Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:44, контрольная работа
Деятельность учреждения социального обслуживания направлена на реализацию в полном объеме индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, предоставление им благоприятных условий жизнедеятельности ,восстановление или компенсацию утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграцию их в общество. В связи с этим в программы обучения умственно отсталых детей включены не только учебные умения, но и навыки самообслуживания, коммуникации, бытового труда, а также развитие социального поведения и эмоционально-волевой сферы ребенка.
1.Введение.
2.Основные задачи программы.
3. Основные принципы разработки программы.
4. Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
5.Предметное содержание программы.
6.Вывод
Список используемой литературы.
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Калининградской области
индустриально-педагогический колледж
Специальность: 050704 «Дошкольное образование».
Курс:4 группа: 41
Дисциплина: основы олигофренопедагогики.
Тема: «Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей в специальных дошкольных учреждениях».
Дата
предоставления:_______________
Дата
рецензирования:_______________
План:
1.Введение.
2.Основные задачи программы.
3. Основные принципы разработки программы.
4. Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
5.Предметное содержание программы.
6.Вывод
Список используемой литературы.
1. Введение
Процесс обучения в условиях детского дома-интерната для умственно отсталых детей- целенаправленно организованный и систематически осуществляемый процесс овладения детьми-инвалидами знаниями, умениями и навыками, допустимыми для их освоения, и необходимые им в повседневной жизни.
Процесс воспитания –составная часть процесса обучения, в ходе которого и происходит формирование механизмов личности,социальное становление ребенка-инвалида . Основной составляющей воспитательного процесса является социальная работа.
Деятельность учреждения
Основная цель программы – содействие реабилитации и адаптации умственно отсталых детей средствами обучения и воспитания в соответствии с их познавательными возможностями .
2.Задачи программы :
обучающие: формирование элементарных навыков чтения, письма, счета, усвоение социального опыта специальными методами, учитывающими недостатки умственного и психического развития ребенка.
развивающие: содействие развитию элементарных и высших психических процессов и функций в пределах возможностей детей, направленная на преодоление или уменьшение недостатков умственного и физического развития.
воспитательная: привитие навыков самообслуживания, элементарной социально-бытовой ориентировки и коммуникации. Воспитание типологических свойств и качеств личности , позволяющих адаптироваться к социальной среде.
3.Основные принципы разработки программы:
4.Актуальность и педагогическая целесообразность программы определяется запросом общества на оптимальную адаптацию и интеграцию детей с умственной отсталостью в социум.
Обучение детей осуществляется в групповой и индивидуальной форме в группах наполняемостью от 3 до 12 человек основной формой организации обучения является занятие ( в дошкольных и частично обучаемых группах), урок ( в школьных классах) и практическое занятие (в трудовых и других группах). Продолжительность индивидуальных и групповых коррекционных занятий 15-20 минут. Продолжительность урока в «подготовительном» классе 30 минут, в I-VIII 35-40 минут. Для практических занятий учащиеся делятся на подгруппы.
5.Предметное содержание программы.
Чтение и письмо
Обучение грамоте
умственно отсталых детей ведется
по звуковому аналитико-
Счет
У имбецилов
очень грубо недоразвита
Развитие речи предметные уроки и экскурсии
Речь глубоко умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений ,употребляя короткие слова и фразы. Для их устной речи характерен резкий аграмматизм т. е. ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций .В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения и служебные части речи. От этого их речь получается с однообразными повторными оборотами. Занятия по развитию речи должны быть направлены не на механическое заучивание детьми новых слов, а на то, чтобы эти слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях. В классах для обучения детей-имбецилов даются первоначальные сведения о живой и неживой природе. Задача состоит не только в том, чтобы дать определенные знания и навыки, но и том, чтобы развивать умственно отсталых детей, научить их использовать полученные знания в практической деятельности .Экскурсии, наблюдения, практические работы, развивают речь, память, внимание ,наблюдательность, логическое мышление. детей. Уроки построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы возбуждают у умственно отсталых детей интерес. стимулируют к деятельности. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности ребенка и необходимы им в жизни.
Рисование
Рисование – один из видов предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей, имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекция их познавательной деятельности. Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе .Уроки рисования состоят из трех отделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Однако прежде чем подойти к этим занятиям с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения.
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
Наблюдения
и опыт изучения бытовой и
социальной адаптации
С
большим трудом усваиваются
Эти навыки и умения тесно связаны с теми общеобразовательными знаниями , которые в состоянии получить имбецил в школе , т.е. с чтением , письмом , счетом. Но не всегда продвижение в этих знаниях соответствует успешной социальной адаптации подростка-имбецила. Безусловно, обученный элементарной грамоте и счету имбецил может более успешно адаптироваться в общественной жизни ; между тем , бесспорно и другое – одного обучения грамоте и счету для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения . Это обучение протекает более эффективно , когда ребенок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков , связанных с жизнью человека .Такое обучение осуществляется по программе бытовой ориентации. Этот предмет вводится в учебный план для имбецильных классов с 4-го года обучения; но будет не достаточно , если имбецил заучит и будет владеть только умениями и навыками , указанными в программе. Программа предполагает , что с младших лет обучения у глубоко умственно отсталых детей должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению , путем развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.
НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
Выработка навыков и умений организованного коллективного поведения. Выработка умений правильно ходить , стоять сидеть. Умение обратиться с вопросом , сообщением , передать просьбу, поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать речь взрослого . Умение выслушать речь взрослого . Умение благодарить за помощь , за услугу . Выработка поведения в общественных местах : на улице , в кино , на экскурсии , в магазине, в транспорте . Систематические посещения кино , кукольного театра , просмотр телепередач, Навыки поведения в столовой.
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТРУИРОВАНИЕ , РУЧНОЙ ТРУД.
Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в начальных классах обучения глубоко умственно отсталых детей. Цель занятий , используя различные многообразные виды деятельности ( предметная деятельность, игровая , конструктивная, действие с разборными игрушками, ручной труд и т.д.) коррегировать недостатки восприятия , внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений , наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей , а также их речи в связи с практической деятельностью.
Обучение глубоко умственно отсталых детей в начальных классах является сложным и специфическим периодом. По своим психофизическим особенностям эти дети страдают тяжелым нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности. Темп развития глубоко отсталого ребенка чрезвычайно замедлен . Без специального обучения с самого младшего возраста это развитие протекает с глубокими качественными отклонениями .