Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 15:58, дипломная работа
Цель исследования – изучить работу педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога-психолога.
Предметом исследования является работа педагога-психолога по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы изучения работы
педагога-психолога по профилактике тревожности у детей
младшего школьного возраста……………………………….…….………… 7
1.1. Изучение проблемы тревожности в
зарубежной и отечественной психологии ………………….…….…….… 7
1.2.Психологические особенности тревожных детей младшего
школьного возраста …………………………………………………………. 18
1.3. Основные направления работы педагога-психолога
по профилактике тревожности у детей младшего
школьного возраста ………………………………….…….……………….. 30
Выводы по I главе………………………………………….……………...… 37
Глава II. Работа педагога-психолога по профилактике тревожности
у детей младшего школьного возраста …………………..……….……….. 39
2.1. Изучение тревожности у детей младшего
школьного возраста……………………………………………….………… 39
2.2. Программа психолого-педагогической профилактики
тревожности у детей младшего школьного возраста …………….…….… 56
2.3. Динамика уровня тревожности по результатам формирующего
эксперимента……………………………………………….….……….…… 72
Выводы по II главе…………………………………………….……………. 80
Заключение……………………………………………………….………….. 82
Литература……………………………………
Таблица 1
Ключ к субшкале «социальной желательности»
(номера пунктов CMAS)
Ответ ВЕРНО |
Ответ НЕВЕРНО |
5,17,21,30,34,36 |
10,41,47,49,52 |
Таблица 2
Ключ к субшкале тревожности
Ответ ВЕРНО |
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53 |
Таблица 3
Тревожность. Перевод «сырых» баллов в стены
стены |
Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
7 лет |
8-9 лет |
10-11 лет |
12 лет | |||||
девочки |
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
мальчики | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
0-2 3-4 5-7 8-10 11-14 15-18 19-21 22-25 26-29 29 и более |
0-3 4-6 7-9 10-12 13-15 16-18 19-21 22-24 25-26 27 и более |
0 1-3 4-7 8-11 12-15 16-19 20-22 23-26 27-30 31 и более |
0-1 2-4 5-7 8-11 12-14 15-17 18-20 21-23 24-26 27 и более |
0-3 4-7 8-10 11-14 15-18 19-21 22-25 26-28 29-32 33 и более |
0-2 3-6 7-9 10-13 14-16 17-20 21-23 24-27 28-30 31 и более |
0-6 7-9 10-13 14-16 17-20 21-23 24-27 28-30 31-33 34 и более |
0-5 6-8 9-11 12-14 15-17 18-20 21-22 23-25 26-28 29 и более |
Примерное время выполнения теста 15-25 минут. При обработке результатов выделяется два этапа.
1) В предварительном
2) Обращается внимание на
На основном этапе, во-первых, подсчитываются данные по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности».
Критическое значение по данной субшкале – 9. Этот и более высокий результат свидетельствует о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться, под влиянием фактора социальной желательности.
Во-вторых, подсчитываются баллы по субшкале тревожности. Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или оценку.
В-третьих, первичная оценка переводиться в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.
Ключи к субшкалам «социальной желательности», к субшкале тревожности, а также перевод сырых баллов в стены представлены в таблицах № 1, № 2, № 3.
В-четвертых, на основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого. Характеристика уровней тревожности представлена в таблице 4.
Характеристика уровней тревожности по методике
«Шкала явной тревожности» (CMAS)
Стены |
Характеристика |
Примечание |
1-2 |
Состояние тревожности Испытуемому не свойственно. |
Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера. |
3-6 |
Нормальный уровень тревожности. |
Необходим для адаптации и продуктивной деятельности. |
7-8 |
Несколько повышенная тревожность. |
Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни. |
9 |
Явно повышенная тревожность. |
Обычно носит «разлитой», генерализованный характер. |
10 |
Очень высокая тревожность. |
Группа риска |
Приложение 2
Инструкция к тесту Филлипса: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».
Таблица 5
Распределение вопросов по факторам
Факторы |
Номера вопросов |
1. Общая тревожность в школе |
2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22 |
2. Переживание социального |
5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 сумма = 11 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха |
1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13 |
4. Страх самовыражения |
27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний |
2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5 |
7. Низкая физиологическая |
9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5 |
8. Проблемы и страхи в |
2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8 |
Таблица 6
Ключ к вопросам теста
1- |
7- |
13- |
19- |
25+ |
31- |
37- |
43+ |
49- |
55- |
2- |
8- |
14- |
20+ |
26- |
32- |
38+ |
44+ |
50- |
56- |
3- |
9- |
15- |
21- |
27- |
33- |
39+ |
45- |
51- |
57- |
4- |
10- |
16- |
22+ |
28- |
34- |
40- |
46- |
52- |
58- |
5- |
11+ |
17- |
23- |
29- |
35+ |
41+ |
47- |
53- |
|
6- |
12- |
18- |
24+ |
30+ |
36+ |
42- |
48- |
54- |
Приложение 3
Тест «Дом. Дерево. Человек»
Инструкция для ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Во время теста проводится наблюдение за тем, как ребенок рисует.
Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость, двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а так же если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.
Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.
Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.
Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность, 2) тревожность, 3) недоверие к себе, 4) чувство неполноценности, 5) враждебность, 6) конфликт (фрустрация), 7) трудности в общении, 8) депрессивность. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличии большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта – 2 балла (симптомокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе – 1 балл (см. таблицу 7 в приложении 3). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса. Описание симптомокомплексов представлено в таблице 7.
При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности.
Рисунки теста ДДЧ могут показывать органическую дисфункцию центральной нервной системы. Существует 5 показателей органического поражения центральной нервной системы: 1. Двойные линии в рисунке; 2. Несоединенные между собой линии; 3. Сильный уклон нарисованной фигуры; 4. Очень большая голова или 5. Неадекватно выделенная в рисунке человека. Присутствие более 5 признаков в рисунках дает основание предполагать, что у рисовавшего ребенка может быть органическое поражение центральной нервной системы. Наличие органической дисфункции центральной нервной системы еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто это может проявляться как локальные затруднения в определенных сферах интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах. Такие дети могут скоро уставать, быть менее внимательными.
Информация о работе Работа педагога - психолога по профилактике тревожности у младших школьников