Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 15:58, дипломная работа
Цель исследования – изучить работу педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога-психолога.
Предметом исследования является работа педагога-психолога по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы изучения работы
педагога-психолога по профилактике тревожности у детей
младшего школьного возраста……………………………….…….………… 7
1.1. Изучение проблемы тревожности в
зарубежной и отечественной психологии ………………….…….…….… 7
1.2.Психологические особенности тревожных детей младшего
школьного возраста …………………………………………………………. 18
1.3. Основные направления работы педагога-психолога
по профилактике тревожности у детей младшего
школьного возраста ………………………………….…….……………….. 30
Выводы по I главе………………………………………….……………...… 37
Глава II. Работа педагога-психолога по профилактике тревожности
у детей младшего школьного возраста …………………..……….……….. 39
2.1. Изучение тревожности у детей младшего
школьного возраста……………………………………………….………… 39
2.2. Программа психолого-педагогической профилактики
тревожности у детей младшего школьного возраста …………….…….… 56
2.3. Динамика уровня тревожности по результатам формирующего
эксперимента……………………………………………….….……….…… 72
Выводы по II главе…………………………………………….……………. 80
Заключение……………………………………………………….………….. 82
Литература……………………………………
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Арзамасский государственный педагогический институт
им. А.П. Гайдара»
Кафедра общей педагогики и психологии
Ефанова Е.В.
студентка V курса
психолого-педагогического
факультета
специальности
«Педагогика и психология»
Выпускная квалификационная работа
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент
Беганцова И.С.
г. Арзамас, 2007
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы изучения работы
педагога-психолога по профилактике тревожности у детей
младшего школьного возраста……………………………….…….………… 7
1.1. Изучение проблемы тревожности в
зарубежной и отечественной психологии ………………….…….…….… 7
1.2.Психологические особенности тревожных детей младшего
школьного возраста …………………………………………………………. 18
1.3. Основные направления работы педагога-психолога
по профилактике тревожности у детей младшего
школьного возраста ………………………………….…….……………….. 30
Выводы по I главе………………………………………….……………...
Глава II. Работа педагога-психолога по профилактике тревожности
у детей младшего школьного возраста …………………..……….……….. 39
2.1. Изучение тревожности у детей младшего
школьного возраста……………………………………………….………
2.2. Программа психолого-педагогической профилактики
тревожности у детей младшего школьного возраста …………….…….… 56
2.3. Динамика уровня тревожности по результатам формирующего
эксперимента………………………………………………
Выводы по II главе…………………………………………….……………. 80
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В последние годы данной проблеме уделяется значительное внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям. Многие выдающиеся психологи (Р. Бендлер, Дж. Гриндер, П.Жане, Ч.Спилбергер, З.Фрейд, В.Франкл и др.) анализируют тревожность с точки зрения своих специфических воззрений, не ставя при этом цели комплексного рассмотрения проблемы в целом применительно к школьной практике.
Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых и в отечественной психологии. Они придают важное значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, которое участвует в механизме саморегуляции, способствуя мобилизации резервов психики и стимулируя поисковую активность. С другой стороны, известно, что за границами оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность индивида. Хроническое переживание тревоги как неравновесного состояния и постоянная готовность его актуализации формируют новообразование личности – тревожность. Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных.
В настоящее время ряд авторов (И.В. Дубровина, 1995; А.М. Прихожан 1994; и др.) пишет о тенденции увеличения числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эти факторы свидетельствуют о необходимости профилактических средств, препятствующих формированию у детей отрицательных черт характера, развитию психосоматических заболеваний, учебных неврозов, снижению самооценки, возникновению трудностей в обучении.
Проведенный анализ проблемы тревожности в контексте её психолого-педагогической значимости выявил противоречие между необходимостью оказания психолого-педагогической помощи тревожным детям и недостаточной теоретической и методической разработанностью данной проблемы в теории и практике профессиональной деятельности педагога-психолога.
Проблема исследования - каковы возможности работы педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников.
Цель исследования – изучить работу педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога-психолога.
Предметом исследования является работа педагога-психолога по профилактике тревожности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования - психолого-педагогическая профилактика тревожности у детей младшего школьного возраста способна существенно снизить ее уровень после проведения коррекционной программы.
В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи:
1. Раскрыть сущность проблемы шко
2. Изучить основные направления работы педагога-психолога по профилактике тревожности младших школьников;
3. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу профилактики, направленную на снижение уровня тревожности;
4. Проследить динамику изменения уровня тревожности у младших школьников.
Методологические основы исследования составляют идеи отечественных психологов о формировании и развитии психики ребенка в контексте ведущего вида деятельности, о двоякой обусловленности психики человека, ее зависимости от социальных и биологических факторов.
Теоретическую основу исследования составили идеи З.Фрейда, К.Хорни, Э.Фромма, А.И.Захарова, А.В.Петровского, А.М.Прихожан и др. зарубежных и отечественных авторов по изучению проблемы тревожности, а также работы Б.И. Кочубея, Е.В. Новиковой, Е.Савиной, Р.В. Овчаровой и др. по изучению школьной тревожности.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ психологических исследований по рассматриваемой проблеме).
2. Эмпирические: тестирование (тест явной тревожности «CMAS», «Тест школьной тревожности Филлипса», тест «Дом. Дерево. Человек»).
3. Методы математической обработки экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ СОШ № 6 города Арзамаса. В исследовании принимали участие 18 детей 7 - 8 лет, учащиеся 2 «Б» и 2 «В» классов, из них 10 мальчиков и 8 девочек.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что был проведен теоретический анализ и систематизирован материал по проблеме работы педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников, а именно: рассмотрены проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии; психологические особенности тревожных детей младшего школьного возраста и выделены основные направления работы педагога – психолога по профилактике тревожности у младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и апробирована программа работы педагога-психолога по профилактике тревожности у младших школьников и выявлена динамика уровня тревожности по итогам реализации программы. Материал работы может быть использован в практической деятельности классных руководителей, педагогов и психологов в условиях воспитательно-образовательных учреждений для профилактики тревожности младших школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения и приложения.
Глава I. Теоретические основы изучения работы
педагога-психолога по профилактике тревожности у детей
младшего школьного возраста
отечественной психологии
«Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий» (Вилюнас В. К., 1986).
Тревожность - одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Почти в каждой исследовательской работе можно встретить ссылки на ее неразработанность, неопределенность, на неточность и многозначность самого понятия.
Тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Под страхом понимается реакция на конкретную угрозу. Соответственно, тревога представляет собой беспредметный страх и обычно связана с ожиданием неудач при взаимодействии с социумом и часто обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально она не только предупреждает о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию действительности с целью определения угрожающего объекта. Тревога, как правило, проявляется как ощущение некой беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами или преувеличения их угрожающего характера.
Тревожность понимается как готовность к страху и является состоянием целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуациях возможной опасности, обеспечивающим соответствующую реакцию на страх. Склонность индивида к переживанию тревоги является естественной и культурологически оправданной, а порог возникновения тревоги – одним из основных параметров индивидуальных различий.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
По мнению, Кона И.С. (1982) чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики.
Астапов В.М. (1986) выделяет несколько теоретических подходов к изучению тревоги.
Системно-функциональный подход рассматривает состояние тревоги как специфическую отражательную форму психики, запечатлевающую отношение между предметным миром и человеком или между людьми, где тревога, влияя на компоненты любого из уровней проявление активности, играет либо положительную роль, являясь мобилизатором резервов психики, либо отрицательную.
Системно-структурный подход раскрывает тревогу как цельное интегрированное явление.
Системно-исторический подход раскрывает причины тревоги в социальном, психологическом и физиологических аспектах.
И.Колесникова (2001) отмечает, что термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны – активизации автономной нервной системы. Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы или вреда.
Термин «тревога» или точнее «тревожность» используется также для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.
В отечественной психологической литературе встречаются самые разные определения понятия тревожности.
А.М. Прихожан (1994) указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
По определению Р.С. Немова (1991), «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных или с экзаменационными испытаниями, или с повышенной эмоциональной и физической напряженностью, порожденной причинами иного характера».
С.С. Степанов (1995) говорил, что «тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи».
А.В. Петровский (1984) писал, что «тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги, один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности».
Информация о работе Работа педагога - психолога по профилактике тревожности у младших школьников