Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать систему дидактических игр и упражнений на развитие навыков тактильного обследования для дошкольников старшего возраста, имеющих зрительные патологии.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
1 -изучить и проанализировать специальную литературу и исследования тифлопедагогов, тифлопсихологов по данной проблеме;
2 - определить степень нарушенного зрения и зрительные возможности слабовидящих детей;
3 - выявить уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира у слабовидящих дошкольников;
4 - подобрать дидактические игры и упражнения для детей, соответственно возрасту;
5 - систематизировать дидактические игры и упражнения

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей.
1.1 Характеристика зрительных функций.............................................5
1.2 Зрительное восприятие детей дошкольного возраста.....................8
1.3 Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения......................................................................
1.4 Методологические основы обучения навыкам тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1 Содержание и результаты констатирующего эксперимента……
2.2 Содержание и методика формирующего этапа опытно-практической работы………………………………………………………………………………
2.3 Контрольный этап и его результаты……………………………
Выводы……………………………………………………………………………..
Заключение...........................................................................................................
Литература........................................

Файлы: 1 файл

Диплом3.docx

— 1.70 Мб (Скачать)

Таким образом, хотя дети уже  и обучались в средней группе навыкам обследования, всё же сенсорный  опыт у некоторых ограничен, что  затрудняет узнавание предмета, т.к. ещё не сформирован обобщённый образ  предмета.

 Данные обследования  в таблице № 1.

По результатам констатирующего  эксперимента отмечен следующий  уровень сформированности навыков  тактильного обследования у детей  старшего дошкольного возраста.

Лиза К. - высокий уровень;

Настя Ш. - средний уровень;

Андрей К. - средний уровень;

Саша П. – низкий уровень;

Лера А. – высокий уровень;

Полина Я. - низкий уровень.

В процентном отношении это  выглядит следующим образом:

Высокий уровень – 42%

Средний уровень – 33%

Низкий уровень – 25%

Графическое изображение  результата в графике №1.

 

 

 

 

 

Имя, Фамилия ребенка

Лиза 

К.

Настя Ш.

Андрей К.

Саша П.

Лера А.

Полина Я.

 

1

2

3

4

5

6

Осязательное узнавание  простых по форме предметов

обследование действия рукой

ощупывание

4

3

4

2

4

3

вдавливание

4

3

5

2

5

2

определение температуры  предмета

5

4

4

4

5

4

определение характера поверхности  предмета

4

3

3

2

4

2

выделение формы

4

3

3

3

5

2

выделение величины

5

4

4

4

5

3

выделение частей предмета

3

3

3

2

4

2

натурального ряда

яблоко

4

3

4

3

4

3

огурец

4

4

3

3

5

2

гриб

5

4

4

4

5

2

чашка

5

3

4

3

5

3

утюг

5

4

4

2

5

3

игрушки (муляжи)

яблоко (муляж)

3

3

3

3

4

2

огурец (муляж)

4

3

3

2

4

2

гриб (муляж)

5

4

5

3

5

3

чашка (игрушка)

5

4

4

3

5

2

утюг (игрушка)

5

4

4

2

5

3

Осязательное узнавание  сложных по форме предметов

натурального предмета

человек

4

3

4

3

5

3

кошка (натуральная)

5

3

4

2

5

3

стул

4

3

3

3

4

3

машина

5

3

4

3

4

2

игрушки (муляжи)

кукла (игрушка)

5

3

4

2

5

3

кошка (игрушка)

3

3

3

2

3

2

стул (игрушка)

4

3

3

2

4

2

машина (игрушка)

4

3

4

4

5

2

Общее количество баллов

108

83

93

68

115

63


 

Таблица №1. Определение  уровня сфорсированности навыков тактильного обследования (при выключении зрения).

 

 

График №1.

Y - количество баллов, полученных  после обследования детей формирующей  группы;

X - дети экспериментальной  группы, соответственно нумерации  в таблице.

 

2.2. Содержание  и методика формирующего этапа  экспериментальной работы

Формирующий эксперимент  проводился с ноября 2011 года по март 2012 года. В нём участвовали 6 детей  экспериментальной группы. По результатам  диагностики была определена дальнейшая коррекционная работа. Для этого  был составлен перспективный  план по обучению детей старшего дошкольного  возраста навыкам тактильного обследования. Сам процесс обучения состоял  из нескольких этапов:

- обследование натуральных  объектов;

- обследование его заместителей (игрушек, муляжей);

- обследование изображений  этого же предмета с выпуклым  оконтуриванием;

- обследование вариантов  предмета и определение его  к категории, виду;

- перенос обследовательских  действий в самостоятельную деятельность.

Выписка из перспективного плана коррекционной работы на ноябрь месяц 2011 года.

Лексическая тема «Овощи»

Пн. Д/и «Приготовим винегрет».Цель: учить детей обследовать натуральные  овощи в процессе приготовления, совершенствовать обследовательские  действия: вдавливание, ощупывание, обведение  предмета по контуру пальцами; закрепить  умение анализировать полученную информацию о свойствах и качествах овощей.

Оборудование: свекла, морковь, лук, картофель, огурец, нож, тарелка, разделочная  доска.

Вт. Д/и «Овощной магазин». Цель: учить детей переносить обследовательские  действия на заместителей предметов; закрепить  умение выделять форму, величину, характер поверхности; соотносить полученные ощущения с названием.

Оборудование: муляжи свеклы, огурца, моркови, лука, картофеля, «витрина».

Правило: продают овощи  в том случае, если ребёнок правильно  определит на ощупь предмет.

Ср. Д/и «Нарисуй овощи  по трафарету», «Узнай овощ по выпуклому  контуру». Цель: учить детей находить овощи по выпуклым сторонам трафарета, совершать движения рукой по контуру  предмета, определять его форму, величину; развивать тактильную чувствительность.

Оборудование: трафареты  овощей, бумага, фломастер или карточки с изображением овощей, очень выпукло  оконтуренные.

Чт. Д/и «Угадай, на что  похоже?»Цель: дать детям возможность  познакомиться с различными видами поверхностей, закрепить умение распознавать характер поверхности различных предметов, соотносить полученные ощущения с теми предметами, которые уже знакомы; называть словом.

Оборудование: карточки с  наклеенными различными поверхностями (гладкая, шершавая, мягкая, ворсистая, холодная, тёплая и т.д.), фланелевые очки.

Пт. Д/у «Лепка овощей».Цель: развивать у детей умение осуществлять перенос обследовательских действий в самостоятельную деятельность; закрепить форму, величину предметов; развивать тактильную чувствительность в работе с пластилином, расширять осязательный опыт детей, характеризовать свойства и качества пластилина.

Оборудование: муляжи овощей, цветной пластилин.

Лексическая тема «Посуда»

Пн. Д/и «Накроем стол к  обеду».Цель: учить детей проводить обследование предметов посуды в процессе приготовления их к обеду, закрепить планомерность и последовательность действий, умение анализировать свойства и качества посуды (круглая тарелка, прямоугольный бокал, фарфоровая чашка, металлическая ложка и т.д.); выделять основные составные части (дно, края, носик, ручка, крышка), совершенствовать умение накрывать на стол.

Оборудование: натуральные  предметы посуды (тарелки большая  и маленькая, ложка, вилка, блюдце, чашка, хлебница).

Вт. Д/и « Напоим гостей чаем». Цель: закрепить умение узнавать в игрушках реальный предмет по характерным  признакам (форме, величине, составным  элементам); совершенствовать планомерное  и последовательное тактильное обследование; соотносить величину посуды с величиной  того, кому она предназначается; отличать фарфоровые предметы от металлических  и глиняных по характеру поверхности; развивать осязательную чувствительность; познакомить с заместителями  человека и животных.

Оборудование: кукла, игрушечный медведь, игрушечный зайчик, кукольная  посуда разного размера, кукольная  мебель разного размера и величины (стол и стул).

Ср. Д/у «Выкладывание  из семян гороха предметов посуды». Цель: закрепить движения рукой по контуру предмета, выделяя его  форму, величину и составные части; умение правильно называть все свойства и качества, получаемые от контакта с предметом.

Оборудование: пластилиновая  основа с выдавленным контурным  изображением посуды, семена гороха.

Чт. Д/у «Экскурсия на кухню». Цель: дать детям представление о том, что посуда бывает разная по форме, величине и по виду (большая, круглая, маленькая, квадратная, фарфоровая, глиняная, стеклянная, металлическая, чайная, столовая, кухонная и т.д.)

Оборудование: посуда разного  вида (кухонная: кастрюли, половники, чайники  и т.д.; чайная: чашки, блюдца, заварочный чайник, сахарница и т.д.; столовая: тарелки большие и маленькие, ложки, вилки, бокалы, супница и т.д.)

Пт. Д/у «Гончары». Цель: закрепить  умение осуществлять перенос обследовательских  действий (вдавливание, ощупывание, составление  из частей и др.) в самостоятельную  практическую деятельность; закрепить  свойства пластилина; совершенствовать умение с помощью пальцев рук  чувствовать форму посуды.

Оборудование: пластилин, предметы кукольной посуды (чашка, тарелка).

Лексическая тема «Мебель»

Пн. Д/у «Экскурсия по группе». Цель: закрепить навык тактильного  обследования натуральных предметов; выделять характерные свойства и  качества, составные элементы; точно  обозначать их словом.

Оборудование: натуральные  предметы мебели, имеющиеся в групповой  комнате (шкаф, стол, стул, кровать).

Вт. Д/и «Устроим кукле  комнату». Цель: совершенствовать навыки тактильного обследования, умение узнавать в заместителях реальные предметы по их форме, составным частям; закрепить  предназначение предметов мебели и  их названия; умение ориентироваться  в микро пространстве при расстановке  предметов мебели.

Оборудование: кукольная  мебель.

Ср. Д/и «Найди нужный трафарет и нарисуй». Цель: совершенствовать навык обведения рукой изображения  предмета по контуру, умение узнавать предметы мебели по выпуклому контуру, прорисовывать их, выделяя основные части.

Оборудование: трафареты  с изображением предметов мебели, бумага, фломастеры.

Чт. Д/и «Найди похожий  предмет». Цель: дать понятие вариативности  предметов мебели (стул бывает большой  и маленький, со спинкой и без  спинки - табурет, с жёстким сидением и мягким сидением - кресло, бывают диваны и т.д.); закрепить обследовательские  навыки, развивать тактильную чувствительность от соприкосновения с различными по фактуре предметами мебели.

Оборудование: различные  предметы мебели, находящиеся в групповой  комнате.

Пт. С/р. игра «Семья Барби». Цель: совершенствовать обследовательские  действия в свободной игровой  деятельности; свободно узнавать предметы на основе тактильных ощущений.

Оборудование: кукольная  мебель для Барби, куклы Барби.

Лексическая тема «Осень»

Пн. Д/и «Экскурсия в парк». Цель: учить тактильно чувствовать и осязать явления природы - осени; дать понять детям, что и изменения природы можно почувствовать; закрепить умение использовать не только осязание рук, но и лица (чувствовать прохладный ветер, осязать сухие листья деревьев, ветки); тактильно определять изменения в природе (летом листья были мягкими, сочными, шершавыми, а осенью листья - сухие, шуршат, гладкие, ломкие).

Вт. Д/и «С какого дерева листок?». Цель: закрепить умение узнавать и называть дерево по форме, величине и другим характерным признакам листа; умение последовательно и планомерно обследовать лист по контуру.

Оборудование: вырезанные из бумаги листья клёна, дуба, берёзы, тополя, фланелевые очки.

Ср. Д/и «Нарисуй ковёр  из листьев по трафарету».Цель: совершенствовать навык обведения рукой по контуру  предмета, находить нужный контур листка с помощью осязания.

Оборудование: трафареты  с изображением различных листьев, бумага, фломастеры.

Чт. Д/и «Чудесный мешочек». Цель: совершенствовать умение осуществлять целенаправленный выбор предмета на основе осязательных обследовательских  действий, узнавать и безошибочно  называть предмет.

Оборудование: мешочек, веточки  от дерева, листья с разных деревьев.

Пт. Д/и Барельефная лепка  «Листок».Цель: закрепить умение осуществлять перенос обследовательских действий в самостоятельную практическую деятельность, закрепить названия деревьев, чей листок дети будут лепить, совершенствовать двигательные умения и навыки.

Оборудование: пластилиновая  основа, цветной пластилин.

 

      Вся коррекционная  работа проводилась по лексическим  темам. Это давало возможность  планомерно охватить все предметы  ближайшего окружения. Обучение  проводилось последовательно: сначала  использовался приём сопряжённых  действий, затем дети на основе  отражённых действий выполняли  обследование, далее - переносили  свои движения в свободную  практическую деятельность, где  навык доводился до автоматизма.  Кроме выше указанных приёмов  были использованы и другие, такие  как образец показа, объяснения, вопросы, беседа с детьми, игровые  задания. Обследование предметов в дидактических играх проходило как с выключением зрения, так и с использованием остаточного зрения. При этом на глаза детей надевались фланелевые очки, чтобы выключить остаточное зрение из акта обследования. Применение этого приёма показало, что у слабовидящих детей обостряется чувствительность при обследовании.

     Подбор дидактических  игр осуществлялся таким образом,  чтобы были охвачены все этапы  обучения в рамках лексической  темы. В работе были использованы  традиционные дидактические игры, такие как «Чудесный мешочек», «Угостим гостей чаем», «Устроим  кукле комнату», «Овощной магазин». Отличало их то, что в них  были использованы специфичные  методы и приёмы, правила были  немного изменены. Наряду с вышеуказанными  играми, использовались и специальные  дидактические игры, упражнения, например: «Барельефная лепка», «Найди похожий  предмет», «Гончары», «Выкладывание  из семян изображение предмета»,  «Нарисуй по трафарету». В некоторых  дидактических играх и упражнениях  осуществлялось знакомство не  только с конкретным предметом,  но и параллельно познавались  свойства и качества различных  материалов (пластилина, семян гороха, бумаги и др.)

Информация о работе Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников