Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:15, дипломная работа
Цель исследования: разработать систему дидактических игр и упражнений на развитие навыков тактильного обследования для дошкольников старшего возраста, имеющих зрительные патологии.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
1 -изучить и проанализировать специальную литературу и исследования тифлопедагогов, тифлопсихологов по данной проблеме;
2 - определить степень нарушенного зрения и зрительные возможности слабовидящих детей;
3 - выявить уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира у слабовидящих дошкольников;
4 - подобрать дидактические игры и упражнения для детей, соответственно возрасту;
5 - систематизировать дидактические игры и упражнения
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей.
1.1 Характеристика зрительных функций.............................................5
1.2 Зрительное восприятие детей дошкольного возраста.....................8
1.3 Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения......................................................................
1.4 Методологические основы обучения навыкам тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1 Содержание и результаты констатирующего эксперимента……
2.2 Содержание и методика формирующего этапа опытно-практической работы………………………………………………………………………………
2.3 Контрольный этап и его результаты……………………………
Выводы……………………………………………………………………………..
Заключение...........................................................................................................
Литература........................................
При проведении
коррекционной работы
В начале обучения
детям предлагались предметы
простой формы, например: овощи.
Затем предметы постепенно
В рамках формирующего
этапа выяснилось, что слабовидящие
дети довольно быстро узнавали
натуральные предметы по 1-2 признакам,
без развёрнутого процесса
Таким образом, на
этапе формирующего
2.3. Контрольный эксперимент и его результаты
На контрольном этапе использовалась методика констатирующего эксперимента с той же группой детей (2 слабовидящих ребенка, 4 ребенка с нормальным зрением).
При проведении
повторной диагностики с
В результате
наблюдений за детьми старшего
дошкольного возраста выявлено,
что все дети улучшили свои
результаты. Например, у Полины Я.
при обследовании предметов
Имя, Фамилия ребенка |
Лиза К. |
Настя Ш. |
Андрей К. |
Саша П. |
Лера А. |
Полина Я. |
|||
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||
Осязательное узнавание простых по форме предметов |
обследование действия рукой |
ощупывание |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 | |
вдавливание |
5 |
4 |
5 |
3 |
5 |
3 | |||
определение температуры предмета |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 | |||
определение характера поверхности предмета |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 | |||
выделение формы |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
3 | |||
выделение величины |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 | |||
выделение частей предмета |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 | |||
натурального ряда |
яблоко |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 | ||
огурец |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 | |||
гриб |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 | |||
чашка |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 | |||
утюг |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
3 | |||
игрушки (муляжи) |
яблоко (муляж) |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 | ||
огурец (муляж) |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 | |||
гриб (муляж) |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 | |||
чашка (игрушка) |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3 | |||
утюг (игрушка) |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 | |||
Осязательное узнавание сложных по форме предметов |
натурального предмета |
человек |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 | |
кошка (натуральная) |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 | |||
стул |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 | |||
машина |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 | |||
игрушки (муляжи) |
кукла (игрушка) |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
4 | ||
кошка (игрушка) |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
3 | |||
стул (игрушка) |
5 |
4 |
5 |
3 |
5 |
3 | |||
машина (игрушка) |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
3 | |||
Общее количество баллов |
118 |
108 |
113 |
96 |
123 |
87 |
Таблица № 2. Определение уровня сформированности навыков тактильного обследования (при выключении зрения)
Таким образом, в
результате контрольного
Лиза К. - высокий уровень;
Настя Ш. - высокий уровень;
Андрей К. - высокий уровень;
Саша П. - средний уровень;
Лера А. - высокий уровень;
Полина Я. - средний уровень.
В процентном выражении это составляет:
Высокий уровень - 67%;
Средний уровень - 33%;
Низкий уровень - 0%
Графическое изображение результата выглядит следующим образом.
График №2.
Y - количество баллов, полученных
после повторного обследования
детей экспериментальной
X - дети экспериментальной группы, соответственно нумерации в таблице.
В графике №3 отражены результаты контрольного этапа.
График №3.
Y - количество баллов, полученных
после обследования детей
X - дети формирующей группы,
соответственно нумерации в
Синий - результат констатирующего эксперимента;
Красный - результат контрольного эксперимента.
Следовательно, в результате
формирующего этапа уровень сформированности
навыков тактильного
Выводы
Формирование навыков тактильного обследования осуществляется с помощью различных видов деятельности: предметно-практической, игровой, применяемых на занятиях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе.
Результаты опытно-практической
работы показали, что дидактические
игры и упражнения являются эффективным
средством, с помощью которого старшие
дошкольники с нарушением зрения
побуждаются к познанию предметов
и явлений окружающего мира. Это
даёт им возможность социально
В процессе коррекционного обучения дети занимались с большим удовольствием. Этот интерес поддерживался с помощью дидактических игр и игровых заданий.
Таким образом, можно говорить
о необходимости использования
дидактических игр и упражнений
как средства обучения навыкам тактильного
обследования и интеграции в самостоятельную
предметно-практическую деятельность.
Можно воспитателям специализированных
дошкольных учреждений шире использовать
дидактические игры и упражнения
в системе коррекционной работы
по развитию у детей навыков тактильного
(осязательного) обследования, как со
слабовидящими детьми, так и со
зрячими дошкольниками для
Заключение
Дети дошкольного возраста с нарушением зрения испытывают затруднения при овладении программными требованиями детского сада. Это обусловлено не только нарушениями зрения, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии.
Влияние глубоких нарушений
зрения на процесс развития
связано с появлением
С помощью тактильного восприятия дети с нарушением зрения получают разнообразный комплекс ощущений – прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль. Это позволяет им определять форму, размеры, фактуру, деформацию тел, устанавливать пропорции и пропорциональные отношения.
Успешному проведению игр
способствует умелое педагогическое руководство
им. Для проблемного ребенка
Обучение и воспитание
детей с нарушением зрения осуществляется
на основе принципов, присущих всей системе
обучения и воспитания подрастающего
поколения. Вместе с тем их обучение
и воспитание имеет ряд своих
принципов и основных задач, направленных
на восстановление, коррекцию и компенсацию
нарушенных и недоразвитых функций,
организацию
Литература