Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать систему дидактических игр и упражнений на развитие навыков тактильного обследования для дошкольников старшего возраста, имеющих зрительные патологии.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
1 -изучить и проанализировать специальную литературу и исследования тифлопедагогов, тифлопсихологов по данной проблеме;
2 - определить степень нарушенного зрения и зрительные возможности слабовидящих детей;
3 - выявить уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира у слабовидящих дошкольников;
4 - подобрать дидактические игры и упражнения для детей, соответственно возрасту;
5 - систематизировать дидактические игры и упражнения

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей.
1.1 Характеристика зрительных функций.............................................5
1.2 Зрительное восприятие детей дошкольного возраста.....................8
1.3 Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения......................................................................
1.4 Методологические основы обучения навыкам тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1 Содержание и результаты констатирующего эксперимента……
2.2 Содержание и методика формирующего этапа опытно-практической работы………………………………………………………………………………
2.3 Контрольный этап и его результаты……………………………
Выводы……………………………………………………………………………..
Заключение...........................................................................................................
Литература........................................

Файлы: 1 файл

Диплом3.docx

— 1.70 Мб (Скачать)

 

 

.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Чудесный мешочек

Цель. Проверить активность, слаженность действий обеих рук, умение ощупывать предметы, выделять основные свойства и качества предметов, их составные части; умение узнавать и называть предметы на ощупь.

Оборудование: фланелевые очки; овощи: морковь, огурец, помидор; посуда: чашка чайник, тарелка; мебель: стол, стул, диван; одежда:: майка, рубашка, платье, шорты и т.д.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом около стола. Воспитатель объясняет правила, т. е. ребенок ощупывает предмет, называет его, выделяет основные свойства и качества предмета. Воспитатель по очереди приглашает детей. Если ребенок правильно называет предмет, он кладет его в правую сторону, если ошибается, то в левую сторону. После того как ребенок ощупал все предметы снимается повязка и видит свои ошибки. Все остальные дети наблюдают за ходом игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Платочек для куклы

Цель. Узнавать знакомые предметы на ощупь, опираясь на один признак – фактуру материала.

Оборудование. Три куклы в разных платочках: одна – в шелковом, другая – в шерстяном, третья – в вязаном (крупная вязка), «чудесный мешочек».

Ход игры.Воспитатель показывает детям трех кукол в платочках: на одной – шелковый платок, на другой – тканевый шерстяной, на третьей – вязаный. Куклы здороваются с детьми, радуются, что пришли в гости. Воспитатель предлагает посадить их за стол и угостить, но прежде надо снять платочки. Каждый ребенок получает куклу, снимает с нее платок, усаживает за стол. Все платочки поочередно рассматриваются и ощупываются детьми. Педагог предлагает сложить их в мешочек. Потом дети угощают кукол. Куклы благодарят, собираются уйти и просят детей надеть им свои платочки. Те на ощупь отыскивают платочки в «чудесном мешочке» и с помощью педагога надевают их на своих кукол. Куклы прощаются и уходят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Барельефная лепка «Листок»

Цель.Закрепить умение осуществлять перенос обследовательских действий в самостоятельную практическую деятельность, закрепить названия деревьев, чей листок дети будут лепить, совершенствовать двигательные умения и навыки.

Оборудование: пластилиновая основа, цветной пластилин.

Задачи: Вызывать у детей желание делать лепные картины. Познакомить с техникой рельефной лепки. Развивать чувство формы и композиции.

Демонстрационный  материал: календари, художественные открытки с изображением осенних листьев и деревьев.

Игровое действие.Воспитатель показывает детям изображения листьев, вызывает эмоциональный отклик и предлагает такие красивее листочки не нарисовать, а… слепить.

- Осенние листья такие  разные! Давайте попробуем слепить  такие же или придумаем другие. Добавим цветные пятнышки желтого,  красного, оранжевого, коричневого  пластилина и аккуратно примажем. Прожилки процарапаем стекой, а  если прожилки вылепить из  пластилина, то наши листики превратятся  в деревья. 

По ходу воспитатель предлагает дополнить картину на усмотрение детей. В конце все дети любуются лепными картинами.

 

 

 

 

Приложение 4

Найди кукле игрушку

Цель. Продолжать учить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величин, опираясь при этом на зрительный, зрительно-тактильный и чисто тактильный образец; закреплять названия предметов, форм, величин.

Оборудование. Кукольные туфельки разной величины, тарелки, блюдца, чашки и ложки из кукольного сервиза, шарики и кубики разной величины, бусы разной величины, элементы строителя и др., «чудесный мешочек» или ящик с крышкой.

Ход игры.Дети сидят на стульях полукругом около стола педагога. В руках у него кукла без одной туфельки. Педагог говорит, что туфельки всех кукол сложили в мешочек (в ящик), наша кукла не может найти свою и просит детей помочь ей. По желанию кто-либо из ребят внимательно смотрит на туфельку куклы и находит такую же в «чудесном мешочке». Кукла благодарит ребенка и уходит. Приходит другая кукла и просит найти на ощупь посуду, чтобы принять гостей. Дети поочередно помогают кукле найти блюдце, ложку, чашку соответствующего размера (при этом они опознают предметы и находят их по двум признакам – по предметной отнесенности и по величине). В заключение кукла перечисляет все предметы, которые достали ей дети, и спрашивает, что еще есть в мешочке. Дети с помощью педагога вспоминают, что в мешочке есть еще чашка, блюдце, ложка и т. д., сравнивают их, оказывается, что они больше, чем те, что у куклы. Кукла удивляется знаниям детей, благодарит их и уходит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Ощупай и слепи  овощи

Цель. Учить изображать полученный путем тактильно-двигательного восприятия образ предмета, понимать, что правильное обследование предмета оказывается необходимым для последующей деятельности.

Оборудование. «Чудесный мешочек», предметы простой формы, хорошо знакомые детям и легко воспроизводимые в лепке (морковка, яблоко и др.), пластилин, клееночка, салфетки по числу детей.

Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что они ощупывают в мешочке какой-либо предмет и, не называя, его лепят.Каждый получает маленький мешочек, ощупывает в нем предмет и лепит его, а затем дети угадывают, что у кого в мешочке, и сравнивают свою поделку с предметом.

По мере усвоения игры перед  детьми ставятся более сложные задачи – обследование предметов, состоящих  из нескольких частей, требующее не только восприятия формы, но и определения  величины и пространственного расположения частей предмета (утенок, неваляшка, пирамидка  из трех шаров и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Выставка форм

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики.

Материал: счетные палочки, толстые шерстяные нитки, геометрические фигуры - образцы, вырезанные из картона.

Игровое действие. Дети соревнуются в выкладывании различных геометрических фигур: прямоугольников, различной длины и ширины, треугольников с разной длиной сторон и величиной углов - из палочек, кругов и овалов - из ниток. Побеждает тот, кто сделает больше  разнообразных фигур. Аккуратность тоже учитывается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Накроем стол для кукол

Цель. Учить узнавать предмет по обводящему движению, благодаря чему осуществлять выбор по образцу; закреплять названия предметов, их форм.

Оборудование, «Чудесный мешочек», кукольная мебель, посуда, куклы.

Ход игры. Воспитатель ставит на своем столе кукольную мебель – стол и три стула и говорит, что к детям в гости придут куклы, надо накрыть стол и приготовить угощенье, а все, что нужно для этого, находится в мешочке. Один ребенок по просьбе воспитателя находит тарелки (в мешочке лежат три тарелочки и чашка). Если ребенок достанет не три, а две или одну тарелку, педагог спрашивает, всем ли он поставил тарелки, указывая на число стульев. Ребенок достает остальные. Другой ребенок так же по просьбе педагога находит вилки, которые незаметно вкладываются в мешочек. Третий находит и расставляет блюдца, а четвертый – чашки. Приходят куклы, дети их радостно встречают, усаживают за стол и кормят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Холодно-тепло-горячо

Цель. Продолжать формировать тактильное различение свойств предметов; познакомить с тактильным различением температуры и значением слов «холодный», «теплый», «горячий» и «холодно», «тепло», «горячо».

Оборудование.Триодинаковые бутылки (с хорошо закрывающимися пробками) или небольшие одинаковые грелки с водой холодной, теплой и горячей, три чашки или миски, полотенце.

 Ход игры. На столе у воспитателя три бутылки с водой разной температуры и три пустые миски. Около стола дети. Воспитатель просит троих детей взять в руки по одной бутылке, подержать ее и поставить на место. Для себя воспитатель фиксирует, у кого какая бутылка. Затем просит детей закрыть глаза, меняет бутылки местами, а из одной выливает воду в миску. Дети открывают глаза, пробуют воду в миске рукой и определяют, чья бутылка пустая. Воспитатель спрашивает детей, как они узнали, из чьей бутылки он вылил воду, и помогает детям правильно употребить определения «холодная», «теплая», «горячая». Игра проведена в присутствии всех детей, они наблюдают за действиями своих товарищей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Овощной магазин

Цель. Учить детей переносить обследовательские действия назаменителей предметов; закрепить умение выделять форму, величину, характер поверхности; соотносить полученные ощущения с названием.

Оборудование: муляжи свеклы, огурца, моркови, лука, картофеля и т. д, «витрина», фланелевые очки.

Правило. Продают игрушки в том случае, если ребенок правильно определит на ощупь предмет.

Ход игры. Воспитатель объясняет правило игры. Считалочкой выбирают продавца. Продавец называет имя любого из играющих, тот подходит, одевает повязку, ощупывает муляжи овощей. Если ребенок угадывает, продавец ее продает. Покупатель снимает повязку, благодарит и уходит. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе овощи. Роль продавца могут выполнять несколько ребят поочередно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

Упражнение за столом.

1. «Червячки шевелятся». Поочередно приподнимать и опускать  пальцы (ладони лежат на столе).

2. Имитация игры на  фортепьяно.

3. Разводить пальцы и  сводить их вместе (ладони - на  столе).

5. «У киски Царапки, мягкие лапки». Руки – на столе. Расслабиться, растопырить пальцы, напрячь их, собрать в кулак.

6. «Пальчики здороваются». Поставить локти на стол, ладони прижать друг к другу. Не размыкая рук, сгибать пальцы навстречу друг другу.

 

 

 

 

 Приложение 11

Упражнения на сцепления  пальцев рук.

1. «Замок». Кисти рук сплетаются в "замок" перед собой, затем ладони

слегка раздвигаются, но пальцы при этом не расцепляются, упражнение повторяется несколько раз.

2. «Корзиночка». Кисти рук сцепляются в "замок" перед собой. Ладони раздвигаются и повертываются вниз без расцепления пальцев, имитируя мостик. Упражнение повторяется несколько раз.

3. Показать пальцами и кистями рук «гнездышко», «лодочку», «крышу», «очки», «флажок», «козу», «солнечные лучики», «ножницы», «замок», «мостик» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников