Работа педагога - психолога по профилактике тревожности у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 15:58, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить работу педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога-психолога.
Предметом исследования является работа педагога-психолога по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы изучения работы
педагога-психолога по профилактике тревожности у детей
младшего школьного возраста……………………………….…….………… 7
1.1. Изучение проблемы тревожности в
зарубежной и отечественной психологии ………………….…….…….… 7
1.2.Психологические особенности тревожных детей младшего
школьного возраста …………………………………………………………. 18
1.3. Основные направления работы педагога-психолога
по профилактике тревожности у детей младшего
школьного возраста ………………………………….…….……………….. 30
Выводы по I главе………………………………………….……………...… 37
Глава II. Работа педагога-психолога по профилактике тревожности
у детей младшего школьного возраста …………………..……….……….. 39
2.1. Изучение тревожности у детей младшего
школьного возраста……………………………………………….………… 39
2.2. Программа психолого-педагогической профилактики
тревожности у детей младшего школьного возраста …………….…….… 56
2.3. Динамика уровня тревожности по результатам формирующего
эксперимента……………………………………………….….……….…… 72
Выводы по II главе…………………………………………….……………. 80
Заключение……………………………………………………….………….. 82
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 949.00 Кб (Скачать)

Слабым местом тревожных детей часто является повышенная утомляемость и затрудненная включаемость. Зная это, грамотный учитель спросит такого ученика не в начале и не в конце урока, а в середине, лишний раз отпустит в конце дня домой, не будет торопить на контрольной работе.

В каких бы формах ни проявлялась тревожность ребенка, есть один общий совет – повышать его самооценку. Надо помогать ему находить ситуации, в которых он один из лучших, хвалить как можно чаще, не скупиться на проявление любви и нежности. При этом важно помнить: тревожного ребенка очень непросто убедить в том, что он действительно хороший. Тревожного ребенка не страшно перехвалить – он все равно относится к похвалам с некоторым недоверием.

Необходимо учитывать, что тревожный ребенок уже сам нашем какой-то способ борьбы с тревогой. При всей неадекватности, а порой нелепости подобных способов их нужно уважать, не высмеивать, а использовать для того, чтобы ребенку «отреагировать» свои проблемы. Нельзя разрушать «островок безопасности», ничего не давая взамен.

 

Рекомендации учителям:

  1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
  2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успех («У тебя это получится», «Ты это умеешь хорошо делать»). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
  3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше»).

Оптимистические прогнозы «на завтра» не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.

  1. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа «кто первый». Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
  2. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути  его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
  3. Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка.

Такие дети очень зависимы от мнения значимых для них взрослых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными, несамостоятельными. Они выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряются и волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения («А вдруг я сделаю неправильно?»). Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь. Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.

         

Рекомендации родителям.

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка, даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Предложить родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку. Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им, выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание, прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно сказать родителям: “Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы Вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно”.

Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога — ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Содержание программы:

      1 этап  – ориентировочный (2 занятия)

      Занятие 1.

      Цель:  создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

      Упражнение: «Знакомство»

В общем кругу каждый называет свое имя. Работа разворачивается по принципу «снежного кома»: первый называет свое имя, следующий – предыдущего участника и только потом свое («Тебя зовут Аня, а я – Олег») и т.д. Если имя соседа забылось, нужно его вежливо попросить повторить. В завершение задания выясняется, кто «самый памятливый»: желающие могут попытаться назвать по имени всех присутствующих.

Затем каждый оформляет себе «визитку» на заранее приготовленных ведущим «звездочках». Если ребенок затрудняется написать свое имя, ему помогает ведущий. На визитке нужно отразить что-то, что  ее автор любит. По окончании работ визитки представляются группе (с небольшим комментарием), после чего приклеиваются скотчем. Если ребенок испытывает трудности с определением того, что он любит, ведущий может предложить ему несколько вариантов на выбор.

Выработка правил поведения на занятиях.

Психолог предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам:

  • доверительный стиль общения. Для того чтобы наша группа работала с наибольшей отдачей, чтобы мы с вами больше доверяли друг другу, нужно обращаться на «ты».
  • не существуют правильных или неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который на самом деле выражает твое мнение.
  • анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору поведения кого-либо.
  • искренность в общении. Во время работы в группе мы говорим только то, что чествуем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь.
  • нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об это не просит. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участников, а только их действие и поведение.
  • нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге на занятиях, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться общей тайной.
  • уважение к говорящему. Когда кто-либо из участников высказывается, нельзя перебивать его, обращаясь к кому-либо из участников нужно смотреть на него.
  • активное участие в происходящем, это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу группы.
  • постоянный состав группы. Никто не должен опаздывать на занятие.

Правила в виде пиктограмм записываются на листе ватмана, который постоянно висит на стене во время всех последующих занятий группы. При наличии идей пиктограммы могут предложить сами участники группы.

      Игра «Ветры  дуют на …».

Со словами «Ветру дуют на …» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в кучку.

«Ветер дует на того, у кого … есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого есть друзья» и т.д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

      Игра «Хоровод»

Предложить детям встать в круг, взять друг друга за руки и смотреть друг другу в глаза, улыбаться.

      Занятие 2.

      Цель: развитие способности слаженно работать в группе, сплочение группы.

      Время: 40 минут.

      Игра «Печатная машинка»

«Давайте проверим, можете ли вы слаженно работать в группе. Попытаемся воспроизвести процесс печатания на машинке, отрывок из хорошо знакомой вам песни или стихотворения. Например, «Наша Таня громко плачет». Каждый по очереди производит по одной букве слова («Н-а-ш-а Т-а-н-я …»). В конце слова - все встают, на знак препинания – топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши. Есть одно условие игры: кто ошибается – выходит из игры, покидая круг. Итак, первый участник произносит первую букву, второй – вторую и т.д. Не забывайте о знаках препинания. Начали. Ну, а сейчас можно оценить, кто у нас вышел в победители. Спасибо, на этом игра закончена.

     Игра «Дотронься  до …»

«Водящий (им становятся все участники по очереди) называет какой- то цвет, и все дотрагиваются до этого цвета друг на друге. Игру можно усложнить: если один игрок дотрагивается до второго, то второму нельзя прикасаться к первому (следовательно, он должен включить в игру кого-то третьего). Намеренное или даже случайное причинение боли другим детям в контексте групповой работы регулируется на основе правил работы группы.

      Игра «Хоровод»

Участники встают в круг, берут друг друга за руки, смотрят друг на друга в глаза, улыбаются.

     2 этап – реконструктивный (7 занятий).

     Занятие 3.

     Цель: Создание рабочего настроя, обращение к школьным заботам.

     Время 40 минут.

     Игра: «Изобрази  предмет»

Детям нужно придумать и без слов изобразить предмет, как-то связанный со школой. Остальные участники группы отгадывают, какой предмет имеется в виду.

     Упражнение  «Сказка»

Вербализация участниками собственных причин школьной тревожности в безопасной (проективной) форме.

Ребятам предлагается картинка (сюжет о робком зайце), по которой необходимо сочинить сказку. Сказка сочиняется по кругу – каждый говорит по одному предложению.

Если сказку не получается закончить позитивно, эта работа может быть предложена в индивидуальном режиме: «В сказке всегда счастливый финал. Кто может придумать счастливый финал нашей сказки?».

Дети, характеризующиеся страхом самовыражения, при выполнении этого упражнения нуждаются в помощи ведущего. Ведущий может придумывать предложение вместе с таким ребенком или вслух громко говорить то предложение, которое ребенок говорит себе под нос, шепотом, обязательно подбадривая его при этом. 

Информация о работе Работа педагога - психолога по профилактике тревожности у младших школьников