Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:15, дипломная работа
Цель исследования: разработать систему дидактических игр и упражнений на развитие навыков тактильного обследования для дошкольников старшего возраста, имеющих зрительные патологии.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
1 -изучить и проанализировать специальную литературу и исследования тифлопедагогов, тифлопсихологов по данной проблеме;
2 - определить степень нарушенного зрения и зрительные возможности слабовидящих детей;
3 - выявить уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира у слабовидящих дошкольников;
4 - подобрать дидактические игры и упражнения для детей, соответственно возрасту;
5 - систематизировать дидактические игры и упражнения
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей.
1.1 Характеристика зрительных функций.............................................5
1.2 Зрительное восприятие детей дошкольного возраста.....................8
1.3 Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения......................................................................
1.4 Методологические основы обучения навыкам тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1 Содержание и результаты констатирующего эксперимента……
2.2 Содержание и методика формирующего этапа опытно-практической работы………………………………………………………………………………
2.3 Контрольный этап и его результаты……………………………
Выводы……………………………………………………………………………..
Заключение...........................................................................................................
Литература........................................
Таким образом, хотя дети уже и обучались в средней группе навыкам обследования, всё же сенсорный опыт у некоторых ограничен, что затрудняет узнавание предмета, т.к. ещё не сформирован обобщённый образ предмета.
Данные обследования в таблице № 1.
По результатам
Лиза К. - высокий уровень;
Настя Ш. - средний уровень;
Андрей К. - средний уровень;
Саша П. – низкий уровень;
Лера А. – высокий уровень;
Полина Я. - низкий уровень.
В процентном отношении это выглядит следующим образом:
Высокий уровень – 42%
Средний уровень – 33%
Низкий уровень – 25%
Графическое изображение результата в графике №1.
Имя, Фамилия ребенка |
Лиза К. |
Настя Ш. |
Андрей К. |
Саша П. |
Лера А. |
Полина Я. |
|||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||
Осязательное узнавание простых по форме предметов |
обследование действия рукой |
ощупывание |
4 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 | |
вдавливание |
4 |
3 |
5 |
2 |
5 |
2 | |||
определение температуры предмета |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 | |||
определение характера поверхности предмета |
4 |
3 |
3 |
2 |
4 |
2 | |||
выделение формы |
4 |
3 |
3 |
3 |
5 |
2 | |||
выделение величины |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 | |||
выделение частей предмета |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
2 | |||
натурального ряда |
яблоко |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 | ||
огурец |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
2 | |||
гриб |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
2 | |||
чашка |
5 |
3 |
4 |
3 |
5 |
3 | |||
утюг |
5 |
4 |
4 |
2 |
5 |
3 | |||
игрушки (муляжи) |
яблоко (муляж) |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 | ||
огурец (муляж) |
4 |
3 |
3 |
2 |
4 |
2 | |||
гриб (муляж) |
5 |
4 |
5 |
3 |
5 |
3 | |||
чашка (игрушка) |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
2 | |||
утюг (игрушка) |
5 |
4 |
4 |
2 |
5 |
3 | |||
Осязательное узнавание сложных по форме предметов |
натурального предмета |
человек |
4 |
3 |
4 |
3 |
5 |
3 | |
кошка (натуральная) |
5 |
3 |
4 |
2 |
5 |
3 | |||
стул |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 | |||
машина |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 | |||
игрушки (муляжи) |
кукла (игрушка) |
5 |
3 |
4 |
2 |
5 |
3 | ||
кошка (игрушка) |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 | |||
стул (игрушка) |
4 |
3 |
3 |
2 |
4 |
2 | |||
машина (игрушка) |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
2 | |||
Общее количество баллов |
108 |
83 |
93 |
68 |
115 |
63 |
Таблица №1. Определение уровня сфорсированности навыков тактильного обследования (при выключении зрения).
График №1.
Y - количество баллов, полученных
после обследования детей
X - дети экспериментальной группы, соответственно нумерации в таблице.
2.2. Содержание и методика формирующего этапа экспериментальной работы
Формирующий эксперимент
проводился с ноября 2011 года по март
2012 года. В нём участвовали 6 детей
экспериментальной группы. По результатам
диагностики была определена дальнейшая
коррекционная работа. Для этого
был составлен перспективный
план по обучению детей старшего дошкольного
возраста навыкам тактильного
- обследование натуральных объектов;
- обследование его заместителей (игрушек, муляжей);
- обследование изображений этого же предмета с выпуклым оконтуриванием;
- обследование вариантов предмета и определение его к категории, виду;
- перенос обследовательских
действий в самостоятельную
Выписка из перспективного плана коррекционной работы на ноябрь месяц 2011 года.
Лексическая тема «Овощи»
Пн. Д/и «Приготовим винегрет».
Оборудование: свекла, морковь, лук, картофель, огурец, нож, тарелка, разделочная доска.
Вт. Д/и «Овощной магазин». Цель: учить детей переносить обследовательские действия на заместителей предметов; закрепить умение выделять форму, величину, характер поверхности; соотносить полученные ощущения с названием.
Оборудование: муляжи свеклы, огурца, моркови, лука, картофеля, «витрина».
Правило: продают овощи в том случае, если ребёнок правильно определит на ощупь предмет.
Ср. Д/и «Нарисуй овощи по трафарету», «Узнай овощ по выпуклому контуру». Цель: учить детей находить овощи по выпуклым сторонам трафарета, совершать движения рукой по контуру предмета, определять его форму, величину; развивать тактильную чувствительность.
Оборудование: трафареты овощей, бумага, фломастер или карточки с изображением овощей, очень выпукло оконтуренные.
Чт. Д/и «Угадай, на что похоже?»Цель: дать детям возможность познакомиться с различными видами поверхностей, закрепить умение распознавать характер поверхности различных предметов, соотносить полученные ощущения с теми предметами, которые уже знакомы; называть словом.
Оборудование: карточки с наклеенными различными поверхностями (гладкая, шершавая, мягкая, ворсистая, холодная, тёплая и т.д.), фланелевые очки.
Пт. Д/у «Лепка овощей».Цель: развивать у детей умение осуществлять перенос обследовательских действий в самостоятельную деятельность; закрепить форму, величину предметов; развивать тактильную чувствительность в работе с пластилином, расширять осязательный опыт детей, характеризовать свойства и качества пластилина.
Оборудование: муляжи овощей, цветной пластилин.
Лексическая тема «Посуда»
Пн. Д/и «Накроем стол к обеду».Цель: учить детей проводить обследование предметов посуды в процессе приготовления их к обеду, закрепить планомерность и последовательность действий, умение анализировать свойства и качества посуды (круглая тарелка, прямоугольный бокал, фарфоровая чашка, металлическая ложка и т.д.); выделять основные составные части (дно, края, носик, ручка, крышка), совершенствовать умение накрывать на стол.
Оборудование: натуральные предметы посуды (тарелки большая и маленькая, ложка, вилка, блюдце, чашка, хлебница).
Вт. Д/и « Напоим гостей чаем». Цель: закрепить умение узнавать в игрушках реальный предмет по характерным признакам (форме, величине, составным элементам); совершенствовать планомерное и последовательное тактильное обследование; соотносить величину посуды с величиной того, кому она предназначается; отличать фарфоровые предметы от металлических и глиняных по характеру поверхности; развивать осязательную чувствительность; познакомить с заместителями человека и животных.
Оборудование: кукла, игрушечный медведь, игрушечный зайчик, кукольная посуда разного размера, кукольная мебель разного размера и величины (стол и стул).
Ср. Д/у «Выкладывание из семян гороха предметов посуды». Цель: закрепить движения рукой по контуру предмета, выделяя его форму, величину и составные части; умение правильно называть все свойства и качества, получаемые от контакта с предметом.
Оборудование: пластилиновая основа с выдавленным контурным изображением посуды, семена гороха.
Чт. Д/у «Экскурсия на кухню». Цель: дать детям представление о том, что посуда бывает разная по форме, величине и по виду (большая, круглая, маленькая, квадратная, фарфоровая, глиняная, стеклянная, металлическая, чайная, столовая, кухонная и т.д.)
Оборудование: посуда разного вида (кухонная: кастрюли, половники, чайники и т.д.; чайная: чашки, блюдца, заварочный чайник, сахарница и т.д.; столовая: тарелки большие и маленькие, ложки, вилки, бокалы, супница и т.д.)
Пт. Д/у «Гончары». Цель: закрепить умение осуществлять перенос обследовательских действий (вдавливание, ощупывание, составление из частей и др.) в самостоятельную практическую деятельность; закрепить свойства пластилина; совершенствовать умение с помощью пальцев рук чувствовать форму посуды.
Оборудование: пластилин, предметы кукольной посуды (чашка, тарелка).
Лексическая тема «Мебель»
Пн. Д/у «Экскурсия по группе». Цель: закрепить навык тактильного обследования натуральных предметов; выделять характерные свойства и качества, составные элементы; точно обозначать их словом.
Оборудование: натуральные предметы мебели, имеющиеся в групповой комнате (шкаф, стол, стул, кровать).
Вт. Д/и «Устроим кукле комнату». Цель: совершенствовать навыки тактильного обследования, умение узнавать в заместителях реальные предметы по их форме, составным частям; закрепить предназначение предметов мебели и их названия; умение ориентироваться в микро пространстве при расстановке предметов мебели.
Оборудование: кукольная мебель.
Ср. Д/и «Найди нужный трафарет
и нарисуй». Цель: совершенствовать
навык обведения рукой
Оборудование: трафареты с изображением предметов мебели, бумага, фломастеры.
Чт. Д/и «Найди похожий предмет». Цель: дать понятие вариативности предметов мебели (стул бывает большой и маленький, со спинкой и без спинки - табурет, с жёстким сидением и мягким сидением - кресло, бывают диваны и т.д.); закрепить обследовательские навыки, развивать тактильную чувствительность от соприкосновения с различными по фактуре предметами мебели.
Оборудование: различные предметы мебели, находящиеся в групповой комнате.
Пт. С/р. игра «Семья Барби». Цель: совершенствовать обследовательские действия в свободной игровой деятельности; свободно узнавать предметы на основе тактильных ощущений.
Оборудование: кукольная мебель для Барби, куклы Барби.
Лексическая тема «Осень»
Пн. Д/и «Экскурсия в парк». Цель: учить тактильно чувствовать и осязать явления природы - осени; дать понять детям, что и изменения природы можно почувствовать; закрепить умение использовать не только осязание рук, но и лица (чувствовать прохладный ветер, осязать сухие листья деревьев, ветки); тактильно определять изменения в природе (летом листья были мягкими, сочными, шершавыми, а осенью листья - сухие, шуршат, гладкие, ломкие).
Вт. Д/и «С какого дерева листок?». Цель: закрепить умение узнавать и называть дерево по форме, величине и другим характерным признакам листа; умение последовательно и планомерно обследовать лист по контуру.
Оборудование: вырезанные из бумаги листья клёна, дуба, берёзы, тополя, фланелевые очки.
Ср. Д/и «Нарисуй ковёр из листьев по трафарету».Цель: совершенствовать навык обведения рукой по контуру предмета, находить нужный контур листка с помощью осязания.
Оборудование: трафареты с изображением различных листьев, бумага, фломастеры.
Чт. Д/и «Чудесный мешочек». Цель: совершенствовать умение осуществлять целенаправленный выбор предмета на основе осязательных обследовательских действий, узнавать и безошибочно называть предмет.
Оборудование: мешочек, веточки от дерева, листья с разных деревьев.
Пт. Д/и Барельефная лепка
«Листок».Цель: закрепить умение осуществлять
перенос обследовательских
Оборудование: пластилиновая основа, цветной пластилин.
Вся коррекционная
работа проводилась по
Подбор дидактических
игр осуществлялся таким