом. Дерево. Человек».

Результаты первичной диагностики показали, что у младших школьников обеих групп очень высокая  и явно повышенная тревожность, которая связана с фактором страха проверки знаний, а также с фактором страха не соответствовать ожиданиям окружающих.  Еще мы выявили некоторую закономерность: высокую тревожность имеют только те дети, которые учатся на «4». Опираясь на беседу с учителями, мы связываем этот факт с тем, что родители предъявляют завышенные требования к ребенку, а, как известно, авторитарный стиль родительского воспитания в семье не способствует внутреннему спокойствию ребенка.  В обеих группах требуется психолого-педагогическая помощь по снижению уровня тревожности.

В соответствии с третьей задачей на основании результатов первичной диагностики нами была разработана и апробирована психолого-педагогическая программа работы педагога-психолога по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста, цель которой повысить представления детей о собственной ценности, развить мотив межличностных отношений, уверенность в собственных силах, а также способность наиболее успешно реализовать себя в поведении.

Согласно четвертой задаче мы проследили динамику уровня тревожности по итогам реализации программы.

Эффективность предложенной нами программы подтвердили результаты вторичной диагностики. Практически у всех младших школьников экспериментальной группы снизилась тревожность из-за страха ситуации проверки знаний и  не соответствовать ожиданиям окружающих, у них появилась легкость и открытость  в общении и взаимоотношениях с людьми. Таким образом, цель нашей работы достигнута, поставленные нами задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что был проведен теоретический анализ и систематизирован материал по проблеме работы педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников, а именно: рассмотрены проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии; психологические особенности тревожных детей младшего школьного возраста и выделены основные направления работы педагога – психолога по профилактике тревожности у младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована программа работы педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников и выявлена динамика уровня тревожности по итогам реализации программы. Материал работы может быть использован в практической деятельности классных руководителей, педагогов и психологов в условиях воспитательно-образовательных учреждений для профилактики тревожности младших школьников.

Перспективы работы состоят в том, что опираясь на разработанную и апробированную нами программу необходимо разрабатывать комплексные программы работы педагога – психолога по профилактике тревожности у младших школьников, рассчитанные на работу с родителями детей и учителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Абрамова Г.С. Введение в практическую  психологию. – Екатеринбург, «Деловая  книга», М., Издательский центр «Академия», 1995.

2.Альманах психологических тестов – Москва: “КСП”, 1995 – с. 333-336

3. Аракелов Н.Е., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер. Психология. 1998., №1, с.18

4. Астапов В.М. Регуляторные функции тревоги в целесообразной деятельности человека. // Методологические проблемы оснований науки. Киев, 1986.

5. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992 № 5, с. 111-117.

6. Бернс Эрик. Игры, в которые играют люди. Психологии человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер. с англ. М., Прогресс, 1995.

7. Битякова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.,

8. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности // Сов. педагогика – 1990 - №5 – с. 77

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М., Просвещение, 1968.

10. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний. // Вопросы психологии., 1993, № 1, с. 104-113.

11. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве.: Норма и отношение. М.: Педагогика, 1990, с. 144.

12. Возрастная и педагогическая психология // Хрестоматия. И.И. Дубровина, А.М. Прихожан. М.,1998.

13. Волков Е.М. Трудные дети или трудные родители?» М.: / Профиздат., 1992, с. 96.

14. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.,1997.

15. Диагностика и коррекция психического развития школьников. Уч. Пособие: под ред. Я.Л.Коменского, Е.А.Панько, 1997.

16. Захаров А.И. Неврозы у детей. - М., Просвещение, 1983.

17. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., Педагогика, 1986.

18. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.

19. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. // Теоретические прикладные проблемы психологии. Сборник статей. 1997 с.16-20.

20. Козлов Н.М. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день / 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Новая школа, 1997 – 320 с.

21. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Серия «Высшее образование»: Рост н/д.: Феникс, 2001.

22. Кочубей Б.И.; Новикова И.В. Эмоциональная устойчивость школьника – М.: Знание 1988.

23. Кочубей Б.И.; Новикова И.В. Детские тревоги: в школе и дома (заметки психолога) // Семья и школа. 1988 - №9 с.27-29.

24. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2002.

25. Кон И.С. «Психология старшеклассника». - М.: Просвещение 1982.

26. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Просвещение 1995.

27. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

28. Куликов Л.В. Проблема описания псих. состояний // Хрестоматия «Психологические состояния» под. ред. Л.В.Куликова СПб., Питер 2001.

29. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.  СПб.: «Питер 2000.

30. Истратова О.Н., Экскакусто Т.В. «Справочник психолога начальной школы» Серия «Справочники» - Рост н\д: «Феникс» 2003.

31. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: «Питер» 2002.

32. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей. //  Психологическая наука и образование. 1988, №2, с.15.

33. Махов Ф.С. Кого и как мы растим?: Ступени воспитания ребенка. М., 1996.

34. Метод в теории и на практике. Программа «Помоги Сереже», // Школьный психолог: август 2004г. №31.

35. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001.

36. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения – Л., 1983.

37. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 1996.

38. Общение и формирование личности школьника. / Под ред. А.А. Бодалева и Р.Л. Кричевского. М., 1987.

39. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ Сфера 2004.

40. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 1996.

41. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности. // Психологический журнал, 1996, № 1, с. 169-174.

42. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. // Вопросы психологии, 1984, №4 с. 15-30.

Практическая психология для преподавателей. \ Под ред. М.К.Тутушкиной. М., 1997.

43. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Ж. «Психологическая наука и образование» 1998. №2.

44. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе. Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1994.

45. 42. Психология. Словарь. / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, 2-е изд., исп. и доп. М.: Политиздат, 1990.

46. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов.\ Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Международная педагогическая Академия, 1995.

47. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М., 1998.

48. Петрусинский В.В. «Игры, обучение, тренинг, досуг». М., 2000.

49. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

50. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. Дубровиной И.В., - М., Просвещение, 1991.

51. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. М.: Владос, 1996.

52. Роджерс К.К. Науке о личности /История зарубежной психологии. 1980.

53. Савина Е. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание. 1996.

54. Самоукина И.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы / - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. 2002.

55. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности. // Психологический журнал., 1996, № 1, с. 25

56. Семаго Н.Я.; Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., Просвещение, 2000.

57. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький. 1975.

58.  Степанов С.С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. – М.: Педагогика – Пресс, 1995.

59. Столяренко Л.Д. Основы психологии, Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 1996.

60. Тарнавский Ю.Б. Срыва можно избежать (неврозы, их лечение и профилактика). – М.: Медицина, 1990, с. 144.

61. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Е.К. Клюева, Г.Б. Монина. - СПб.: ООО «Издательство и речь», 2001.

62. Толстых А.В. Взрослые и дети: Парадоксы общения. М., 1988.

63. Учимся общаться с ребенком. В.А. Петровский, А.М. Виноградова. М., 1999.

64. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: 1989.

65. Фридман Л.М., Кулагина М.М. Практический справочник учителя, М.: Просвещение, 1991.

66. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

67. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов. Лань,1997.

 

Приложение 1

     Инструкция  к тесту «Шкала явной тревожности» (CMAS): «Сейчас я буду зачитывать предложения. На них можно ответить: верно и неверно.  В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прослушайте каждое предложение и решите, можете ли вы отнести его к себе, правильно ли оно описывает вас, ваше поведение, качества. Если да, отвечаете – верно, если нет – неверно. Не думайте над ответом долго. Если не можете решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирайте то, что бывает, как вам кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа. Не пропускайте предложения, отвечайте на все подряд».

Информация о работе Работа педагога - психолога по профилактике тревожности у младших школьников