Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей в специальных дошкольных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:44, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность учреждения социального обслуживания направлена на реализацию в полном объеме индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, предоставление им благоприятных условий жизнедеятельности ,восстановление или компенсацию утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграцию их в общество. В связи с этим в программы обучения умственно отсталых детей включены не только учебные умения, но и навыки самообслуживания, коммуникации, бытового труда, а также развитие социального поведения и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Оглавление

1.Введение.
2.Основные задачи программы.
3. Основные принципы разработки программы.
4. Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
5.Предметное содержание программы.
6.Вывод
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

олигофр.к.р..doc

— 70.00 Кб (Скачать)

                                                                                                                                             

Государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального  образования

Калининградской области

индустриально-педагогический колледж

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                           Контрольная работа

 

 

 

Специальность:  050704 «Дошкольное образование».

 

 

                                                                                            

  Курс:4 группа:  41

 

                                                                                                                                                           Форма обучения : заочная

 

                                                                                                                                                            Студентки: Ткачева З.П.

 

 

 

Дисциплина: основы олигофренопедагогики.

 

  Тема: «Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей в специальных дошкольных учреждениях».

                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                           Преподаватель :

 

 

 

 

 

 

Дата  предоставления:_________________

 

 

Дата  рецензирования:________________

                                                                                                                                                   

 

                                                                                                                                                    Черняховск 2012г.

 

 

                                    План:

1.Введение.

2.Основные задачи программы.

3. Основные принципы разработки программы.

4. Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

5.Предметное  содержание программы.

6.Вывод

  Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение                                                

     Процесс обучения в условиях детского дома-интерната для умственно отсталых детей- целенаправленно организованный и систематически осуществляемый процесс овладения детьми-инвалидами знаниями, умениями и навыками, допустимыми для их освоения, и необходимые им в повседневной жизни.

    Процесс воспитания –составная часть процесса обучения, в ходе которого и происходит формирование механизмов личности,социальное становление ребенка-инвалида . Основной составляющей воспитательного процесса является социальная работа.

       Деятельность учреждения социального  обслуживания направлена на реализацию в полном объеме индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, предоставление им благоприятных условий жизнедеятельности ,восстановление или компенсацию утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграцию их в общество. В связи с этим в программы обучения умственно отсталых детей включены не только учебные умения, но и навыки самообслуживания, коммуникации, бытового труда, а также развитие социального поведения и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Основная  цель программы – содействие реабилитации и адаптации умственно отсталых детей средствами обучения и воспитания в соответствии с их познавательными возможностями .

2.Задачи программы  :

обучающие: формирование  элементарных навыков чтения, письма, счета, усвоение социального опыта специальными методами, учитывающими недостатки умственного и психического развития ребенка.

развивающие: содействие развитию элементарных и высших психических процессов и функций в пределах возможностей детей, направленная на преодоление или уменьшение недостатков умственного и физического развития.

воспитательная:  привитие навыков самообслуживания, элементарной социально-бытовой ориентировки и коммуникации. Воспитание типологических свойств и качеств личности , позволяющих адаптироваться к социальной среде.

 

3.Основные принципы разработки программы:

  1. программа разработана с опорой на принцип единства диагностики, коррекции и развития;
  2. единства образовательного и воспитательного процессов;
  3. деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают»  психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка.

 

4.Актуальность и педагогическая целесообразность программы определяется запросом общества на оптимальную адаптацию и интеграцию детей с умственной отсталостью в социум.

Обучение детей  осуществляется в групповой и  индивидуальной форме в группах  наполняемостью от 3 до 12 человек основной формой организации обучения является занятие ( в дошкольных и частично обучаемых группах), урок ( в школьных классах) и практическое занятие (в трудовых и других группах). Продолжительность индивидуальных и групповых коррекционных занятий 15-20 минут. Продолжительность урока в «подготовительном» классе 30 минут, в I-VIII  35-40 минут. Для практических занятий учащиеся делятся на подгруппы.

 5.Предметное содержание программы.

Чтение и  письмо

Обучение грамоте  умственно отсталых детей ведется  по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности детей-олигофренов. Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводится на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии  с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия как подвижная азбука ,карточки со слогами ,букварные настенные таблицы.Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том ,что одновременно даются как технические навыки, так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить  параллельно с прохождением алфавита. Конечная цель обучения грамоте заключается в том ,чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти слова ,короткие предложения, уметь написать свое имя , фамилию, свой адрес, поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочитать несложный текст(печатный или письменный) ответить на заданные вопросы.

Счет

У имбецилов  очень грубо недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа  и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У глубоко  отсталых детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Дети с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счёту для них недоступен. Обучение счёту детей-олигофренов организуется на практической наглядной основе. Уроки счёта необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся. Обучение счёту начинается с пропедевтического периода. Его содержание и основные задачи-развитие у учащихся интереса к учебным занятиям ,выработка умения слушать учителя и выполнять его задания .Дети- имбецилы должны научиться работать в коллективе ,вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период являются наблюдения, экскурсии, дидактические игры. На уроках элементарного счёта дети считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие ,работают с монетами и с символами бумажных денег .Кроме этого знакомятся с пространственными и временными представлениями ,мерами длины м емкости, учатся распознавать геометрические фигуры.  

Развитие речи предметные уроки и экскурсии

Речь глубоко  умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений ,употребляя короткие слова и фразы. Для их устной речи характерен резкий аграмматизм т. е. ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций .В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения и служебные части речи. От этого их речь получается с однообразными повторными оборотами.  Занятия по развитию речи должны быть направлены не на механическое заучивание детьми новых слов,  а на то, чтобы эти слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях. В классах для обучения детей-имбецилов даются первоначальные сведения о живой и неживой природе. Задача состоит не только в том, чтобы дать определенные знания и навыки, но и том, чтобы развивать умственно отсталых детей, научить их использовать полученные знания в практической деятельности .Экскурсии, наблюдения, практические работы, развивают речь, память, внимание ,наблюдательность, логическое мышление. детей. Уроки построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы возбуждают у умственно отсталых детей интерес. стимулируют к деятельности. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности ребенка и необходимы им в жизни.

Рисование

Рисование – один из видов предметов программы обучения глубоко умственно отсталых детей,  имеющий важное значение в плане развития и воспитания учащихся, коррекция их познавательной деятельности. Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе .Уроки рисования состоят из трех отделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Однако прежде чем подойти к этим занятиям с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения.

  СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА                              

  Наблюдения  и опыт изучения бытовой и  социальной адаптации имбецилов   показывает большие трудности   в их приспособлении  к самостоятельной и практической жизни.

    С  большим трудом усваиваются ими  усложненные навыки ориентация  в общественной жизни: умение  пользоваться общественным транспортом  , навыки общения , использование   табличек , объявлений , указателей , навыки поведения  в магазине  и в других общественных местах .

Эти навыки и  умения тесно связаны с теми общеобразовательными  знаниями , которые в состоянии  получить имбецил  в школе , т.е.  с чтением , письмом , счетом. Но не всегда продвижение в этих знаниях  соответствует успешной  социальной адаптации подростка-имбецила. Безусловно, обученный элементарной грамоте и счету имбецил может более успешно адаптироваться  в общественной жизни ; между тем , бесспорно и другое – одного обучения грамоте и счету для него недостаточно, необходимо специальное обучение навыкам общения . Это обучение протекает  более эффективно , когда ребенок на практике сталкивается со всей суммой знаний и навыков , связанных с жизнью человека  .Такое обучение осуществляется по программе  бытовой ориентации. Этот предмет вводится в учебный план для имбецильных классов с 4-го года обучения; но будет не достаточно , если имбецил заучит и будет владеть только умениями и навыками , указанными в программе. Программа предполагает , что с младших лет обучения у глубоко умственно отсталых детей должно вырабатываться  эмоциональное отношение к общественному окружению , путем развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.

   НАВЫКИ  ОБЩЕНИЯ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

Выработка навыков и умений организованного коллективного поведения. Выработка умений правильно ходить , стоять сидеть. Умение обратиться  с вопросом , сообщением , передать просьбу, поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать речь  взрослого . Умение выслушать речь взрослого . Умение благодарить за помощь , за услугу . Выработка поведения в общественных местах : на улице , в кино , на экскурсии , в магазине,  в транспорте . Систематические посещения кино , кукольного театра , просмотр телепередач, Навыки поведения в столовой.

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСТРУИРОВАНИЕ , РУЧНОЙ ТРУД.

Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный  предмет  в начальных классах  обучения глубоко умственно отсталых детей.  Цель занятий , используя различные многообразные виды деятельности ( предметная деятельность, игровая , конструктивная, действие с разборными  игрушками, ручной труд и т.д.) коррегировать недостатки восприятия , внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений , наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей , а также  их речи в связи  с практической деятельностью.

Обучение глубоко  умственно отсталых детей  в начальных  классах является сложным  и специфическим  периодом. По своим психофизическим  особенностям  эти дети страдают тяжелым нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности. Темп развития глубоко отсталого ребенка чрезвычайно замедлен . Без специального обучения с самого младшего возраста это развитие протекает  с глубокими качественными отклонениями .

Информация о работе Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей в специальных дошкольных учреждениях