Воспитание, обучение и развитие аномальных детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:37, реферат

Краткое описание

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений. Личность выступает как реальный выразитель и как продукт этих отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Концепция Выготского "О развивающем характере  обучения " 3
2. Воспитание, обучение   и  развитие   аномальных   детей  5
3. Обучение и воспитание детей со сложным дефектом 7
4. Методы  обучения  во вспомогательной школе 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

ан.реб. реферат.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

    ВВЕДЕНИЕ

 

     В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых  является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений. Личность выступает как реальный выразитель и как продукт этих отношений. Деятельность личности направлена на решение мотивов и целей деятельности. И все это зависит от одного лишь процесса социализации, основная часть которого протекает в школе.

       К сожалению, не все дети развиваются одинаково успешно, в основном это связано с различными врожденными дефектами, как нарушение слуха, зрения или умственного развития. Про таких детей специалисты говорят, что формирование их личности происходит в условиях аномального развития. И некоторые свойства формирующейся личности таких детей напрямую или косвенно зависят от аномалий. Помочь им призвана специальная педагогика, называемая также коррекционной. Основной ее задачей является выявление на ранних этапах формирования личности тех ее свойств, которые могут быть подвержены действию аномалий. Следующей задачей коррекционной педагогики становится воспитание личности в связи с ее индивидуальными особенностями. У решения этой проблемы существует два пути: заниматься воспитанием и обучением детей с аномалиями в развитии в специально организованных для этого школах по программе, построенной с учетом возможностей таких детей, или же обучать таких детей в общей школе совместно с детьми, не имеющими каких-либо значимых аномалий в развитии.  
 

 

     1.  Концепция Выготского "О развивающем характере  обучения "

 

     Для практики работы с  детьми  имеет место концепция Выготского "О развивающем характере  обучения ".  Обучение  должно вести за собой  развитие   и  это возможно в том случае, если педагог умеет определить "зону актуального  развития "  и  "зону ближайшего  развития ".

     Известно, что у каждой из категорий аномальных  детей  по разным причинам  и  в разной степени задержано накопление жизненного опыта, поэтому роль  обучения   и  их  развития  приобретает особую значимость. В то время коррекционное  обучение  сводилось к тренировке процессов памяти, внимания, наблюдательности, органов чувств  и  представляло собой систему формальных изолированных упражнений. Л.С. Выготский одним из первых обратил внимание на тягостный характер этих тренировок. Ученый ратовал за такой принцип коррекционно-воспитательной работы, при котором исправление недостатков познавательной деятельности аномальных  детей  растворилось бы во всем процессе  обучения   и   воспитания , осуществлялось в ходе игровой, учебной  и  трудовой деятельности.

     Разрабатывая  в детской психологии проблему соотношения   обучения   и   развития , Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что  обучение  должно предшествовать, забегать вперед  и  подтягивать, вести за собой  развитие   ребенка .  Обучение  должно вести за собой  развитие . Такое понимание соотношения этих процессов привило его к необходимости учитывать как наличный (актуальный) уровень  развития   ребенка , так  и  его потенциальные возможности ("зону ближайшего  развития ").

     Актуальный  уровень умственного  развития  Выготский определил, как запас знаний  и  умений, которые сформировались у  ребенка  к моменту исследования на основе уже созревших психических функций.

     Зона  ближайшего  развития  (ЗБР) – большая или меньшая возможность перехода  ребенка  от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве,  и  оказывается самым чувствительным симптомом характеризующим динамику  развития   и  успешности  ребенка . Так происходит процесс познания. Истинным критерием для определения ЗБР  ребенка  будет установление того фактора, сможет ли он решить данную задачу с помощью  и , усвоив приемы, подсказанные ему в процессе  обучения , самостоятельно использовать их при необходимости решить аналогичную задачу. Трудность учебной задачи должна располагаться в зоне ближайшего  развития , что является показателем обучаемости  ребенка , что очень важно при диагностике.

     Согласно  учению Выготского у аномальных  детей  есть "зона актуального  развития "  и  "зона ближайшего  развития ". Самая широкая ЗБР у нормально развивающегося  ребенка  -  дети  активно взаимодействуют с взрослым  и  способны выполнять самостоятельно то, что раньше могли с помощью. У всех аномальных  детей  ЗБР уже (меньше хотят взаимодействовать, помощь не хотят, нет желания самостоятельно выполнять то, что вчера выполняли с взрослым). Самая узкая ЗБР у умственно отсталых  детей . Их обучать очень трудно.

     Идеи  Л.С. Выготского об особенностях психического  развития   ребенка , о зонах актуального  и  ближайшего  развития , ведущей роли  обучения   и   воспитания , необходимости динамического  и  системного подхода к осуществлению коррекционного воздействия с учетом целостности  развития  личности нашли отражение  и   развитие  в теоретических  и  экспериментальных исследованиях отечественных ученых, а также в практике разных типов школ для аномальных  детей . Концепции Л.С. Выготского получили свое обогащение в трудах его учеников  и  последователей. А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, В.В. Лебединский, В. И . Лубовский, Р.Е. Левина.

     Проведенные Л.С. Выготским исследования во всех областях дефектологии до сих пор  являются основополагающими при  разработке проблем  развития ,  обучения   и   воспитания  аномальных  детей .

     2. Воспитание, обучение   и  развитие   аномальных   детей 

 

     К основным категориям  аномальных   детей  относятся:  дети  с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые,  дети  с задержкой психического развития); с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые  и  др.); с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

     Существуют   и  другие группы  детей  с нарушениями  и  отклонениями в развитии, например  дети  с психопатическими формами поведения;  дети , которые не могут адаптироваться в школе, страдающие школьными неврозами. Особую группу  детей , требующую к себе особого внимания психологов  и  педагогов, составляют одаренные  дети . 
 Обучение   и   воспитание   аномальных   детей , включение их в общественную жизнь  и  производственную деятельность - сложная социальная  и  педагогическая проблема. 

     Воспитание   аномальных   детей  — одно из основных понятий дефектологии. Оно имеет большое значение для общего развития  детей , их общения со сверстниками  и  взрослыми, формирования личности.

     Цели   и  задачи  воспитания   аномального   ребенка  определяются общими принципами педагогики — подготовка к активной общественно полезной жизни, формирование гражданских качеств, но реализуются они в доступном объеме методами  и  средствами, соответствующими степени  и  структуре дефекта. В зависимости от характера нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением его последствий.  Воспитание   аномального   ребенка  осуществляется в тесном контакте семьи  и  школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания требовательности  и  щадящего режима.

     Воспитательная  работа с  аномальным   ребенком  проводится с учетом его индивидуальных  и  возрастных особенностей, направлена на формирование у него самостоятельности, навыков самообслуживания, труда  и  культуры повеления, умения жить  и  работать в коллективе. 

     Воспитание   аномального   ребенка  требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. Важно воспитать у  ребенка  оптимизм  и  уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности, ориентировать на положительные качества  и  вместе с тем развить способность к критической оценке своих действий  и  поступков.  

     Обучение   и  развитие  аномальных   детей  — это целенаправленный процесс передачи  и  усвоения знаний, умении, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни  и  труду.

     В ходе  обучения  осуществляются цели образования  и   воспитания . Дефектология занимается вопросами специальной дидактики (теории образования  и   обучения   аномальных   детей ). Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса разрабатываются для каждого конкретного типа специального учебного заведения с учетом глубины  и  характера дефекта.

     Развитие   аномального   ребенка  в большей степени, чем нормального, зависит от  обучения . Поэтому при отсутствии  обучения  или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию  аномальных   детей , тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников; при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.

       Аномальные   дети  - сложная  и  разнохарактерная группа. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательной возможности  и  трудовой деятельности. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь корригироваться, а некоторые только компенсироваться. Сложность  и  характер нарушения нормального развития  ребенка  определяют различные формы педагогической работы с ним.

     Характер  нарушения физического  и  умственного развития  ребенка  оказывает влияние на весь ход  и  конечный результат развития его познавательной деятельности.

     Образовательный уровень  аномальных   детей  резко различен. Один из них могут овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями, другие имеют в этом отношении неограниченные возможности.

     Характер  нарушения оказывает влияние   и  на возможности учащихся специальных школ  и  классов в отношении практической деятельности. Одни учащиеся специальной школы овладевают высокой квалификацией, другие могут выполнять малоквалифицированную работу  и  требуют особой организации их жизни  и  труда.

     3. Обучение и воспитание детей со сложным дефектом

 

     Повышенное  внимание к этой (относительно небольшой) категории аномальных детей в последние годы можно объяснить дальнейшим расширением расширением дифференцированного подхода к обучению и воспитанию аномальных детей, а также тенденцией к количественному увеличению этой категории. К детям со сложным дефектом относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью (умственная отсталость, олигофрения).

     В настоящее время выделяются группы детей со сложным дефектом:

     - умственно отсталые глухие или слабослышащие;

     - умственно отсталые слабовидящие  или слепые (частично-видящие);

     - слепоглухонемые;

     - глухие слабослышащие.

     В дефектологической практике встречаются  также дети со множественными дефектами  – умственно отсталые слепоглухие, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушением органов слуха или зрения.

     Нередко в школах для слабовидящих детей, особенно в начальных классах, выявляются дети с задержкой психического развития, которых подчас можно отнести  к слабовидящим олигофренам и которые также нуждаются в комплексном изучении, специальных методических подходах в обучении.

     Процесс обучения значительно усложняется, когда дело качается ребёнка со сложным  дефектом. Сложный дефект – это  не просто сумма двух (а иногда и  более) дефектов; он является качественно своеобразным и имеет свою структуру, отличную от составляющих сложный дефект аномалии.

     Сложность и особенность обучения этих детей  заключается в следующем.Слепые дети при правильно организованном специальном обучении достаточно успешно уже на ранних годах обучения овладевают точечно-рельефным штрихом, что, в свою очередь, позволяет им успешно овладеть чтением, грамотой, письмом и счетом. У умственно отсталых слепых этот процесс проходит далеко не так успешно и занимает значительно больше времени. Это объясняется рядом причин. Во-первых, в силу органического поражения центральной нервной системы компенсаторные возможности умственно отсталого ребёнка значительно снижены и механизмы тактильного и слухового анализаторов без специальной работы в компенсаторную деятельность не включаются. Во-вторых. Для формирования представлений, понятий и, наконец, обобщений на уровне слова при обучении нормально видящих умственно отсталых широко используются средства наглядности, а при обучении интеллектуально полноценных слепых – слово и специальные тифлографические усвоения учебной информации требуется достаточно высокий уровень абстрактного мышления, анализа и обобщения. А именно эти психические функции и нарушены у умственно отсталых в первую очередь.

     К категории детей со сложным дефектом относятся и слепоглухонемые  дети. К ней относятся дети, не только полностью лишенные зрения, слуха и речи, но и с частичным  поражением слуха и зрения: слепые с такой потерей слуха, которая препятствует усвоению речи на слух, и глухие с такой потерей зрения, которая препятствует зрительной ориентировке. Особенностью этих детей является то, что в силу биологического дефекта они практически полностью лишены возможности получать информацию об окружающем по естественным каналам и без специально организованного обучения не развиваются интеллектуально. Вместе с тем потенциально слепоглухонемые дети обладают возможностью полноценного интеллектуального развития. При этом у слепоглухонемого ребёнка создаются и развиваются все усложняющиеся формы общения – от элементарных жестов (воспринимаемых с помощью осязания) до словесной речи. Это позволяет слепоглухонемым детям успешно овладевать программой средней школы, а некоторым из них и оканчивать высшие учебные заведения.

Информация о работе Воспитание, обучение и развитие аномальных детей