Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:15, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать систему дидактических игр и упражнений на развитие навыков тактильного обследования для дошкольников старшего возраста, имеющих зрительные патологии.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
1 -изучить и проанализировать специальную литературу и исследования тифлопедагогов, тифлопсихологов по данной проблеме;
2 - определить степень нарушенного зрения и зрительные возможности слабовидящих детей;
3 - выявить уровень сформированности навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира у слабовидящих дошкольников;
4 - подобрать дидактические игры и упражнения для детей, соответственно возрасту;
5 - систематизировать дидактические игры и упражнения

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей.
1.1 Характеристика зрительных функций.............................................5
1.2 Зрительное восприятие детей дошкольного возраста.....................8
1.3 Особенности зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения......................................................................
1.4 Методологические основы обучения навыкам тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности………………………………………………………….
Выводы…………………………………………………………………….
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа
2.1 Содержание и результаты констатирующего эксперимента……
2.2 Содержание и методика формирующего этапа опытно-практической работы………………………………………………………………………………
2.3 Контрольный этап и его результаты……………………………
Выводы……………………………………………………………………………..
Заключение...........................................................................................................
Литература........................................

Файлы: 1 файл

Диплом3.docx

— 1.70 Мб (Скачать)

    При проведении  коррекционной работы посредством  дидактических игр был использован  разнообразный дидактический материал, который обследовался в определённой  последовательности: натуральные предметы, их заместители или игрушки,  муляжи, затем предлагались различные  варианты этих предметов

    В начале обучения  детям предлагались предметы  простой формы, например: овощи.  Затем предметы постепенно усложнялись  по количеству составных частей, например: посуда, мебель.

    В рамках формирующего  этапа выяснилось, что слабовидящие  дети довольно быстро узнавали  натуральные предметы по 1-2 признакам,  без развёрнутого процесса обследования, но при узнавании игрушек, муляжей  испытывали значительные затруднения,  процесс обследования проходил  более развёрнуто. Выяснилась ещё одна трудность при обучении. Слабовидящие дети узнавали, относительно быстро, предметы простой формы (овощи, посуду), предметы более сложной формы узнавались детьми с трудом. Дети с нормальным зрением проявляли себя по разному: одни без ошибочно и быстро выполняли задание, у других были проблемы при узнавании предметов сложной формы.  

  Таким образом, на  этапе формирующего эксперимента  был использован целый комплекс  общих и специфичных методов  и приёмов коррекционно-воспитательной  работы, основным звеном, которого  является дидактическая игра.

 

2.3. Контрольный  эксперимент и его результаты

На контрольном этапе  использовалась методика констатирующего  эксперимента с той же группой  детей (2 слабовидящих ребенка, 4 ребенка  с нормальным зрением).

    При проведении  повторной диагностики с детьми  экспериментальной группы условия  организации были максимально  приближены к тем, которые создавались  на констатирующем этапе, поведение  детей значительно изменилось. Они  вели себя более раскованно, уверенно. Дети планомерно, последовательно  обследовали предметы. Руки двигались  уверенно при проведении обследования, пальцы рук сильно сжимали  и надавливали на поверхность  предмета, когда это было нужно.  Обследовательские движения были  не напряжёнными. Дети научились  быстро узнавать предметы на  основе тактильных ощущений.

    В результате  наблюдений за детьми старшего  дошкольного возраста выявлено, что все дети улучшили свои  результаты. Например, у Полины Я.  при обследовании предметов руки  не напряжены, может выделять  составные части предметов, но  ещё допускает ошибки в выделении  составных частей предмета, а  также в узнавании сложных  предметов. Безошибочно узнаёт  предметы сложной формы Лера  А.. Чуть похуже определяет предметы  сложной формы Лиза К. и Андрей К. Труднее даётся узнавание заместителей предмета Настя Ш., Саша П., Полина Я.. Дети самостоятельно выбирают способ обследования. Анализ наблюдений за обследовательскими движениями рук показал, что у всех детей навык обследования доведён до автоматизма. Результаты контрольного эксперимента с детьми экспериментальной группы отображены в таблице № 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя, Фамилия ребенка

Лиза 

К.

Настя Ш.

Андрей К.

Саша П.

Лера А.

Полина Я.

 

1

2

3

4

5

6

Осязательное узнавание  простых по форме предметов

обследование действия рукой

ощупывание

5

4

4

4

5

5

вдавливание

5

4

5

3

5

3

определение температуры  предмета

5

5

5

5

5

4

определение характера поверхности  предмета

4

4

4

3

5

3

выделение формы

3

4

5

4

5

3

выделение величины

4

5

5

5

5

4

выделение частей предмета

4

4

4

4

5

3

натурального ряда

яблоко

5

4

4

4

5

4

огурец

5

4

4

5

5

3

гриб

5

5

5

5

5

3

чашка

5

5

5

4

5

4

утюг

5

5

5

3

4

3

игрушки (муляжи)

яблоко (муляж)

4

4

4

3

5

3

огурец (муляж)

4

4

4

3

5

3

гриб (муляж)

5

5

5

5

5

4

чашка (игрушка)

5

5

4

4

5

3

утюг (игрушка)

5

5

4

4

5

4

Осязательное узнавание  сложных по форме предметов

натурального предмета

человек

4

4

5

4

5

4

кошка (натуральная)

5

4

4

3

5

4

стул

5

4

4

4

5

4

машина

5

4

5

5

5

3

игрушки (муляжи)

кукла (игрушка)

4

4

5

3

5

4

кошка (игрушка)

4

4

4

2

4

3

стул (игрушка)

5

4

5

3

5

3

машина (игрушка)

5

4

5

4

5

3

Общее количество баллов

118

108

113

96

123

87


 

Таблица № 2. Определение  уровня сформированности навыков тактильного  обследования (при выключении зрения)

 

 

 Таким образом, в  результате контрольного эксперимента  отмечен следующий уровень сформированности  навыков тактильного обследования:

Лиза К. - высокий уровень;

Настя Ш. - высокий уровень;

Андрей К. - высокий уровень;

Саша П. - средний уровень;

Лера А. - высокий уровень;

Полина Я. - средний уровень.

В процентном выражении это  составляет:

Высокий уровень - 67%;

Средний уровень - 33%;

Низкий уровень - 0%

 

Графическое изображение  результата выглядит следующим образом.

График №2.

Y - количество баллов, полученных  после повторного обследования  детей экспериментальной группы;

X - дети экспериментальной  группы, соответственно нумерации  в таблице.

В графике №3 отражены результаты контрольного этапа.

График №3.

Y - количество баллов, полученных  после обследования детей формирующей  группы;

X - дети формирующей группы, соответственно нумерации в таблице.

Синий - результат констатирующего  эксперимента;

Красный - результат контрольного эксперимента.

Следовательно, в результате формирующего этапа уровень сформированности навыков тактильного обследования у детей старшего дошкольного  возраста вырос. Дети, показавшие низкий уровень на констатирующем этапе  перешли на средний уровень (Саша П., Полина Я.), дети со средним уровнем  показали высокие результаты (Андрей К., Настя Ш.). Лера А. и Лиза К. остался  на высоком уровне, но значительно  улучшил свои качественные и количественные результаты. В конечном итоге были получены более высокие показатели, по сравнению с начальными показателями. Это подтверждает эффективность  выбранного средства коррекционной  работы - дидактической игры и упражнения.

 

 

 

Выводы 

Формирование навыков  тактильного обследования осуществляется с помощью различных видов  деятельности: предметно-практической, игровой, применяемых на занятиях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе.

Результаты опытно-практической работы показали, что дидактические  игры и упражнения являются эффективным  средством, с помощью которого старшие  дошкольники с нарушением зрения побуждаются к познанию предметов  и явлений окружающего мира. Это  даёт им возможность социально адаптироваться в обществе зрячих людей и подготавливает их к обучению в школе.

В процессе коррекционного обучения дети занимались с большим  удовольствием. Этот интерес поддерживался  с помощью дидактических игр  и игровых заданий.

Таким образом, можно говорить о необходимости использования  дидактических игр и упражнений как средства обучения навыкам тактильного  обследования и интеграции в самостоятельную  предметно-практическую деятельность. Можно воспитателям специализированных дошкольных учреждений шире использовать дидактические игры и упражнения в системе коррекционной работы по развитию у детей навыков тактильного (осязательного) обследования, как со слабовидящими детьми, так и со зрячими дошкольниками для более  полного и активного познания окружающего мира.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Дети дошкольного возраста с нарушением зрения испытывают затруднения  при овладении программными требованиями детского сада.               Это обусловлено не только нарушениями  зрения, но и специфическими отклонениями в их психическом развитии.    

 Влияние глубоких нарушений  зрения  на процесс развития  связано с появлением отклонений  во всех видах познавательной  деятельности и складывается  на формировании личностной и  эмоционально-волевой сфере ребенка.  Наиболее резко нарушение зрения  проявляется в снижении общего  количества получаемой извне  информации,  в изменении ее  качества.

С помощью тактильного  восприятия дети с нарушением зрения получают разнообразный комплекс ощущений – прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль. Это позволяет  им определять форму, размеры, фактуру, деформацию тел, устанавливать пропорции  и пропорциональные отношения.

Успешному проведению игр  способствует умелое педагогическое руководство  им. Для проблемного ребенка эмоциональная  сторона организации игры – важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроем должен вызвать  у него положительное отношение  к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и  проявляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать  вместе и добиваться положительного результата.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения осуществляется на основе принципов, присущих всей системе  обучения и воспитания подрастающего  поколения. Вместе с тем их обучение и воспитание имеет ряд своих  принципов и основных задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию  нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного  обучения, подготовку к жизни и  труду в современном обществе. Специфика обучения и воспитания детей с нарушением зрения проявляется в учете общих закономерностей развития детей, опоре на их здоровые силы и сохранные возможности [7, С 3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Аветисов Э.С. Руководство по детской офтальмологии. - М., 1987.
  2. Ананьев Б.Г. Развитие тактильной чувствительности. - М., 1985.
  3. Башаева В. Развитие восприятия у детей // Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
  4. ВенгерЛ.А., Пилюгина Э.Г., ВенгерН.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1990.
  5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб:  Лань, 2008.
  6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
  7. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М., 1990.
  8. Запорожец А.В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте // Тезисы докладов на II съезде психологов. - М., 19963.
  9. ЗемцоваМ.И. Пути компенсации слепоты. - М., 1956.
  10. Зинченко В.П., Рузская А.Г. Взаимоотношение осязания и зрения у детей дошкольного возраста // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. - М. Просвещение, 1966.
  11. Каплан А.И. Детская слепота// Цветовое остаточное зрение. – М.: Педагогика, 1979.
  12. Каплан А.И., Морозова Н.Г. Если ребёнок плохо видит. – М. Педагогика, 1969.
  13. Ковалевский Е.И. Берегите зрение детей. – М., 1976.
  14. КрутецкийВ.А. Психология. - М., 1980.
  15. ЛибманЕ.С., ВервельскаяВ.М. и др. Роль кожного анализатора в трудовой деятельности незрячих. - М.: ВОС, 1984.
  16. Литвак А.Г. Соотношение компенсации и коррекции в развитии слепых и слабовидящих школьников // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. - Л., 1976.
  17. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопедагогики: учебное пособие. - Л., 1973.
  18. Литвак А.Г. Тифлопсихология: учебное пособие для пед. ин-товспец. № 2111 «Дефектология». – М., 1985.
  19. МалеваЗ.П. Наиболее распространенные патологии зрительного анализатора у детей // Здоровье дошкольника. - 2010. - № 1- С.6
  20. МалеваЗ.П. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей // Здоровье дошкольника. - 2009. - № 6 - С. 14
  21. МалеваЗ.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. - М., 2009.
  22. Методические пособие: Опыт системного комплексного подхода к педагогической и медицинской коррекции в детском саду для детей с нарушением зрения. – М., 1994.
  23. Методическое пособие по обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения дошкольного возраста /Под ред.И.Г. Сумарокова. - Н. Новгород: Перспектива, 2004.
  24. МоргулисИ.С. Организация коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых. – Киев, 1992.
  25. Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей // Сборник научных трудов. - М., 1975.
  26. НемовР.С. Психология / часть II. - М., 2003.
  27. Основы специальной психологии / Под ред.Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2009.
  28. Плаксина Л.И. Игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире слабовидящих дошкольников. № 4 «Дефектология». – М., 1991.
  29. Плаксина Л.И. Как учить слабовидящего ребёнка видеть и понимать окружающий мир // Воспитание слабовидящего ребёнка в семье. - М., 1986.
  30. Плаксина Л.И. Методические рекомендации к использованию «Программы воспитания в дошкольных учреждениях для детей с косоглазием и амблиопией». - М., 1978.
  31. Плаксина Л.И. Обучение и воспитание детей с нарушением зрения в дошкольных учреждениях. - М., 1978.
  32. Плаксина Л.И. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. – М., 1998.
  33. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. - М., 1998.
  34. ПрессманА.А. О роли предметного действия в формировании зрительного образа у ребёнка // Проблемы психологии. - Л., 1948.
  35. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа). Часть I - Детский сад / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М., 1999 г.
  36. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко. - М., 1998.
  37. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. – СПб, 2008.
  38. Слабовидящие дети / Под ред. Ю.Н. Кулагина, Н.Г.Морозовой, М.Б.Эйдиновой. – М.: Просвещение, 1967.
  39. Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей: Сборник научных трудов. / Редком:Л.И. Солнцева, В.П. Ермаков. - М., 1986.
  40. Солнцева Л.И. Принципы адаптации диагностических методик, используемых при обследовании детей с нарушениями зрения разных возрастных групп // В кн.: Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении. – М., 2001.
  41. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.
  42. Специальная психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2009.

Информация о работе Процесс формирования навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности у слабовидящих дошкольников