Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать систему дидактических игр и упражнений на развитие навыков тактильного обследования для дошкольников старшего возраста, имеющих зрительные патологии.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
1 -изучить и проанализировать специальную литературу и исследования тифлопедагогов, тифлопсихологов по данной проблеме;
2 - определить степень нарушенного зрения и зрительные возможности слабовидящих детей;
3 - выявить уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира у слабовидящих дошкольников;
4 - подобрать дидактические игры и упражнения для детей, соответственно возрасту;
5 - систематизировать дидактические игры и упражнения

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей.
1.1 Характеристика зрительных функций.............................................5
1.2 Зрительное восприятие детей дошкольного возраста.....................8
1.3 Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения......................................................................
1.4 Методологические основы обучения навыкам тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1 Содержание и результаты констатирующего эксперимента……
2.2 Содержание и методика формирующего этапа опытно-практической работы………………………………………………………………………………
2.3 Контрольный этап и его результаты……………………………
Выводы……………………………………………………………………………..
Заключение...........................................................................................................
Литература........................................

Файлы: 1 файл

Диплом3.docx

— 1.70 Мб (Скачать)

Для любого человека важен  факт необходимости формирования знаний. Навыков и психологической готовностью  выйти за пределы узкого коллектива и расширить контакты с людьми и обществом, преодолевая страх  перед новыми людьми, незнакомым пространством. Для ребенка с нарушением зрения этот факт становится смыслом жизни  – адаптация к обществу и окружающему  пространству. И ему понадобится  в – трое больше усилий, чем обычному ребенку. Существует понятие приспособления, которое характеризуется многократным повторением одних и тех же действий при одних и тех же условиях. Человек, привыкая к определенным наборам движений, делает все машинально или, если угодно, на автомате.                      К примеру, показав однажды безопасный путь выхода из квартиры, слепой, ребенок пытается запомнить нахождение стен, перил и других объектов, пространственное расположение. И при повторном выходе ребенок ищет уже знакомые ему объекты для ориентировки.

При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций  зрительного восприятия у слабовидящих или полное прекращение восприятия у лиц с полной потерей зрительных ощущений.

У слабовидящих детей наблюдается  трудности при опознавании рисунков и предметов. Выявлены следующие  нарушения восприятия рисунков: замедленность  обзора, неточность, пропуск деталей  изображения. Резкое снижение скорости зрительного восприятия геометрических фигур, цифр, буквосочетаний установлено  при частичной атрофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте, глаукоме. Замедленность,  фрагментарность, нечеткость, искажение восприятия отмечаются у  слабовидящих при чтении и письме.

Наиболее значительно  нарушение зрительного восприятия наблюдается при остроте зрения 0,2 и ниже. Однако участие остаточного  зрения в формировании зрительного  образа продолжает  оставаться ведущим  в некоторых видах деятельности и в ориентировке в пространстве [5, С 89].

В младшем дошкольном возрасте (3 – 4 года) дети с нарушением зрения наибольшего успеха достигают в  восприятии величины предметов. Однако большинство этих детей имеют  низкие показатели по таким параметрам зрительного восприятия, как восприятия цвета, ориентировка в пространстве и восприятия пространства. У них  недостаточно сформированные предметные и временные представления. Большое  количество детей имеет слабые навыки восприятия сложных изображений. Также большинство детей испытывает затруднения при анализе сложной формы. У них слабо сформированы навыки модальной ротации.

Формирование пространственных представлений у детей 3-4 лет с  нарушением зрения является важной задачей  родителей и педагога детского сада. Адаптация ребенка к окружающему  миру должна происходить на раннем этапе развития, чем раньше ребенок  сможет овладеть методами пространственной ориентации, тем легче ему будут  обучаться дальнейшим навыкам.

 В среднем дошкольном  возрасте (4 – 5 лет) у большинства  детей с нарушением зрения  уже достаточно сформированы  навыки цветовосприятия и ориентировки в пространстве. Большие трудности дети испытывают при восприятии формы. При качественном анализе зрительного восприятия также выявляются проблемные зоны в усвоении программного материала по следующим параметрам: восприятие сложной формы, временные представления, ориентировка в пространстве, восприятия пространства. По этим параметрам большое количество детей с нарушением зрения имеют невысокий уровень развития зрительного восприятия.

В старшем дошкольном возрасте (6 – 7 лет) у детей с нарушением зрения уже в достаточном объеме сформированы представления о предметном мире. Большие успехи достигнуты в  развитии восприятия величины, цвета, формы. К тому возрасту наблюдается  положительная динамика по развитию навыков восприятия пространства и  ориентировки в нем, однако по данным параметрам дети допускают неточности.

В этом возрасте взаимоположение  объектов, верно и качественно  воспринимают сюжетные изображения. Однако у некоторых детей выявляются особые трудности и восприятии сложных  форм: затруднен анализ, слабо владеют  навыками поэтапного воспроизведения  образца, возникают трудности при  осуществлении зрительной ротации  объекта или его части.

 

1.4 Методологические  основы обучения навыкам тактильного  (осязательного) обследования предметов  и явлений окружающей действительности.

Коррекционная значимость занятий по ознакомлению

 с окружающим  со слабовидящими детьми

Дети с нарушением зрения имеют недостаточно представлений  о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения  зрения они плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, величину, цвет и  пространственное расположение. В связи  с этим важно в период дошкольного  возраста научить их, пользуясь неполноценным  зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. Эти задачи должны осуществляться и  решаться на специальных коррекционных  занятиях.

Содержание коррекционной  работы - это тот фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они смогут адекватно  ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный  процесс. Элементы содержания коррекционной  работы направлены на формирование социально - адаптивных знаний, получаемых детьми в результате непосредственного контакта с предметом и явлениями окружающего реального мира.

В мире существует огромное количество предметов и явлений, они обладают самыми разнообразными свойствами. Чтобы ускорить облегчить  процесс формирования представлений  об окружающем мире, необходимо на коррекционных  занятиях по данной теме предоставлять  слабовидящим детям возможность  действовать с этими предметами. Это дает детям знания о назначении, способах действия и применения их. Ребенок с патологией зрения начинает понимать условия жизни, деятельности человека, его связи с окружающим миром.

Тематикой ознакомления в  первую очередь становится близкое  окружение ребенка в детском  саду и дома. Процесс ознакомления на коррекционных занятиях строится по принципу детального изучения предметов их свойствами и взаимосвязями между собой. В ходе такого изучения дети должны научиться последовательному зрительному выделению сенсорных сигналов, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков. Там где невозможно получить зрительную информацию, необходимо активно включать в процесс обследования сохранные анализаторы. Дополнительная информация получается за счет поли сенсорных взаимосвязей (слуха-двигательных, тактильно-двигательных, осязательных и др.) и обеспечивает детям с нарушением зрения более полную и точную информацию. Занятия по ознакомлению с окружающим миром более тесно связаны с развитием речи, т.к. наряду с формированием чувственного опыта детей осуществляется работа по овладению детьми словом, что обеспечивает формирование умений соотносить конкретный признак со словесным его обозначением и создание адекватных образов предметов реального мира.

Важным условием коррекционной  работы по ознакомлению с окружающим миром является взаимосвязь с лечебно-восстановительным процессом. На занятиях необходимо учитывать рекомендации врача-окулиста по организации нагрузки и охранительного режима для зрения детей, проводить специальные упражнения по активизации и тренировке зрения детей.

 

Содержание и  методы коррекционной работы по развитию тактильной чувствительности

Потеря зрения или ухудшение  нормального зрения как мощного дистантногоанализатора частично восполняется у слепых и слабовидящих взаимной деятельностью сохранных органов чувств: осязания, слуха, обоняния. При помощи слуха и обоняния различаются признаки знакомых предметов,воспринятых дистантно. Все же наиболее конкретную информацию о форме величине протяженности свойствах материала и других качествах предметов слабовидящий ребенок получает посредством осязания. Являясь контактным анализатором, осязание позволяет слабовидящему ребенку непосредственно воспринимать окружающие его предметы, вследствие чего происходит формирование предметно-пространственных представлений.

Как показали исследования Ю. А. Кулагина и других ученых, между чувственными образами одних и тех же предметов, получаемых с помощью зрения и осязания, нет принципиальных различий. "Только осязательное чувство развито у человека до степени органа, во многих отношениях сходного с органом зрения. Зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих, его предметов. Поэтому он не развивает драгоценные способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден. Его «чувствующая» рука является действительно заместителем глаза" [38, С 156].

Недостатком осязания является то, что оно не может передать всех свойств предметов, которые воспринимаются с помощью зрения  (видении на расстоянии цвет, светотени). Осязание является контактным анализатором, с помощью которого одновременно воспринимается пространство, ограниченное только охватом рук. Это, естественно снижает познавательные возможности слепого: обследование предмета совершается постепенно, по частям и более замедленно, чем при зрительном восприятии. Может ли слепой получать посредством осязания адекватную информацию об окружающем? Несколько последовательно действующих раздражителей могут сливаться в единый комплексный раздражитель. Следовательно, расчленения восприятия во времени не препятствует возможности создания единого образа. Поэтому осязательное восприятие предмета как целого, осуществляется не только при условии одновременного охвата предмета кистью руки, но и при последовательном обследовании его контура. Именно поэтому следует придавать большое значение развитию у детей осязания.

Осязательное восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной, которые возникают в процессе взаимодействия кожного и двигательного анализаторов. Существуют различные взгляды на пороге осязательной чувствительности слабо-видящих и слепых по сравнению со зрячими. Одни авторы указывают на изощренную чувствительность незрячих по сравнению с нормально видящими, а другие не обнаруживают различии.

По данным современных  исследований у слабовидящих и слепых выделяются три уровня чувствительности рук изощренная и нормальная (1 уровень), незначительно сниженная (2 уровень) и значительно сниженная (3 уровень). Высокой чувствительностью обладают кончик языка и губы.

У подавляющего большинства  детей частично или полностью  утративших зрение в дошкольном возрасте (до 7 лет), кожная чувствительность рук  находится в пределах нормы. Однако осязание может стать эффективным  средством познания окружающего  мира только при тренировке пальцев  и ладоней рук в процессе выполнения различных видов предметно-практической деятельности.

При включении слабовидящего и слепого ребенка в предметно-практическую деятельность, активизируются резервные возможности его кожного анализатора, вследствие чего повышается уровень всех видов осязательной чувствительности. Происходит это потому, что обучение способствует выработке у слабовидящих и слепых тонких дифференцировок в кожном анализаторе, позволяющих с помощью осязания контролировать процесс своей деятельности. Таким образом, всё выше изложенное лежит в основе обучения слабовидящих и слепых, в ходе которого, воспитывается культура осязания, помогающая им овладевать не только адекватным восприятием внешнего мира, но чтением и письмом по специальной рельефно-точечной системе. Благодаря этому слабовидящие и слепые имеют возможность получать цензовое образование и осваивать различные виды труда. Большое значение в развитии и совершенствовании осязательного восприятия имеет овладение детьми приемами обследования.

 

Приёмы тактильного (осязательного) обследования

 предметов  окружающего мира

Как для полноценного зрительного восприятия необходимы движения глаз, так и для осуществления осязательного восприятия требуются движения рук. Следовательно, овладение приемами осязательного обследования предметов является необходимой предпосылкой формирования у детей предметных и пространственных представлений и в то же время условием осязательной чувствительности.

Точность осязательного  восприятия и узнавания детьми предъявляемых  им объектов зависит от способов, которыми она пользуется при обследовании. Поэтому каждого ребенка надо учить рациональным приемам осязательного  восприятия, сложившимися на основе обобщения опыта использования предметов в процессе обучения.

Осязательное обследование, как, правило, подразделяется на два  этапа. Сначала осуществляется общее  ознакомительное беглое обследование предмета (изображения) в целом. При  этом руки детей движутся от начального пункта, указанного педагогом. Затем  сразу же следует уточняющее восприятие с выделением существенных (главных) признаков изучаемого объекта. Обследование любого предмета или изображения  проводится двумя руками. При этом обе руки действуют не синхронно, а функции их разделяются: правая рука обычно бывает поисковой, а левая - контролирующей. Однако обследование строго симметричных фигур (предметов, рисунков) проводится обеими руками, которые  одновременно движутся сверху вниз от верхней серединной точки.

Возможны варианты осязательного  восприятия: в некоторых случаях  левой рукой ребенок фиксирует  начальный пункт обследуемого предмета; правой проводит по всему предмету, последовательно выделяя его части. Затем правая рука подводится к начальному пункту, соединяясь с левой рукой. Например, при ощупывании многоугольников ребенок сначала охватывает фигуру обеими руками, при таком общем обхвате находит самый заметный угол, затем берет фигуру в левую руку и держит ее именно за этот угол, считая его первым. Потом он ведет слева направо указательным пальцем правой руки последовательно по сторонам многоугольника, выделяя и считая каждый из углов до того угла, который держит пальцами левой руки.

Информация о работе Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников